Пневмоход-трансформер

Когда-то на телевидении была популярная передача «Это вы имеете возможность», в которой умельцы говорили о созданных ими конструкциях. Пожалуй, в ней в первый раз и появились сведенья о пневмоходах. А публикации в издании «Моделист-конструктор» подтолкнули многих энтузиастов, среди них и отечественных, ангарских (по большей части рыбаков-любителей) к изготовлению аналогичных автомобилей собственными руками.

Пневмоход подкупал собственной внешней простотой, дающей слово хорошие характеристики.

На самом же деле его конструкция была непростым «орешком», расколоть что сумели, возможно, единицы.

На первых порах в Приангарье оказались, в большинстве случаев,громоздкие и металлоемкие автомобили, далекие от технического и эстетического совершенства. Эти, возможно сообщить, «гадкие утята» так и не получили полезных качеств пневмохода, разочаровав собственных создателей до полного к ним охлаждения.

Неспешно пневмоходный бум у нас прошел, и только немногие самые стойкие строилии худо-бедно эксплуатировать собственные конструкции.

У меня также было искушение испытать собственные силы на пневмоходе.

Но, взвесив возможности, откладывал работу над ним до лучших времен.

Компоновка пневмохода:

1 — багажник (на виде позади условно не продемонстрирован); 2 — подкосы; 3 — тормозной диск; 4 — трос тормоза переднего колеса: 5 — двигатель (от мотоцикла «Восход-ЗМ»); 6— глушители;7 — громадная звездочка промежуточного редуктора; 8 — рама задней подвески; 9 — ходовая звездочка; 10 — рым; 11—распорка; 12 — подседельник рамы мотоцикла; 13 — спица (труба 18×2, 4 шт. на колесо); 14 — вал заднего моста; 15 — подножка пассажира (убрана);16 — подножка водителя; 17 — педаль переключения передач; 18 — педаль тормоза задних колес; 19 — рычаг тормоза переднего колеса; 20 — вилка переднего колеса; 21 — фара; 22 — перо вилки; 23 — тормозной барабан; 24 — пневматик (на виде сбоку условно не продемонстрирован); 25 — продольный бандаж; 26 — поперечный бандаж; 27 — скобы соединения бандажа

Пневмоход-трансформер

Рама вилки переднего колеса:

1 — обойма (труба 42×2); 2 — заглушка (лист s2); 3,6 — перемычки (труба 22×2); 4 — подкос (труба 28×2); 5 — несущая втулка (неотёсанна 32×3); 7—кронштейн фары (лист s2); 8 — болт М10х 1,25; 9 — упор оболочки тормозного троса (от мотоцикла)

Вилка переднего колеса в сборе:

1 — камера 1200×500; 2 — поперечный бандаж (резинотканевая лента 60×10); 3 — тормозной барабан (от мотоцикла «Восход-ЗМ»); 4— тормозной трос; 5 — перо вилки (от мотоцикла «Восход-ЗМ»); 6 — рама вилки; 7 — фара; 8 — ступица; 9 — колесо; 10 — продольный бандаж (пожарный рукав)

Ступица переднего колеса:

1 — болт крепления оси колеса; 2 — ось колеса; 3 — правое перо вилки; 4 — тормозной барабан; 5 — ступица; 6 — левое перо вилки; 7— подшипник 60204 (2 шт.); 8 — распорная шайба (s5); 9 — болт М8 (6 шт.)

Колесо:

1 — диск (Ст2, лист s3); 2 — обод (труба 18×2,2 шт.);3 — крючок (пруток d8, 16 шт.); 4 — ложемент (труба 18×2, 8 шт.)

Задняя подвеска:

1 — ступица левого колеса; 2 — подкос (труба 21×2, 2 шт.); 3 — болты М10 (4 шт.); 4 подседельник рамы мотоцикла; 5 — распорка (труба 18×2); 6 — ходовая цепь (t = 19,05); 7 — промежуточный редуктор; 8,12 — двусторонние болты-натяжители цепи промежуточной передачи (М 18×1,5 и М 18×1,5 лев.); 9 — цепь промежуточной передачи (t= 12,7); 10 — рама задней подвески; 11 — тормозной трос; 13 — оболочка троса; 14,16 — тормозные рычаги; 15 — пружина сжатия; 17 — болт-натяжитель ходовой цепи (М18х1,5, 2 шт.); 18— вал заднего моста

Задняя подвеска:

1 — левый лонжерон рамы (труба 32×3); 2 — вал промежуточного редуктора (сталь 20, пруток d12); 3 — гайка М12х1,5 крепления вала (2 шт.); 4 — муфта рамы М 18×1,5 лев. (2 шт.); 5 — контргайка М18х1,5 лев. (2 шт.); 6 —двусторонний болт-натяжитель цепи промежуточной передачи (М18х1,5 и М18х1,5 лев., 2 шт.); 7— контргайкам 18×1,5 (2 шт.); 8 — муфта рамы М 18×1,5 (2 шт.); 9 — проставка рамы (труба 32×3, 2 шт.); 10 — накладка рамы (сталь, лист s2); 11 —поперечина рамы (труба 32×3); 12 — тормозной диск; 13 — болтМ8 (6 шт.); 14 — ступица промежуточного редуктора с малой звездочкой (z = 18, t = 19,07); 15 — подшипник 204 (2 шт.); 16,31,39 — уплотнения (войлок, 6 шт.); 17,19 — корпуса уплотнений; 18 — громадная звездочка промежуточного редуктора (z = 40, t= 12,7); 20 — регулировочная втулка (труба 24×5,9, L8,5); 21 — регулировочная муфта тормозного троса; 22— корпус регулировочной муфты; 23 — оболочка тормозного троса; 24 регулировочная шайба (труба 24×5,9, I 3,5); 25 — распорная втулка; 26 — колодки тормозных рычагов (асболатексный картон на эпоксидном клее); 27 — ось тормозного механизма (болт М8); 28 — верхняя полка кронштейна тормозного механизма (сталь, лист 85); 29 — ходовая звездочка (z = 72, t= 19,05); 30 — заклепка (d8, 8 шт.); 32 — призматическая шпонка (сталь 40, 8x10x100); 33 — тормозные рычаги; 34 — наконечник тормозного троса; 35 — палец (сталь 40, 06); 36,38 — стопорные кольца (4 шт.); 37,50 — подшипники 207 (4 шт.); 40 — крышка уплотнения (2 шт.); 41 — призматическая шпонка (сталь 40, 8x10x80); 42 — упорное кольцо (2 шт.); 43 — фасонная гайка М22х1,5 (2 шт.); 44 — вал заднего моста (сталь 20); 45 — ступица заднего колеса (2 шт.); 46 — стакан внешнего подшипника (2 шт.); 47 — ступица ходовой звездочки; 48 — распорная фасонная втулка'(2 шт.); 49—стакан центрального подшипиика (2 шт.); 51,53 — контргайки М18х1,5 левого болта-натяжителя ходовой цепи; 52 — втулка-кронштейн крепления заднего моста (2 шт.)

Багажник:

1 — обрешетка (пруток d7); 2 — обод (лист s1,8); 3 — стена (лист s1,8); 4 — проушина (лист s4, 4 шт.); 5 — кожух ходовой звездочки (странице s1,8); 6—рым (пруток d12), 7 — днище (странице s1,8)

Через пара лет по настоятельной просьбе одного моего приятеля, страстного рыбака-любителя, я выстроил для него пневмоход. Привычный предоставил в мое распоряжение мотоцикл «Восход-ЗМ» с условием: к летнему сезону пневмоход обязан легко трансформироваться обратно в мотоцикл.

Так, на базе «Восхода» и показался «Лошарик».

Это трехколесная машина повышенной проходимости на пневмати-ках низкого давления размерами 1200×500 мм. Она предназначена для поездок в одиночку либо с пассажиром.

Запланирована на большую нагрузку 180 кг (масса водителя, груза и пассажира в багажнике). Пневмоход хорошо перемещается по рыхлому снегу глубиной до 450 мм со средней скоростью 25 км/ч. Веснойи в осеннюю пору пневмоход легко преодолевает забереги, не опасается наледи и грязи. Тяговые качества «Лошарика» разрешают ему тащить за собой нарты с грузом до 150 кг.

«Лошарик» — открытая машина.

Без неприятностей эксплуатируется при температуре воздуха до минус 25 °С. От переохлаждения водителя защищает теплая одежда, и легкосъемное щитки и ветровое стекло (на картинках не продемонстрированы).

Принудительного охлаждения двигатель пневмохода не имеет, но предусмотрена возможность его обдува электрическим вентилятором постоянного тока напряжением 12 В, подключаемого к генератору двигателя через выпрямительный мост.

При некоторых недочётах конструктивной схемы этот пневмоход в умелых руках — в целом приличная машина.

Описание «Лошарика» начну с устройства его передней вилки. Рама вилки сварена из труб различного диаметра. Обоймы внизу имеют хомуты для фиксации телескопических амортизаторов от перьев «Восхода-ЗМ».

Вовнутрь обойм засунуты древесные бобышки длиной примерно 80 мм, в каковые дополнительно упираются амортизаторы, а снаружи приварены пластинчатые кронштейны для установки фар. Помимо этого, к хомуту правой обоймы привинчен упор для оболочки тормозного троса.

подкосами и Перемычками обоймы связаны с несущими трубами рамы.Эти трубы введены вместо перьев в мостики рулевой колонки мотоцикла.В верхнем мостике они зафиксированы гайками, а в нижнем — стяжными болтами.

В финиши перьев вилки засунута и закреплена, как на мотоцикле, долгая ось-болт ступицы переднего колеса. Сама ступица представляет собой металлическую трубу диаметром 42×2 мм с приваренными к ней стаканом и фланцами под подшипник 60204. К центральному фланцу болтами М8 прикреплен диск колеса, а к боковому — тормозной барабан от «Восхода-ЗМ» (механизм тормоза позаимствован от другого мотоцикла). С рычагом на руле он связан штатным тросом в оболочке.

Все три колеса пневмохода конструктивно однообразные. Отличие только в том, что переднее привинчено к фланцу ступицы восемью болтами М8, а задние прикреплены к своим ступицам металлическими заклепками диаметром 8 мм и дополнительно усилены спицами — по четыре на каждое колесо.

ложементы и Ободья колес изготовлены из трубы диаметром 18×2 мм, диски — из листовой стали толщиной 3 мм. Для уменьшения массы в дисках просверлены отверстия диаметром 40 мм.

На каждое колесо наварены по 16 крючков из прутка диаметром 8 мм.

К ним прицеплены поперечные бандажи — отрезки резинотканевой ленты толщиной 60 и шириной 10 мм, удерживающие пневматики на ложементах.

Продольные бандажи сделаны из брезентового пожарного рукава.

В местах пересечения с поперечными они «сшиты» металлическими скобками из проволоки диаметром 3 мм. Но вероятна эксплуатация пневмохода и без бандажей на переднем колесе. При необходимости пневматики возможно усилить — надеть на них дублеры из таких же камер, разрезанных по меньшему диаметру.

задний мост и Промежуточный редуктор установлены на особой П-образной раме задней подвески, сваренной из труб диаметром 32×3 мм. Эта рама состоит преимущественно из двух поперечной балки и лонжеронов, усиленной сверху накладкой. К раме мотоцикла она при-
соединена равно как и штатный маятник задней подвески.

Лонжероны раздвижные, поскольку имеют устройства для натяжения цепи промежуточной передачи. Задние финиши лонжеронов закатаны горячкм методом и снабжены винтовыми втулками для крепления натяжения и заднего моста ходовой цепи. Приблизительно посередине в оба лонжерона вварены посадочные втулки для оси промежуточного вала. Помимо этого, слева имеются кронштейны для рычагов механизма и установки троса тормоза задних колес.

Устройства натяжения цепи промежуточной передачи являются два двухсторонних болта с левой и правой резьбами М18х1,5 и контргайками. Натяжение ходовой цепи регулируется двумя болтами М18х1,5, приваренными к центральным чашкам подшипников заднего моста.

Ступица промежуточного редуктора выполнена заодно с малой звездочкой (z = 18, t= 19,05).

К фланцу ступицы шестью болтами М8 с потайными головками прикреплены тормозной диск диаметром 300 мм и громадная звездочка (z = 40, t = 12,7). В ступицу запрессованы два подшипника 204, каковые вращаются на оси диаметром 12 мм и смазываются через пресс-масленку, установленную на ступице между тормозным диском и малой звёздочкой. От проникновения грязи снаружи подшипники изолированы войлочными уплотнителями.

Конструкция заднего моста несложная: долгий вал вращается в четырех подшипниках 207. Вал имеет три шпоночные канавки под призматические шпонки ступиц пары ходовой звёздочки и колёс, и две канавки под пружинные стопорные кольца.

К чашкам центральных подшипников спереди приварены болты, в один момент служащие натяжителями ходовой цепи и крепежом к раме задней подвески, а позади — проушины для присоединения багажника.

Между ступицей ходовой звездочки и внутренними подшипниками на вал надеты фасонные распорные втулки с фланцами, каковые удерживают в чашках войлочные уплотнители.

К чашкам внешних подшипников приварены проушины для крепления нижних финишей трубчатых подкосов. Верхние финиши подкосов привинчены к подседельнику через отверстия, предназначенные для установки задних фонарей указателей поворота.

Подшипники смазываются «Лито-лом-24» один раз в три года по окончании частичной разборки узлов. Ходовая звездочка (z = 72, t = 19,05) —от сельскохозяйственного агрегата, облегченная. К ступице она прикреплена заклепками диаметром 8 мм, предварительно нагретыми в кузнечном горне.

Механизм тормоза задних колес — дисковый, клещевого типа.

Тормозные рычаги установлены в кронштейне, полки которого приварены к правому лонжерону. К щекам рычагов «эпоксидкой» приклеены накладки из асболатексного картона с высоким коэффициентом трения по стали. Трос от тормозной педали проходит через маленькую оболочку, размещенную между регулировочной муфтой и передним тормозным рычагом.

Регулировочная муфта находится в корпусе, привинченном к кронштейну под правым лонжероном.

Представленный механизм тормоза достаточно сложен в изготовлении. В случае если имеется возможность, то несложнее применять гидравлический привод дискового тормоза от мотоциклов «Иж-Планета-5» либо «Иж-Юпитер-5-01».

Соответственно подогнав педаль и кронштейн крепления под привод главного тормозного цилиндра.

Багажник выполнен наполовину решетчатым чтобы в нем не скапливался снег. Главные материалы его конструкции — металлической пруток диаметром 7 мм и листовая сталь толщиной 1,8 мм.

днище передняя и Наклонная стенка сварены заодно с коробчатым кожухом, что защищает цепную передачу от случайных попаданий в нее посторонних предметов. Багажник достаточно прочный и твёрдый и разрешает перевозить не только приличный груз. Сзади имеется рым, служащий прицепным устройством.

К пневмоходу багажник прикреплен болтами М10 в четырех точках: вверху — к подседельнику, внизу — к проушинам центральных чашек подшипников заднего моста.

Все снова изготовленные узлы по окончании зачистки кромок были окрашены ярко-красной нитроэмалевой краской, дабы при вынужденном перемещении по дорогам неспециализированного назначения пневмоход зрительно выделялся в потоке транспорта.

После этого узлы были установлены на раму мотоцикла «Восход-ЗМ», с которой предварительно демонтировалось всё, что не требовалось для эксплуатации пневмохода: крылья, передняя вилка, маятник задней подвески с амортизаторами и т.д. Электрооборудование переделке не подвергалось.

И мало о технике безопасности.

Пневмоход назван «Лошариком» не просто так: из-за пружинящих дутиков он — с норовом. Исходя из этого я советовал собственному привычному при езде на нем избегать резкого торможения и крутых поворотов (первое угрожает опрокидыванием, второе — обрывом бандажей), а снежные бровки и другие подобные препятствия преодолевать с ходу и под прямым углом. Советы пошли впрок: по окончании того, как мой знакомый «объездил» «Лошарика», тот стал для него воистину незаменимым транспортным средством.

В.ПЕТРОВ, Красноярский край

Рандомные статьи:

Пневмоход БУРЛАК. Первое погружение..WMV


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Всесезонный вездеход «4×4»

    При проектировании этого вездехода, конструктор-любитель Л. Антохов из г. Кириши Рязанской области стремился сделать всесезонную, надёжную и…

  • Все о карте. как построить карт

    Материалы первых занятий отечественной заочной школы картингистов были уже в печати, в то время, когда в редакцию стали поступать письма читателей с…

  • Хозяйственный «бездорожник»

    Машина вспоминала как грузопассажирское транспортное средство, на котором возможно было перевозить хотя бы маленькие партии грузов для домашнего…

  • Внедорожник-пневмоход

    Ставший уже привычным сюжет на телевидении зимний период — снятие с оторвавшейся льдины любителей подледного лова. Чуть ли не каждый год нам показывают,…

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.