«Аэроджип»: от проекта до машины

Студенческое конструкторское бюро Рижского Краснознаменного университета инженеров гражданской авиации имени Ленинского комсомола прекрасно знакомо читателям отечественного издания. Разработки рижан много раз экспонировались на Центральных выставках НТТМ на ВДНХ СССР.

О некоторых из них — биоакустических системах и экраноплане, аппаратуре и гидросамолётах для измерения параметров перемещения летательных аппаратов, и мотодельтапланах для сельского хозяйства говорил и «Моделист-конструктор».
Кроме того данный неполный список работ студентов РКИИГА говорит об их активном участии в деятельности СКБ университета. Тут плодотворно трудятся не только выпускники-дипломники, но и те, кто только что взял студенческие билеты.

И в этом сотрудничестве — залог сохранения хороших традиций творчества. Творчества, уровень развития которого сейчас разрешил выйти на пределы хоздоговорных работ, имеющих яркий выход в индустрию, народное хозяйство страны.

Примером исполнения для того чтобы заказа стал аппарат на воздушной подушке — «Аэроджип».

Проектирование АВП потребовало больших упрочнений всего коллектива студенческого КБ, содействовало упрочнению творческих связей между разными подразделениями молодежного коллектива, разрешило купить опыт в координации совместной деятельности с промышленными предприятиями и научными институтами.

О задачах, находившихся перед студентами, и об изюминках уникального вездехода — экспоната Центральной выставки-ярмарки НТТМ-87 — говорит один из его создателей, ведущий конструктор данной автомобили, помощник главы СКБ Ростислав Щавинский.

Из года в год все новые и новые месторождения нужных ископаемых открывают в северных районах нашей страны. Но на пути освоения этих достатков лежит множество преград, и одна из самых сложных — распутье.

самые перспективными для таких условий можно считать АВП — аппараты на воздушной подушке. Эти автомобили имели возможность бы взять на себя очень серьёзную работу по прокладке и разведке зимников — дорог для движения машин в зимний период.

Как мы знаем, такие автострады проходят в основном по руслам рек. Замерзшая река — фактически совершенная дорога, вот лишь капризны северные реки: сейчас на ней ледяной покров иногда таковой толщины, что по нему проходят самые тяжелые грузовики, а на следующий день река незаметно вносит коррективы, размывая местами лед то в одном месте, то в другом… В аналогичных случаях нужна своевременная информация о состоянии зимника.

Все эти неприятности находились перед студенческим КБ РКИИГА, коллектив которого взялся за проектирование аппарата на воздушной подушке на базе агрегатов и узлов существующих вертолётов и автомобилей.

Пара черт отечественного «Аэроджипа»: вместимость — 5 человек (салон в принципе такой же, как и у автомобиля «Жигули»); двигатель — кроме этого «жигулевский», мощностью 57 кВт; расход бензина образовывает 33 кг/ч; эксплуатационная скорость при перемещении над водной поверхностью — около 60 км/ч, дальность хода наряду с этим — 300 км; протяженность автомобили — 5 м, ширина — 2,5 м, высота (без винта) — 2,6 м; аэровездеход может преодолевать отдельные препятствия высотой до 0,2 м, волны высотой до 0,3 м, и затяжные подъемы крутизной до 7°; масса вездехода — 1100 кг.

«Аэроджип»: от проекта до машины
Компоновка аппарата на воздушной подушке:
1 — буксирное устройство, 2 — фара, 3 — приборная доска, 4 — передняя подъемная дверь, 5 — задняя подъемная дверь, 6 — пилон углового редуктора воздушного винта, 7 — карданный вал привода воздушного винта, 8 — угловой редуктор, 9 — винт изменяемого шага (реверсивный), 10 — обтекатель, 11 — управляемый стабилизатор, 12 — Л-образный киль, 13 — руль направления, 14 — вентилятор-нагнетатель воздушной подушки, 15 — надувная камера обеспечения непотопляемости, 16 — карданный вал привода вентилятора, 17 — задние колесашасси, 18 — редуктор, 19 — двигатель, 20 — ферменная рама автомобили (лодка), 21 — «юбка» ограждения воздушной подушки, 22 — ручка управления «шаг-газ», 23 — передняя управляемая стойка шасси, 24 — штурвал.

Характерной изюминкой «аппарата» есть наличие опорно-направляющего шасси — колесного либо же лыжного, что разрешает выполнять крутые повороты, уменьшив для этого степень загрузки колес либо лыж за счет воздушной подушки. Ну а при перемещении по достаточно ровным автострадам возможно применять шасси обычнымобразом — как, к примеру, на аэросанях либо аэромобиле.

В передней части АВП находится кабина с органами и сиденьями управления машиной, а в задней — двигательный отсек с агрегатами подъемно-движительной силовой установки, и хвостовое оперение. По периметру корпуса-лодки прикреплена эластичная надувная камера, снабжающая аппарату непотопляемость и повышенную плавучесть.

К надувной камере по ее периметру прикреплена так называемая «юбка» — эластичное ограждение воздушной подушки, разрешающее удерживать заданное давление воздуха при преодолении неровностей, и повышающее эффективность воздушной подушки при перемещении над водной поверхностью.

Вращающий момент с двигателя передается на раздаточную коробку — редуктор, а после этого через два карданных вала на вентилятор воздушной подушки и воздушный винт изменяемого шага.

Изменение направления перемещения осуществляется передней поворотной ногой шасси, сопряженной с аэродинамическими рулями направления, располагающимися в струе от воздушного винта.

Регулирование шага винта — органом управления, напоминающим ручку «шаг-газ» на вертолете. С его помощью возможно легко перераспределить мощность двигателя между вентилятором нагнетателя и аэродвижителем.

Стабилизатор аппарата благодаря необычному «рулю высоты» может компенсировать изменение центровки, вызванное неравномерной загрузкой салона «Аэроджипа».

Каркас аппарата представляет собой ферменную дюралюминиевую раму, собранную из прессованных листового металла и профилей. Оболочка салона отформована из эпоксидной смолы и стеклоткани.

В набор приборного оборудования, кроме «жигулевских» устройств, осуществляющих контроль электрооборудования и работу двигателя, входит радиолокационный измеритель и измеритель скорости толщины льда.

Создание измерителя скорости и пройденного пути осложнялось тем, что аппарат при перемещении не имеет контакта с автострадой — он парит над ней на высоте нескольких сантиметров.

За базу прибора был забран производимый отечественной индустрией локатор, применяемый работой ГИБДД для определения скорости движения машин. Как выяснилось, точность замера скорости этим устройством превосходит возможности автомобильного спидометра. Локатор дополнен собственного рода интегратором, подсчитывающим протяженность пройденного пути.

Думается, что отечественный «Аэроджип» отыщет широкое распространение. Применение обширно дешёвых автомобильных и авиационных агрегатов делает его недорогим и в производстве, и в эксплуатации. А возможности автомобили, владеющей свойством передвигаться и над сушей, и над водой, снабжая круглогодичные перевозки пассажиров и почты по бессчётным озёрам и таёжным рекам, степным районам и тундре, таковы, что она в полной мере сможет стать в этих районах массовой.

Р. ЩАВИНСКИЙ, г. Рига

Рандомные статьи:

Аэроджип..mpg


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Проект-модель-машина

    изготовление и Конструирование микролитражных машин — одно из популярных направлений технического творчества. Об этом возможно делать выводы хотя бы по…

  • Полет на «подушке»

    В первой половине 70-ых годов XX века «Моделист-конструктор» опубликовал описание вездехода на воздушной подушке, созданного шведским…

  • «Гидра» — аэроход

    Пара лет назад нам удалось выстроить очень успешное транспортное средство — аэрогидроснегоход. Опробования этого аппарата были очень успешными, и нам…

  • Покупка б/у машины

    Может приобрести Б/У? Возраст автомобили Проверка перед приобретением Рама ШРУС (они же карданные шарниры) Подшипники Трансмиссия Обгонная муфта Подвеска…