В одном из первых проектов, защищенных, кстати, авторским свидетельством № 347232, уже были заложены все главные моменты конструкции, которая подразумевается сейчас под словом «католет». Тут предусматривался и корпус-полумяч, и отнесенный от центра весов двигатель, и маятниковая схема перемещения корпуса аппарата. На приводимой схеме-разрезе (рис.
1) наглядно представлены главные узлы и элементы этого транспортного устройства.
В корпусе-полумяче на цапфах установлен картер; в нем жестко на валах закреплены дебалансы. Валы приводятся во вращение от двигателя через редуктор.
Круговые перемещения дебалансов снабжают появление центробежной силы, передающейся через цапфы на корпус и неизменно действующей по одной «диагонали» довольно продольной вертикальной плоскости аппарата, другими словами направленной попеременно вверх-вниз.
Благодаря смещению центра тяжести корпуса-движителя относительно точки соприкосновения его с дорогой появляется момент, вызывающий поступательное перемещение всего аппарата.
Для исполнения маневра достаточно развернуть картер с дебалансами относительно вала — изменится плоскость действия центробежной силы, сменится и направление перемещения католета.
Первый вопрос, появляющийся при ознакомлении с данной схемой: а как же экипаж, грузы — каково будет им на таком механическом необъезженном «мустанге», скачущем галопом, не разбирая дороги! При разработке конструкции эта неприятность, конечно же, была не меньше ответственной, чем само устройство автомобили.
Выход первоначально искали в размещении грузов и водителя пассажиров в кабине-люльке, установленной в корпусе на шарнирах, нейтрализующих его качание. В будущем показались и другие варианты.
Рис. 1. Схема католета:
1 — корпус со сферическим дном, 2, 3 — дебалансы, 4 — вал, 5 — люлька-кабина, 6 — цапфа, 7 — двигатель, 8 — картер.
Рис. 2. Католет — «юла» (схема и внешний вид):
1 — корпус-полусфера, 2 — криволинейное дно, 3 — подвижное кольцо, 4 — ролик, 5 — кабина, 6 — двигатель.
Рис. 3. Схема перемещения католета (представлен один цикл).
Иное, не смотря на то, что снаружи и близкое, ответ автомобили предлагается в проекте, кроме этого взявшем авторское свидетельство № 388943. Тут корпус напоминает всем привычную детскую игрушку юлу. Он имеет криволинейно выпуклое дно.
Над ним и в корпуса по всему диаметру проходит кольцо, талантливое вращаться около вертикальной оси. На кольцо опирается кабина аппарата на особых роликах. В качестве генератора механических колебаний использован свободно-поршневой двигатель, установленный и закрепленный на подвижном кольце. Направление перемещения транспорта сходится с вертикальной плоскостью размещения генератора колебаний.
Достаточно исходя из этого развернуть кольцо с генератором на другой необходимый угол — транспорт поменяет направление перемещения, не поворачивая корпуса.
Весьма интересно проследить по приводимой схеме (рис. 3) последовательную смену фаз перемещения католета. В начальной фазе центробежная сила, создаваемая дебалансами, обязана немного поднять «переднюю» часть автомобили (передней у нее смогут стать все).
Тогда при последующем нижнем положении дебалансов направляющая будет устремлена вниз — начнется перекатывание корпуса по сферическому дну до упора «передней» частью в поверхность, по которой происходит перемещение. Сейчас при верхнем размещении дебалансов направляющая окажется устремленной опять вверх и начнет поднимать корпус. Происходит как бы зависание с одновременным маленьким перемещением вперед — полет.
После этого опять опора на «заднюю» часть сферического дна — и повторение цикла перемещения.
Рис. 4. Шахтный поезд на базе католета: тележка и тягач.
Как уже упоминалось, католеты начинают выходить из стадии действующих моделей. На рисунке приведена схема шахтного поезда на базе католета.
Основную его часть составляют две католетные тележки: активная — движущая и пассивная, являющаяся головной частью грузового прицела. Кабина водителя вынесена вперед и не зависит от другой части состава. Таковой поезд запланирован на транспортировку материалов в гидрошахтах, другими словами на эксплуатацию в стесненных, затрудненных для других видов тягачей условиях.
Рандомные статьи:
Нарушение ПДД-направление движения по полосам!
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
На столе — целый парк необыкновенных транспортных «автомобилей»: ни колес, ни гусениц, ни лыж. И однако они движутся. Но и само их перемещение также…
-
Быть может, в недалеком будущем, в то время, когда новые космические суда отправятся на Луну, Венеру либо Марс, в арсенале астронавтов будут роботы,…
-
На Центральной выставке НТТМ-82 данный автомобиль завлекал внимание визитёров не меньше, чем находившиеся рядом новые «Жигули» с роторным двигателем. И…
-
Мы уже говорили о вездеходе-скалолазе, что имел возможность бы стать новым видом горного транспорта (см. «М-К» № 12 за 1974 год). Но автомобили с…