Большое в малом

— Все громадное в жизни начинается с малого. И это малое уже в ваших руках. Потому вы и видите пара дальше и пара глубже чем ваши сверстники.

Помните, что в любой работе основное — это обучиться обнаружить решения проблем в том месте, где они не лежат на поверхности. Не забывайте: дабы стать творцами нового, нужно выработать в себе дух критического и внимательного отношения к явлениям, и тогда ваши теперешние увлечения в будущем смогут стать базой вашей жизни.

Без шуток, пристально слушали парни выступление главы Сибирского отделения Академии наук СССР, депутата ВС СССР, Героя cоцтруда академика Гурия Ивановича Марчука. Ученый обращался с напутствием к ним, участникам VI Общероссийского слета юных конструкторов и рационализаторов, сказал с ними без шуток и доверительно, как с будущими сотрудниками.

Шел первый сутки Общероссийского форума юных техников, посвященного 60-летию Ленинского комсомола.

Школьников, приехавших на слет со всех финишей России, принимал в данный вечер Дом ученых Новосибирского академгородка.

Последующие дни были заполнены до отказа, и одним из основных дел являлась работа секций: защита ребятами собственных проектов, экзамен на творческую зрелость.

Строгое и беспристрастное жюри отбирало самые интересные работы, а выбирать было из чего: 500 участников слета привезли с собой около 700 механизмов, приспособлений, моделей и приборов, причем 32 из них уже взяла на вооружение промышленность.

700 работ… Это 700 экспонатов, 700 любопытнейших конструкций, познакомиться с которыми возможно было на технической выставке слета.Большое в малом

КОНСТРУКТОРЫ и РАЦИОНАЛИЗАТОРЫ

Разбегались глаза. Слух выхватывал из ровного шума то ритмично прерывающееся пение моторчика космического шагохода, то осмотрительное пощелкивание школьного телефонного коммутатора, то негромкую мелодию, льющуюся из самодельной стереоустановки. У наиболее приборов и интересных механизмов оживленно шумели девчонки и мальчишки, обсуждающие недостатки и достоинства этих конструкций.

Поражала широта охвата ребятами разных технических направлений — от малогабаритной сельхозтехники до сверхсложных электронных устройств, от несложных, школьных рационализаторских предложений до изобретений и серьёзных приспособлений.

Самая, пожалуй, занимательная часть выставки заняла кордодром клуба юных техников СО АН СССР.

В том месте с утра до вечера трещали моторы, по асфальтовой арене носились юркие микромотоциклы, кружили карты и автомобили, неторопливо и солидно двигались трактора. Один из них привлек отечественное внимание. Хороши компоновка данной четырехколесной автомобили, изящество и лаконичность форм, красивая отделка и при всем том предельная простота конструкции, идеально подходящая для повторения ее в мастерских сельских школ.

Мы разговорились с водителем — учеником 8-го класса школы № 52 города Омска Сашей Кудрявцевым.

— «Гнома», так именуется машина, мы сделали на детской технической станции «молодость», — говорит Саша. — Очевидно, делал ее не я один, а вместе с приятелями Олегом Советниковым, Сашей другими ребятами и Симоновым под управлением Виктора Григорьевича Степаненко. изготовление и Проектирование «Гнома» заняло у нас приблизительно полгода.

Базой послужила недавняя публикация в «М-К» «Мы сделали трактор». Но не поразмыслите, что мы ту машину. В собственную конструкцию мы перенесли только ее габариты к тому же забрали тот же двигатель — от мотороллера «Тула», а все другое придумали сами.

Да, юным тракторостроителям из Омска удалось, как нам думается, создать машину, которую в полной мере возможно советовать индустрии забрать за базу при разработке аналогичной техники.

«МАРШ» — «Микроавтомобиль, Созданный Школьниками» — под таким заглавием пара лет назад на страницах «М-К» показался трицикл уникальной схемы, созданный в лаборатории экспериментального моделирования КЮТ СО АН СССР. Неудивительно исходя из этого, что тут, на выставке, те же четыре буквы, но уже на капоте четырехколесного автомобиля, вынудили нас повнимательнее приглядеться к этому экспонату.

Машина была последней разработкой лаборатории. Как поведали ее сотрудники — десятиклассники Саша Сережа и Шаламов Дмитриев, автомобиль скомпонован из полутора «Вяток» первых выпусков. «От одной, — поясняют конструкторы, — МЫ забрали переднее и заднее колеса с элементами подвески, от второй то же самое плюс двигатель. Объединили же все это хребтовой рамой…»

Весьма интересно продумали парни размещение водителя и пассажиров. Дабы усадить их с достаточным комфортом при маленькой базе автомобили, водителя поместили в центре по оси автомобиля, а пассажиров позади, справа и слева от водителя: так их колени не упираются в спинку переднего сиденья.

ЮНЫЕ ТЕХНИКИ — СЕЛЬСКОМУ ХОЗЯЙСТВУ

От слета к слету это направление в творчестве юных конструкторов и рационализаторов делается все более популярным.

Участники слета из Республики Алтай привезли с со бой микротрактор «Тигрис». К данной машине кроме того как-то и не подходит приставка «микро», потому, что «Тигрис» — агрегат достаточно замечательный, талантливый трудиться не только на пришкольных участках, но и на полях совхозов и колхозов в составе ученических производственных бригад. Выстроили его ученики 10-го класса Гальменской школыВладимир Сигалин и Павел Поздняков.

Микросельхозтехника — классическая тема разработок школьников из Краснодарского края. Парни из шестой школы города Тихорецка на базе вело двигателя Д-6 сделали пара занимательных механизмов. Два из них — мототяпка и мотокосилка — экспонировались на выставке слета.

Авторы— девятиклассники Сергей Русанов и Евгений Баскаков. изготовлением и Проектированием аналогичной техники они занимаются уже пара лет, и их автомобили активно применяются на пришкольном участке.

— Главные трудности, — сообщил Сережа — были у нас с совокупностью охлаждения двигателя, предназначенного для относительно громадных скоростей. Ну а скорость отечественных автомобилей — сами осознаёте. Было нужно придумывать центробежный вентилятор…

СЕНСАЦИИ СЛЕТА

Да, как раз сенсации. А как еще возможно назвать электромобиль, что может везти собственного создателя, питаясь от для того чтобы малого источника энергии, как батарейка карманного фонарика? Очевидно, машина вычислена не на нее: это всего лишь иллюстрация возможностей электродвигателя уникальной конструкции. Конечно, эта демонстрация привела к подлинному восторгу экспертов.

Чудо-автомобиль выстроен в клубе юных техников Челябинского металлургичесхого завода восьмиклассником Храбрец Головиным вместе с начальником экспериментальной лаборатории В. Г. Мартынюком.

Электромобиль челябинцев был одним из самых популярных экспонатов выставки: за чемь дней практическую езду на нем освоила чуть ли не добрая половина участников слета.

Машина была несложной в управлении, прочной, а с одной зарядки аккумуляторная батарей трудилась практически весь день — около семи часов.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Direct.insertInto(144860, yandex_ad2, { ad_format: direct, font_size: 0.9, type: horizontal, border_type: ad, limit: 2, title_font_size: 2, links_underline: false, site_bg_color: FFFFFF, header_bg_color: 000000, border_color: CCCCCC, title_color: FF0000, url_color: 000000, text_color: 000000, hover_color: CC0000, no_sitelinks: true }); }); t = d.getElementsByTagName(script)[0]; s = d.createElement(script); s.src = //an.yandex.ru/system/context.js; s.type = text/javascript; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(window, document, yandex_context_callbacks);
А вот еще одно чудо — огромный ярко-желтый тор, похожий на тарелку, парящий под потолком выставочного зала. Ажурная стрела под его «брюхом» и четыре поворотных воздушных винта по периферии «баранки» убеждают, что перед нами строительно-монтажный дирижабль-кран.

Большое количество труда положил в эту работу ученик 6-го класса школы № 59 г. Барнаула Андрей Аксенов. В случае если сказать о подробностях, то юный конструктор предусмотрел в собственной модели кроме того воздушный винт для частичной разгрузки стрелы: он разрешает дирижаблю не поменять центровку при перемещении груза по стреле либо громадных трансформациях в его весе. Таковой летающий кран может применяеться при монтаже линий электропередачи в труднодоступных районах, сборке буровых установок и других строительных работах.

И перед данной сверкающей полированными гранями машиной также на долгое время застывали восхищенные мальчишки. Кто же откажется посмотреть вовнутрь трудящегося комбайна, подсмотреть скрытые процессы, происходящие в его чреве! Модель-копия комбайна «Нива», сделанная учеником 9-го класса Мальчевской школыМиллеровского района Ростовской области Геннадием Петрухновым, дает полное представление о работе прототипа, сотрудничестве его агрегатов и отдельных узлов.

А посмотреть вовнутрь разрешают панели машины и прозрачные капоты. По словам Андрея, модель состоит практически из трех тысяч подробностей, и фактически любая нз них «ответствует натуре. Копия сделана как наглядное пособие для изучения устройства «корабля полей» в сельских школах.

ЭЛЕКТРОНИКА — Везде!

Не было, пожалуй, ни одного раздела выставки, где не находились бы электронные устройства.

строительство и Транспорт, промышленность и сельское хозяйство — для них предназначены сделанные ребятами незаменимые электронные ассистенты.

Вот, к примеру, юных конструкторов из Узбекистана заинтересовала неприятность естественной утечки воды в озёрах и реках. Тема очень животрепещущая — так как в самой солнечной отечественной республике, где летом фактически не бывает дождей, любая капля воды практически на вес золота!

Кроме того, что влага испаряется, огромное ее количество в грунт, просачиваясь через дно водоемов. Как раз исходя из этого так ответственна для народного хозяйства информация о фильтрационных расходах воды для составления баланса поверхностных и подземных вод. и для разработки мероприятий по уменьшению ее утрат.

Парни из судомодельного и механического кружков совершили по заданию университета Гидроингео комплекс изучении на Червакском водохранилище.

О том, как они проходили, поведал участникам слета школьник Дамир Янбаев:

— С маленького катамарана на дно неестественного озера посредством лебедки мы опускали колокол. В расположенное в центре колокола отверстие вставлялась трубка с тремя проволочными обмотками. Средняя подогревала находящуюся в полости воду, а две крайние были включены в плечи измерительного моста. В зависимости от того, происходит утечка воды либо нет, изменяется направление перемещения воды в трубке.

Наряду с этим одна из обмоток нагревается, что тут же регистрируют самопишущие устройства. И без того последовательно, участок за участком, плавучая лаборатория изучила фильтрационные характеристики дна.

Ну а полученные эти оказывают помощь ликвидировать нерациональные утраты воды: в фильтрующихся местах дно покрывают полиэтиленовой пленкой либо кроме того бетонируют.

Множество электронных устройств, привезенных юными техниками на слет, был создан по заданию фирм.

По праву, к примеру, гордятся воронежские школьники Сергей юрий и Боев Максимов приспособлением к станку для намотки потенциометров. Парни сконструировали и изготовили его в кружке телемеханики и автоматики горСЮТ № 2 по просьбе завода «Электроприбор». «Узким» местом, как определили парни в цехе, были устаревшие усилители и датчики. Чтобы создать новые, кружковцам потребовался год усердной работы.

И в итоге были созданы новый индукционный датчик и очень надежный транзисторный усилитель. По окончании заводских опробований оказалось, что приспособление воронежских школьников полностью исключает брак при намотке. Оно установлено на 25 станках предприятия.

Какие конкретно лишь неприятности не тревожат юных техников! Не обходят они своим вниманием кроме того такую, прямо скажем, не через чур близкую для ребят науку, как медицина. Так, к примеру, Андрея Алейкина из Свердловска заинтересовал процесс лабораторного изучения состава крови.

Уж весьма продолжительным был существующий способ: пробирки с кровью приходится устанавливать в центрифугу, а распределение крови по плотности происходит лишь через 40 мин по окончании пуска аппарата. Андрей применил в приборе так называемый кондуктометрический способ, заключающийся в измерении сопротивления крови на частоте 25 кГц. Отсчет же величины ГЧ (гематокритного числа) производится конкретно по шкале прибора, отградуированной в процентах.

НА ПЫЛЬНЫХ ТРОПИНКАХ…

На выставке был раздел, глядя на что зрители ощущали себя в случае если и не на далекой планете, то, по крайней мере, на испытательном полигоне космических вездеходов. Каких лишь правил не заложено в методы перемещения этих «инопланетных» аппаратов! И по большей части парни опираются на патенты природы: на то, что уже отработано и установлено в тысячах и сотнях поколении живых существ.

Вот, к примеру, транспортное устройство конструкции Сергея Щербакова из города Моздок (Северная Осетия). Собственными «повадками» планетоход более всего напоминает двигающегося боком краба. Механизм переступания несложен: два кулисных механизма, объединенных неспециализированным кривошипом.

Не обращая внимания на это, «краб» достаточно бойко перемещается.

А «космический» грузовик сперва нас. Создавалось чувство, что создатель автомобили Николай Сачков из юрода Магнитогорска не сумел как направляться закрепить на ней колеса. Не тут-то было. Автомобильчик с уверенностью выбирал собственными «косолапыми» колесами и передвигался достаточно скоро и медлено.

По уверениям конструктора необыкновенного автомобиля, такие колеса позволяют удачно преодолевать заболоченные дороги и участки со не сильный грунтом.

Геометрически каждое из колес автомобиля представляет собой косой срез цилиндра, и это позволяет на хорошей дороге иметь малое сопротивление перемещению, а при преодолении заболоченных либо песчаных участков (другими словами в то время, когда колесо начинает пробуксовывать) значительно увеличивать действенную ширину захвата грунта, что и повышает проходимость таковой автомобили.

* * *

…Закончился красивый праздник юных техников РСФСР, посвященный 60-летию Ленинского комсомола, и его участники разъехались по сёлам и городам, увозя с собой воспоминания о защите проектов, о самых различных замеченных конструкциях, о праздничном вручении дипломов и призов, о встречах с учеными и вечерах дружбы.

Слет стал броским свидетельством большого творческого накала отечественных ребят, их рапортом стране, партии, комсомолу о собственном — заметном! — вкладе в дела взрослых, о том, что новая смена энтузиастов научного прогресса удачно готовится принять эстафету из рук старших.

А. ДМИТРЕНКО, И. ЕВСТРАТОВ

Рандомные статьи:

Большое в малом. Группа компаний «Социум» (2016 год)


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Wildstar — наш большой обзор

    WildStar — отечественный громадный обзор WildStar должен был стать игрой-новацией. Затмить все отечественные представления о том, что такое „кач“. Потому…

  • Red orchestra 2 — большое превью

    Red Orchestra 2 — громадное превью Жёсткая зима 42-го года, перед нами заснеженная площадь Сталинграда, по отечественным позициям снуют промерзшие люди в…

  • Guild wars 2 — большое превью

    Guild Wars 2 — громадное превью Внимание! Разработчики сейчас запрещают публиковать собственные скриншоты. Исходя из этого все скриншоты в данной статье…

  • Albion online — самая добротная песочница? большой обзор зимней альфы

    Albion Online — самая добротная песочница? Громадный обзор зимней альфы „Ну вот“, сообщите вы, „GoHa.Ru снова про данный Albion Online пишет. А ведь с…