Хозяйственный «бездорожник»

Машина вспоминала как грузопассажирское транспортное средство, на котором возможно было перевозить хотя бы маленькие партии грузов для домашнего хозяйства в условиях демисезонного и зимнего распутья.
Изготавливалась она преимущественно из материалов, имевшихся в то время в наличии под руками. Ну а силовой агрегат от ветхого мотоцикла Восход, капитально отремонтированный, в далеком прошлом ожидал собственного часа быть применённым в деле. От этого же мотоцикла использованы руль, другие узлы и топливный бак.

При изготовлении трансмиссии и ходовой части большое количество элементов заимствовано от комбайна Ниваот него же и лобовое стекло.

Описание конструкции начну с компоновки вездехода. Она, в неспециализированном-то, хорошая (в случае если так возможно выразиться по поводу данной далеко не хорошей автомобили).

Вездеход двухосный, четырёхопорный. Передние колёсауправляемые, задниеведущие. Лишь в качестве движителей использованы не простые колёса, а самодельныена шинах низкого давления.

Силовой агрегат размещён впереди передней осипожалуй, лишь такое его размещение способно обеспечить действенное естественное охлаждение цилиндраведь скорость автомобили низка.

Конструкция вездеходарамная. Кабина расположена между передней и задней осями, а кузовнепосредственно над задним мостом.

Рамасварная, пространственная. Размеры её элементов на чертеже даны приблизительные, поскольку снимал их уже с готовой конструкции.

Базой рамы являются два лонжерона из трубы наружным диаметром 38 мм, соединённые между собой в нескольких местах поперечинами из трубы прямоугольного сечения 40×25 мм.

Хозяйственный «бездорожник»

Вездеход на пневматиках:

1шина переднего колеса (камеры от задних колёс комбайна Нива, 2 шт.); 2капот (фанера, s4); 3руль (от мотоцикла Восход); 4бензобак (от мотоцикла Восход); 5сиденье; 6место пассажира; 7подножка; 8крыло (2 шт.); 9крыша кабины (кожзаменитель); 10тормозная тяга; 11кузов; 12рычаг подвески (2 шт.); 13поперечный ремень (транспортёрная лента, 32 шт.); 14продольный ремень (транспортёрная лента, 4 шт.); 15подкос подвески (2 шт.); 16рулевая тяга (2 шт.); 17двигатель (от мотоцикла Восход); 18пусковой рычаг с тросом; 19поворотный кулак; 20переднее колесо (2 шт.); 21фара (тракторная); 22зеркало заднего вида (2 шт.); 23ведущее колесо (2 шт.); 24подшипниковый узел ведущего вала (2 шт.); 25ведущий вал; 26приводная звёздочка ведущего вала; 27тормозное устройство; 28заднее крыло (2 шт.); 29шина ведущего колеса (камеры от задних колёс комбайна КСК-100, 2 шт.)

В передней части рамы приварен фрагмент моторного подрамника от мотоцикла Восходдля крепления на нём двигателя, а к немуокантовка фары. Сверху окантовка скреплена дополнительно стяжкой с рулевой колонкой, являющейся средней стойкой рамки передней панели. Ещё одна стяжка соединяет саму колонку с каркасом сиденья, на нём установлен топливный бак, как на хребтовой трубе рамы мотоцикла.

К колонке приварены две втулки рулевого вала: одна внизу, вторая вверху.

К задним финишам лонжеронов приварены Т-образные опорные площадки корпусов подшипников вала заднего моста. Сами площадки изготовлены из двух равнополочных уголков размерами 45х45 мм.

Каркас кузова также выполнен заодно с рамой. Но большой силовой нагрузки он не несёт и потому выполнен преимущественно из квадратной трубы 25×25 мм.

Ещё к раме и к каркасу кузова приварены консоли для крепления к ним крыльев. А вот элементы остова кабины, выполненные из древесных брусков и дюралюминиевых трубок, к элементам рамы прикреплялись болтами М6.

Для лобового стекла произведено собственное обрамление из древесных брусков сечением 30×30мм. Обрамление опирается на верхнюю поперечину рамки передней панели, стойки которой, со своей стороны, приварены к передним финишам лонжеронов.

каркас и Рама кузова

1лонжерон (труба d38, 2 шт.); 2стойка амортизатора (труба 20×30, 2 шт.); 3межстоечная распорка (труба d25); 4моторный подрамник (от рамы мотоцикла Восход); 5окантовка фары (уголок 20×20); 6рулевой и стяжка окантовки колонки с подкосом (труба d25); 7 рулевая колонка (труба d25); 8втулки рулевого вала (труба d32,2 шт.); 9рамка передней панели (труба d25); 10стяжка рулевой колонки и каркаса сиденья (труба d25); 11каркас сиденья (труба 25×25); 12передний подкузовной подкос (труба 25×25,3 шт.); 13поперечина (труба 20×40,3 шт.); 14опорная площадка крепления корпуса подшипника вала заднего моста (спаренный уголок 45×45, 2 шт.); 15подкузовные стойки (труба d25,4 шт.); 16задний подкузовной подкос (труба d25, 2 шт.); 17каркас кузова (труба 25×25); 18полурамка заднего борта (труба 25×25); 19консоль заднего крыла (уголок 25×25, 6 шт.) 20стяжная дуга заднего крыла (труба d25, 2 шт.); 21консоль переднего крыла (труба d25,2 шт.); 22подножка (труба d25)

Остальные элементы остова кабины изготовлены преимущественно из дюралюминиевых трубок от ветхой раскладушки. Кабина автомобили, и крылья и межкузовная перегородка выполнены из 4-мм фанеры. Фанерные панели прикреплены к элементам остова болтами М6. Крыша обтянута кожзаменителем. Дверей у кабины нет, а пол, как и сиденье, выполнен из бакелитизированной фанеры толщиной 10 мм. На фанерную базу последнего положен поролон и оно обтянуто кожзаменителем.

Сиденье пассажираоткидное, находится в кузове. Борта кузова, как и у кабины, обшиты 4-мм фанерой, а на пол также положен лист 10-слойной бакелитизированной фанеры. Задний борт кузова сделан раскрывающимся на дверных петлях.

Трансмиссия (передача крутящего момента от двигателя к движителю) складывается из двух цепных передач с промежуточным валом неспециализированным передаточным числом i = 3,1. Ведущая звёздочка, установленная на выходном валу силового агрегата, имеет 15 зубьев. Для её изготовления была использована ступица штатной, а её венецкомбайновый. От неё вращение передается на 18-зубую звёздочку промежуточного вала.

На втором его финише установлена 28-зубая звёздочкаот неё цепь идет на приводной вал задних колёс, на котором закреплена громадная ведомая звёздочка с числом зубьев72. Все зубчатые колёса, как и цепи, имеют однообразный ход 15,875 мм и использованы от жатки комбайна Нива. Натяжение передней цепианалогично мотоциклетному, а заднейс помощью натяжной звёздочки.

Передняя цепь имеет достаточно громадную длину, но она скользит по древесным (дубовым) рейкам, каковые делают функции успокоителя.

Схема трансмиссии, рулевого управления и тормозной системы вездехода:

1двигатель; 2звёздочка выходного вала (ведущая), z = 15; 3приводная цепь первой ступени t = 15,875; 4промежуточный вал; 5ведомая звёздочка z = 18 первой ступени цепной передачи (малая звёздочка промежуточного вала); 6натяжное устройство цепи первой ступени; 7ведущая звёздочка z=28 второй ступени цепной передачи (громадная звёздочка промежуточного вала); 8натяжная звёздочка цепи второй ступени; 9приводная цепь второй ступени t = 15,875; 10второй ступени и = 72 ведомая звёздочка цепной передачи (приводная звёздочка ведущего вала); Иведущий вал; 12ведущие колёса на псинах низкого давления; 13тормозная педаль; 14тяга; 15тормозная лента; 16тормозной барабан; 17руль; 18рулевой вал; 19сошка; 20рулевая тяга (2 шт.); 21поворотный кулак (2 шт.); 22управляемое колесо на шине низкого давления (2 шт.)

Ведущий (задний) вал диаметром 30 мм и длиной 925 мм вращается в двух подшипниках, каковые вместе с корпусами использованы всё от того же комбайна Нивана них посажены клавиши соломотряса. Корпуса подшипников закреплены на задних концах и площадках лонжеронов.

Задний мост без дифференциалаведь на вездеходе ездить по жёсткому грунту фактически не приходитсяне для этого он строился. А потому задний приводной вал выполнен цельным (а не из полуосей, как в большинстве случаев в дифференциальном приводе). На его финишах нарезана резьба М20, а на перепадах проточены конуса.

Ближе к правому (по ходу) финишу приварен фланец из металлической полосы с косынкамик нему прикрепляется громадная ведомая 72-зубая звёздочка второй ступени цепной передачи.

Задний ведущий мост:

амост в сборе (без колёс); бпоузловая членёная схема
(на правой стороне продемонстрировано заднее колесо, а на левойтолько его втулка-катушка);
1ступица левого колеса; 2подшипниковый опорный узел вала (от комбайна Нива); 3вал; 4ступица приводной звездочки; 5 — приводная звёздочка (z = 72, от комбайна Нива); 6 — тормозной барабан (натяжной шкив ремённой передачи комбайна Нива); 7тормозная лента (от ремённой передачи комбайна Нива); 8ступица правого колеса (с фланцем); 9втулка-катушка колеса; 10заднее ведущее колесо

Тут же на валу установлен тормозной барабан (натяжной шкив от комбайна), подсоединённый через крестообразный фланец, приваренный
к ступице колеса (от полуоси автомобиля Москвич). В ступицах проточены конусные отверстия (ответные конусам на финишах вала). Крепление ступиц производится затяжкой гаек М20.

Так, отсутствие дифференциала угрожает только проворачиванием ступицы (с колесом) на конусе, чего за долгую эксплуатацию, к счастью, ещё не происходило. Торможение осуществляется за счёт обжима лентой (также от комбайна) барабана. В воздействие тормоз приводится от педали в кабине через тягу.

Рулевое управление вездеходасмешанного (мотоциклетно-автомобильного) типа. Руль с рукояткой газа и рычагом сцеплениямотоциклетные (от Восхода), а направляющих колесадва, как у автомобиля.

На нижнем финише рулевого вала закреплена пластина (рулевая сошка) с вваренными в неё втулками (финиши от поворотных рычагов автомобиля Запорожец) для пальцев рулевых тяг. Тяги изготовлены из трубок диаметром 20 мм и наконечников также от Запорожца.

рычаги передней и Поворотные кулаки подвескисамодельные. Сперва на подвеску установил амортизаторы от тяжёлого мотоцикла, но они были слабоватыми. Позже заменил их твёрдыми трубчатыми подкосами с сайлент-резьбовым пальцем и блоками на верхнем финише. Вворачивая либо выкручивая палец из подкоса, возможно регулировать развал колёс, ликвидируя неточность сборки.

Ступица переднего колеса использована от культиватора для междурядной обработки растений.

Переднее (управляемое) колесо (все крепёжные отверстия в деталяхпод болты М6:

1обод (от мопеда Рига); 2ушко для крепления диска (металлической лист s1,5,16 шт.); 3кольцо (сдвоенный металлический стержень d8, 2 шт.); 4спицы (проволока d6, 16 шт.); 5центральный диск (фанера s 10); 6ложементы (металлической лист s2, 16 шт.); 7боковой диск (фанера, лист s2,2 шт.)

Узлы передней подвески:

1рычаг; 2подкос; 3шкворень; 4поворотный кулак

Устройство принудительного воздушного охлаждения двигателя:

1головка цилиндра двигателя; 2крестообразный кронштейн; 3крыльчатка (аллюминие-вый лист s2); 4 ведомый шкив крыльчатки (текстолит); 5кожух (обечайка от банки из-под краски); 6приводной ремень-пасик (уплотнительное резиновое кольцо от тракторного пускового двигателя); 7ведущий шкив (дюралюминий); 8 — особая шпилька М8удлинитель вала-ротора генератора

Колёсасамодельные. По конструкции и размерам передние колёса отличаются от задних. В качестве шин использованы по две камеры.
Одна из камер разрезана на протяжении по внутренней окружности и надета на другую, целую. На колёсах установлено по восемь поперечных ремней шириной 50 мм. Все они соединены продольным наружным ремнём шириной 100 мм.

Передние шины низкого давлениякамеры от задних колёс комбайна Нива, задниеот КСК-100.
На вездеходе установлена одна курсовая фара от трактора. Двигатель запускается посредством троса, прикреплённого к заводному рычагу. Рычаг переключения передач перенесён в кабину и соединяется со штатным через тягу.

Заканчивая описание конструкции вездехода, сообщу, что двигатель уже на протяжении эксплуатации автомобили претерпел трансформации. По окончании двух сезонов я заменил штатную моторную звёздочку вместе с сцеплением и цепью на соответствующие от мотоцикла Минск. В следствии возросло тяговое упрочнение на ведущих колёсах.

И ещё. При медленном перемещении двигатель перегревался кроме того в прохладную погоду. Было нужно снабдить его устройством принудительного воздушного охлаждения.

Главная подробность устройствачетырёхлопастная крыльчатка диаметром 140 мм, выполненная из 2-мм алюминиевого страницы. К крыльчатке тремя болтиками М4 прикреплён приводной текстолитовый ролик-шкив диаметром 60 мм ремённой передачи, сидящий на подшипнике.

Забраны они от какого-либо самолётного сервопривода. Крыльчатка снабжена кожухом, в качестве которого использована обечайка диаметром 150 мм жестяной банки из-под краски. И крыльчатка, и обечайка при помощи крестообразного кронштейна прикреплены к крайнему ребру охлаждения головки цилиндра.

Привод крыльчатки осуществляется от вала-ротора генератора, что удлинён особой шпилькой М6, одним финишем выходящей наружу. Для этого в торце вала выполнено глухое осевое отверстие М6, а в крышке генератораотверстие диаметром 10 мм. Ведущий шкив туго посажен на утолщённую шейку шпильки, зафиксирован от проворачивания шпонкой из проволоки диаметром 1,5 мм и законтрен гайкой М6 с пружинной шайбой.

Соответствующее отверстие под шпонку просверлил по месту по окончании установки ролика на вал. В качестве пасика (приводного ремня) использовано резиновое уплотнительное кольцо от тракторного пускового двигателя Д-240.

За время эксплуатации с 2001 года вездеход собственное назначение оправдал. Запас прочности у него также достаточныйполомок не было. Мощности силового агрегата хватает чтобы перевозить полкуба дубовых дров на второй а также третьей передаче.


Н. КУРБАТОВ, п. Борисовка-2, Белгородская обл.

Рандомные статьи:

Исправляем развал и схождение задних колес наланос,сенс,нексия,шанс,опель кадет,вектра


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • «Болотный» мотоцикл

    «Болотный» мотоцикл («МБ») рекомендован для перевозки двух человек с грузом до 50 кг и 100 кг в прицепе в условиях полного распутья: болота, зимники,…

  • Пневмоход-трансформер

    Когда-то на телевидении была популярная передача «Это вы имеете возможность», в которой умельцы говорили о созданных ими конструкциях. Пожалуй, в ней в…

  • Электроцикл

    защита и Экология внешней среды становятся всё более актуальными темами во всём мире. Неизменно ужесточаются требования по выбросам вредных веществ…

  • Внедорожник-пневмоход

    Ставший уже привычным сюжет на телевидении зимний период — снятие с оторвавшейся льдины любителей подледного лова. Чуть ли не каждый год нам показывают,…