Аэросани-амфибии и аэросани-лыжи

Одна из разновидностей аэросаней — аэросани-амфибии. Сейчас они взяли большое распространение. Такие автомобили не только строятся индустрией для народнохозяйственных потребностей, но и создаются любителями технического творчества — охотниками, рыболовами для личного пользования и молодежью для спортивных целей.

Читатели отечественного издания проявляют живой интерес к эксплуатации и специфическим особенностям конструкции таких автомобилей и просят поведать о них.

Мысль создания аэросаней-амфибий в собственности гениальному советскому инженеру-изобретателю Л. В. Курчевскому. В первой половине 20-ых годов XX века им в первый раз была выстроена машина С-1 — глиссер-аэросани.

Они предназначались для осуществления связи в межнавигационный период, другими словами весной и в осеннюю пору, между материком и Соловецкими островами.

Перемещение какого-либо вида транспорта любой грузоподъемности в это время нереально, поскольку лед еще непрочен. Межнавигационный период времени, в то время, когда лед непрочен — весной тающий, а в осеннюю пору смерзающийся, перемежающийся полыньями, — достаточно долгий — два-три месяца.

Рис.

1. Глиссер-аэросани С-2 конструкции Л. В. Курчевского.

Машина С-1 представляла собой глиссер с двигателем и воздушным винтом авиационного типа «джипси» мощностью в 90 л. с.

В отличие от простого глиссера, двигающегося лишь по воде, она имела усиленное дно, поменянные обводы носовой части, разрешающие ей самостоятельно выползать на маленькие возвышенности, плавающие льдины и одинаково удачно двигаться по снегу и воде.

Для обеспечения управляемости на ней были установлены воздушные рули.

Совершённые опробования продемонстрировали возможность применения данной автомобили в течение всего года в отличие от глиссеров и аэросаней, являющихся сезонными транспортными средствами.

В 1934—1935 годах Л. В. Курчевским и Е. М. Поппэ была выстроена серия автомобилей С-2 (рис.

1), в которой ее создатели учли недочёты, распознанные при долгих опробованиях автомобили С-1. Для обшивки корпусаони применяли новый материал — арктипит, имеющий громадную местную меньший коэффициент и ударную прочность трения при перемещении по снегу и льду. Подкрепляющий комплект дна существенно усилен. Амфибия С-2 оснащалась отечественным двигателем М-11 мощностью 90—100 л. с.

Эти автомобили достаточно удачно эксплуатировались в северной части страны — на мысе Челюскин и в Усть-Еикейском порту.

В последующие годы был создан еще последовательность автомобилей аналогичного типа: в 1935 году — амфибия С-3 с двигателем «Райт Циклон» мощностью в 100 л. с., во второй половине 30-ых годов двадцатого века — С-4 с двигателем МГ-31 мощностью в 300 п. с., в 1933—1934 годах — глиссер-аэросани АМБ-2 конструкции А. Н. Николаевича. Эта машина имела W-обводы корпуса и образную форму днища с искпючительно высоким гидродинамическим качеством.

Во второй половине 30-ых годов XX века строились аэросани-АЛ конструкции-1 и амфибии-3 АЛ Ковалевского и особая машина для спасательной работы — вездеход ОСВОД-4.

В 1942—1943 годах конструктором Е. М. Поппэ была выстроена машина СПА-42 с двигателем М-22 мощностью в 400 л. с. С W-образным дном.

Эта машина не имела воздушных рулей, а управление осуществлялось двумя расположенными под уступами транца замечательными коньками-рулями.

В 1950—1960 годах показалась машина ПА-18 конструкции Е. М. Поппэ, перестроенная по подобной схеме из СПА-42, но отличавшаяся обводами корпуса. Использование Ш-образных обводов, другими словами схемы катамарана с прямыми изогнутым днищем и бортами, всецело себя оправдало на автомобилях аналогичного типа.

Прямые борта, переходящие в замечательные бруски-пыжи, на которых машина двигается по льду и плотному снегу, и туннельная форма дна, на которое машина садится лишь при перемещении по глубокому рыхлому снегу, в кроме этого наличке двух носовых килей, существенно облегчающих машине выход на лед из воды, — таковы ее преимущества перед простой однокилевой схемой. Однокилевые автомобили кроме того при маленьких углах по отношению к кромке полыньи не могут с уверенностью выходить из воды на лед.

Они соскальзывают с ледяной кромки. Подобная картина отмечается и при попытках вывести машину из копей ка обледенелой дороге. Управляемость таких автомобилей очевидно недостаточна.

И все же эти автомобили продемонстрировали рентабельность их применения в народном хозяйстве нашей страны, на бескрайних просторах Севера с большим числом рек, болот и озёр.

В первой половине 60-ых годов двадцатого века показалась самая современная и идеальная машина аналогичного типа — аэросани амфибия конструкции КБ главного конструктора А. Н. Туполева (ведущий конструктор автомобили Г. В. Махоткин) (рис. 2).

Рис.

2. Аэросани-амфибия, созданные КБ Главного конструктора А. Н. Туполева.

Она представляет собой однокилевой глиссер с переходом дна практически на плоскость и с одним V-образиой формы реданом.

На начальной стадии машина снабжалась авиационным звездообразным двигателем типа М-11 ФР мощностью 160 п. с., что в последующем был заменен на двигатель АИ-14 РС мощностью 260 л. с. Двигатель вращает воздушный винт особенной конструкции — щелевой, разрешающий при относительно малом диаметре взять хорошие тяговые характеристики.

Аэросани-амфибии КБ А. Н. Туполева продемонстрировали хорошие ходовые качества.

На данный момент они строятся серийно и активно применяются в народном хозяйстве страны, в северных районах, снабжая исполнение последовательности транспортных перевозок в том месте, где нереально использование вторых видов транспорта.

Подобные автомобили, но намного меньших размеров и мощности, созданы и читателями отечественного издания, любителями технического творчества.

Одна из самые совершенных конструкций — аэросани-амфибия В. В. Сбоева, начальника СКБ «Амфибия» при Новосибирском электротехническом университете. Это студенческое КБ создало последовательность автомобилей и а также аэросани-амфибию НЭТИ-2 с двигателем ИЖ-56 мощностью 13,5 л. с. и НЭТИ-3 (рис. 3) с двигателем от мотоцикла М-72 мощностью 22 п. с. Корпус амфибии сделан в форме безреданной глиссирующей лодки.

Килевая часть дна имеет продольный срез, напоминающий профиль пыжи, с соотношением длины к ширине 1:8, 1:10. Днище для обеспечения предотвращения примерзания и лучшего скольжения покрыто пластиком — полиэтиленом.

Аэросани-амфибии и аэросани-лыжи

Рис.

3. Аэросани-амфибия студенческого КБ Новосибирского электротехнического университета.

Аэросани — амфибия НЭТИ-2 — на одного человека, и НЭТИ-3 — на двух человек, удачно прошли опробования на водохранилищах и реках и продемонстрировали пригодность для обеспечения перемещения по ровному и битому льду, снегу, шуге и воде. Они преодолевали полыньи и без того именуемые «забереги» — пространства у берегов, освободившиеся от льда в весенний период времени.

Подобную машину выстроил студент из Полтавы Сергей Богдан (см. рис. 4). Она оснащена одноцилиндровым двигателем от чехословацкого мотоцикла ЧЗ-250. Особенность данной автомобили — очень сильно развитые воздушные высокие полозья и рули направления, разрешающие двигаться по льду, не касаясь его дном. А школьники города Перми на собственной областной СЮТ создали аэросани-амфибию уникальной формы с двумя моторами Д-5 (рис. 5).

На опробованиях стало известно, что использование двухмоторной силовой установки существенно усиливает управляемость и манёвренность автомобили.

Рис. 4. Винтомоторная установка аэросаней-амфибии Сергея Богдана.

1 — каркас кузова (металлическая труба O 30), 2 — передняя косынка крепления двигателя (сталь листовая толщ.

2,5 мм), 3 — двигатель типа 43-250, 4 — топливный бачок, 5 — задняя косынка крепления двигателя, 6 — подкос крепления моторамы.

Рис. 5. Аэросани-амфибия Пермской областной станции юных техников.

Практика эксплуатации аэросаней-амфибий продемонстрировала, что область их применения, как и любого другого транспорта, предназначенного для исполнения узкого круга задач, ограничена. Применение их вероятно в течение всего года: на малых реках — без ограничения, на водохранилищах и больших реках — петом в негромкую погоду, в то время, когда высота волны не превышает 0,3 0,4, и зимний период на участках без больших торосов и смерзшегося битого льда.

Аэросани-амфибии, владея громадной опорной площадью дна, превосходно двигаются по глубокому снегу, оставляя малого глубины след и развивая скорость до 100 и более км/ч. Благодаря хорошей защите воздушного винта, огражденного килями расположенных на бортах рулей, они способны преодолевать камышовые заросли, маленький кустарник.

Но аэросани-амфибии, как и простые аэросани, не предназначены для перемещения по сильнопересеченной местности с оврагами, спусками и длительными подъёмами, по узким лесным дорогам и по снежным застругам, на метаемым сильными ветрами.

Любителям технического творчества, желающим строить аэросани-амфибии, направляться еще раз напомнить, что днище этих автомобилей при перемещении принимает твёрдые удары о неровности дороги.

Отсутствие амортизации увеличивает действующие на конструкцию перегрузки, каковые разрушают подкрепляющие днище элементы, нарушают герметичность подводной части корпуса, существенно утомляют пассажиров и водителей.

Также, значительным недочётом есть то, что благодаря довольно громадной длине корпуса при перемещении машины по снежным буграм и торосам появляются такие положения, в то время, когда она зависает кормой либо делается в распор, теряя наряду с этим управляемость либо разламывая рули (рис.

6).

Рис. 6. Дорожные условия, при которых аэросани-амфибия становятся неуправляемыми либо разламывают коньки-рули.

А — перемещение по волнистым наносам; Б — перемещение по речным торосам; В — при переходе маленьких неровностей дороги; Г — распор автомобили- Переезд впадины, благодаря чего происходит поломка коньков-рулей; Д — удар и потеря управляемости носовой частью при переходе из положения II в положение I.

Но, не обращая внимания на перечисленные недочёты, аэросани-амфибии. снабжающие возможность перемещения в межнавигационный период, находят все более широкое использование в народном хозяйстве страны.

АЭРОСАНИ-ЛЫЖИ

Идя по пути разработки автомобилей, скользящих по льду и снегу не на пыжах (как типовые схемы аэросаней), а на днище корпуса, многие любители создают аэросани-пыжи. По своим внешним формам они сходны с амфибией, но отличаются намного меньшей прочностью днища и отсутствием его герметичности.

Время от времени эти автомобили снабжаются для улучшения управляемости маленькими пыжами, каковые, помимо этого, предохраняют дне от повреждений и излишнего износа при перемещении по льду и плотному снегу.

В последнии месяцы любителями, по большей части молодежью, создано большое количество разных аэросаней-лыж, каковые удачно ими эксплуатируются.

Так братья Зайцевы Сергей и Александр с участием Сергея Миро нова, Александра Черемисина и других создали од неместную машину (рис.

7) с двигателем от мотоцикла ИЖ-49 мощностью 11 л. с. Эта машина, не обращая внимания на маленькую мощность двигателя, продемонстрировала хорошие ходовые качества при перемещении по глубокому целинному снегу. Установка двигателя внизу на раме корпуса и цепная передача на вал воздушного винта обеспечили машине низкое размещение центра тяжести и именно поэтому хорошую устойчивость на поворотах и при перемещении под большими боковыми углами.

Рис.

7. Аэросани-лыжи братьев Зайцевых, школьников из Подмосковья.

Уникальные аэросани-лыжи с закрытой кабиной создали Павел Дерябкин из Иванова, Николай Василий и Данилов Ночкин из Подмосковья, Николай Петров с отцом Павлом Николаевичем из города Куртамыша Курганской области. Эта машина с брезентовым откидным тентом, с двигателем М-61 имеет 3-лопастный воздушный винт и тросовый ручной стартер, снабжающий безопасность при запуске двигателя (рис. 8).

Рис.

8. Аэросани-лыжи П. Н. и Н. П. Петровых. Момент запуска двигателя.

С двигателем ПД-10 (тракторный пусковой двигатель), на котором цилиндр водяного охлаждения заменен цилиндром воздушного охлаждения (от мотоциклетных двигателей ИЖ-49 и ИЖ-56); увлекательные аэросани-лыжи (рис. 9) выстроены Алексеем Чапцовым, Сергеем Санычевым и другими из города Обояни Курской области.

Рис.

9. Аэросани-лыжи конструкции А. И. Чапцова.

Алексей Заворотный (ст. Инта, Коми АССР) собрал аэросани-лыжи (рис. 10) с двигателем М-72 и трехлопастным железным щелевым винтом. Эта машина имеет две маленькие управляемые лыжи, а на днище направляющие полозья и в хвостовой части вогнутый канал.

Всe это снабжает машине хорошую устойчивость на скорости и при перемещении по откосам. Помимо этого, машина снабжено двумя бортовыми, поддерживающимигабариты трубами, каковые предохраняют ее от переворачивания и являются ограждением воздушного винта.

Рис. 10. Аэросани-лыжи конструкции А. М. Заворотного.

Уникальные автомобили выстроили Дмитрий Перебоев из городе Енисейска Красноярского края, Николай Патрахин из Тюменской области и многие другие энтузиасты.

Редакция издании хочет всем им успешного претворения планов в настоящие конструкции и ожидает писем с фото и характеристиками созданных ими автомобилей.

И. ЮВЕНАЛЬЕВ

Рандомные статьи:

Видео презентация Аэросани амфибия вездеход Нерпа дизель аэролодка аэробот аэроглиссер свп


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Аэросани: идеи и конструкции

    Интерес к аэросаням как личному средству передвижения по спортивному типу и зимнему бездорожью моторной техники проявлялся в далеком прошлом. Но столь…

  • Аэросани: с чего начинать?

    В редакцию отечественного издания поступают бессчётные письма от самодеятельных конструкторов: интерес к подобному виду снегоходной техники среди самых…

  • Аэросани? аэроглиссер? амфибия!

    Читатели «М-К» уже имели возможность познакомиться со студенческим конструкторским бюро Марийского политехнического университета (см. № 8, 1977). Данный…

  • Аэросани с лодочным мотором

    Все началось довольно давно, с одной из публикаций в издании Моделист-конструктор № 5 за 1981 год, подшивки которого мы храним и иногда просматриваем. В…

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.