Мини-мокик: школа конструирования

Малогабаритная авто- и мототехника всегда приводила к повышенному интересу самодеятельных конструкторов. Это ясно: транспортное средство, имеющее маленькие размеры и массу, небольшой расход горючего, прекрасно вписывающееся в транспортные потоки муниципальных улиц, эргономичное в ремонте и обслуживании и достаточно надежное, — неимеетвозможности не заинтересовать, и само собой разумеется, прежде всего ребёнка.

Все это послужило обстоятельством того, что миниатюрная транспортная техника стала главным увлечением мальчишек отечественной детской автоконструкторской лаборатории «Дерзай, твори, изобретай!» в Доме юных техников Облсовпрофа города Вологды. Желаем познакомить читателей «М-К» с одной из самые удачных отечественных разработок — мини-мокиком с двигателем Шяуляйского завода «Вайрас», и с главными этапами его конструирования и некоторыми технологическими приемами изготовления отдельных узлов.

Очевидно, нет никакого смысла делать все подробности собственными силами — промышленность производит достаточно готовых изделий, пригодных для оснащения аналогичных автомобилей. Это колеса в наборе с тормозными барабанами и дисками, маятниковая вилка, цепь, включатель стоп-сигнала, рукоятки управления тормозом и сцеплением переднего колеса (от мотороллеров «Тулица», «Тула» либо «Турист»), и узлы от мопедов типа «Рига-22» — двигатель V-50, бензобак с крышкой и топливным краником, подробности передней вилки, задние амортизаторы, руль, ручка «газа», катушка зажигания, глушитель, заднее крыло, звуковой сигнал, воздухофильтр переключения и тумблер света.

К тому же на мокик поставлены противотуманная фара от КАМАЗа и задний фонарь, что употребляется как дополнительный на автомобилях .

Рис. 1. Мини-мокик с двигателем V-50.

Так что большинство подробностей производства. Нам потребовалось только изготовить раму, увеличить переднюю вилку и сделать сиденье. Но это не свидетельствует, что сконструировать и сделать мокик легко и просто. Работа эта включает последовательность этапов, и, согласно нашей точке зрения, грамотно спроектировать такую машину никак не несложнее, чем, к примеру, мини-автомобиль.

Этап первый.

Его возможно назвать этапом эскизного проектирования. Все графические построения оптимальнееделать в одном масштабе 1:5 — он более всего подходит для мокика.

В первую очередь вычертите все главные детали и стандартные узлы, каковые имеется в вашем распоряжении. Компоновать машину рекомендуем из узлов и бумажных силуэтов деталей на ровном странице.

При проектировании передачи направляться учитывать, что ось ведущей звездочки и ось качания маятниковой вилки должны размешаться на одной прямой — в другом случае натяжение цепи при перемещении будет всегда меняться.

Подобрав хороший вариант компоновки, сделайте эскиз (наряду с этим возможно применять полупрозрачную кальку либо пергамин), дополнив изображение подробностями, каковые предстоит сконструировать самостоятельно.

Рекомендуем изобразить пара вариантов компоновки для того, чтобы выбрать самый приемлемый.

Сейчас переходите к деталировке сборочного чертежа — тут уже нужно вычерчивать подробности в натуральную величину. Наряду с этим нужно шепетильно увязывать размеры подробностей, и учитывать присоединительные размеры готовых агрегатов и узлов. И лишь проверив сопрягаемость и сотрудничество элементов мокика, переходите ко второй стадии работы.

Этап второй — яркое изготовление.

В этом случае самостоятельно были сделаны рама, передняя вилка, переднее крыло и ряд других подробностей.

самый сложный и важный элемент мокика — рама. Сперва на странице фанеры мы вычертили собственного рода плаз — вид сбоку в натуральную величину. В будущем все подробности рамы подгоняли, а после этого и сваривали воедино, применяя плаз как собственного рода шаблон.

Мини-мокик: школа конструирования
Рис. 2. Рама мокика:

1 — рулевая колонка, 2 — хребтовая труба, 3 — косынка, 4 — верхний кронштейн крепления двигателя, 5 — кронштейн топливного бака, 6 — подседельная труба, 7 — вертикальная стойка, 8 — подкос подседельной трубы, 9 — подседельный кронштейн, 10 — ось задних амортизаторов, 11 — кронштейн крепления катушки зажигания, 12 — кронштейн крепления воздухофильтра, 13 — поперечина маятниковой вилки, 14 — подножка, 15, 16 — кронштейн крепления грязевого щитка, 17 — щечки поперечины маятниковой вилки, 18 — задний кронштейн крепления двигателя, 19 — кронштейн крепления звукового сигнала.

Рис.

3. Обоюдное размещение маятниковой вилки и двигателя.

Рис. 4. Вилка:
1 — перья вилки, 2 — несущие элементы, 3 — пластины мостика, 4 — уголки усиления мостика, 5 — кронштейн фары, 6 — кронштейн грязевого щитка, 7 — щека пера вилки, 8 — втулка.

Рис. 5. Механизм переключения передач:

1, 11 — передняя и задняя опорные площадки, 2 — передний рычаг, 3 — тросовый рычаг, 4 — винт, 5 — пружина, 6 — шарик, 7 — ось, 8 — втулка фиксации, 9 — обойма, 10 — задний рычаг.

Рама мокика складывается из простых шовных труб с внешним O 34 и 21 мм. Для усиления рулевой колонки помогает металлическая косынка — она же предназначена для крепления топливного бака.

К хребту рамы приварена кроме этого пластина для установки катушки зажигания, в ней просверлены два отверстия для фиксации блока-стабилизатора двигателя.

Для крепления самого двигателя помогают кронштейны, вырезанные из листовой стали толщиной 2 и 3 мм. К вертикальной стойке рамы приварен отрезок трубы O 25 мм с фланцами на торцах — данный узел нужен для посадки маятниковой вилки, и подножка из трубы длиной 410 мм и O 21 мм.

Для фиксации верхних шарниров амортизаторов маятниковой вилки предназначена ось — пруток O 12 мм и длиной 260 мм, финиши которого проточены на длину 40 мм и на них нарезана резьба М10. Ось усилена металлическим уголком 25X25 мм. К раме приварены еще два уголка — на них крепятся сиденье и топливный бак.

Передняя вилка отечественного мокика не совсем простая. Она существенно шире стандартной мопедной, и перья ее — это «бывшие» несущие элементы мопедной вилки, а несущие элементы — это «бывшие» перья вилки «Рига-22». Для расширения вилки использованы два треугольных элемента из листовой стали толщиной 3 мм (верхний из них — съемный).

Переднее колесо крепится к перьям посредством щечек из листовой стали, приваренных к трубам. К этим же трубам присоединены сваркой кронштейны переднего крыла, а к мостику — кронштейн установки фары.

Один из самых занимательных узлов — тумблер коробки передач.

Как мы знаем, у двигателей типа «V» либо «Ш» данный тумблер — ручной и он значительно менее эргономичен, нежели ножной, традиционно применяемый на большинстве мотоциклов.

Механизм ножного переключения оказался очень несложным по конструкции и в изготовлении. Он является обоймойс приваренными к ней подробностями — передним и задним рычагами с опорными площадками, рычагом для закрепления троса переключения передач и втулкой фиксации.

В последней находятся металлической шарик, винт и пружина — они снабжают четкое стопорение рычага в каждом из трех положений — первая передача, «вторая» передача и нейтраль.

Ручка «газа» — от мопеда, рукоятки управления сцеплением и передним тормозом — от мотороллера. Тормозная педаль сперва была самодельной, а после этого мы все же заменили ее педалью от мотоцикла «Минск».

И последнее.

Отечественная машина двухместная, исходя из этого на раме закреплены подножки и для пассажира — два отрезка трубы O 21 мм и длиной 125 мм. Все подножки с резиновыми мотоциклетными валиками.

Мини-мокик несложен в управлении, эргономичен и, как нам думается, имеет последовательность преимуществ если сравнивать с промышленными собратом рижского производства.

А. КРЫЛОВ, г. Вологда

Рандомные статьи:

мини мокик Рига 26 и Стелла. Снятие моторов ( для детей)


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Мини-трактор сделано на дальнем востоке

    Отечественный издание уже неоднократно писал о краснодарских, ставропольских, уральских тракторах, мотоплугах, фрезерных рыхлителях, электрокосилках,…

  • Мини-мокик

    Мини-мокики постоянно пользуются у мальчишек громадным успехом. И неспроста! Маленькие габариты, экономичность, современный внешний вид, красивые ходовые…

  • Мини автомобиль для детей

    Первый микроавтомобиль Мышонок я выстроил для моих детей. Как он удался, читатели Моделиста-конструктора смогут делать выводы, ознакомившись с его…

  • Семейный мини-байк

    По принятой сейчас классификации, мини-байками именуют микромотоциклы, предназначенные для города (их габариты разрешают хранить машину в квартире и…

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.