Верхом на «зубренке»

Малогабаритная сельхозтехника — хороший ассистент на приусадебном участке, в подсобном хозяйстве. Те, у кого участок попросторнее, а возможностей смастерить непростую машину побольше, останавливают собственный выбор на микротракторе — самая энергоёмкой, универсальной и эргономичной в работе машине. О собственном варианте малогабаритного четырехколесного трактора, названного автором «Зубренок», говорит отечественный читатель А. Э. Парфенов.

Как-то раз, листая издание «Моделист-конструктор», прочёл о самодельном малогабаритном тракторе «Амурчонок». Мысль понравилась, и я решил сконструировать свой автомобиль для уборки и пахоты урожая в огороде, исполнения разных работ на сенокосе, для облегчения вторых видов тяжелого физического труда в подсобном хозяйстве. Считаю, что мне это удалось.

Трактор оказался маневренным, достаточно замечательным, в полной мере красивым снаружи и надежным — за два года фактически постоянной эксплуатации в жёстком сибирском климате не произошло ни одной поломки. На районной выставке «школьников Сибири и Техническое творчество молодёжи» весной 1983 года мой «Зубренок» взял высокую оценку и был отмечен почетным дипломом.

Конструкция его определилась по окончании выбора главных агрегатов, трансмиссии и ходовой части.

Рама прямоугольной формы изготовлена из отрезков металлического швеллера № 10. Ее поперечные уголки являются кронштейнами для установки двигателя, редуктора и коробки передач, а продольные, в задней части — для заднего моста. Две стойки из металлических пластин толщиной 8-10 мм С подкосами являются опорами для параллелограммного Прицепного устройства с силовым гидроприводом.

Соединить элементы рамы возможно сваркой либо на болтах.

Задний мост — от списанного грузовика ГАЗ-51. Для уменьшения колеи я его разобрал, укоротил полуоси и чулки картера.

По окончании сборки минимальная колея задних колес оказалась около 1 м, но перестановкой ступиц колес ее возможно увеличить до 1,5 м.

Тормозами оснащены лишь задние колеса. Они достаточно действенны для довольно низкой скорости перемещения кроме того на большой передаче. Но раздельный механический привод на левого колёс и тормозной механизм правого значительно увеличивает проходимость и манёвренность автомобили.

Рис. 1. Компоновка силовых агрегатов:

1 — крыльчатка вентилятора, 2 — электродвигатель, 3 — кожух вентилятора, 4 — магнето, 5 — воздушный фильтр, 6 — карбюратор, 7 — блок лепестковых клапанов, 8 — декомпрессор, 9 — свеча зажигания, 10 — двигатель ПД-10, 11 — пусковое реле стартера, 12 — стартер, 13 — ведущая звездочка редуктора, Z=18, 14 — натяжная звездочка, Z=16, 15 — звездочка вала отбора мощности, Z=16, 16 — звездочка привода коробки перемены передач, Z = 24, 17 — гидроцилиндр прицепного устройства, 18 — вал отбора мощности, 19 — задний мост, 20 — муфта, 21 — коробка передач, 22 — масляный насос гидросистемы, 23 — шпильки крепления насоса, 24 — раздаточная коробка, 25 — рычаг включения передач редуктора, 26 — редуктор, 27 — рычаг включения оцепления.

Верхом на «зубренке»

Рис. 2. Микротрактор «Зубренок»:

1 — капот, 2 — указатель поворота, 3 — редуктор с муфтой сцепления, 4 — рама, 5 — магнето, 6 — генератор, 7 — замок капота, 8 — облицовка панели управления, 9 — выходные штуцеры гидросистемы, 10 — рычаг гидрораспределителя, 11 — рычаг маслонасоса, 12 — рьгчаг переключения передач, 13 — тормозные педали левого и правого колес, 14 — рычаг муфты сцепления, 15 — сиденье, 16 — топливный бак, 17 — масляный бак гидросистемы, 18 — задний стоп сигнал и указатель-поворотов, 19 — ведущее колесо, 20 — прицепное устройство, 21 — рулевое колесо, 22 — передние фары, 23 — передняя панель капота, 24 — заднее крыло, 25 — балка переднего моста, 26 — коробка передач, 27 — масляный насос, 28 — продольная рулевая тяга.

29 — тяга муфты сцепления, 30 — рычаг редуктора, 31 — обшивка водительского отделения, 32 — педаль управления дросселем, 33 — реле-регулятор, 34 — панель устройств, 35 — рулевой рычаг, 36 — поперечная рулевая тяга, 37 — переднее колесо.

Рис. 3. Рама с прицепным устройством:

1 — поперечина рамы, швеллер № 10 (2 шт.), 2 — кронштейны установки передней оси, уголок 50×50 мм (2 шт.), 3 — опоры двигателя, уголок 75X50 мм, (2 шт.), 4 — кронштейн коробки передач, уголок 75×50 мм, 5 — лонжерон рамы, швеллер № 10 (2 шт.), 6 — кронштейн задней оси, 7 — подкос стойки прицепного устройства, 8 — стойка прицепного устройства, металлическая полоса 70×5 мм, (2 шт.,), 9 — вал верхних рычагов, 10 — нижний рычаг, 11 — рычаг вала, 12 — прицепной брус, 13 — рабочий цилиндр гидросистемы, 14 — тяга, 15 — верхний рычаг.

Передний мост типа применяемого на тракторе «Беларусь» — самодельный, сварен из толстостенных металлических труб O48 мм.

Для крепления к раме имеет посередине поперечной балки продольную втулку с отверстием O20 мм под болт-ось. Вертикальные втулки балки переднего моста снабжены медными гильзами-подшипниками скольжения. Поворотные стойки колесных осей фиксируются в том месте гайками, а между собой соединяются посредством двух рулевых рычагов и поперечной рулевой тяги.

Боковое плечо левого рычага продольной тягой связано с рулевым механизмом С укороченным валом от ГАЗ-51.

Передние колеса со ступицами забраны от мотоколяски С3А, а задние — с передка трактора Т-40.

В качестве двигателя использован пускач ПД-10 от ДТ-54. Для надёжности и повышения мощности его было нужно существенно усовершенствовать, а для удобства эксплуатации, в особенности зимой, переоборудовать на воздушное охлаждение.

Исходя из этого на место снятого цилиндра установил второй — от мотоцикла ИЖ-«Планета». Принудительный его обдув снабжал электровентилятор от кондиционера «Кировца», заключенный в цилиндрический кожух. И не смотря на то, что мощность электродвигателя мала — всего 25 Вт, — летом он не перегревается.

Ну а зимний период либо при прогреве вентилятор возможно отключать.

Форсировать двигатель удалось за счет улучшения наполнения компрессии и увеличения цилиндра. Между цилиндром и карбюратором установил блок лепестковых клапанов. Его корпус отлил из алюминиевого сплава, а перегородку с пластинчатыми клапанами от лодочного мотора «Ветерок-12», разрезав пополам, вклеил в том направлении на эпоксидной смоле. Фазу впуска увеличил до 120° довольно ВМТ переделкой поршня, обрезав нижнюю часть юбки на 30 мм.

Все это вместе с установкой на поршне третьего компрессионного кольца обеспечило повышение большой мощности до 20 л. с., а оборотов — до 4700 об/мин. Помимо этого, двигатель стал превосходно запускаться в любую погоду.

Совокупность зажигания покинута стандартной — от магнето, а вместо регулятора оборотов установлен шкивок для привода генератора Г-130в.

Горючее к мотоциклетному карбюратору К-36 подается бензонасосом от «Ветерка», а воздушное пространство — через любой мотоциклетный фильтр с сухим элементом либо масляно-инерционный от УД-2. У него же позаимствован и глушитель. Двигатель запускается стартером СТ-130в от размещенного под сиденьем водителя автомобильного аккумулятора.

Рис. 4. Блок лепестковых клапанов:

1 — основание лепесткового клапана, 2 — заклепка, 3 — лепестковый клапан, 4 — корпус блока, алюминиевый сплав, 5 — ограничитель хода лепестка, 6 — шпилька крепления карбюратора, 7 — блок лепестковых клапанов лодочного мотора «Ветерок-12», его дообработка.

Р и с. 5. Дообработка поршня.

Рис.

6. Передний мост с рулевым управлением:

1 — втулка переднего моста, 2 — поперечная балка, 3 — стойка оси переднего колеса, 4 — ось колеса, 5 — рулевой редуктор, 6 — продольная рулевая тяга, 7 — поперечная рулевая тяга, 8 — рулевой рычаг, 9 — колесо, 10 — подшипник стойки, медная втулка, 11 — подшипники ступицы колеса, 12 — ступица.

Трансмиссия трактора устроена следующим образом. Двигатель соединен с муфтой и редуктором сцепления от трактора ДТ-54.

После этого цепной передачей вращение сообщается первичному валу коробки передач от ГАЗ-51, выходной вал которой соединен с основной передачей заднего моста. Потому, что картер последнего, как и коробка передач, закреплен на раме жестко, соединить их возможно не карданом, а разрезным валом через постоянную упругую муфту. В итоге трактор имеет 10 передач: 8 — вперед и 2 — назад, что разрешает выбирать самый оптимальный режим работы двигателя для перемещения со скоростью от 1,5 до 35 км/ч.

Нужный для универсальной сельхозмашины вал отбора мощности приводится во вращение от той же цепи, что и коробка передач, но его целесообразно включить через промежуточную муфту сцепления, дабы вал возможно было отсоединять от двигателя.

Гидросистема трактора, облегчающая применение разных навесных орудий, складывается из масляного насоса НШ-10ел, приводимого во вращение от закрепленной на КПП раздаточной коробки, гидрораспределителя от трактора Т-16, бака, шлангов рабочего гидроцилиндра (от колесного цилиндра поворотов комбайна), и выходных штуцеров для подсоединения дополнительных рабочих цилиндров аккуратных механизмов.

Вся облицовка — передок, откидывающийся на петлях вперед капот, основание щитка устройств, крылья, рама сиденья — сделана из листовой стали и уголка толщиной 0,5-1,0 мм. Топливный и масляный баки сварены из металлического страницы толщиной 2 мм; подвешенные за спинкой сиденья, они не занимают много места.

Для удобства эксплуатации ночью, и для перемещения в транспортном режиме трактор оснащен всеми нужными электроприборами: фарами от мотоцикла «Восход», световыми указателями поворотов от «Москвича», задними габаритными и стоп-сигналами от трактора «Беларусь».

Осуществлять контроль работу двигателя, электрооборудования, тормозов оказывает помощь щиток устройств.

на данный момент спидометр показывает уже 1500 км, так что экзамен на надежность мои «Зубренок», можно считать, сдал на «превосходно». А вот его возможности еще не исчерпаны, не смотря на то, что 13 имеющихся навесных и прицепных орудий: плуг, культиватор, окучник, борона, дождевальная установка, прицеп и другие — разрешают делать различные операции.

ОТ РЕДАКЦИИ.

Тем, кто решил сделать таковой трактор, напоминаем, что в связи с отсутствием технических требований к самодельным тракторам выезжать на них на дороги неспециализированного пользования не разрешается. Микротрактор вы имеете возможность эксплуатировать лишь на своем приусадебном участие (нужно иметь документы, подтверждающие правомерность приобретения главных агрегатов и узлов). Что же касается конструкции, то она возможно и поменяна.

К примеру, при применении агрегатов и узлов иных марок, чем те, что указаны у автора. Это и ясно: так как любой сооружает исходя из имеющегося у него под рукой — принципиально важно сохранить принцип устройства автомобили, доказавшей собственную работоспособность, эффективность и надёжность.

Рандомные статьи:

Немного о лагере ,, Зубрёнок\


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • «Дельта» — верх компактности

    Читателям отечественного издания точно зна-нома сокращение ТХ-200. Как раз тан именовался автотрицикл уникальной конструкции, созданный известнейшим в…

  • Верхом на вентиляторе

    Автомобили и аппараты на воздушной подушке (МВП и АВП) из года в год все больше завлекают внимание конструкторов всей земли. И это неудивительно….

  • «Автопоезд» своими руками

    Не обращая внимания на обилие в продаже автомобильной и тракторной техники, интерес к самодельным конструкциям не исчезает. Главными тому…

  • Современный из… старых

    Машина, о которой отправится обращение, создавалась как грузовое транспортное средство, помогающее выжить в отечественное тяжёлое время. Автомобиль…