Любой раз, таская громоздкую геофизическую аппаратуру по горным ледникам, я грезил о вездеходе. Наконец он был взят. И вот мы на гусеничной машине-амфибии против заснеженных гор… Взревел мотор, и машина, погрузившись в снег по кабину, медлительно двинулась с места.
в первых рядах был лоб ледника. Достаточно пологий по пешим меркам: градусов пятнадцать. Но шофер знал, что по снегу его не взять, и повел машину наискось. На середине лба соскочила гусеница.
Кувалда, груда металла, утонувшая в снегу, ветер и мороз…
Около часа мы натягивали гусеницу, а позже развернули назад. Возможно было спрямить по обдуваемой ветром морене ледника с торчащими из-под снега камнями. Но вездеход отправился в обход: камни. На них так легко ломаются пальцы и траки гусениц.
И я осознал, что самый популярный, самый всесильный из существующих вездеходов — гусеничный, — совсем не мечта, а пройденный этап.
Необходимо что-то принципиально новое: транспорт, что шел бы по буграм льда высотой в метр и рыхлому снегу, по воде, по крутым уклонам и камням. Это устройство должно быть достаточно долгим, дабы преодолевать трещины, зияющие во льду, либо закрытые снежными «мостами»; достаточно легким и разборным, дабы его возможно было послать в грузовом вагоне и закинуть в горы мелким вертолетом…
…На камнях гусеница рвется.
Значит, необходимо порвать ее заблаговременно!
На отдельные кусочки, траки, — пускай ползают самостоятельно. Как? Поставить на любой, скажем, электромоторы. С их помощью траки будут двигаться по замкнутой направляющей и, как лебедки, будут тащить машину.
Так появилась мысль авторского свидетельства № 386797, выданного 28 марта 1973 года на «Движитель транспортного средства», что возможно назвать траковым, по причине того, что его сущность и база — самоходный трак. Формулировка предмета изобретения пара сложна: «Движитель транспортною средства, содержащий замкнутые направляющие, которые связаны с корпусом транспортного средства, подвижно установленные на направляющих опорные элементы, отличающиеся тем, что с целью автоматического приспособления к разному профилю и разной несущей способности грунтов и для их перемещения по направляющим опорные элементы выполнены независимыми и снабжены личными двигателями».
Рис. 1. Вездеход-скалолаз:
1 — кабина-лаборатория; 2 — зубчатые направляющие, жестко закрепленные на корпусе; 3 — траковый движитель; 4 — электродвигатель с редуктором; 5 — ведущие зубчатые катки; 6 — прижимные катки, 7 — опорный башмак; 8 — рессоры; 9 — дизель-электрический агрегат (либо аккумуляторная батареи); 10 — боковые поддерживающие лыжи.
Вам не верится, что эта мысль и имеется принцип построения универсального движителя, талантливого лазить по горам, пробираться через болота, прыгать, ползать и плавать? Тогда (не смотрите до тех пор пока на картины, дабы не сковывать собственного фантазии) попытайтесь заменить им движитель любой автомобили, ноги любого живого существа. Любой раз замена у нac окажется!
Я кроме того не подозревал о таковой универсальности: от идеи до авторского свидетельства прошло 5 лет. В течение двух лет обдумывались пути технической реализации. И были cor,.нения: где, не считая моих горных ледников, и кому еще нужна такая супермашина, сверхвездеход, движущийся оттого, что по корпусу ползают мелкие самоходные механизмы, заменившие несложные железки — траки гусеницы?
И не одна (не смотря на то, что возможно обойтись и одной, но тогда будет прерывистое либо толчкообразное перемещение), а большое количество. Действительно, это сложнее, в случае если иметь в виду трак как опорный элемент. Но машина в целом несложнее. По причине того, что складывается из множества однообразных, взаимозаменяемых независимых механизмов, а не из целого комплекса жестко связанных между собой, сложных и разнообразных: трансмиссии, движители, подвески движителя.
Такая машина в целом будет и надежнее. По той же причине: независимые опорные элементы трудятся самостоятельно, выход из строя одного из них практически незаметен — надежность ансамбля параллельных элементов возрастает с ростом числа элементов и пытается к единице, даже в том случае, если надежность одного из них близка к нулю А траки простой гусеницы соединены последовательно, и разрыв хотя бы в одном месте ведет к выходу из строп всей цепи.
Надежность для того чтобы движителя обратно пропорциональна: она пытается к нулю при повышении числа звеньев, даже в том случае, если надежность одного звена близка к единице. Исходя из этого гусеничная цепь не может быть через чур долгой кроме того теоретически.
Итак, новая машина в целом станет надежней и несложнее.
Причем несложнее и в изготовлении. Так как достаточно отработать как направляться конструкцию одной тележки — самоходного элемента — и позже возможно монтировать их в любом количестве и на любом устройстве сотрудничества с поверхностью либо средой; пластинами, надувными подушками, захватами, понтонами, лопастями — на корпуса самоходных автомобилей любых размеров. Это, без сомнений, несложнее, чем любой раз разрабатывать и строить новую специальную машину.
Рис. 2. Опорный элемент:
1 — корпус вездехода 2 — упругая направляющая; 3 — амортизатор подвески направляющей; 4 — шины токопроводов; 5 — скользящие токосъемники; 6 — опорный башмак; 7 — электродвигатель; 8 — ведущий каток; 9 — прижимные катки с пружинами; 10 — корпус редуктора-вариатора; 11 — блок дистанционного управления трак-мотором; 12 — забуриваемые штыри, удерживающие трак на вертикальной автостраде, 13 — боковые поддерживающие катки.
Траковый движитель возможно ставить на любой объект, пускай самый громоздкий; потребуются только направляющие нужной длины и необходимое количество самоходных тележек — и передвигать эти объекты куда удачнее! Какие конкретно объекты? Платформы с буровыми башнями через болота и тундру; связки труб нефте- и газопроводов, фермы мостов, дома, наконец, суда зимний период — не разламывая лед, а по льду!
Это крайне важное преимущество нового движителя, сулящее при современных масштабад. Севера и освоения Сибири громадный выигрыш.
Имеется и еще одно, наиболее значимое: автоматическое приспособление к разной несущей поверхности и к всевозможному профилю грунта.
В несложном случае это свойство выражается в том, что в зависимости от распределения неровностей и характера грунта под нижней, рабочей частью направляющих независимые опорные элементы смогут машинально расставляться на различных расстояниях друг от друга, а в перемещении и опоре транспортного средства может употребляться разное их число.
Реализуется это свойство предельно легко, за счет зависимости скорости перемещения опорных элементов по направляющим от нагрузки на их двигатели: больше нагрузка меньше скорость, н напротив.
К примеру, при перемещении по неровной поверхности опорные элементы будут скоро проскакивать впадины, ямы и упираться в бугры, выступы, камни, продвигая машину вперед.
Где это свойство тракового движителя — приспосабливаемость к неровностям, выраженная в таком несложном виде, может сказаться решающей? Шум, где этих неровностей больше. Сфера применения таких автомобилей огромна, и в первую очередь — горы.
Это фактически последняя «не покорившаяся» еще человеку поверхность Почвы.
До сих пор нет техники, талантливой пройти по горному распутью, через каменные россыпи, снега, льды, скалы, озера, горные реки. Альпинист с крюком, верёвкой и молотком — вот единственное «транспортное средство» в настоящих горах. А профессия альпиниста-рабочего на данный момент делается массовой: отряды таких экспертов созданы на постройках Нурекской, Саянской, Ингурской ГЭС.
На Токтогульской гидроэлектростанции их отряд насчитывает более 500 человек. Это им прежде всего нужен горный вездеход-скалолаз.
Новый движитель разрешает создать такую машину. Для этого у него имеется все возможности.
Его опорные элементы сами выбирают себе площадку контакта с неровностями пути, что, но, не исключает возможности управляемого выбора.
Они остаются неподвижными относительно поверхности пути , пока целый корпус не пройдет над ними. Наличие же двигателей на опорных элементах разрешает установить разные захваты, присоски, виброштыри, каковые закрепляют траки на поверхности и намертво держат всю среднюю часть вездехода кроме того на скальной стенке с отрицательными уклонами У для того чтобы движителя при перемещении корпуса на один ход переносится лишь один опорный элемент, а не большая часть, как в большинстве случаев у шагающих и лазающих существ и устройств.
Это снабжает ему экономичность и безопасность.
Таковой вездеход возможно долгим и эластичным, дабы выполнять повороты, будучи закрепленным. Наряду с этим корпус автомобили может складываться из отдельных маленьких отсеков, талантливых поворачиваться относительно друг друга в горизонтальной и вертикальной плоскости, к примеру, посредством силовых гидроцилиндров.
На картинках 2 и 3 продемонстрированы схемы преодоления и опорный элемент таким змее- либо гусеницеподобным механизмом самые труднопроходимых элементов горного рельефа.
Разумеется, чем больше протяженность для того чтобы транспорта, тем выше его скорость, проходимость, рентабельность и безопасность движения.
Рис.
3. Схема прохождения вездеходом горных автострад.
Подобный лазающий вездеход облегчит строительство в горах, ускорит освоение высокогорных территорий и, возможно, всецело поменяет всю транспортную схему перевозок в этих районах.
Но для начального применения тракового движителя лазающий горный вездеход сложен. Это уже дальняя цель, возможность. К ней возможно идти неспешно, получая опыт, решая все более непростые задачи.
Самая первая ступень — машина с одним твёрдым движителем, другими словами имеющая твёрдые направляющие, расположенные по продольной оси корпуса: установленные на них опорные элементы в виде тележек с электромоторами, обжимными фрикционными либо устройствами взаимодействия и зубчатыми катками с поверхностью в виде пластин с шипами. Поворот осуществляется посредством расположенных по углам автомобили боковых поддерживающих колес либо лыж.
Эскизный проект (рис.
1) и подобная действующая модель таковой автомобили были созданы для сугубо конкретной цели: перемещения исследовательской лаборатории по поверхности горных ледников. Но неспешно, по мере знакомства с моделью и проектом все большего числа людей, стало известно, что кроме того такая, самая несложная машина с траковым движителем нужна не только гляциологам, исследователям ледников.
Юрий Георгиевич Арутюнов, директор Эльбрусской географической станции МГУ, ведущий научную работу по проблеме рационального освоения горных территорий, сам мастер спорта по альпинизму, считает, что такая машина в сочетании со второй строящейся очередью канатной дороги «Азау-Кругозор» разрешила бы организовать привлекательный туристский маршрут по эльбрусской шапке оледенения. Сменное аккумуляторное питание, бесшумная работа электромоторов, отсутствие лязгающих гусениц снабжали бы туристам большой комфорт, поездка разрешила бы всем желающим заметить неповторимую панораму Кавказских пейзажи и гор Эльбруса.
Юрий Георгиевич высказал и другую идею: такие автомобили, преодолевающие по снегу уклоны в 20—30°, имели возможность бы с успехом заменить канатные дороги для подъема горнолыжников, в особенности на снова осваиваемых склонах, где целесообразность строительства подъемника не всегда очевидна.
Л. СУХАНОВ, инженер
Рандомные статьи:
Джип скалолаз
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Что возможно несложнее и рациональней колеса? Данный вопрос задали себе студенты МВТУ имени Н. Э. Баумана, а ответами на него могут служить экспонаты…
-
Уже неоднократно отечественный издание приводил описания уникальных конструкций микровездеходов, выстроенных как фирмами и предприятиями, так и…
-
Вездеход повышенной… комфортности
Для обитателей Урала, Сибири, Севера, Дальнего Востока (другими словами большей части территории страны) потребность в таковой машине, как вездеход,легко…
-
В случае если отыскать в памяти, что спортивные беговые лыжи вычислены на перемещение, по большей части, по лыжне, а широким охотничьим нипочём любой…