В издании «Моделист-конструктор» № 4’2003 г. была хорошая статья об увлекательных разработках участников тамбовского клуба веломобилистов: разные модели на любой вкус с эргономичными мягкими креслами, действенными мускульными приводами и устойчивыми трехколесными шасси.
Среди этих уникальных самоделок выделяется одна модель, принципиально новая в среде веломобилей, потому, что она, как и простой велосипед, —двухколесная! По конструкции модель несложная, не смотря на то, что требует особую раму-консоль с вынесенным на большом растоянии вперед кареточным узлом. От велосипеда же она отличается эргономичной посадкой водителя — как на спортивном автомобиле — полулежа.
Я с ходу смастерил опытный образец и обкатал его, потому, что как-то не верилось, что возможно ездить на двухколесной машине практически лежа на пояснице.
А ведь возможно, и хорошо, ощущения новые и непривычные! Но потому, что раму я собрал из двух стандартных, скрепив их в нескольких местах болтами, то жесткость таковой конструкции была недостаточной. Сейчас думаю над тем, как изготовить более надежную раму (думаю связаться с сотрудниками из Тамбова). Само собой разумеется, эта модель требует тщательной пригонки и выверки размеров, дабы цепь не терлась о переднее колесо и кресло, которое должно быть маленьким и не касаться шатунов при поворотах.
Но это, вообще-то, мелочи, и в недалеком будущем думаю основательно оседлать нового «скакуна».
В ходе работы над данной моделью у меня появилась, как мне думается, увлекательная мысль велосипеда «напротив», в то время, когда переднее колесо делается ведущим, а заднее — поворотным (в трехколесном варианте это, быть может, и не ново).
Сущность идеи. К примеру, общеизвестный велосипед «Салют» с так называемой «женской» рамой (без верхней горизонтальной перемычки) разворачиваем «задом наперед» и крепим к наклонной трубе в проеме рамы кресло спинкой к поворотному колесу (сейчас оно будет задним). К неподвижной задней вилке с ведущим колесом (сейчас они окажутся в первых рядах) прочно крепим часть второй рамы с кареточным узлом (вырезанных из рамы ветхого велосипеда).
Руль устанавливаем под сиденьем и шарнирно соединяем его твёрдой тягой с поворотным колесом позади.
Двухколесный веломобиль:
1 —рама (от велосипеда «Салют»); 2—сиденье (трамвайное); 3 — промежуточное разрезанное кольцо (труба d20x2); 4— стержень (металлической пруток d16); 5 — ригель (труба 1/2); 6 — дополнительная вилка (от дорожного велосипеда); 7— педальный привод (от дорожного велосипеда); 8 — поперечина (труба 1/2); 9 — тяга с вилкой (от карданной передачи с/х техники); 10 — руль (труба 1/2); 11 — подшипник серии 1000900 (2 шт.); 12 — стакан (труба 3/4 с приваренным верхним фланцем); 13 — распорная втулка (труба d16x3); 14— гайка М10; 15 — шайба
Итак, о конструкции подробнее. В корпусе каретки (рамы от велосипеда «Салют») снизу выполнено отверстие диаметром 16 мм, в отверстие введен стержень из металлического прутка для того чтобы же диаметра и длиной 620 мм, пропущен в подседельной трубы рамы (вместо стержня возможно применять трубу соответствующего диаметра с приваренным наконечником). Верхний финиш прутка закреплен через промежуточное разрезанное кольцо штатным клеммовым зажимом.
На нижнем финише прутка предварительно проточена цапфа диаметром 10 мм с резьбой М10 на финише. На цапфу насажены через промежуточную втулку два шарикоподшипника серии 1000900. На подшипники надет стакан, выполненный из трубы 3/4” с приваренным фланцем и зафиксированный снизу гайкой.
К стенке стакана надежно приварен руль (его также возможно изготовить самому — из полудюймовой трубы). К неподвижной задней вилке рамы посредством полудюймовой трубы — ригеля — жестко прикреплена
подобная вилка с педальным приводом и кареточным узлом.
Ведущее колесо развернуто в вилке на 180°. Сейчас привод (ведущая звездочка — в кареточном узле, ведомая — на втулке колеса и связывающая их цепь) на веломобиле находится с противоположной стороны, а не как в штатном варианте — на велосипеде.
Кресло — эргономичное и мягкое (возможно применять пластиковое от трамвая) посредством кронштейнов прочно закреплено на раме.
Штатный руль снят, а к поворотной (сейчас уже задней) вилке присоединена поперечина, которая через твёрдую тягу шарнирно связана с подседельным рулем. Тяга установлена диагонально: от левого финиша руля к правому финишу поперечины либо напротив. Такое соединение руля с поворотным колесом снабжает удобство управления.
Оно сейчас такое же, как и на классических велосипедах— машина поворачивает в ту же сторону, куда вращают руль.
В. ГАВРИЛОВ, п. Иноземцево, Ставропольский край
Рандомные статьи:
Самодельный велосипед (трайк , веломобиль)
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Преимущества веломобиля если сравнивать с велосипедом всем известны. Перво-наперво — это устойчивость, а благодаря ей и комфортность (не смотря на то,…
-
Складным велосипедом сейчас никого не поразишь. Но его габариты кроме того в сложенном виде громадны, и хранить его дома, а тем более транспортировать в…
-
Складным велосипедом сейчас никого не поразишь. Но его габариты кроме того в сложенном виде не так уж и мелки, и хранить его дома, а тем более…
-
Термин веломобиль, обобщающий все колёсные транспортные средства на мускульной тяге, употребляется у нас с середины 1970-х гг. О веломобиле «Вита»…