Не имеет смысла сравнивать мотороллер-легковой автомобиль и скутер — автомобили эти совсем различные. Однако, конструкторы мототехники всегда делают попытки наделить двухколесные транспортные средства комфортабельностью их четырехколесных собратьев. Сейчас все чаще на улицах городов видятся легкие мотороллеры-скутеры, оснащенные обтекателем, напоминающим лишенный дверей кузов легкового микроавтомобиля.
Таковой комбинированный транспорт не в пример комфортнее классического байка — особенно для нашей страны с ее климатом, изобилующим спонтанными осадками «в виде мокрого снега и дождя».
Воображаем конструкцию скутера, созданную на базе узлов и деталей мопеда «Карпаты» и мотоцикла «Минск» инженером И.Мневником. Машина его конструкции представляет собой удлиненный и приземистый мокик, в полной мере подходящий для оснащения его легким обтекателем.
Возможно, нет особенного смысла в подробном рассказе о самом транспортном средстве — о таких самоделках в «Моделисте-конструкторе» рассказывалось несколько раз. Назовем только его главные конструктивные изюминки.
Рама скутера — хребтового типа, согнута из металлической трубы 34×2,5 мм. Передняя вилка — от мотоцикла «Минск», мало только укороченная. Руль — самодельный, согнут из металлической трубы 22×1,5 мм.
Задняя маятниковая вилка — кроме этого самодельная (в принципе, подошла бы и стандартная, от мопеда . либо мотоцикла «Минск»), амортизато-‘ ры — от «Минска». Топливный бак — от мопеда «Рига-11». В случае если таковой бак найти не удастся («Рига-11» уже давно не выпускается), рекомендуем воспользоваться подходящей пластиковой канистрой из-под моторного масла — необходимо только установить на нее обычный мотоциклетный кран-отстойник.
Компоновка скутера:
1 — переднее колесо (от мопеда «Карпаты»); 2 — передний грязевой щиток («Карпаты»); 3 — передняя вилка (от мотоцикла «Минск», доработанная); 4 — фара («Минск»); 5 — кронштейн крепления фары (дюралюминий, полоса 50×5); 6 — руль (сталь, труба 22×1,5); 7 — рама; 8 — двигатель V-50 («Карпаты»); 9— сиденье; 10 — спинка; 11—обтекатель; 12 — топливный бак (от мопеда «Рига-11» либо пластиковая канистра); 13 — задний амортизатор («Минск», 2 шт.); 14 — задний фонарь («Карпаты»); 15 — задний грязевой щиток («Карпаты»); 16 — заднее колесо («Карпаты»); 17 — задняя маятниковая вилка; 18 — втулочно-роликовая цепь; 19 — глушитель («Карпаты»)
Двигатель — типа V-50 (такие устанавливались в свое время фактически на всех отечественных мопедах), с ножным рычагом-тумблером коробки передач и ножным пусковым рычагом-кикстартером.
спинка и Сиденье — самодельные, однообразные по конструкции. И то и другое складывается из фанерного (толщиной 12 мм) основания, подушки из пористой резины (два слоя по 20 мм), поролона (один-два слоя по 40 мм) и обшивки из неестественной кожи.
сиденья и Крепление спинки к раме — посредством кронштейнов, согнутых из металлического страницы толщиной 2 мм. Привод переднего тормоза— обычный, ручной, посредством троса в боуденовской оболочке, заднего — ножной, от самодельной педали, закрепленной на раме скутера, с правой его стороны; с тормозным устройством заднего колеса педаль соединяется кроме этого тросом в боуденовской оболочке
Рама скутера в сборе с передней н задней вилками (размеры со «звездочкой» уточнить по месту):
1 — передняя вилка (от мотоцикла «Минск», доработанная); 2 — усиление рамы (сталь, лист s2, 2 шт.); 3 — передние кронштейны крепления двигателя (сталь, лист s3); 4 — хребтовая балка рамы (сталь, труба 34×2,5); 5 — усиление заднего узла крепления двигателя (сталь, лист s2,2 шт.); 6 — кронштейн крепления сиденья (сталь, швеллер 50x25x2,5, L100,2 шт.); 7 — задний амортизатор («Минск», 2 шт.); 8 — рычаг тор-* мозного устройства (сталь, лист s3); 9 — втулка тормозного устройства (сталь, труба 16×2); 10 — рычаг тормозной педали (шатун от детского велосипеда); 11 — косынка (сталь, лист s3, 2 шт.); 12 — пластина (сталь, полоса 40×3, 2 шт.); 13 — ось шарнира задней вилки (сталь,
шпилькаМ12 с шайбами и гайками); 14 — нижний кронштейн заднего амортизатора (сталь, болт М10, 2 шт.); 15 — кронштейн крепления заднего колеса (сталь, полоса 40×3,2 шт.); 16 — балка задней вилки (сталь, труба 24×2,5,2 шт.); 17 — основание заднего узла крепления двигателя (сталь, труба 34×34); 18 — задний кронштейн крепления двигателя (сталь, лист s3, 2 шт.); 19 — нерхний узел крепления спинки (сталь, лист s2); 20 — поперечина (сталь, труба 30×2,5); 21 — верхним кронштейн заднего амортизатора (сталь, болт М10, 2 шт.); 22 — косынка (сталь, лист s2,5, 2 шт.); 23 — кронштейн (сталь, лист s3, 2 шт.): 24 — втулка (латунь либо капрон, 2 шт.); 25 — поперечина (сталь, полоса 40×5); 26 — корпус шарнира задней вилки (сталь, труба 36×2,5). На видах Г и Д амортизаторы условно не продемонстрированы
Обтекатель — облегченного типа, складывается из фанерного каркаса, оболочки и пенопластового заполнителя из стеклоткани и эпоксидного связующего.
Базой каркаса являются две рамы, склеенные из 6-мм фанеры. Любая выклеивается из двух слоев так, дабы места стыков перекрывались; суммарная толщина каждой рамы, так, составит 12 мм.
Подготовленные рамы объединяются в каркас обтекателя посредством поперечин, вырезанных из 12-мм фанеры. Стыковка поперечин с рамами — в шип. Внизу рамы соединяются посредством пары металлических шпилек М12 и гаек с шайбами.
В проемы лобового и заднего окон вклеиваются окантовки из 6-мм фанеры — к ним будет крепиться остекление из 4-мм плексигласа.
Обтекатель скутера:
1 — поперечины (фанера si2); 2 — заполнение (строительный пенопласт); 3,5 — остекление (оргстекло s4); 4 — окантовка оконного проема (фанера s6), 6 — рама обтекателя (два слоя фанеры s6); 7 — стяжки (шпильки М12 с шайбами и гайками)
Готовый каркас проверяется на несимметричности и отсутствие перекосов, по окончании чего его передняя, задняя и крышевая части заполняются брусками строительного пенопласта — он вклеивается посредством эпоксидного связующего. По окончании отверждения клея излишки пенопласта срезаются долгим острозаточенным ножом, а после этого поверхности доводятся до нужной формы крупнозернистой шкуркой, наклеенной на фанерную пластину.
Пенопластовые брусочки наклеиваются кроме этого на боковые поверхности рам и округляются, что придает обтекателю в полной мере законченный вид. Потом направляться оклейка обтекателя стеклотканью (от двух до пяти слоев — в зависимости от толщины) с применением в качестве связующего эпоксидной смолы.
Подготовленный так обтекатель вышкуривается, при необходимости выравнивается автошпаклевкой, снова шлифуется шкуркой и окрашивается автоэмалью.
Нужно в два цвета: чёрная — нижняя и более яркая — верхняя часть. Изнутри обтекатель окрашивается в серый цвет.
В готовом обтекателе закрепляются стекла, по окончании чего он устанавливается на скутер.
Управление скутером, оснащенным обтекателем, ничем не отличается от управления простым мопедом.
И.МНЕВНИК
Рандомные статьи:
Трехколесный скутер трицикл с крышей. Trike, Трайк скутер с крышей
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Для открытых заснеженных просторов, на мой взор, нет лучшего транспортного средства, чем аэросани. Никакой второй вездеход не сравнится с ними по…
-
Вездеходы на пневматиках сверхнизкого давления становятся все удобнее. В случае если дюжина лет назад энтузиасты вездеходной техники создавали в основном…
-
Из истории автостроения как мы знаем, что первым автомобилем был трехколесный экипаж К.Бенца. В будущем с ростом скоростей его вытеснила четырехколесная…
-
С детства я грезил о чоппере, стильном и респектабельном мотоцикле, что будет с уверенностью ощущать себя на дороге и грациозно входить в крутые виражи….