Адаптация к школе — первый раз в первый класс!

Близится 1 сентября, и тревожно-весёлое ожидание праздника неспешно овладевает и первоклассниками, и их родителями. Но праздник продлится всего один сутки, а за ним наступят жёсткие будни, каковые будут длиться ещё 11 лет.

Как пройти их с мельчайшими утратами? Как сделать так, дабы школьное обучение не превратилось в каторгу, а доставляло радость в течение всех этих лет? Многое зависит от того, как сложится первый год судьбы ребёнка в школе.

И в первую очередь ребёнок должен быть психологически готов пойти в школу. Весьма ответственна первичная адаптация детей к школе, которая происходит посредством своих родителей.

Школа – праздник либо стресс?

Для ребёнка начало обучения в школе знаменует собой совсем новый жизненный этап, в то время, когда его жизнь, в большинстве случаев, изменяется кардинальным образом.

Во-первых, он получает новый социальный статус. Первый раз за всё время достижение определённого возраста сходится с переходом к новой роли, к новому положению – школьника, что занимается социально значимым делом (учёбой).

Ребёнок уже не просто “человек без определённых занятий”, а член особенной социальной группы, сделавший первый шаг на встречу к столь заманчивому и притягательному статусу взрослого.

Во-вторых, ребёнок попадает в принципиально новую среду и начинает приспособиться к новому укладу судьбы. Изменяется режим, уходят на второй план игры и развлечения, в его судьбы появляются новые люди – преподавателя, одноклассники, старшеклассники. Сама ситуация школы разительно отличается от обстановки, в которой ребёнок привык пребывать в детском саду либо дома.Адаптация к школе - первый раз в первый класс!

В-третьих, появляются новые права и обязанности. Причём в случае если у дошкольника были по большей части права, то сейчас происходит резкий крен в сторону обязанностей. Наряду с этим обязанности становятся более очевидными, и их выполнение строже контролируется. К самые явным и понятным обязанностям относятся следующие:

  • выполнять школьную дисциплину на переменах и уроках,
  • делать требования преподавателя,
  • делать уроки,
  • рано подниматься не опаздывать на занятия.

И ещё одна весьма неизвестная обязанность, о которой большое количество говорят окружающие взрослые — прекрасно обучаться и прекрасно себя вести.

Появляются и новые права, не смотря на то, что их не так много и в каждой семье они собственные. К примеру, позднее ложиться дремать, наблюдать какие-то новые передачи, выходить одному гулять, приглашать в дом друзей и т.д.

Что ощущает ребёнок при адаптации к школе

Само собой разумеется, ребёнок не до конца осознаёт, как важные и широкие трансформации случатся в его жизни по окончании 1 сентября. Он уже точно наслышан о школе от вторых детей, быть может, от своих братьев либо сестёр, от своих родителей и других взрослых. Причём информация, полученная из различных источников, значительно чаще не складывается в единую картину, а содержит в себе массу противоречивых и весьма субъективных оценок, каковые ребёнок не в состоянии критически осмыслить.

В следствии для одних школа – это что-то наподобие цирка либо постоянного утренника, для других, каковые наслушались от бывалых школьников различных страшилок – подобие концлагеря.

Дабы лучше осознать психотерапевтическое состояние вашего ребёнка, представьте себе, что вам не так долго осталось ждать предстоит выйти на новую работу. Как бы вы ни верили всебе, собственных свойствах, в том, что вам в том месте будет лучше, чем на прошлом месте, каким бы ожидаемым ни было это событие,всё равняется вы станете испытывать беспокойство напряжение. Как вас встретят новые сотрудника? Справитесь ли вы с новыми обязанностями?

Отыщете ли неспециализированный язык с главой? Осуществится ли всё, на что вы так рассчитываете?

Сходные эмоции испытывает и ваш ребёнок перед 1 сентября, с той лишь отличием, что у него ещё нет опыта аналогичных изменений и значительно меньше психотерапевтическая устойчивость к ним.

В случае если учесть, что и сами родители испытывают массу опасений и волнений в связи с грядущей адаптацией ребёнка к школе и неосознанно «передают» ими ребёнка, то делается ясно, что большая часть первоклассников к 1 сентября будет в состоянии психотерапевтического стресса.

Помощь ребёнку в адаптации к школе

Дабы снизить напряжение и стресс во время адаптации к школе, поговорите с ребёнком о том, как именно он воображает себе собственную жизнь в школе. Ответьте на все вопросы, каковые его тревожат, включая самые небольшие и незначительные.

Причём ответьте честно, вспоминая собственный личный опыт, собственные весёлые и болезненные переживания, эпизоды из школьной судьбы. Не нужно рисовать преувеличенно радужные картины! Ребёнок весьма не так долго осталось ждать осознает, что школа — это вовсе не «праздник, что неизменно с тобой», а громадная работа, требующая физического и психотерапевтического напряжения, самоограничения и немалых усилий.

Чем меньше стресс, что испытывает ребёнок к началу обучения, тем больше возможность того, что адаптация к школе будет протекать менее болезненно и тяжело.

Галина Мошкова, психолог центра “Звёздный порт”.
Газета “Звёздный порт” №17, 24 августа 2011 г.

Рандомные статьи:

15.05.2017 Вебинар: «Адаптация родителей к школе или Кто идёт в первый класс?»


Похожие статьи, которые вам понравятся: