В далеком прошлом являюсь подписчиком журнала и постоянным читателем «Моделист-конструктор». Желаю поделиться одним занимательным результатом технического творчества. Время от времени люди просят чертёж аппарата, фото которого размещено в соцсетях — решил и по данной причине также поподробнее о нём поведать.
Живём мы в Алтайском крае, в его степной части, где, как мы знаем широки просторы и выпадает большое количество снега. А так как зима у нас продолжается полгода, то мне сыну захотелось сделать транспортное средство для катания по снегу. Предполагалось, что главные требования к нему -лёгкость и малогабаритность, дабы его возможно было бы без особенных трудностей поместить в багажнике автомобиля, а позже дотянуться и покататься на природе.
Мне не хотелось собирать то, что возможно без неприятностей сейчас приобрести в магазине либо повторять «избитые» самодельщиками схемы, а подойти к созданию изделия творчески, привнеся что-то собственное.
Из условий задачи техника громадных размеров — колёсная и пропеллерная -не доходила. Было решено сделать гусеничный аппарат.
Просмотрев перемещение разной лёгкой гусеничной техники в снегу, мне пришла в голову такая идея — руль снегоходам особенно-то и не нужен. В хорошем снегу гусеничные снегоходы в основномуправляются при помощи крена в ту либо иную сторону. А по дорогам неспециализированного назначения передвигаться изначально не предполагалось.
Исходя из этого от передней лыжи отказался («лишнюю» подробность приварить ни при каких обстоятельствах не поздно). Сиденье решил также пока не ставить, дабы возможно было вольно перемещаться в аппарате и тем самым изменять центр тяжести для разного маневрирования на ходу. Предполагалось, что аппарат должен был иметь маленькую скорость 5-10 км/ч, а при маленьких скоростях в снегу тормоз также лишнее устройство.
При таком сопротивлении перемещению аппарат обязан останавливаться сходу.
Так в следствии и вышло, при сбрасывании оборотов двигателя аппарат фактически сходу останавливается.
основные размеры и Общий вид гусеничного сноуборда с мотором «Фердинанд»
От схемы «мотособаки» отказался, поскольку лёгкий аппарат в качестве «локомотива», думаю, имел бы маленькую эффективность. И снова же «лишняя» подробность — прицеп, что додаёт массы, увеличивает сопротивление перемещению и расход горючего.
А если ты ещё и ограничен количеством автомобильного багажника, то прицеп и положить-то особенно некуда. Прикинув все предполагаемые особенности и возможности аппарата, выходило, что для планируемой скорости 5-10 км/ч и малой массы аппарата возможно применять лёгкий двигатель маленькой мощности — приблизительно 4-6 л.с. Суммарная масса аппарата с водителем создаст маленькое удельное давление на площадь в пределах 0,7 — 1 кг/м2 и аппарат не должен будет проваливаться в снегу.
В следствии вышел вот таковой «пилотный» аппарат — «сноуборд на гусенице с мотором» — для зимы и лета. Из-за чего «пилотный»? Как говорится, нет пределов для совершенствования.
На сноуборде мы с сыном катались остаток зимы и снежную часть весны.
Аппарат оказался хорошей, он не проваливается в снегу, вольно преодолевает высокие сугробы, легко поворачивает при маленьком крене, а на жёсткой поверхности разворачивается в нужную сторону путём торможения левой либо правой ногой. Желаем попытаться покататься на сноуборде летом, направляющей лыжи-то нет! А вдруг установить рулевую опору в переднее положение, возможно поэксплуатировать его и как транспортёр.
На рисунке продемонстрированы основные размеры и общая компоновка аппарата.
коробки передач и Горизонтальное расположение двигателя обусловлено необходимостью дать громадную площадь для опоры и манёвра водителю. Рамка подвески лыжи с катками перемещена максимально в заднюю часть, поскольку в том месте находится громадная масса. С данной же целью центр крепления рессор сдвинут в сторону большей массовой нагрузки, другими словами назад.
Неспециализированный вид (гусеница распущена):
1 — рама; 2 — полотно гусеницы; 3 — трак (половинка полипропиленовой трубы O32); 4 — железная скоба; 5 — двигатель; 6 — коробка передач; 7 — топливный бак; 8 — опорная рулевая рукоятка; 9 — цепная передача; 10 — опорная площадка; 11 — карданная передача
а)
б)
Рама с подвеской (а — вид сверху; б — вид снизу):
1 — рама; 2 — ведущий и ведомый валы; 3 — блок катков (передний и задний); 4 — лыжа с полиэтиленовой накладкой; 5 — ограничительная цепь; 6 — серьга рессоры; 7 — опорный подшипник с корпусом; 8 — пара рессор; 9 — прижимная пластина крепления рессор с отверстиями под болты; 10 — ведомая звёздочка (от мотороллера «Муравей»); 11 — ведущая звёздочка (от мотороллера «Муравей»); 12 — опорный подшипник с корпусом ведущего и ведомого валов; 13 — задние уши и «передние» крепления рулевой опоры
Рукоятка-опора имеет лишь две шарнирные точки крепления для возможности регулировки по высоте. Она помогает для удержания на аппарате водителя в перемещения и наилучшего управления аппаратом наклоном туловища. По желанию, конечно же, возможно жёстко зафиксировать рулевую опору. Но и, помимо этого, на раме предусмотрено два варианта крепления опоры, перед двигателем и за ним.
Сделано это для применения аппарата как транспортёра. В передние уши крепления рулевой опоры возможно закрепить верёвку для транспортировки устройства как санок.
Силовая установка — двигатель от бензопилы «Урал-Электрон», без особенных переделок, только обрезан лишний металл с редуктора.
Рабочий количество двигателя — 112 см3, мощность — 5 л.с., частота вращения коленчатого вала двигателя при большой мощности — 16 200±200 об/мин. Крепление двигателя — подрамник — использован от бензопилы «Дружба». Он аналогичен «уральскому», отличие лишь в материале: у бензопилы «Урал» крепление из алюминиевого сплава, а у «Дружбы» оно металлическое. Подрамник приварен к раме.
Рама изготовлена из труб сечением 20x40x1,5 мм и 20x20x1,5 мм, все сквозные, внутренние отверстия труб залиты монтажной пеной. Это сделано для исключения попадания снега либо воды вовнутрь трубы.
Для изготовления опорной площадки использована железная полоса, «высечка» размерами 125×3 мм. Полосы сварены между собой в единую «доску» и приварены к раме в нескольких точках.
Точки крепления «доски» немного подняты от рамы на высоту 40 мм. Полоса имеет технологическую изюминку — с одной стороны у неё затупленная кромка высеченного отверстия, а с другой — острая кромка. И без того как для сцепления с обувью водителя острая кромка подходит больше, то и «доска» приварена острой кромкой вверх. Предвижу замечания читателей о том, что сквозные отверстия в площадке будут содействовать попаданию снега с гусеницы.
Процесс эксплуатации продемонстрировал, что «доска» не забивается снегом, кроме того — попавший снег проваливался в отверстия от вибраций при перемещении.
Подвеска представляет собой две лыжи, изготовленных из труб квадратного сечения размерами 30x30x1,5 мм, с приклёпанными полиэтиленовыми накладками из жёсткого полиэтилена от тёмной трубы с толщиной стены 5 мм. К лыжам через опорный подшипник крепится вал с катками.
Вал сделан из отрезка водопроводной трубы в 15 дюймов, с вваренными вставками-цапфами под опорный подшипник. Сам каток размерами 107x80x1,5 мм изготовлен из водопроводной трубы, предполагалось кроме этого натянуть на него резину, но это сделано не было. Особенных неприятностей с катком без резинового бондажа пока не появлялось, поскольку каток движется по резине полотна гусеницы из транспортёрной ленты.
В подвеске использована пара рессор из двух страниц, любая — от автомобиля «Москвич-412». Жёсткость рессоры отрегулирована так, дабы иметь маленький прогиб при посадке водителя. Лыжа, в подвеске с рессорой, имеет ограничитель обратного хода, для уменьшения ударной нагрузки на гусеницу.
Натяжение гусеницы осуществляется двумя болтами с гайками М10×65, закреплёнными в задней части рамы в особой опоре перед корпусами опорного подшипника ведомого вала гусеницы.
Ведущий и ведомый валы гусеницы аналогичны, но с маленьким различием цапф одного вала под установку ведомой звёздочки цепной передачи. Сама звёздочка под гусеницу сделана из водопроводной металлической трубы размерами 107x25x1,5 мм, с приваренными пятью зубьями из металлической полосы размерами 25×4 мм.
Спицы звёздочки изготовлены из той же металлической полосы размерами 25×4 мм. Всё сварено в неразборный единый узел. Со звёздочек снята фаска с кромок со стороны полотна гусеницы, и острые края закруглены, для уменьшения износа полотна гусеницы.
Все опорные подшипники (восемь штук): закрытого типа, шариковые размерами 56x20x20 мм, корпуса под них выточены из стали и приварены: четыре — к железному уголку размерами 25x25x4 мм и четыре — к полосе размерами 50x80x4 мм.
Корпус на железном уголке привинчивается к раме двумя болтами М10×55 мм и М10х35 мм. Корпус с приваренной полосой прикручивается к подвеске двумя винтами М10×35 с потайной головкой, чтобы иметь меньше выступов в ходовой части и исключить зацепление к подвеске.
Трансмиссия складывается из редуктора бензопилы с передаточным отношением 1:2. Редуктор соединён карданной передачей с коробкой передач от мотоцикла «Восход-3М». Первая передача имеет отношение приблизительно 1:3.
Цепная передача от коробки к ведущему валу гусеницы складывается из ведущей звёздочки в 11 ведомой звёздочки и зубьев в 28 зубьев. звёздочки и Сама цепь использованы от мотороллера «Муравей». Передаточное отношение цепной передачи образовывает 1:2,55. Итого, неспециализированное передаточное число трансмиссии 1:2:3:2,55=0,065. Само собой разумеется, возможно подобрать ремённой вариатор: динамика, думаю, будет лучше, но по массе окажется, предполагаю, потяжелее.
Гусеница изготовлена из двух полос транспортёрной ленты размерами 125×5 мм от сельхозтехники. В ленте, по центру вырезаны прямоугольные отверстия размерами 30×34 мм, под зубья ведущей звёздочки. Между вырезами закреплены скобы, изготовленные из металлической полосы размерами 60x30x1,5 мм.
Скобы помогают для звёздочек и лучшего скольжения полозьев, и для понижения износа полотна гусеницы. Ленты соединены траками распущенной напополам ПХВ трубкой диаметром 32 мм. Трубы-траки прикручены к транспортёрной ленте болтами 6×25 мм с шайбой.
Топливный бак подошёл по стилю и размеру от мопеда «Рига-14» (для тех, кто не помнит: он устанавливался над задним крылом мопеда и служил дополнительно багажником).
Привод сноуборда
Натяжной узел
Неспециализированная сухая масса «Фердинанда», так я его не в серьез прозвал, за необычный выступ передней части ведущего вала с гусеницей составил 65 кг.
При неполной разборке аппарата удалось взвесить отдельные главные подробности, в частности: двигатель — 6 кг; редуктор бензопилы — 2кг; гусеница — 10,5 кг; ведомый и ведущий вал гусеницы в сумме весят 6 кг.
В багажник отечественного автомобиля«Фердинанд» загружается одним человеком. При сложенных задних сиденьях автомобиля рукоятка-опора опускается, и сноуборд кормой вперёд закатывается в багажник.
И в заключении желаю сообщить желающим выстроить подобный аппарат о том, что я применял подручные, недорогие материалы. Но возможно установить второй двигатель, с лучшими чертями, сейчас их в продаже очень много на любой запрос. Либо усовершенствовать существующий, базы у него хорошие, а задатки для модернизации имеется: установить второй карбюратор; больший по количеству глушитель; приспособить второй стартёр, поскольку съёмный не весьма эргономичен.
Вместо коробки передач поставить вариатор. Возможно применять стеклопластик и алюминий, это ещё и облегчит конструкцию. Основное то, что, в общем и целом, конструкция трудится.
Готовьте сани летом, и удачи в творчестве!
Д.
СЛОНОВ
Рандомные статьи:
Электроснегокат прототип (сноуборд с мотором)
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Гусеница вокруг лыжи: эксперимент продолжается
С изданием «Моделист-конструктор» я знаком со школьных лет, частенько подбирал из издания занимательные идеи, реализовал их. Со временем накопился и…
-
Мало истории. Мне 48 лет. Двадцать лет назад вместе с младшим братом выстроили снегоход «Идея-2» — материал о нём был размещён в «Моделисте-конструкторе»…
-
Какой любитель подледной ловли не грезит об эргономичном и легком транспортном средстве, дабы скоро добраться до заветных окуневых лунок? В одном из…
-
Все началось довольно давно, с одной из публикаций в издании Моделист-конструктор № 5 за 1981 год, подшивки которого мы храним и иногда просматриваем. В…