Старый мотоцикл — новый мотоблок

При разработке конструкции воображаемого мотоблока старались сразу решить три задачи. Во-первых, в большой степени применять для его изготовления стоящий уже пара лет без дела мотоцикл «Минск». Во-вторых, дабы его возможно было смастерить дома, при минимуме токарных работ и без применения дорогостоящих деталей и узлов.

Наконец, в-третьих, хотелось сделать таковой мотоблок, что стал бы хорошим механическим ассистентом в хозяйстве с приусадебным участком: дабы с его помощью возможно было и почву вспахать, другие корнеплоды и картофель посадить, междурядную обработку растений выполнить и урожай выкопать и перевезти.

Мотоблок оказался достаточно успешным, в полной мере оправдал возлагавшиеся на него надежды и прошёл опробования работой в достаточно тяжёлых условиях.

Начиналось изготовление мотоблока с переделки «базисной» рамы мотоцикла «Минск». От рамы отпилили ненужные в будущем и мешающие работе разные кронштейны, подножки пассажира и левую подножку водителя. Правую же подножку водителя обрезали на удалении приблизительно 180 мм от оси подмоторной трубы (плоскости симметрии рамы). Оставшаяся её часть в будущем была использована как кронштейн крепления глушителя.

А вот подседельную скобу отпилили только по окончании того, как приварили к раме рулевые рычаги совместно со связующей их поперечиной, выгнутые как одна подробность из полудюймовой трубы.

С особенной серьезностью отнеслись к изготовлению несущей втулки приводного вала колёс, её закреплению и установке на раме мотоблока. Лучше было бы втулку изготовить цельной на токарном станке из 300-мм отрезка металлической толстостенной трубы либо круглого проката диаметром 60 мм.

Мы же, за неимением аналогичных заготовок, воспользовались сварной конструкцией, выполненной из подобранных друг к другу отрезков металлических бесшовных труб соответствующих длины и типоразмеров (кстати, по той же технологии изготовлена и втулка промежуточного вала). Наряду с этим отрезки трубы с громадным диаметром образуют гнёзда под радиальные шарикоподшипники 80205 с двумя защитными шайбами (возможно применять и подшипники 60205 — с одной заводской защитной шайбой от пыли-грязи (лишь установить её нужно в обязательном порядке наружу).

Для несущей втулки подготовили место — маленькой дугообразный вырез под нижней трубой рамы в месте примыкания стоек. Втулку установили строго перпендикулярно диаметральной плоскости рамы так, дабы её середина лежала в данной плоскости, и только «прихватив» и выверив, приварили данный серьёзный узел к раме совсем.

Мотоблок из ветхого мотоцикла (узлы и агрегаты поз.6,8,9,10,13—от мотоцикла «Минск»):

1 — колесо с грунтозацепами (от сельхозтехники, 2 шт.);

2 — стояночная сошка;

3 — выхлопная труба с глушителем;

4 — силовой агрегат (от мотоцикла «Минск»);

5 — головка цилиндра с кожухом принудительного воздушного охлаждения;

6 —рама мотоблока (доработанная);

7 — колонка;

8 — бензобак;

9 — кик-стартёр;

10 — ящик для принадлежностей и хранения инструмента;

11 —рычаги с органами управления;

12 — поперечина рычагов;

13 — рычаг-рукоятка переключения передач;

14 — качалка;

15 — тяга переключения передач;

16 — П-образная подвеска фиксации рамы навесных орудий;

17 — траверса для навески орудий;

18 — рама навесных орудий;

19 —культиватор;

20 — плуг.

В задней части «минской» рамы имеются кронштейны с отверстиями диаметром 8 мм для крепления грязевого щитка (крыла). Кронштейны эти пара загнуты вовнутрь — их выправили, сделали параллельными продольной плоскости рамы мотоблока. После этого кронштейны усилили приваренными к ним и трубам металлическими полосами сечением 20×5 мм.

Отверстия в кронштейнах рассверлили до диаметра 10,2 мм.

По окончании усиления к торцам кронштейнов и верхних подседельных дуг рамы приварили рычаги управления, выполненные вместе с поперечиной (согнутые и сваренные в сгибах) из полудюймовой металлической трубы. Приваривать старались симметрично относительно плоскости симметрии рамы, а финиши рычагов развели, дабы они пребывали на удалении приблизительно 780 мм друг от друга. Затем между рычагами засунули и приварили соответствующую распорку.

Рама мотоблока:

1 — моторама (от мотоцикла «Минск»);

2 — втулка приводного вала колёс (сталь, круг 60);

3 — консоль (сталь, полоса 60x7x210);

4 — щека (сталь, лист s5, 2 шт.);

5 — сообщение (металлическая труба 1/2);

6 — тавровая стойка (сварная подробность из двух полос сечением 60×7);

7 — шкворневое кронштейн-ушко (сталь, полоса 60x60x7);

8 — подкосная стойка;

9 — подседельная дуга;

10 — кронштейн-ребро жёсткости (сталь, полоса сечением 20×5,2 шт.);

11 — рулевые рычаги с поперечиной (металлическая труба 1/2);

12—распорка рулевых рычагов (металлическая труба 1/2);

13 — вставка (металлическая труба 1/2);

14 — кронштейны подвески промежуточного вала и механизмов натяжения цепей (труба 1/2)

Г-образный рычаг-рукоятка ручного переключения передач согнута из металлического 10-мм прутка. С надетой на неё маленькой (длиной 12 мм) дистанционной втулкой рукоятка вставляется с правой стороны (в случае если ориентироваться по ходу перемещения мотоблока) в отверстия кронштейнов с приваренными полосами. А с левой стороны на её финиш надевается ещё одна такая же дистанционная втулка и приваривается качалка с отверстием диаметром 8,2 мм для тяги.

Тяга (проволока диаметром 8 мм) соединяет рычажок и качалку переключения передач, установленный на валу КПП.

Для возможности подсоединения к мотоблоку грузовой тележки на раме сварен узел сцепки. Он выполнен из отрезков металлической полосы сечением 60×7 мм и складывается из горизонтальной консоли и стойки, усиленной ребром жёсткости. Задний финиш консоли ратует за стойку на 60 мм, а к стойке на высоте 122 мм приваривается ушко, соответствующее выступу консоли. В обеих подробностях просверливаются соосные отверстия диаметром 22 мм.

Между ними вставляется втулка дышла тележки (120-мм отрезок металлической трубы с внутренним диаметром 22 мм) и узел скрепляется шкворнем.

Промежуточный вал в сборе со звёздочками:

1 — звёздочка z=42 (от мотоцикла «Минск»);

2 — ступица (Ст4);

3 — крепление звёздочки к ступице (винт М5, 6 шт.);

4 — корпус подшипника (Ст4, 2 шт.);

5 — радиальный шарикоподшипник 80204 с защитными шайбами (2 шт.);

6 — маленькая распорная втулка (металлическая труба 3/4);

7 —долгая распорная втулка (металлическая труба 3/4);

8 — корпус промежуточного вала (сварная подробность, труба 34×28);

9 — шпонка 5x5x20 (Стб);

10 — звёздочка z=8, выполненная совместно со ступицей (Сталь 45);

11 —шайба (Ст3);

12 — пружинная разрезная шайба;

13 —крепление звёздочки (гайка М14);

14 — промежуточный вал (Ст6);

15 — кронштейн крепления промежуточного вала к раме (металлической лист s6, 2 шт.);

16 — кронштейны натяжения цепей (металлической лист s5, 2 шт.)

трансмиссия мотоцикла и Силовой агрегат были вычислены на скорость до 85 км/ч (до 5500 об/мин), которая для «огородной» автомобили была совсем ни к чему. Исходя из этого в трансмиссию было нужно ввести узел промежуточного вала с двумя понижающими цепными передачами, разрешившими снизить число оборотов в 13,5 раза и существенно повысившими «тяговитость» мотоблока. К правой задней подкосной стойке рамы (в случае если ориентироваться по ходу перемещения мотоблока), отойдя от оси втулки приводного вала 105 мм, приваривается первый трубчатый кронштейн перпендикулярно плоскости рамы, а отойдя ещё 185 мм — второй такой же трубчатый кронштейн подвески (крепления) промежуточного вала.

В кронштейны вставляются пальцы резьбовых тяг, а в отверстия в пальцах пропускаются финиши самих резьбовых тяг механизма натяжения цепной передачи второй ступени. тяги и Эти пальцы, как на растяжках, поддерживают правый финиш промежуточного вала. Пальцы в трубчатых кронштейнах удерживаются за счёт трения.

Старый мотоцикл - новый мотоблок

узлы и Трансмиссия крепления промежуточного вала к раме:

1 — звёздочка выходного вала силового агрегата;

2 — цепь первой ступени;

3 —громадная звёздочка промежуточного вала со ступицей;

4 — промежуточный вал;

5 — малая звёздочка промежуточного вала;

6 — цепь второй ступени;

7 —звёздочка приводного вала колёс со ступицей;

8 — приводной вал с рычагом блокировки колеса;

9 — шплинты ступицы звёздочки приводного вала и ведущего колеса;

10 — ведущее колесо;

11 — подкосная стойка рамы;

12 —втулка приводного вала;

13 — втулка промежуточного вала;

14 — кронштейн подвески промежуточного вала (2 шт.);

15 — палец резьбовой тяги подвески промежуточного вала;

16 — вертикальная резьбовая тяга М10 подвески промежуточного вала и натяжения цепи второй ступени;

17 — соединение резьбового пальца с кронштейном промежуточного вала (болт М10,2 шт.);

18 —крепление Г-образного кронштейна промежуточного вала к щеке (спецболт М16 с плоской и пружинной гайкой и шайбами);

19 — щека рамы;

20 — Г-образный кронштейн крепления промежуточного вала к щеке рамы;

21 —резьбовая тяга натяжения цепи первой ступени;

22 — стопорение и крепёж резьбового пальца (гайка М10,5 шт.);

23 — палец навески рамы сельхозорудий;

24 — гайки М10 натяжения цепей трансмиссии (4 шт.);

25 — горизонтальная резьбовая тяга М10 подвески промежуточного вала и натяжения цепи второй ступени.

Нижнее отверстие в правой щеке, куда раньше вставлялась ось маятниковой вилки мотоцикла, рассверливается до диаметра 16 мм. Это — место крепления громадного Г-образного кронштейна промежуточного вала в сборе. В качестве крепежа тут выступает 40-мм болт М16, засунутый в отверстие и паз кронштейна в правой щеке изнутри.

Снаружи под его гайку подкладывается соответствующая плоская (толщиной 4 мм) и пружинная шайбы. Изнутри же болт удерживает от поворота правильная подгонка (плотное прилегание) грани головки болта к торцу лапки резьбовой тяги, служащей механизмом натяжения цепи первой ступени. Тяга вставляется в отверстие полки кронштейна со стороны корпуса промежуточного вала и затягивается гайкой.

Что касается верхних отверстий диаметром 12 мм в щеках, то они помогают для установки фасонных болтов, за каковые зацепляются крюки рамки навесных орудий. Болты тут накрепко затягиваются гайками с пружинными шайбами.

В передней части рамы мотоблока установлен на «штатных» крепёжных кронштейнах силовой агрегат — от мотоцикла «Минск» (ММВЗ-З.115). Отверстия в кронштейнах расточили в пазы для дополнительной возможности регулировки натяжения цепи трансмиссии. А дабы 10-сильный двигатель не перегревался кроме того при долгой работе на малых скоростях и при громадных нагрузках, справа установили вентилятор принудительного воздушного охлаждения для его головки и обдува цилиндра.

Причём последнюю развернули на 90° против часовой стрелки по сравнению со штатным положением.

Вентилятор установили на продолжении вала ротора генератора. Для этого применяли долгий болт с резьбой М7 на финише, пружинную шайбу, удлинительную втулку с двумя штырями, изготовленными из 3-мм спицы колеса от мотоцикла М105 «Минск», и обжимающие крыльчатку с обеих сторон особые шайбы с внешним диаметром 30 мм. Дабы удлинительная втулка имела возможность пройти через крышку генератора, в последней просверлили строго соосно валу ротора отверстие диаметром 17,5 мм.

Тут поставили сальник, выполненный из 5-мм войлока.

Помимо этого, в роторе было нужно высверлить гнездо (глухое отверстие) глубиной 6,5 мм и диаметром 3,3 мм — под штырь удлинительной втулки. Второй её штырь вставляется в крыльчатку и помогает необычной шпонкой.

Совокупности управления мотоблоком и переключения передач:

1 — Г-образный рычаг-рукоятка переключения передач;

2 — качалка;

3 —тяга;

4 — кронштейн;

5 — штатный рычаг переключения передач;

6 —кик-стартёр;

7 — рычаг выключения муфты сцепления;

8 — рукоятка «газа».

Кожух вентилятора разборный. Складывается из верхней части, являющейся воздуховодом, и нижней, которая является воздухозаборником. Обе части выполнены из кровельного 0,8-мм металлического страницы по соответствующим развёрткам и соединены заклёпками из 3-мм алюминиевой проволоки (по две заклёпки на одно соединение).

Воздухозаборник крепится к крышке генератора двумя болтами М6 под ключ на 10 мм (удлинёнными на 15 мм если сравнивать с прошлыми). Но не близко, а через распорные втулки. Под головки болтов подложили простую и пружинную шайбы.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Direct.insertInto(144860, yandex_ad2, { ad_format: direct, font_size: 0.9, type: horizontal, border_type: ad, limit: 2, title_font_size: 2, links_underline: false, site_bg_color: FFFFFF, header_bg_color: 000000, border_color: CCCCCC, title_color: FF0000, url_color: 000000, text_color: 000000, hover_color: CC0000, no_sitelinks: true }); }); t = d.getElementsByTagName(script)[0]; s = d.createElement(script); s.src = //an.yandex.ru/system/context.js; s.type = text/javascript; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(window, document, yandex_context_callbacks);

Крышка у воздухозаборника съёмная, крепится к нему снизу болтом Мб. Верхняя часть крышки удерживается отгибом воздуховода.

Скрепляются обе части кожуха между собой двумя болтами М6, а щёки воздуховода стягиваются на цилиндре пружиной, для которой в них выполнены отверстия диаметром 2 мм.

Глушитель:

1 — отводная труба (от мотоцикла «Минск»);

2 — кронштейн (Ст3, полоса сечением 20×5);

3 — фланец (Сталь 25);

4 — крепёж (винт М4,6 шт.);

5 — корпус (от мотоцикла «Минск»);

6 — газопропускной патрубок (отрезок трубы от рамы велосипеда «Урал») с 4 газопропускными и 4 крепёжными отверстиями;

7 — заглушка (Сталь 25).

Как уже подчёркивалось, для лучшего обдува головку цилиндра развернули на 90° против часовой стрелки. Круглую крышку, которая закрывает червяк сцепления, подрезали по форме изгиба боковой стены воздухозаборника для плотной стыковки. Закручивается сейчас эта часть крышки на один болт с пружинной шайбой.

Рычаг кикстартёра выправили до прямого угла (шлицы идут перпендикулярно рычагу и параллельно его лапке) — так эргономичнее заводить двигатель: больше стало места для ноги. К рычагу переключения передач под маленьким углом приварили кронштейн из металлической полосы сечением 20×7 мм, к которому подсоединили тягу переключения передач.

Рама навесных орудий:

1 — крюк (сталь, лист s5, 2 шт.);

2 — лонжерон (металлическая труба, 2 шт.);

3 —главная поперечина (металлическая труба 1/2);

4 — дополнительная поперечина (металлической уголок 50x50x5);

5 — гнездо для навесных орудий (из металлической полосы 50×6 мм, 3 шт.);

6 — стопорный узел навесного орудия (гайка М10, приварная, 3 шт.);

7 — косынка (сталь, лист s5, 2 шт.);

8 — ребро жёсткости (металлическая полоса 300x20x5, 2 шт.);

9 — кронштейн (металлической резьбовой стержень М12);

10 — П-образная скоба фиксации рамы навесных орудий на мотоблоке.

Глушитель самодельный. Для его корпуса применяли патрубок глушителя мотоцикла «Минск». Задний, развальцованный вовнутрь финиш этого патрубка выровняли на дюймовой металлической трубе до диаметра другой его части. После этого установили на собственное место самодельную вставку с отводной трубкой и закрепили двумя винтами М4.

Как продемонстрировала практика, такая «начинка» существенно снижает шум при работе двигателя.

К отводной трубе приварили кронштейн для крепления к правой подножке водителя, в которой на удалении 10 мм от финиша просверлили горизонтальное сквозное отверстие диаметром 8 мм. положение и Длина кронштейна его на отводной трубке выяснили по месту.

Кинематическая схема трансмиссии:

1 — силовой агрегат;

2 — выходной вал силового агрегата;

3 — звёздочка выходного вала (z1=14, t=12,7);

4 — цепь 1-й ступени (t=12,7);

5 — громадная звёздочка промежуточного вала (z2=42; 1=12,7);

6 — промежуточный вал;

7 — втулка промежуточного вал

Рандомные статьи:

дизельный мотоцикл МТ


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Мотоцикл широкого профиля

    Летом мотоцикл Минск служил мне правдой и верой, как сказочный конек-горбунок. В осеннюю пору же и зимний период, по обстоятельству распутья, он…

  • Мотоблок кружковцев сют

    В огородах и садах, на пришкольных участках и дачах — везде, где имеется необходимость обрабатывать маленькие площади почвы, обширно применяют…

  • Снежный мотоцикл

    В издании «Моделист-конструктор» № 11’1991 г. я встретил описание мотонарт — гусеничного снегохода, сконструированного братьями Матвейчук из г….

  • Мотоцикл становится мотоблоком

    У каждого, само собой разумеется, собственные заботы. Меня, к примеру, неприятности, которые связаны с механизацией уборrи, скажем, мяты перечной, вряд…