Как мы знаем, для разных дорожных условий: спусков, подъемовна многих типах велосипедов применяют блок звездочек различных диаметров, разрешающих поменять крутящий момент на заднем ведущем колесе. Механизмы эти относительно сложные, удорожающие конструкцию, не разрешающие применять ножное торможение. А ведь крутящий момент возможно регулировать, меняя длину шатунов!
И их переделку просто сделать дома на любых дорожных велосипедах.
На рисунке 1 изображен трехскоростной шатун. К каждому из даух рычагов простых педалей надежно приварена металлическая накладка с тремя глухими отверстиями. На резьбовой финиш оси каходой педали хорошо навинчена металлическая втулка диаметром 18 мм, вольно входящая в любое из трех глухих отверстий (с зазором 0,30,5 мм). Любая педаль снабжена самодельным туклипсом (см. Моделист-конструктор № 5 2000), хорошо прижимающим к ней стопу.
Извлекать ноги из туклипсоа при езде и остановках нет необходимости; в случае если нужно перевести скорость, то велосипедист отводит стопу с педалью в сторону, выводя втулку из одного отверстия накладки, и легко и скоро вводит ее (имеющую на финише фаску 1,5×45) а соседнее отверстие, меняя крутящий момент. После этого те же действия совершает левой ногой. Целый процесс занимает не более пяти секунд. При остановке каждая нога ставится на землю вместе с педалью.
Туклипсы к тому же оказывают помощь тащить педали вверх, повышая мощность привода.
На рисунке 2 продемонстрирован вариант двухскоростного шатуна. Ось педали с туклипсом хорошо ввинчена в дополнительный, укороченный посредством отрезного абразивного круга (либо ножовки) шатун. В его середине просверлено отверстие диаметром 8 мм, в которое жестко впрессована и приаарена ровная часть ступенчатой полушпильки.
Резьбовая же ее часть вольно ввинчена (для возможности разаорота по резьбе М14 дополнительного шатуна на 180) в резьбовое отверстие главного шатуна для оси педали. Потому, что резьбы на левом и правом шатунах различного направления, то для изготовления полушпилек лучше применять соответствующие оси педалей, обрезав и проточив их на станке. Упорный штифт впрессован в основной шатун и фиксирует положение дополнительного шатуна в соответствии с требованиями дороги.
Трехскоростной шатун:
1штатный шатун; 2накладка (сталь 45); 3переходная втулка (сталь 45); 4ось педали; 5педаль; 6туклипс (педаль и туклипс продемонстрированы условно)
На рисунке 2а суммарная протяженность шатунов велика и образовывает 210 мм, что предпочтительно при езде в гору, в то время, когда требуется большой крутящий момент. На рисунке 26 продемонстрировано положение педали с минимальной длиной рычага шатуна (140 мм)для стремительного педалирования по ровной дороге.
ноги и Педали при вращении не касаются ни дороги, ни колеса. (Не смотря на то, что быть может, что в первом варианте придется легко вогнуть молотком заднюю вилку рамы, дабы удлиненный шатун не цеплялся за нее).
Двухскоростной шатун:
1 штатный шатун; 2упорный штифт (сталь 45); 3полушпилька (доработанная педальная ось от ветхого велосипеда); 4 дополнительный укороченный шатун (от ветхого велосипеда); 5педаль; 6туклипс; 7ось педали (педаль и туклипс продемонстрированы условно)
Переброску педалей в оба крайних положения просто сделать на ходу. Принципиально важно, что наряду с этим сохраняется ножное торможение для обоих положений. Туклипсы оказывают помощь не только педалировать, но и прижимать педали к упорным штифтам.
Тут нога обязана легко извлекаться из туклипса при остановке, потому, что в этом варианте педаль с шатуном связана жестко.
Как видно, оба варианта несложны, технологичны, дешёвы в изготовлении и действенны, что продемонстрировали их опробования.
В.ГАВРИЛОВ, п. Иноземцев о, Ставропольский край
Рандомные статьи:
Откручивается педаль на велосипеде. Что делать?
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Веловтулка переключает скорости
В 2007 году в № 9 отечественного издания была опубликована статья москвича В. Алёшина об изобретённой им велосипедной втулке заднего колеса, талантливой…
-
Звездочка одна — скоростей много
Одной из неприятностей педального привода велосипеда была и до тех пор пока остается необходимость трансформации крутящего момента на ведущее колесо в…
-
Не первый раз редакция публикует уникальные разработки по усовершенствованию велосипеда, создатель которыхизобретатель, инженер-конструктор Владимир…
-
«Триумф»: комфорт плюс скорость
«Им не страшны преграды!» — под таким девизом отечественный издание пара лет назад начал публиковать описания конструкций самодельной вездеходной…