Автомобиль без руля

Как-то попалось нам описание шестиколесного вездехода «джигер». Главные узлы его были предельно несложны. Отсутствовали коробка передач, карданный вал, задний мост — эти, в неспециализированном-то, сверхсложные и тяжелые агрегаты. Маленькие двигатели — раздельно для правого и левого бортов — через клиноременный вариатор передавали крутящий момент собственному последовательности колес, соединенных цепью.

Опоры осей пневмокатков жестко крепились к корпусу, а повороты осуществлялись за счет прибавления оборотов двигателя одного уменьшения и борта оборотов другого.

Нам захотелось создать собственный шестиколесный вездеход, что был бы столь же несложен в управлении и изготовлении.

В лаборатории конструирования малогабаритной техники КЮТа Новосибирского академгородка мы и выстроили такую машину (рис. 1), которая при некоей внешней схожести во многом отличается от «джигера».

На отечественном вездеходе (рис. 2) применен лишь один двигатель — мотоциклетный ИЖ-56 (от мотоколяски С3А, с стартёром и генератором). Он находится в задней части кузова автомобили.

Запуск двигателя — от ручки в салоне с левой стороны водителя. В совокупность управления входят: рычаги поворотов, педаль сцепления, педаль газа, ручка переключения передач, ручка стартера, выключатель зажигания.

Крутящий момент двигателя через дифференциал (также от мотоколяски С3А) передается на левого колеса бортов и средние правого. Каждое такое колесо соединено цепной передачей с остальными колесами собственного борта.

Рис. 1. Шестиколесный вездеход.

Рис. 2. Компоновка узлов на раме:

1 — резиновая подушка, 2 — двигатель, 3 — карбюратор, 4 — генератор, 5 — сиденье, 6 — цепь основной передачи, 7 — основная передача, 8 — механизм натяжения цепи, 9 — площадка крепления ступицы

Автомобиль без руля

Рис. 3. Схема вездехода:

1 — рычаги поворотов, 2 — педали сцепления, газа, 3 — пол кабины, 4 — звездочки переднего колеса, 5 — ступица переднего колеса, 6 — рычаг переключения передач, 7 — сиденье, 8 — цепная передача, 9 — колесо, 10 — основная передача с дифференциалом, 11 — рама, 12 — цепь основной передачи, 13 — аккумулятор, 14 — стартер, 15 — двигатель, 16 — генератор, 17 — глушитель и выхлопная труба, 18 — карбюратор, 19 — ступица среднего колеса, 20 — тяга фрикциона.

На средних же колесах установлены тормозные колодки от мотоколяски С3А. Помогают они для… поворота автомобили, что осуществляется не рулевым колесом, а свободными рычагами фрикциона, расположенными в кабине (см. рис. 3 и 7). Потянув левый рычаг на себя, тормозим три колеса левого борта.

Двигатель вращаетколеса правого борта, и вездеход поворачивает налево. Поворот направо подобен.

При таковой совокупности управления всецело отсутствует занос кроме того на крутых поворотах до 180° со скоростью 20—30 км/ч.

Педаль тормоза для остановки автомобиля отсутствует, поскольку для торможения достаточно, предварительно выжав сцепление, потянуть на себя сходу оба рычага фрикционов. Управление коробкой передач двигателя осуществляется одной ручкой, которая находится на сиденье между пассажиром и водителем.

База отечественного вездехода — несущая прямоугольная рама, сваренная из труб O 40 мм.

К раме приварены шесть площадок размером 120X140 мм, любая с четырьмя отверстиями под болты М10 для крепления ступиц полуосей (рис. 4).

задних колёс и Ступицы передних самодельные, из труб O57 мм, расточенных с обоих финишей для насадки подшипников № 205. В них вращаются укороченные, выточенные из стали Ст. 45 полуоси (рис. 5), на каковые насажены и зафиксированы шпонками колеса. На втором финише каждой полуоси, также на шпонках, крепятся звездочки Z-19 от сельхозмашин, под «ижевскую» цепь.

По бокам ступиц приварены уголки 35X35 мм с просверленными отверстиями для крепления к площадкам болтами М10.

Средние ступицы использованы от заднего моста мотоколяски С3А. В них на конических подшипниках вращаются полуоси средних колес (рис. 6), выточенные из стали Ст. 45 и соединенные с финишами конических шестерен дифференциала посредством шлицев. На полуоси надеты и закреплены на шпонках сдвоенные звездочки Z-19 под «ижевскую» цепь от сельхозмашин.

Для крепления двигателя использована подмоторная рама от мотоколяски С3А, с предварительно обрезанной нижней частью — для крепления дифференциала. Обрезанный подрамник приварен к несущей раме, нижняя часть его с креплением для дифференциала также приварена к несущей раме (см. рис. 2).

Двигатель крепится на резиновых подушках, дабы уменьшить передачу вибрации на кузов. Подушки расположены наклонно под углом 45°, что смягчает продольные рывки двигателя, смену нагрузок при перемещении.

Рис.

4. Крепление ступицы к раме:

1 — звездочка, 2 — корпус ступицы, 3 — полуось, 4 — косынка, 5 — площадка, 6 — уголок, 7 — рама, 8 — болт М10.

Рис. 5. Полуось задних колёс и передних.

Рис. 6. Полуось средних колес.

Рис. 7. Неспециализированный вид совокупности управления:

1 — втулка, 2 — рычаг левого фрикциона, 3 — резиновая ручка, 4 — вал, 5 — тяга, 6 — подшипник вала, 7 — корпус ступицы, 8 — звездочки двойные, 9 — полуось, 10 — основная передача, 11 — тормозные колодки.

Крутящий момент от двигателя через цепную передачу передается на дифференциал, с него — на средние полуоси и потом через цепные передачи на задние полуоси и передние. Шесть колес отечественного вездехода являются ведущими. Они забраны от мотоколяски С3А.

Давление в них нужно поддерживать не более 0,8—1 кг/см2: для смягчения и улучшения проходимости толчков при перемещении на неровностях.

Каркас кузова, сваренный из труб O15 мм, обшит листовой сталью толщиной 1 мм. Кузов и несущая рама совместно составляют единую твёрдую конструкцию.

Шестиколесный вездеход был эргономичным в управлении, маневренным и устойчивым на поворотах, продемонстрировал высокую проходимость.

Характеристика

Двигатель ИЖ-56, мощность, л. с…….12
Охлаждение…………………………………..воздушное, принудительное
Карбюратор…………………………………..К-28Е
Аккумулятор…………………………………..6 В, 80 А/ч

Вес сухой, кг………………………………….890
Нужная нагрузка, кг…………………….200
Габариты, мм:
ширина…………………………………………1440
высота…………………………………………..900
Клиренс, мм…………………………………..160
Число колес (все ведущие)………………6
Привод колеса—цепь с шагом, мм……15,88
Скорость большая, км/ч ………….50

А. КИЖЕБАТОВ,
член кружна конструирования
малогабаритной техники

КЮТ Новосибирскогоакадемгородка

Рандомные статьи:

Google создали автомобиль без руля, которому не нужен во…


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • «Микрус»-туристский автомобиль

    Практика самодеятельного автоконструирования, среди них и моего лично, говорит о том, что вагонная компоновка с применением колес с размером шин 5X10 (от…

  • Мини автомобиль для детей

    Первый микроавтомобиль Мышонок я выстроил для моих детей. Как он удался, читатели Моделиста-конструктора смогут делать выводы, ознакомившись с его…

  • Автомобиль «для души»

    Я весьма давешний подписчик издания — еще с «ЮМК», номера которого искал когда-то по киоскам. Подшивки «М-К» и сейчас дают толчок к творчеству, являются…

  • Автомобиль для дачи

    Под таким заголовком в «Фотопанораме» («Моделист-конструктор» № 2’93) в первый раз была опубликована информация о моей самоделке — дачном автомобиле. С…

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.