Тягачи-силачи

В 2008 году в издании много раз писали о самодельных автомобилях конструктора-любителя A.A. Кокшарова из карельского поселка Лоухи. Сейчас мы возвращаемся к творчеству Александра Андреевича.

Важнейшими его конструкциями являются квадроциклы-тягачи: «Бычок» — с двигателем от мотоцикла «ИЖ-Планета» и «Козлик» — с мотором от мотоцикла «Тула», приблизительно с однообразными чертями. В его активе числятся два гусеничных вездехода, пара прицепов, как колесных, так и санных.

КВАДРОЦИКЛЫ-ТЯГАЧИ

Начиная рассказ о собственных конструкциях, желаю извиниться перед читателями, что не привожу в публикации чертежей -процесс их создания достаточно продолжительный, карандаш уже не хорошо слушается рук, да и времени жаль — за данный период возможно сделать еще одну либо пара конструкций. Отсутствие чертежей попытался дополнить подробным описанием автомобилей и солидным числом фотографий главных узлов. Умелым самодеятельным конструкторам (для коих и предназначена статья) в полной мере этого достаточно.

В остальном им окажут помощь их смекалка и опыт.

Квадроциклы создавал не просто для езды по распутью, а для транспортировки тяжелых грузов по нехорошим грунтовым проселочным дорогам, лесным просекам а также по охотничьим тропам («путикам»). Исходя из этого сделал сходу две однотипные автомобили — на случай поломки одной из них.

Обе автомобили интенсивно эксплуатировались: и не столько мною, сколько потом новыми хозяевами, приобретшими их по окончании непродолжительной эксплуатации.

Квадроцикл «Бычок»: с задними ведущими колесами с «ободранными» шинами 01 фи некого лесовозного прицепа, к бортам приклепаны боковины от шин автомобиля «Ока» (для уменьшения размеров диска), внутренняя часть диска — «москвичовская»; передние колеса — с «уазовской» резиной.Тягачи-силачи

Двигатель — «Иж-Планета». Имеется дюралюминиевый колесный прицеп, диски — клепаные, шины — с «ободранными» покрышками от сельскохозяйственною прицепа ПТС-4 (на них нарезана поверхностная шашка)

Первый квадроцикл был с двигателем «ИЖ-Планета» (в типе силовых агрегатов и состояла главная отличие автомобилей) с совокупностью принудительного воздушного охлаждения от инвалидной коляски.

Контактное зажигание (предусмотрено изменение момента искрообразования) и электрооборудование (освещение) — от мотороллера «Вятка». Глушитель — самодельный. предельно компактный. Крутящий момент с двигателя передается цепью на самодельный реверс-редуктор с понижающей передачей. В будущем поставил несложный одноступенчатый цепной редуктор. Потом момент передается на задний мост цепью с шагом 19,05 мм.

Тормозной барабан сблокирован с промежуточным редуктором. Задний мост с дифференциалом — от «Москвича-412», полуоси укорочены, выполнены новые шлицы (было нужно кроме того сделать соответствующий станок). Шины размерами 400-60-16 заимствованы от финского лесовозного прицепа, ободраны, к их бортам приклепаны боковины от шин автомобиля «Ока» (для уменьшения размеров диска).

Внутренняя часть диска — «москвичовская». Передние колеса — с «уазовскими» шинами, диски — клепаные дюралюминиевые, разработка изготовления приводилась в «М-К» № 11 за 2008 г. Ступицы и поворотные кулаки — самодельные, облегченные.

Трубчатая сварная пространственная рама

Передняя подвеска тракторною типа

Рулевое управление

Трансмиссия

Рама квадроцикла сварена из хромансилевых труб разного диаметра.

В передней части она образует багажник, в задней — также маленький багажник, в нем возможно кроме того устанавливать дополнительное сиденье.

Рулевое управление складывается из вала с рулем мотоциклетного типа, маленькой промежуточной сошки, промежуточной тяги и двух рулевых тяг. соединенных через шаровые гарниры с главной сошкой, а вторыми финишами — с рычагами колесных кулаков. Главная сошка закреплена на балке переднего моста, что подвешен на шкворне в средней точке.

Масса квадроцика с двигателем «ИЖ-Планета» — 160 кг, с тульским мотором — 130 кг. Скорость — 40 км/ч у обеих, грузоподъемность — 250 и 180 кг соответственно. К квадроциклам сделан прицеп, кузов которого дюралюминиевый, клепаный. Рама сварена из тонкостенных труб в виде буквы «Т».

Долгая труба образует дышло, а на финишах маленькой поперечины установлены ступицы колес. Для удобства перевозки рама может отсоединяться от кузова, колеса также легкосъемные, на кузов сверху при необходимости устанавливается клепано-сварной каркас из труб от раскладушки, на него натягивается тент. Колеса — с покрышками от сельскохозяйственного прицепа ПТС-4, «ободранные» и на них нарезана поверхностная шашка.

ступицы и Диски изготовлены по разработке, размещённой в вышеупомянутом номере «М-К». На квадроцикле, оснащенном тульским двигателем, для облегчения запуска установлено зажигание от мотороллера «Вятка».

Оба квадроцикла нашли собственных клиентов и эксплуатируются до сих пор.

По слухам, доходящим до меня, на квадроцикле «Бычок» с «ижевским» двигателем вывезли пара тысячь киллограм металлолома с закинутых зимников бывших леспромхозов, а на квадроцикле «Козлик» с «тульским» двигателем — многие годы заготавливали ягоды и грибы. В тех поселках, куда ушли мои квадроциклы, нет никакой работы, люди выживают как смогут.

ГУСЕНИЧНЫЕ БУКСИРОВЩИКИ

Гусеничных буксировщиков сделал также два, и с той же целью — на случай поломки одного из них. Но эти автомобили -различные по конструкции и габаритам: один тяжелый, второй -легкий. Первый способен тащить за собой два ненужных прицепа — пассажирский и еще грузовой.

Буксировщики предназначены для эксплуатации в основном весной, летом, в осеннюю пору (зимний период эксплуатация также вероятна, пока высота снежного покрова не более 250 — 300 мм). Буксировщик может преодолевать водные рубежи глубиной до 0,2 м с колесным прицепом. Для зимы предусмотрен санный прицеп, причем также несколько.

габариты и Конструкция были выбраны с учетом необходимости передвигаться по лесным «путикам», и напрямую по небольшому кустарнику.

Корпус буксировщика — пространственный короб, сварной из алюминиевых страниц разных марок. Целый верх, топливный бак, задняя стена, и целый прицеп — выполнены из рифленых алюминиевых страниц Преисподняя31, усилен подкосами, прочими деталями и косынками. Как уже ясно — геометрия кузова достаточно сложна для описания.

Гусеничный тягач-автопоезд

Прицеп на лыжах

Гусеничный тягач-«собака» с колесным одноосным прицепом с сиденьем-козлами

Силовой агрегат — от двигателя «ИЖ-Планета-3», переделанный под жидкостное охлаждение.

С цилиндра срезаны ребра охлаждения с переборками до середины выхлопных окон, потом приварена обечайка в виде цилиндра с входным и выходным патрубками, к обечайке приварена гайка крепления датчика включения вентилятора. С головки цилиндра кроме этого удалены ребра охлаждения, за исключением нижнего, уменьшенного в диаметре: к нему, и к шести отверстиям под шпильки, к свечному отверстию приварена низкая коробочка с соответствующими патрубками диаметром 16 мм.

Приварка коробочки к головке и цилиндру воображала громадную трудность из-за пористой структуры металла.

Для сварки подробностей из алюминиевых сплавов был изготовлен самодельный полуавтомат, причем по качеству сварки не уступающий заводским. Кстати, один из «фирменных» сравнительно не так давно вышел из строя и его ремонт экспертами обойдется в половину цены аппарата!

Возвратимся к двигателю — картер его отрезан от коробки передач, на выходном валу смонтирован сектор и -пусковой механизм шестерни использованы от штатного двигателя, для уменьшения упрочнений при запуске, сектор привода пускового устройства соединен с барабаном пускового шнура через цепной редуктор с передаточным отношением 1:3. Штатная звездочка переделана: покинут лишь внешний венец, со стороны коренного подшипника.

Установлена храповая пара пускового механизма: одна добрая половина храповика через фланец закреплена на зубчатом венце, вторая — на том же венце, проточенном под скользящую посадку. Подвижная половинка храповика поджимается штатной спиральной пружиной. При вытяжке пускового шнура вращение передается на штатный зубчатый сектор, к которому приварена еще такая же часть другого зубчатого сектора, тем самым увеличена протяженность зацепления сектора.

Назад шнур возвращается штатной спиральной пружиной.

Опоры пускового механизма крепятся болтами к картеру двигателя. В них предусмотрены подшипники и бронзовые втулки — на валу с малой звездочкой. Во впадины зубьев моторной звездочки приварены маленькие (4-мм) отрезки электрода, образующие пальцевый венец. Он входит в зацепление с зубчатым фланцем, установленным на валу ведущего диска вариатора.

Бесполозный грузопассажирский прицеп

Бесполозный грузопассажирский рыболовный прицеп с люком и отверстием в дне для рыбной ловли через лунку

Вал вариатора вращается в двух 305-х подшипниках.

Ступица подшипников крепится болтами к опоре, приваренной к картеру двигателя. Часть ступицы крепится кроме этого к подрамнику двигателя.

Вариатор — «Барс» передает вращение на ведомый диск, он установлен на двух подшипниках, крепящихся к подмоторной раме, потом вращение со звездочки, установленной на валу ведомого диска, передается цепью на звездочку входного вала основной передачи от мотороллера «Муравей».

Он установлен на опорах, приваренных к корпусу буксировщика.

Переключение реверс-редуктора осуществляется посредством двуплечего рычага тросами, идущими к рулевой балке.

С дифференциала вращение передается полуосями на ведущие звездочки гусениц.

Полуось одним финишем (с приваренной шлицевой муфтой) засунута в сателлит дифференциала, а второй ее финиш опирается на 106-й подшипник, установленный в ступице. Крышка подшипника имеет дополнительное уплотнение. На внешнем финише полуоси установлена капроновая ведущая звездочка гусеницы.

Для демонтажа полуоси в звездочке предусмотрено отверстие под торцовый ключ. Первый опорный каток изготовлен в виде полого цилиндра с раскосами внутри, боковые стены — из АМГ5 толщиной 3 мм, обечайка — из 1,5-мм страницы. В он залит пеной, как и задний каток.

К торцам переднего катка приклепаны половинки от диска мопеда, они являются направляющими для гусеницы. По бегущей поверхности катка приклепаны амортизирующие резиновые полосы. Каток установлен на Г-образном рычаге, что через сайлен-блоки крепится к нижней поверхности корпуса буксировщика.

Рычаг опирается на маленькую пружину в маленьком стакане. Средний и задний катки подвешены к боковой стенке корпуса посредством замечательного сварного кронштейна. Средний каток крепится к кронштейну посредством продольного рычага, «амортизирован» спиральной пружиной на растяжение.

Задний каток (он же натяжной для гусеницы) закреплен на маленьком отрезке рессоры от УАЗ-469. Для натяжения гусеницы каток может перемещаться по рессоре. Средний каток — двойной, так, как и задний, средние — пневматические, задние — из АМГ5, обрезиненные. Катки вращаются в 202-х подшипниках.

Совокупность охлаждения включает в себя самодельную помпу, ее привод — от болта крепления ротора генератора через резиновую муфту.

Генератор — от мотоцикла «Восход», для светодиодных электромотора фар и питания вентилятора предусмотрен выпрямитель. Радиатор использован от отопителя «Жигулей», штатные патрубки заменены на 20-мм. На тройнике, на выходе из головки и цилиндра установлен датчик указателя температуры от автомобиля ЛуАЗ, от него же и сам указатель.

На задней стенке корпуса буксировщика, в верхней части, смонтированы указатель температуры и регулирования оборотов и тумблер включения электродвигателя вентилятора. Верхняя часть задней стены буксировщика имеет отверстия для выхода нагретого воздуха.

Выхлопная совокупность складывается из маленького резонатора и фактически глушителя, расположенного снаружи. Резонатор закрыт крышкой на саморезах. Совокупность питания включает в себя карбюратор К-62 и несложный воздухоочиститель.

Внешний топливный бак на 10 л в будущем предполагается заменить внутренним с подачей горючего бензонасосом. Опробования продемонстрировали, что маленькая база ведет к задиранию буксировщика. Для предотвращения этого явления нужно установить демпфер.

Напоследок о итогах опробований — проходимость ограничена лишь толщиной деревьев, на данный момент двигатель на обкатке, исходя из этого скорость до тех пор пока 20 км/ч, а грузоподъемность -100 кг.

ГЛАВНЫЕ Эти БУКСИРОВЩИКА

Масса — 80 кг, полная протяженность — 2720 мм, по корпусу -1400 мм, по корпусу без бампера — 1340 мм, ширина — 920 мм, высота — 970 мм. Внутренняя ширина тоннеля в месте установки основной передачи — около 250 мм. Руль — мотоциклетного типа, его протяженность — 1320 мм, ширина между продольными трубами-рычагами — 400 мм, ширина по рукояткам — 730 мм, диаметр труб — 32 мм, материал — АМГ5.

Гусеница — резинокапроновые ленты шириной 110 мм и 100 мм, соединенные грунтозацепами П-образной формы размерами 260x30x12 (длинаХширинаХвысота) мм, в средней части усилены отрезками 5-мм проволоки. Грунтозацепы крепятся болтами М5 с самоконтрящимися гайками. Зазор между лентами — 25 мм. К финишам грунтозацепов приварены направляющие клыки из 6-мм проволоки. Финиши лент также «сшиты» грунтозацепом и дополнительно еще двумя болтами с шайбами.

Расстояние между гусеницами — 400 мм, клиренс — 220 мм. Ведущая звездочка — из капрона, ее диаметр — 220 мм. диаметр первого катка — 430 мм, второго и третьего катков — 250 мм. Ширина первого катка — 240 мм, второго — 80 мм, третьего — 40 мм. Расстояние между центрами ведущей первого катка и звёздочки — 280 мм, между первым и вторым катками — 360 мм, между вторым и третьим катками — 320 мм.

Не считая указанных прицепов к квадроциклам было создано и пара вторых — под самые разные хозяйственные потребности, как колесных, так и санных, и специальных — для зимней рыбалки. Сани закрытые. А для ловли рыбы в днище саней было сделано отверстие, закрываемое люком. Фото некоторых из них предоставляю. Описания и чертежи прицепов не привожу.

А. КОКШАРОВ, пос.

Лоухи, Карелия

Рандомные статьи:

Тягачи силачи группы Ф7


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Одноколесный тягач

    Компактность, маневренность и хорошие тяговые характеристики — несомненные преимущества одноколесного тягача, созданного на станции юных техников города…

  • Микроавтомобиль «дружок»

    Микроавтомобиль «Друг» — машина… для малышей. Он создан в лаборатории конструирования Клуба и опытного моделирования юных техников Новосибирского…

  • Внедорожник-пневмоход

    Ставший уже привычным сюжет на телевидении зимний период — снятие с оторвавшейся льдины любителей подледного лова. Чуть ли не каждый год нам показывают,…

  • «Болотный» мотоцикл

    «Болотный» мотоцикл («МБ») рекомендован для перевозки двух человек с грузом до 50 кг и 100 кг в прицепе в условиях полного распутья: болота, зимники,…

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.