Асп-3: аэросани из уфы

«Я в прошлом летчик, — написал нам директор станции юных техников Уфимского нефтехимического завода С. П. Асташкин, — и по в полной мере понятным обстоятельствам мне хотелось выстроить аэросани, каковые чем-то напоминали бы самолет. Как-никак, лучшую часть судьбы дал авиации: начал в аэроклубе, закончил в гвардейском Краснознаменном штурмовом полку, с которым прошел от Волги до Берлина.

При проектировании саней я базировался на прекрасно зарекомендовавшей себя в авиации ферменной конструкции фюзеляжа самолета, сваренного из тонкостенных металлических труб. Обшил его листовым дюралюминием переменной толщины (от 0,5 до 1 мм). Ходовая часть — трехлыжной схемы, с передней рулевой лыжей и симметрично расположенными задними.

Схема автомобили в трех проекциях продемонстрирована на рисунке 1. Корпус имеет всецело закрытую двухместную кабину (размещение сидений — приятель за втором) обтекаемой формы, обводы медлено сочетаются с капотами двухцилиндрового двигателя М-52 «Спорт» (от мотоцикла типа «Урал»), что через штатную коробку передач вращает толкающий воздушный винт. Доступ в кабину— через дверки, раскрывающиеся вперед-вбок.

Кабина имеет громадную площадь остекления и в сочетании с зеркалами автомобильного типа хороший круговой обзор.

Управление. Совокупность управления аэросанями кроме этого необыкновенна: рулевая лыжа управляется, как на самолете, ножными педалями, ручка передает команды на тормоз и сцепление.

Сектор газа — при перемещении вперед обороты мотора возрастают, назад — уменьшаются. Автолюбителям, быть может, такая совокупность не понравится: они привыкли к простому рулевому колесу, но мне, как летчику, она эргономична. Но, заменить педали приводом на рулевое колесо будет просто.

Рис. 1.Асп-3: аэросани из уфы Схема в трех проекциях и главные размеры аэросаней АСП-3:

1 — фара, 2 — ручка управления, 3 — антенна, 4 — верхний бензобак, 5 — датчик тахометра, 6 — багажник, 7 — нижний бензобак, 8 — сиденья, 9 — нижнее плечо ручки управления.

Рис. 2. основные размеры и Конструкция каркаса:

А — контуры главных шпангоутов, Б — контур носовой части (вид сбоку); В — неспециализированный вид каркаса: 1 — обруч фары, 2 — нижний лонжерон, 3 — бортовой лонжерон, 4 — поперечина рулевой стойки, 5 — рулевая стойка, 6 — поперечная труба каркаса, 7 — шпангоут № 1, 8 — угловая стойка ветрового стекла, 9 — дужка каркаса крыши, 10 — шпангоут № 2, 11 — лонжерон крыши, 12 — шпангоут № 3, 13 — нижний лонжерон крыши, 14 — раскос, 15 —обруч капота мотора, 16 — подмоторная рама, 17 — верхний узел амортизационной стойки, 18 — стойка, 19 — стойка моторамы, 20 — пружина амортизационной стойки, 21 — полуось задней лыжи, 22 — балансир подвески, 23 — усиливающие косынки, 24 — узел балансира, 25 — каркас заднего сиденья, 26 — каркас переднего сиденья, 27 — нижняя поперечина рулевой стойки, 28 — вилка крепления рулевой лыжи.

Рис.

3. расположение и Схема управления главных агрегатов:

1 — ролик троса запуска, 2 — ручка запуска, 3 — рычаг сцепления, 4 — ручка тормоза, 5 — тахометр, 6 — проводка тахометра, 7 — проводка выключателя зажигания, 8 — датчик тахометра на двигателе, 9 — двуплечий рычаг тумблера передач, 10 — кикстартер, 11 — возвратная пружина тормоза, 12 — скребковый тормоз, 13 — трос сектора газа, 14 — тросы переключения передач, 15 — трос сцепления, 16 — трос тормоза, 17 —рычаг тумблера передач, 18 — нижнее плечо ручки управления, 19 — ролик троса ножного управления, 20 — педали, 21 — трос ножного управления, 22 — вилка рулевой лыжи.

Рис. 4. Вал воздушного винта.

Винтомоторная несколько.

Штатная коробка передач использована для подбора оборотов, самые соответствующих режиму движения и шагу винта саней. Так, разогнав сани на первой передаче, для которой используемый винт пара легок, мы включаем вторую (как это делается на мотоциклах и автомобилях), и двигательнормально загружается.

Получается тройная польза: отпадает необходимость изготовления винта изменяемого шага, обеспечивается запуск двигателя из кабины посредством тросовой проводки к кикстартеру, что комфортно и безопасно, и, наконец, вероятны регулировка и прогрев двигателя при нейтральном положении коробки передач с последующим его опробованием при подключенном винте на любой передаче. Дабы пара подмять ось винта, коробку развернули на 180° и применяли самодельный вторичный вал (рис.

4), служащий одновременно и валом воздушного винта. Соответственно и подшипник было нужно заменить на роликовый радиально-упорный, что принимает осевое упрочнение от силы тяги воздушного винта. Шестерни 1-й и 2-й передачи посадил на вал винта, а вместо остальных поставил втулку-ограничитель.

Воздушный винт (рис.

5) изготовлен из сосновых дрок (планок), склеенных в пакет эпоксидным клеем и по окончании обработки по профилю посредством контршаблонов оклеен двумя слоями стеклоткани АСТТ(б).

Винт не совсем простым методом установлен на вал: между последним и втулкой винта имеется упругая муфта (рис. 7). Она соединяется с валом шпонками либо шлицами, а винт сидит на конусе вала хорошо, но без шпонки.

Фланец муфты имеет четыре выступа (круглые пальцы), каковые входят в соответствующие отверстия втулки, куда запрессованы резиновые вкладыши. Гайка ступицы затягивается с таким расчетом, дабы она сидела на конусе вала без люфта, но имела возможность с маленьким упрочнением проворачиваться от руки. Такая совокупность снабжает мягкое включение передач, предохраняя подробности от преждевременного износа.

Я отмечал уже, что на первой передаче двигатель скоро раскручивается и выходит на оптимальный рабочий режим.

Рис. 5. Воздушный винт: вид сверху и сбоку.

Рис. 6. Ступица винта

Рис. 7. Конструкция упругой муфты, соединяющей ступицу винта с валом.

Рис.

8. Конструкция под моторной подвески и рамы лыжи.

Тяга достигает 130 кг, сани идут легко, но… медлительно. У того, кто захочет повторить эту конструкцию, по окончании включения второй передачи двигатель может быстро сбрасывать обороты — тяга начнет падать. Это значит, что для передачи винт тяжел. Дабы исправить положение, нужно изготовитьлибо новую несколько шестерен со степенью редукции 1—3 (передаточное отношение штатное, равняется 2,28), или второй винт с этими параметрами: O 1500—1600 мм, ход 500 — 600 мм.

Таи же нужно будет поступить, в случае если будет использован двигатель меньшей мощности, порядка 25—30 л. с. Экономически оправдан режим работы двигателя: 3500—4000 об/мин. на второй передаче; скорость саней наряду с этим составив около сорока километров/ч.

Кое-какие советы по троганию и запуску с места:

1. При включенной передаче и отключённом зажигании пара раз проверните винт. На сильном морозе время от времени полезно вывернуть свечи.

2. Вверните свечи, откройте бензокран, проверните винт 1—2 раза.

3. Сев в кабину, рычаг переключения передач поставьте на нейтраль, уберите газ всецело, манетку опережения зажигания установите на «позднее», закройте диффузоры карбюраторов заслонками.

4. Посредством троса и рукоятки, связанного с рычагом кикстартера, пара раз проверните коленвал. Затем включите зажигание и энергичным рывком запустите двигатель, поддерживая обороты сектором газа.

И наконец, прогрейте двигатель на малых, а после этого — на средних оборотах. Уберите газ. Выжав сцепление, осмотритесь, и в случае если поблизости нет никаких препятствий и людей, включайте первую передачу, в один момент прибавляя газ. Осталось разогнать аэросани до скорости 30—40 км/ч, выжать сцепление, убрать газ и включить вторую передачу, медлено и вовремя прибавляя обороты двигателя.

Не забывайте!

В момент переключения передач воздушный винт нужно подтормаживать чтобы не было резких ударов и рывков. Для этого помогает рычаг с резиновым башмаком, упирающимся в диск втулки под действием натяжения троса, связанного с нижним финишей сектора газа.

Рандомные статьи:

Путин отметил башкирский патриотизм со времен 1812 года


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Аэросани «боловик»

    Конструкторы аэросаней, трудящиеся в сельской местности, — а таких большая часть — частенько используют подробности списанного тракторного пускача ПД-10…

  • Аэросани из лесного края

    Уникальные древесные аэросани сконструировали школьники Гена Воронцов, Жора Кочесов, Светлана Сыркова, Борис Насонов, Коля Утакин и учитель О. Д. Сырков,…

  • Аэросани: идеи и конструкции

    Интерес к аэросаням как личному средству передвижения по спортивному типу и зимнему бездорожью моторной техники проявлялся в далеком прошлом. Но столь…

  • Аэросани зеленого патруля

    Аэросани зеленого патруля — незаменимый транспорт для школьных лесничеств. Машина сконструирована и выстроена в лаборатории автоконструирования…