Велосипед тренера

Отечественная индустрия много лет производила мотовелосипеды и мопеды с двигателями типа «Д». Но у всех этих автомобилей был значительный недочёт (являвшийся, но, платой за их низкую цену). Дело в том, что такие моторы имели единственную передачу, что значительно снижало их возможности.

Так, на них фактически нереально было тронуться с места без предварительного разгона посредством педалей; подключать к мотору «людскую силу» приходилось кроме этого при перемещении в гору либо по проселку, а при перемещении по шоссе мопеду не помешала бы ускоряющая передача, разрешающая довести его скорость хотя бы до 50 км/ч.

Всех этих недочётов лишен мотовелосипед, созданный коллективом Станции юных техников «Планета» города Ижевска под управлением Р.В.Черепнева на базе четырехскоростного велосипеда «Турист» и некогда обширно распространенного двигателя Д-8. При трудящемся моторе привод заднего колеса осуществляется через дополнительную звёздочку и промежуточный редуктор педального узла. Сами педали наряду с этим остаются неподвижны.

Для перехода на ножной, простой для велосипеда режим, достаточно отключить сцепление и двигатель.

Двигатель Д-8 посредством штатных хомутов крепится к раме велосипеда ближе к рулевой колонке. Для повышения мощности двигателя высота его камеры сгорания уменьшена на 2,5 мм.

Глушитель (от моторного велосипеда) было нужно легко доработать, дабы возможно было установить его прикасаясь к цилиндру, как у бензопилы «Дружба». Бензобак — обычный емкостью 2,5 л, крепится к верхней трубе рамы велосипеда.

С ведущей звездочки двигателя вращение посредством цепи передается на промежуточный редуктор.

Данный узел полностью самодельный, и на его конструкции остановимся подробнее Базой редуктора помогает ось из стали 40Х, которая на двух шарикоподшипниках (201 и 202) монтируется во втулке-корпусе, изготовленной из дюралюминия марки Д16Т.

Велосипед тренера

Рис. 1. Компоновка велосипеда:

1 — спортивный велосипед «Турист» с 4 передачами, 2 — тандер — вертикальный самая промежуточной цепи, 3 — промежуточный редуктор с горизонтальным натяжителем, 4 — подрамник; 5 — двигатель Д-8, 6 — бензобак; 7 — глушитель, 8 — педальный узел

Кинематическая схема привода:

1 — двигатель Д-8,2 — промежуточный редуктор, 3 — блок звездочек педального узла с обгонной муфтой (трещоткой-однорядкой от велосипеда «Салют»); 4 — блок звездочек переключения скоростей, 5 — заднее колесо

Рис. 3. Промежуточный редуктор:

1 — крепление перемычек (болт М6, 4 шт.); 2 — подседельная стойка рамы велосипеда (труба O25); 3 — вертикальный натяжитель; 4 — крепление корпуса редуктора (болт, гайка М8, 3 шт.); 5 — верхняя перемычка (сталь, труба 25x25x2,5); 6 — упор горизонтального натяжителя (особая шпилька М8), 7 — подрамник (металлическая труба 25×2,5); 8 — вал (сталь 40Х, круг 16); 9 — крепление ведомой звездочки (гайка М10х1,25, 2 шт.), 10 — ведомая звездочка (z = 16, от мопеда «Верховина»); 11 — крышка подшипника 201, 12 — корпус подшипников (дюралюминий Д16Т); 13 — подшипник 201, 14 — корпус промежуточного редуктора (дюралюминий Д16Т, труба 85×25); 15 — крепление корпуса подшипников (винт М6,4шт); 16 — ведущая звездочка (z = 10, от двигателя Д-6); 17 — сегментная шпонка; 18 — крепление ведущей звездочки (гайка М14х1,5, 2 шт.); 19 — крышка подшипника 202; 20 — подшипник 202; 21 — нижняя перемычка (труба 25x25x2,5); 22 — сталь и (скоба, полоса 2,5×14); 23 — спец-болт горизонтального натяжителя, 24 — дистанционная втулка (2 шт)

При изготовлении оси из-за отсутствия особого оборудования появились проблемы с обработкой шлицов.

Вследствие этого применена примитивная, но действенная разработка По окончании токарной обработки заготовка оси в вертикальном положении жестко зажималась в тиски резьбой М10х1 вверх. На заготовку надевалась звездочка z — 16 (со шлицами) и по ее торцу быстро и очень сильно ударяли тяжелым молотком Так как звездочка закалена до 55 — 60 НРС, а ось термически не обработана, то на торце цилиндра вала диаметром 12 мм показались четкие отпечатки 11 шлицов, как в отверстии звездочки Предстоящая обработка производилась на токарном станке Ось без движений зажималась в трехкулачковый патрон и подпиралась центром задней бабки Намерено заточенный резец крепился в резцедержателе, передней поверхностью в сторону патрона Поперечной подачей суппорта вершина резца подводилась к размеченному торцу оси и продольной подачей, как при работе на строгальном станке, слой за слоем неспешно обрабатывался паз шлица, оставлялся только маленький припуск под чистовую операцию По окончании предварительной обработки всех шлицов заготовка снова зажималась в тиски, и звездочкой, как протяжкой, совсем формировали шлицевую поверхность.

На шлицевом финише оси закрепляется ведомая звездочка с 16 зубьями (от мопеда «Верховина»), а на противоположном, на сегментной шпонке, — 10-зубая звездочка от двигателя Д-6. Любая звездочка крепится контргайкой и гайкой Между звёздочками и подшипниками устанавливаются крышки и дистанционные кольца, каковые делают две задачи: предохраняют подшипники от засорения и фиксируют их во втулке (это страховка на случай, в случае если гайки на оси раскрутятся)

Узел звездочек фиксируется в корпусе редуктора, изготовленном из оконного профиля — дюралюминиевой прямоугольной трубы высотой 85 мм, шириной 25 мм и толщиной стены 3 мм Собранный промежуточный редуктор болтами М8 крепится к двум перемычкам из металлической квадратной трубы 25×25, каковые, со своей стороны, закрепляются на подседельной трубе велосипеда и на дополнительно установленном параллельно ей подрамнике.

Рис. 4. Педальный узел:

1 — трещотка-звездочка (от велосипеда «Салют»); 2 — шайба крепления трещотки (дюралюминий Д16Т); 3 — гайка-пистон М6 (сталь, круг 12, 6 шт.); 4 — ведущая звездочка (г = 43, от велосипеда «Спутник Спорт-шоссе»); 5 — дистанционная проставка (дюралюминий Д16Т); 6 — ведомая звездочка (z = 53, от велосипеда «Спутник Спорт-шоссе»); 7 — диск крепления педальных звездочек (сталь 40Х); 8 — особый болт соединения звездочек (М6, 6 шт.); 9 — крепление трещотки (болт М8, 9 шт.); 10 — втулка шатуна (сталь 40Х); 11 — шатун (обычный)

Трещотка-звездочка от велосипеда «Салют»

Мехпривод велосипеда:

А — вид со стороны педального узла; Б — вид с противоположной стороны

С ведущей звездочки редуктора вращение передается на педальный узел.

Его конструкция — ноу-хау юных техников из СЮТ «Планета». Этот узел и снабжает применение спортивного велосипеда «Турист» в двух режимах классическом (с ножным приводом) и моторном, разрешая оперативно и действенно осуществлять переключение с одного на другой (Эта свойство велосипеда привлекла к нему громадный внимание тренеров-велогонщиков, принимающих участие в оценке работ юных техников на республиканском конкурсе Так как, дабы удачно руководить подготовкой подопечных спортсменов, тренер обязан пребывать рядом с велосипедистами В большинстве случаев, для этого употребляется мотоцикл либо автомобиль.

Но время от времени тренеру принципиально важно побыть в равных со спортсменами условиях, т.е. сидеть на велосипеде и крутить педали).

Базисная подробность педального узла (рис 4) — диск (7). В центральное отверстие диаметром 60 мм вставляется трещотка-звездочка (1) от велосипеда «Салют» и прижимается особой шайбой (2) посредством 9 болтов М8 Болты находятся с промежутком 40° и проходят между зубьями звездочки, которая в этом случае делает роль твёрдой муфты.

На цилиндрический поясок диска диаметром 95 мм насаживается ведомая звездочка (6) z = 53 промежуточной передачи. Потом через проставку (5) к ней присоединяется ведущая звездочка (4) z. = 43. Обе звездочки — от велосипеда «Спутник Слорт-шоссе», использованы без доработки.

Крепление их между собой и к диску осуществляется гайками-пистонами (3) и болтами М6 (8) Протяженность гайки подобрана таковой, дабы она проходила через ведущую звездочку, проставку и частично входила в ведомую Болт М6 под шестигранной головкой имеет цилиндрический поясок диаметром 9 мм, что входит в соответствующее отверстие в диске. Такая конструкция крепежных элементов нужна для обеспечения точности соединения звездочек.

В завершение сборки педального узла в резьбовое отверстие трещотки вворачивается втулка шатуна (10) с приваренным к ней стандартным шатуном.

Сейчас пара слов о технологии сборки и регулировке моторной трансмиссии. Затевать необходимо с установки педального узла. После этого промежуточный редуктор с перемычками и смонтированными на них натяжителями прикрепляется к подседельной трубе велосипеда.

Затем труба-подрамник соединяется с перемычками, с верхней и наклонной трубами рамы. цепи и Двигатель монтируются в последнюю очередь. Самое основное на этом этапе сборки — не затягивать крепеж до упора: перемычки и корпус промежуточного редуктора должны иметь свободу перемещений для осуществления натяжения цепей.

Сперва регулируется моторная цепь. Для этого промежуточный редуктор направляться сдвигать на протяжении перемычек по направлению к подседельной трубе велосипеда. Эта операция осуществляется горизонтальным натяжителем (рис.3).

Через правый паз в верхней полке корпуса редуктора (14) и два отверстия диаметром 8 мм в верхней перемычке (5) вставляется особая упорная шпилька (6) и фиксируется сверху гайкой Лыски на цилиндрической бобышке шпильки предохраняют ее от проворачивания при затяжке. На нижний резьбовой финиш шпильки надевается пластинчатая головка спецболта (23) горизонтального натяжителя. Болт проходит через отверстие в скобе (22), установленной в прямоугольном пазу корпуса.

На болт (23) навинчивается простая гайка М8, благодаря которой и осуществляется перемещение редуктора и, следовательно, натяжение моторной цепи. По окончании регулировки производится окончательная затяжка упорной шпильки.

Рис. 5. Вертикальный натяжитель:

1 — верхний резьбовой стержень (особый болт М8 лев.), 2 — корпус (шестигранник 19, L110); 3 — нижний резьбовой стержень (шпилька М8 с приваренной гайкой); 4 — крепление натяжителя к верхней перемычке (гайка М8)

Рис. 6. Кожух промежуточной цепной передачи

Натяжение промежуточной цепи (от редуктора на ведомую звездочку педального узла) производится тандером с вертикальным натяжителем (рис.5). Нижний резьбовой стержень крепится к верхней перемычке изнутри (см.рис.3).

Это нужно чтобы гайка крепления не мешала перемещению корпуса редуктора при регулировке первой цепи.

Верхний стержень за удлиненную шестигранную головку хомутом закрепляется на верхней трубе рамы велосипеда. направляться подчернуть, что вертикальное перемещение редуктора не отражается на натяжении моторной цепи.

По окончании окончательной регулировки цепей нужно туго затянуть все гайки и болты крепления перемычек, корпуса и подрамника редуктора.

Тут хотелось бы подчернуть, что первоначально предполагалось обойтись одним натяжителем-тандером. Но наряду с этим обеспечить оптимальное натяжение двух цепей в один момент выяснилось нереально.

И напоследок пара слов о безопасности.

Дабы не допустить травмы, каковые смогут нанести подвижные элементы привода (звездочки, цепи), их нужно прикрыть защитными экранами либо кожухами. На фото и рисунке 6 представлен чертежи и общий вид самый сложного в изготовлении кожуха, закрывающего промежуточный редуктор, педальный узел и цепь. Данный кожух изготовлен равно как и остальные защитные элементы, — из листового полистирола толщиной 2 мм способом выдавливания.

Разработка следующая. На толстой доске либо фанере вычерчивается в натуральную величину внутренний контур кожуха и размечается центр отверстия диаметром 66 мм Посредством лобзика по разметке вырезается шаблон, после этого зачищаются его неровности и скругляются острые кромки. В намеченном центре, просверлив соответствующее отверстие, закрепляется цилиндрический стержень-фиксатор диаметром 30 — 40 мм.

Стены фигурного отверстия в оставшейся части доски подвергаются такой же доработке, что и шаблон. В будущем она послужит матрицей.

Заготовка для кожуха делается с громадным припуском по контуру. Отверстия в ней сверлятся на 2 — 3 мм больше диаметра фиксатора.

Потом заготовка подвергается термической обработке: медлительно нагревают в электропечи (типа муфельной) до температуры 180 — 190 градусов, иногда ее переворачивая. Неспешно полистирол размягчается, делается пластичным и податливым. Затем с опаской, но скоро (дабы не остыла) надевается заготовка отверстием на фиксатор и обжимаются свисающие края доской-матрицей.

По окончании остывания стены обрезаются по контуру кожуха посредством ножниц, ножовки по металлу либо раскаленной нихромовой нити, а отверстие растачивается до диаметра 66 мм.

Характеристика

Мощность двигателя, л.с………………………..2
Большая скорость, км/ч………………..73
Масса велосипеда с двигателем, кг……….21

Р.

ЧЕРЕПНЕВ, г. Ижевск

Рандомные статьи:

450 км на Велосипеде Без Подготовки


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Мини-мокик из велосипеда

    Возраст кружковцев станции юных техников «Планета» г.Ижевска самый разный: от учеников начальных классов до выпускников. И в случае если старшеклассники…

  • Велосипед меняет форму #5

    Первая публикация под таким заголовком показалась в «Моделисте-конструкторе» № 10’98. В ней обращение шла о новинках велосипедной техники от…

  • Велосипед меняет форму #4

    Это очередная статья о новых вариантах применения велосипеда изобретателем В. М. Гавриловы — обитателем Железноводского района и посёлка Ставропольского…

  • Продлите жизнь велосипеду

    Доцент кафедры «Разработка машиностроения» Марийского национального технического университета М. Л. Попов, имеющий громадный персональный опыт…