«Элетран» приходит на помощь

Все инвалидные кресла отечественного производства имеют примитивный ручной привод.
К выпуску электрифицированных колясок по лицензии известной западногерманской компании «Майра» готовится Ставровский завод автотракторного оборудования. Но… масса ее образовывает 120 кг, а цена — практически как у «Запорожца».

Коляска эта лишена возможности складываться, а двигаться на ней при отказа электропривода за счет собственных мускулов нереально.

Все это вынудило нас взяться за создание независимого электропривода для стандартного инвалидного кресла. В ходе разработки он купил вид маленького и достаточно легкого блока-приставки, взявшего наименование «Элетран».

Такое ответ разрешает в первую очередь переоборудовать серийно производимые инвалидные кресла в электрифицированные без громадной конструктивной доработки, облегчает их транспортировку, хранение и переноску, не увеличивает габаритов, сохраняет возможность применения ручного привода.

Отечественный независимый блок к тому же возможно применять и для электропривода легких транспортных средств.

Габаритные размеры электропривода: протяженность — 403 мм, ширина — 290 мм, высота — 440 мм; его масса — 32 кг; мощность электродвигателей — 220 Вт; емкость аккумулятора — 55 А. ч., напряжение питания электродвигателей — 12 В. Большая скорость кресла с «Элетраном» образовывает 7 км/ч. Время постоянного перемещения до подзарядки аккумулятора в зависимости от нагрузки — 3…5 часов.

Схематическое изображение инвалидного кресла с блоком электропривода «Элетран» продемонстрировано на отечественных картинках.

Блок-приставка находится под сиденьем, между задними колесами; к раме коляски он крепится шарнирно, при помощи рычага. Соединительный узел складывается из зафиксированных на раме кресла двух кронштейнов, на которых винтами-барашками закреплена ось, вольно вращающаяся во втулке рычага. Крепежный болт предотвращает перемещение втулки на протяжении оси. Отсоединить блок-приставку калека может самостоятельно, не поднимаясь с кресла.

Для этого необходимо только отвинтить винты-барашки и разъединить электрический разъем.

Неспециализированный вид инвалидного кресла с независимым электроприводом:
1 — инвалидное кресло, 2 — независимый моторный блок-приставка «Элетран», 3 — кронштейн крепления оси, 4 — ось, 5 — рычаг, 6 — гайка, 7 — винт-фиксатор, 8 — втулка.

«Элетран» приходит на помощь
Независимый блок электропривода:
1 — рама, 2 — аккумулятор, 3 — редуктор, 4 — электродвигатели, 5 — цепь, 6 — колесо, 7 — кожух, 8 — электронный регулятор, 9 — пульт управления, 10 — разъем, 11 — рулевой рычаг, 12 — шпильки.

Благодаря симметричному распределению и шарнирной подвеске нагрузки относительно оси ведущего колеса блок не нагружает раму кресла и значительно не изменяет его характеристик.

Ведущее колесо, загруженное весом блока, может развивать тяговое упрочнение, достаточное чтобы при массе пассажира около 80 кг преодолевать подъемы крутизной около 20°. Необходимо оговориться, что отечественное инвалидное кресло разрешает с уверенностью передвигаться лишь по дорогам с усовершенствованным асфальтовым либо цементным покрытием. Это связано с маленьким диаметром передних колес (220 мм); такое же колесо использовано в блоке электропривода.

Схема установки электродвигателей:
1 — вал (сталь 45), 2 — полумуфты (Д16Т), 3 — правая полумуфта (Д16Т),4 — левая полумуфта (Д16Т), 5 — упругий элемент (резина), 6, 8 — левый и правый двигатели, 7 — ведомая шестерня.

Устройство блока «Элетран» продемонстрировано на отечественных чертежах.

Конструктивно он представляет собой твёрдую сварную раму, на которой установлены аккумулятор, двигатели и редуктор. Редуктор через цепную передачу соединяется со ступицей колеса; сам же блок закрыт кожухом. Управление двигателями осуществляется при помощи регулятора.

Для изготовления блока употреблялось оборудование, серийно производимое индустрией: автомобильный стартерный аккумулятор типа 6СТ55, два электродвигателя постоянного тока МЭ272 (проходит службу в последних моделях «Жигулей» и «Москвичей» для привода вентилятора совокупности охлаждения) мощностью по 110 Вт любой и двухскоростная коробка передач двигателя типа В-50 (от мопеда).

Картер стандартного двигателя В-50 обрезается так, дабы удалить из него механизм кик-стартера.

Место это закрывается крышкой. Коленчатый вал кроме этого удаляется. Вместо него устанавливается вал с муфтами и оба его финиша соединяются с электродвигателями.

Доработка картера двигателя В-50:
1 — плоскость обрезки картера, 2 — ось крепежного отверстия, 3 — картер двигателя В-50, 4 — ось коленвала, 5 — ось ведущей звездочки, 6 — ось стоек крепления двигателей, 7 — рычаг переключения передач, 8 — фланцы.

Дабы закрепить двигатели, нужно подготовить место для шпилек.

Для этого на картере справа и слева (по месту) расположены пластины из сплава Д16Т толщиной3—4 мм. Длину шпилек подбирают так, дабы обе половины муфты имели маленькой осевой люфт.

Переделка механизма переключения передач содержится в следующем.

К стандартному механизму переключения шарнирно подсоединяют рычаг с рукояткой. Скорости — первая, нейтральная и вторая — переключаются методом поворота рукоятки. В эргономичном месте к раме приваривается пластина с тремя пазами, в которых фиксируется рычаг на заданной передаче. Возможно, само собой разумеется, применять и тросовый механизм переключения передач.

Редуктор целесообразно закрепить на раме не жестко, а через резиновые прокладки-амортизаторы. Оченьважно шепетильно отрегулировать соосность обоих двигателей, а все шестерни и подшипники смазать консистентной смазкой. Наряду с этим блок будет трудиться с минимальным шумом.

В цепной передаче использована штатная ведущая звездочка мопеда (Z=15) и ведомая звездочка от велосипеда «Орленок» (Z=41). При таком передаточном отношении звездочек электрифицированное инвалидное кресло может развивать на второй передаче скорость до семи километров/ч, а на первой — до 3,5 км/ч. Натяжение мопедной цепи нужно шепетильно отрегулировать.

Рулевое управление выполнено в виде рычага, что по желаниюможет быть соединен или с правым, или с левым передним самоустанавливающимся колесом инвалидного кресла. Для этого нужно снять цапфы с подшипников переднего колеса и отвернуть гайки с его оси. На место гаек заворачивается резьбовой финиш рулевого рычага, а пластина, обозначенная на рисунке буквой «Г», совмещается с пером вилки, по окончании чего через них просверливается отверстие под болт М6.

Рулевое управление «Элетрана»:
1 — рулевой рычаг, 2 — втулка, 3 — труба, 4— рукоятка, 5— шайба.

Схема регулятора управления двигателями.

Электрическая схема пульта управления.

На картинках продемонстрированы кроме этого электрические схемы пульта и регулятора управления. Транзисторы КТ 818 и 7КТ152-63-3 нужно разместить на радиаторах. Контакты реле Р должны быть вычислены на коммутацию тока до 10А. Переменными резисторами сопротивлением 2,2 кОм устройство регулируют так, дабы сузить до желаемого предела угол поворота резистора, находящегося в ручке управления.

По окончании того как выходной транзистор регулятора будет всецело открыт, предстоящий поворот ручки будет приводить к срабатыванию реле, снабжая прямое подключение электродвигателей к аккумулятору.

Назначение тумблера «S1» на пульте — реверсирование двигателей для обеспечения заднего хода. Тумблер «S2» включает блок регулятора.

Розетка «S3» позволяет подключения зарядного устройства, и внешних потребителей тока напряжением 12В: радиоприемника, электрогрелки автомобильного типа, подогревателя пищи и воды и т. п.

Приведенное нами описание блока электропривода вычислено на самодельщиков, уже имеющих опыт независимой работы и определенные любительские навыки. Разумеется, что в отечественной конструкции возможно очень многое улучшить и тем более применять кое-какие детали и другие узлы.

Универсальность «Элетрана» содержится в том, что его возможно кроме этого применять для привода велосипедов и веломобилей, детских электромобилей, тележек внутризаводского транспорта, тележек, применяемых в торговых залах и больницах, грузоподъемностью 100…150 кг. Очевидно, в зависимости от нужной скорости транспортного средства нужно будет подбирать соответствующее значение передаточного числа цепного привода, а в некоторых случаях устанавливать на блоке ведущее колесо большего диаметра: к примеру, «дутик» диаметром 340 мм от детского велосипеда.

направляться, возможно, упомянуть и о отечественных опытах по дополнительному оборудованию инвалидного кресла и веломобиля солнечными панелями. Напомним, что наряду с этим значительно увеличивалась автономность «Элетрана», а веломобиль преобразовывался в настоящий солнцемобиль.

Схема солнечного велосипеда.

Схема солнцевеломобиля.

Детский педальный автомобиль с солнечной панелью и блоком электропривода.

Грузовая тележка с блоком электропривода.

А. КНОХ, А. ПОПОЛОВ

Рандомные статьи:

Армия приходит на помощь


Похожие статьи, которые вам понравятся:

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.