Аэросани: с чего начинать?

В редакцию отечественного издания поступаютбессчётные письма от самодеятельных конструкторов: интерес к подобному виду снегоходной техники среди самых различных возрастных категорий не ослабевает. Но темперамент писем часто показывает, что многие строители начинают изготовлять аэросани, не весьма четко воображая себе, что же они желают выстроить, какой видят будущую машину, с чего необходимо затевать работу.

Конечно, вследствие этого допускают досадные неточности, а в итоге приобретают конструкцию без желаемых эксплуатационных и характеристик.

Мы попросили дать советы по постройке аэросаней отечественного консультанта и постоянного автора, знаменитого эксперта по снегоходной технике И. Н. ЮВЕНАЛЬЕВА.

Обширный опыт конструирования самых разнообразных автомобилей говорит о том, что для успешного исполнения работы нужно придерживаться строгой последовательности на всех ее этапах — от зарождения идеи до воплощения в металле.

Любители, самостоятельно строящие аэросани, в большинстве случаев, допускают важную Неточность, игнорируя один из первых необходимых моментов в ходе конструирования — разработку технического задания на создаваемую ими конструкцию.

Техническое задание (либо технические требования) — отправной документ для всей предстоящей работы: проведения расчетов, детальной разработки конструкции, последующего ее изготовления. В нем записывается то, что конструктор желал бы получить от автомобили, агрегата, подробности. Другими словами ставится конкретная конструкторская цель, которую нужно достигнуть в ходе работы.

направляться выделить, что поставить верно задачу, учитывая настоящие возможности ее последующего ответа, но без нужных данных, весьма тяжело.Аэросани: с чего начинать? Но сделать это возможно, в случае если предварительно изучить накопленный вторыми опыт, подробно ознакомиться с ранее выстроенными, испытанными и продемонстрировавшими прекрасные результаты конструкциями.

Потребуется кроме этого определенный багаж теоретических знаний, в особенности по эксплуатации автомобили и ее отдельных агрегатов — и без этого нереально наметить правильную программу действий.

Верно составленные технические требования во многом определяют не только схему будущей автомобили, но и ее наиболее значимые элементы.

Еще не выработаны габариты и форма, не обозначена конструкция отдельных узлов, а задание уже разрешает иметь все главные эти, каковые потребуются при проектировании и расчётах.

Любой конструктор личен в собственных творческих ответах. Исходя из этого создаваемые любителями аэросани — кроме того одного типа, подобные по назначению, мощности установленного двигателя, — смогут быть разными как по характеристикам, так и согласно решению неспециализированной отдельных узлов и схемы.

Это сильно зависит еще и от последовательности частных обстоятельств, каковые определяются доступностью готовых узлов и материалов, производственными возможностями, наличием мастерской, станочного оборудования, нужного инструмента а также местными условиями эксплуатации.

В технических требованиях на аэросани любительской постройки в обязательном порядке должны быть записаны и предварительно решены следующие вопросы.

ЭКСПЛУАТАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

От четкого определения, для чего создается машина, зависит комплекс требований к ней: скажем, проходимость аэросаней по зимнему распутью, неспециализированная схема и многие другие характеристики. В случае если, к примеру, сани будут служить для охоты, машина обязана владеть высокой степенью проходимости.

Степень проходимости аэросаней, их ходовые характеристики определяются динамическим коэффициентом «качества», что находят по формуле:

К = Т/Gx,

где К — динамический коэффициент, Т — тяговое упрочнение воздушного винта в кгс, развиваемое им при работе на месте, другими словами без поступательного перемещения аэросаней, Gx — ходовой вес аэросаней в кгс.

Величина коэффициента К для аэросаней любительском постройки колеблется в пределах 0,2—0,3. Но направляться не забывать, что чем больше эта величина, тем более проходимей в условиях зимнего распутья окажется машина.

Конструктор выбирает величину динамического коэффициента, ко направляться стремиться, дабы он был не меньше 0,2. Приведенная формула К возможно использована и для определения Т и Gх.

Т = Gх· К; и Gx = T/K,

Эти величины с целью проведения предварительного расчета смогут быть выяснены и следующим образом:

Т=0,8N·Ту,

где N — мощность двигателя в л. с., 0,8 — коэффициент, снабжающий ресурс и надёжность работы двигателя; Ту — удельная тяга воздушного винта в кгс, другими словами развиваемое им упрочнение в кгс, приходящееся на одну л. с. мощности двигателя.

Удельная тяга Ту зависит от диаметра воздушного вита и мощности двигателя. Она определяется по нагрузке на ометаемую воздушным винтом площадь, уменьшаясь с повышением данной нагрузки.

При мощности двигателя до 12 л. с. — 4,5 кг/л. с., 20 л. с. — 4,0 кг/л. с., 50 л. с. — 3,5 кг/л. с., 100 л. с. — 3,0 кг/л. с., 260 л. с. — 2,6 кг/л. с.

Более совершенно верно тяговое упрочнение определяется по формуле:

T = (33,25·h·D·N)2/3

где 33,25 — коэффициент; h — КПД воздушного винта (для самодельных он колеблется в зависимости от качества изготовления и правильности расчёта от 0,65 до 0,82, либо от 65 до 82%); D — диаметр винта в метрах, и N — мощность двигателя.

Величина Gx возможно выяснена, исходя из того, что ходовой вес не должен быть больше 12 ? 15 кгс на одну лошадиную силу мощности двигателя.

ГРУЗОПОДЪЕМНОСТЬ АЭРОСАНЕЙ

В нее входит вес экипажа, пассажиров, груза и запаса горючего.

Эта нагрузка дается для аэросаней с лыжами на подошве из простой углеродистой стали, коэффициент трепня которой о снег принят за 100%. При применении вместо стали материалов с более низким коэффициентом трения — латунь, полиэтилен низкого давления, фторопласт-4 — эта величина возможно увеличена. В этом случае G1x определяется из выражения

G1x = Gx·100/f,

где f — отношение коэффициента трения исходного материала к коэффициенту трения углеродистой стали.

Для материалов, используемых на подошвах лыж, коэффициенты трения будут следующими: углеродистая сталь 1,0, либо 100%, дерево (ясень) 0,97, арктилит 0,935, нержавеющая сталь 0,810, дюралюминии 0,790, полиэтилен 0,735, фторопласт 0,730, латунь 0,710.

ДАЛЬНОСТЬ ХОДА

Расстояние, которое аэросани должны преодолевать на имеющемся в баках запасе масла и горючего, без дозаправки в пути.

ЗАПАС ГОРЮЧЕГО

Вышеупомянутый запас горючего, со своей стороны, определяет нужную емкость топливных баков (плюс 5% аварийного запаса).

СКОРОСТЬ АЭРОСАНЕЙ

В технических требованиях в большинстве случаев записываются две величины скорости перемещения аэросаней: Vт — техническая, другими словами скорость фактического перемещения по автостраде, не учитывая времени, затрачиваемого на стоянки в пути. Vмакс — максимальная, другими словами скорость, которую смогут развивать аэросани при работе двигателя на большой мощности и при полной (расчетной) загрузке.

Большая скорость определяется на мерной расстоянии при перемещении по целинному снегу при температуре наружного воздуха от -5 до -20°, в противном случае говоря, при хорошем скольжении лыж по снегу. Мерная расстояние должна быть прямой, без препятствий из снежных застругов, торосов; протяженность ее — не меньше 0,5 км.

РАДИУС ПОВОРОТА

Замеряется по внутреннему следу лыж аэросаней при скорости, снабжающей безопасность его исполнения, в большинстве случаев 5 км/ч.

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЙ ПОДЪЕМ

Указывается угод подъема, доступный для преодоления машиной с обычной весовой нагрузкой.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

В данный раздел технического задания строитель аэросаней записывает то, что, согласно его точке зрения либо на основании изучения прошлого опыта, должно быть отражено в конструкции будущей автомобили. Ко мне вносится ограничение размеров автомобили либо, напротив, повышение длины кузова для перевозки каких-то габаритных грузов.

Кое-какие требования смогут отражать и взор конструктора на желаемую схему автомобили либо ее отдельные элементы — на основании изучения имеющегося опыта. К примеру, «аэросани должны выполняться по четырехлыжной схеме — как более устойчивой и имеющей меньшее сопротивление перемещению если сравнивать с трехлыжной» и т. п.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

Воздушный винт есть одним из самые опасных (для окружающих) элементов конструкции.

Высокие обороты делают обрисовываемый им круг прозрачным, глаз человека не принимает его «плоскость». Исходя из этого совсем нужно:

ОГРАЖДЕНИЕ ВИНТА

Для предупреждения людей об опасности оно в большинстве случаев окрашивается яркой красной краской.

СОВОКУПНОСТЬ ТОРМОЖЕНИЯ

Она значительно чаще обеспечивается рычажно-штыревыми либо скребковыми устройствами.

СОВОКУПНОСТЬ ПУСКА ДВИГАТЕЛЯ

Чаще всего применяемый большинством любителей запуск двигателя проворачиванием его за воздушный винт руками (при подключенном зажигании) категорически воспрещается. Нужен стартер.

НАРУЖНОЕ СВЕТООСНАЩЕНИЕ

Зимний период длительность светового дня весьма мала, а в северных широтах наступает полярная ночь, исходя из этого на аэросанях должны быть установлены фары, разрешающие водителю прекрасно видеть дорогу.

КОМПОНОВОЧНЫЙ ЧЕРТЕЖ АЭРОСАНЕЙ

По окончании составления технических требований возможно приступить к следующему етапу работы — выполнению и предварительному расчёту компоновочного чертежа аэросаней.

Эти работы проводятся параллельно. Наряду с этим техническое задание будет ориентиром: оно уточнится в ходе расчетов.

Таковой чертеж — база проектирования будущей автомобили. На нем определяются размещение всех элементов конструкции, пассажиров и места водителя, намечаются неспециализированные контуры корпуса, размещение дверок, окон, люков, проводится увязка всех главных размеров.

Многие любители технического творчества, стремясь ускорить работу, опускают таковой ответственный этап, как изготовление чертежей автомобили.

Это ошибочная практика. Опыт говорит о том, что время, затраченное на исполнение чертежей, отработку на них размеров и деталей, сторицей окупается благодаря сокращению затрат на подгонку и увязку подробностей на протяжении постройки, не говоря уже о том, что нерадивые конструкторы больше теряют из-за вынужденной переделки отдельных подробностей.

Компоновочный чертеж выполняется в трех проекциях в масштабе не меньше 1:5 при необходимости с дополнительными сечениями, разрезами а выносками отдельных узлов.

В ходе компоновки направляться кроме этого обращать внимание на требования техники безопасности. Главные из них следующие.

На аэросанях открытого типа расстояние от поясницы водителя до плоскости вращения воздушного винта должно быть не меньше 0,8 м.

Размещенные за спиной водителя вращающиеся приводы — шкивы, цепи, ремни — нужно прикрыть предохранительными щитками.

В корпусе закрытого типа принципиально важно обеспечить удобство пользования и надёжное крепление люками и дверцами.

Не последнее место в этих требованиях занимает и необходимость в хорошем обзоре дороги с места водителя: угол зрения через лобовое стекло обязан снабжать видимость уже с 5 м от носков передних лыж.

Ветровое стекло полезно обезопасисть от обмерзания — к примеру, установкой двойных стекол, и снабдить стеклоочистителями.

аккумуляторные батареи и Топливные баки в обязательном порядке отделяются от кабины герметичной перегородкой.

Обогревать кабину следует за счет независимых отопителей: запрещено для этих целей прокладывать выхлопные трубы по корпусу.

Воздушный винт по ширине автомобили не должен поддерживатьвнешние кромки лыж; расстояние от финиша лопасти до днища корпуса не меньше 50 мм, а до подошв лыж — не меньше 250 мм. Финиши задних лыж не должны попадать в плоскость вращения винта.

А какая предпочтительна наружная окраска аэросаней?

Каждая, но в обязательном порядке броская, прекрасно различимая на снегу с громадного расстояния.

Ответственное требование к конструкции — запас прочности: он обязан рассчитываться, исходя от перегрузок не меньше 5 Gх.

В случае если предполагается эксплуатация на замерзших водоёмах и реках, нужно обеспечить машине плавучесть — на случай пролома льда.

При перемещении в вечернее и ночное время на ограждении воздушного винта нужны габаритные огни: справа по ходу — зеленый, слева — красный.

Для постройки аэросаней направляться применять материалы, соответствующие требованиям ГОСТа, с учетом их работоспособности в условиях низких температур до —50°.

Рандомные статьи:

Взлет вертолета Аэросани амфибия NERPA дизель


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Аэросани: идеи и конструкции

    Интерес к аэросаням как личному средству передвижения по спортивному типу и зимнему бездорожью моторной техники проявлялся в далеком прошлом. Но столь…

  • Аэросани-амфибии и аэросани-лыжи

    Одна из разновидностей аэросаней — аэросани-амфибии. Сейчас они взяли большое распространение. Такие автомобили не только строятся индустрией для…

  • Асп-3: аэросани из уфы

    «Я в прошлом летчик, — написал нам директор станции юных техников Уфимского нефтехимического завода С. П. Асташкин, — и по в полной мере понятным…

  • Аэросани с лодочным мотором

    Все началось довольно давно, с одной из публикаций в издании Моделист-конструктор № 5 за 1981 год, подшивки которого мы храним и иногда просматриваем. В…

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.