Не первый раз редакция публикует уникальные разработки по усовершенствованию велосипеда, создатель которыхизобретатель, инженер-конструктор Владимир Михайлович Гаврилов из поселка Иноземцево Железноводского района Ставропольского края. Своим энтузиазмом он вовлекает в техническое творчество и других. Пример тому вторая разработка в данной публикации, сделанная В.Гавриловым совместно со своим односельчанином М.Лосевым.
Предлагаемые технические ответы придают велосипеду дополнительные потребительские особенности: увеличивают крутящий момент привода при тех же упрочнениях велосипедиста и кпд трансмиссии.
ТЕЛЕСКОПИЧЕСКИЙ ШАТУН
Как мы знаем, поменять крутящий момент в велосипедных трансмиссиях возможно двумя методами: или перебрасывая цепь на звездочки различного диаметра (как ведущих, так и ведомых), или меняя радиус вращения педалей (длину шатунов). В свое время статьи о таких конструкциях были и в издании Моделист-конструктор (к примеру, в № 3’02).
У каждой конструкции, наровне с преимуществами, имеется и недочёты: в одной обнаруживается неудобство переключения скоростей, в другойсравнительная сложность самого механизма трансформации крутящего момента. В предлагаемом педальном приводе, трудящемся по второму принципу (изменение длины шатунов), первый недочёт отсутствует совсем, а второй сведен к минимуму, поскольку его конструкция предельно несложна.
В новом приводе дополнительно монтируются другие шатунытелескопические. Штатные же покинуты, по причине того, что не мешают работе привода (оси с педалями с них сняты) и, к тому же, являются дополнительными опорами для телескопических шатунов. Они складываются из корпусатрубы 25x25x2 мм, в которой вольно ходит сам выдвижной шатунстальной пруток также квадратного сечения 20×20 мм.
Велосипед с телескопическими шатунами, выдвинутыми максимально (а) и минимально (б):
1педаль с туклипсом; 2штифты (пруток d8); 3штатный шатун; 4-звездочка; 5корпус телескопического шатуна (труба 25x25x2); 6 выдвижная часть телескопического шатуна (пруток 20×20)
Корпус устанавливается на звездочке прикасаясь к штатному шатуну и приваривается маленькими швами к звездочке. Возможно приварить и к шатуну, но тогда конструкция будет менее надежной. Исходя из этого и слева на кареточный вал лучше установить шатун со звездочкой.
В одном финише прутка выдвижного шатуна сверлится отверстие диаметром 12,7 мм, нарезается резьба М14х1,25 (под ось педали) и крепится педаль с туклипсом, снятая со штатного привода.
Движение выдвижного шатуна в его корпусе ограничивается двумя выступающими штифтами, запрессованными в его тело с различных сторон трубы корпуса.
Дополнительные возможности этого привода, по сравнению со штатным, раскрываются при применении следующей техники езды. В то время, когда педаль находится в верхней точке, велосипедист легко поднимает ногу и посредством туклипса на педали выбирает требуемую по дорожным условиям длину выдвижного шатуна, а после этого давит на педаль. При приближении педали к нижней точке велосипедист выпрямленной ногой, прекращая давить на педаль, вставляет шатун обратно в корпус до упора.
Те же действия, но в противофазе, велосипедист делает в один момент второй ногой на противоположном шатуне. Наряду с этим оси педалей совершают перемещение по круглой траектории. О преимуществах эллиптической звездочки перед простой круглой в велосипедной трансмиссии уже неоднократно говорилось в печати, в том числе и в издании Моделист-конструктор.
Так, предлагаемые телескопические шатуны дают приводу велосипеда преимущества трансмиссии с эллиптической ведущей звездочкой без ее недочётов. Ко всему, привод несложен и в изготовлении.
ПРИВОД БЕЗ МЕРТВЫХ ТЕРРИТОРИЙ
Из множества устройств, повышающих мощность и кпд велотрансмиссий, эллиптическая ведущая звездочка есть самая удачной и несложной. Она крепится к шатуну так, что в секторе большого давления на педаль (составляющем угол чуть более 90 для каждой педали) крутящий момент снабжает громадная полуось, а остальные территории прокручиваются стремительнее благодаря малой полуоси эллиптической звездочки.
Как-то при дискуссии недостатков и достоинств всевозможных прямоугольных и раздвижных ведущих звездочек, шатунов различной формы и длины у нас внезапно сама собой появилась мысль практически мгновенного прокручивания мертвых территорий, составляющих угол более 180 для каждой педали и на круглой ведущей звездочке. Реализация идеи разрешала трудиться ногам поочередно и лишь в зоне и режиме большой загрузки и, следовательно, значительно повысить эффективность педального привода. Создать работоспособное устройство и простой было уже делом техники.
Итак, ведущая звездочка отсоединяется от шатуна и вольно устанавливается приваренной к ней ступицей на кареточном валу между шатуном (со сточенным на наждаке уступом под звездочку) и рамой. Выбить шатун из отверстия звездочки возможно достаточно легко, в случае если положить звездочку на губки громадных тисков так, дабы шатун был между ними, и после этого, засунув в шатун ветхую каретку либо отрезок соразмерной трубы, раз-второй ударить по ней сверху тяжелым молотком.
Велопривод без мертвых территорий (на главном виде корпус каретки не продемонстрирован):
1ведущая звездочка; 2уступы (сталь 45, 4 шт.); 3кареточный вал; 4ступица (сталь 45); 5двусторонний зуб (сталь 45); 6 туклипс; 7педаль-подошва; 8 втулка (корпус двух подшипников 200); 9ось педали; 10подшипник 200(2 шт.); 11шатун; 12корпус каретки
К звездочке через 90 привариваются четыре опорных уступа. Конструкция педали изменяется; сейчас вращается не корпус педали на оси, а сама ось и жестко приваренная к ней педаль-подошва с туклипсом. Для этого на штатной оси педали протачивается цапфа, на которую насаживается пара шарикоподшипников серии 200, запрессованных в металлическую втулку, а втулка приваривается к шатуну.
Финиш оси протачивается до диаметра 11 мм, выводится наружу и в нем под углом 450 к подошве прорезается торцевой паз, в который вваривается двусторонний зуб, иногда контактирующий с уступами громадной звездочки.
При вращении шатуна положение плоскости педали-подошвы, а следовательно, и зуба остается неизменно практически неизменным, что разрешает зубу иногда то входить в зацепление с уступами (в рабочей территории), снабжая передачу крутящего момента, то выходить из него (в мертвой территории). Сейчас малоэффективные участки траектории проходятся педалями практически мгновенно, а эффективность велопривода в целом увеличивается. Как видно, подошва с туклипсами нужна лишь для правой ноги и помогает для удержания педали от разворота из-за ее реакции при упоре в уступы.
Левый шатун с простой педалью воздействует при собственном рабочем ходе через кареточный вал на правый шатун и через его зуб на уступ ведущей звездочки. Наряду с этим правая нога тянет педаль-подошву за туклипс вверх, а стопа наряду с этим удерживает подошву в горизонтальном положении. Торможение осуществляется подобно при обратном повороте шатунов.
В.ГАВРИЛОВ, пос. Иноземцев о, Ставропольский край
Рандомные статьи:
Купить велосипед. Часть 4 — Как выбрать недорогой велосипед?
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
За два столетия со времен изобретения велосипеда каких лишь идей не появлялось по оснащению его разными двигателями: внутреннего сгорания,…
-
Первая публикация под таким заголовком показалась в «Моделисте-конструкторе» № 10’98. В ней обращение шла о новинках велосипедной техники от…
-
Конструкторы велосипедов, как специалисты, так и любители, в далеком прошлом уже пробуют эти «объезженные» автомобили еще и «приручить», другими словами…
-
Это очередная статья о новых вариантах применения велосипеда изобретателем В. М. Гавриловы — обитателем Железноводского района и посёлка Ставропольского…