В далеком прошлом подмечено: летчики кроме того самых прекрасных самолетов, будь то громадный «Boeing-747» либо скоростной и маневренный МиГ-29, ни при каких обстоятельствах не отказываются полетать на ультралайте, в случае если им предоставляется такая возможность. Парадокс? Отнюдь нет.
Вероятнее, лишь в кабине неказистого на первый взгляд сверхлегкого летательного аппарата им полностью удается испытать те ощущения, которыми сопровождается свободный полет.
Но обожают парить на мелких тихоходных самолетах не только опытные пилоты. Сейчас во всем мире отмечается практически бум в микроавиации. Благодаря крылу Рогалло показались дельтапланы, а после этого дельталеты и другие ультралайты.
До них на высоте 100—500 м никто, не считая птиц, не летал. Сейчас эта высотная ниша занята.
По классификации же Интернациональной авиационной федерации (ФАИ) ультралайт (тот же СЛА, лишь по американский терминологии) —летательный аппарат со взлетной массой не более 450 кг и посадочной скоростью не более 65 км/ч.
Такие его параметры дают множество плюсов кроме того перед автомобилями легкой авиации, и этому тихоходу, к примеру, не нужно аэропорта — достаточно любой мало-мальски пригодной для маленького разбега либо пробега площадки. Он идеально подходит для начального обучения пилотов: кроме того в случае если неопытный новичок и совершит твёрдую посадку либо наскочит на скрытую травой кочку, то самолетик «забудет обиду» ему неточность.
Наконец, дешевизна и простота конструкции, потому, что строятся ультралайты по классической дельтапланерной разработке —дюралюминиевые трубы каркаса плюс тканевая обшивка. А какие конкретно возможности раскрываются для СЛА в сельском хозяйстве, к примеру, при химической обработке посевов!
Всеми перечисленными преимуществами полностью владеет ультралегкий двухместный самолет «Птенец-2», выстроенный энтузиастами микроавиации из г. Кумертау, что на юге Башкирии. Наименование города с башкирского языка переводится как «Угольная гора». Именно там, с аэропорта местного авиационного завода, «Птенец-2» в первый раз поднялся в воздух.
Ультралегкий двухместный самолет «Птенец-2»
Главные составляющие планера самолета:
1,12 — правая и левая половины крыла; 2— секции правого флаперона; 3 — плоскость вращения воздушного винта; 4 — подкосы киля; 5 — киль; 6 — руль направления; 7 — левая добрая половина руля высоты; 8 — левая добрая половина стабилизатора; 9 — хвостовая балка; 10 — тяга руля высоты; 11 — громадная секция левого флаперона; 13—обтекатель амортизатора боковой стойки шасси; 14 — колесо боковой стойки шасси; 15 — подкосы боковой стойки шасси; 16 — подкосы левой половины крыла; 17 — аэромодуль; 18 — левая дверь кабины; 19 — колесо передней стойки шасси; 20 —фара; 21 — приемник воздушного давления (ПВД); 22 — воздухозаборник вентиляции кабины; 23 — контейнер выстреливаемой парашютной совокупности спасения
Схема совокупности управлення самолетом:
1 — педальный узел; 2 — рычаг с сектором фиксации угла установки флаперонов (УУФ); 3 — ручка управления; 4 — вал управления флаперонами; 5 — тросы к тормозам боковых стоек шасси; 6 — шип механизма фиксации УУФ; 7,10 — качалкиуправления флаперонами; 8 — качалка механизма фиксации УУФ; 9,11 — тяги управления флаперонами; 12 — руль направления (PH); 13,15 — рули высоты (РВ); 14,17 — качалка и тяга PH; 16,18,22 — тяги РВ; 19 — качалка РВ на хвостовой балке; 20 — ролики тросовой проводки; 21 — тросы управления PH: 23 — тяга механизма фиксации УУФ
Компоновка аэромодуля:
1 — кабина; 2 — приборная доска; 3 — ручка управления самолетом; 4 — рояльная петля навески левой двери; 5 — мачта с передним узлом крепления крыла; 6 — контейнер выстреливаемой парашютной совокупности спасения; 7 — радиатор совокупности охлаждения двигателя; 8 — крышка-пробка радиатора; 9 — пилон с задним узлом крепления крыла; 10— двигатель; 11 — встроенный редуктор; 12 — тяга на качалке управления левым флапероном; 13 — воздушный винт; 14 — глушитель; 15 — крышка люка доступа к топливному баку и кикстартеру ручного запуска двигателя; 16 — амортизатор левой стойки шасси; 17 — топливный бак; 18 — балка каркаса кабины; 19 — закабинная зву ко- и теплоизолирующая перегородка; 20— сиденье пассажира (справа по борту); 21 — грузовое отделение; 22 — сиденье пилота (слева по борту);23 — боковая панель управления; 24 — рычаг управления двигателем (РУД); 25 — рычаг фиксации угла установки флаперонов
основные органы и Приборная доска управлення:
1 — дефлектор обдува кабины: 2 — тумблер включения фары; 3 — вариометр ВР-10; 4 — указатель скорости УС-250; 5 — компас-авиагоризонт МКВ-90; 6 — высотомер ВД-10,7 — авиационные часы; 8 — счетчик моточасов; 9 — кнопка радиостанции; 10 — ручка управления рулем высоты, флаперонами и тормозами главных стоек шасси; 11 — указатель скольжения; 12 — тахометр; 13 — рычаг фиксации угла установки флаперонов; 14—педали управления передней стойкой шасси и рулем направления; 15 — указатель температуры двигателя; 16 — кнопка стартера; 17 — тумблер включения бортовой электросети
Боковая панель управления:
1 — рычаг управления двигателем (РУД); 2 — тумблер включения зажигания; 3 — тумблер проверки контуров зажигания; 4 — ручка открытия замка двери; 5 — замок двери
Микросамолет создан в клубе СЛА «Ротор» на базе обширного опыта эксплуатации подобного рода летательных аппаратов — дельталетов и первого «Птенца».
Второй, сохранив лёгкость и простоту конструкции, и высокие летные характеристики собственного предшественника («Птенец-1» на четвертом Всесоюзном смотре-конкурсе СЛА-87 в Москве занял первое место в классе ультралайтов), купил еще комфортабельность и большую надёжность.
«Птенец-2» рекомендован для учебно-тренировочных (вероятна установка спаренного управления), спортивных (пилоты клуба — призёры Кубка чемпионатов и неоднократные победители России мира) и патрульных полетов.
Дополнительную безопасность в воздухе снабжает выстреливаемая парашютная совокупность спасения, размещенная между консолями крыла.
А звукоизоляция, отопление и вентиляция кабины вкупе с малошумящим воздушным винтом создают экипажу достаточно комфортные условия. Широкое остекление кабины снабжает практически круговой обзор, разрешает применять микросамолет для экскурсионно-туристических и развлекательных полетов. Скажем, юная семья из трех человек в выходной сутки может в полном составе отправиться на «Птенце» в соседний город в гости к родственникам либо приятелям.
Так как не считая пассажирского кресла, которое, кстати, раскладывается, разрешая отдохнуть в дороге, в кабине хватает места и для ребенка (либо багажа, в случае если семья путешествует без детей).
В экстренных случаях в разложенном пассажирском кресле возможно перевозить в лежачем положении больного либо травмированного человека.
Микросамолет легко разбирается на четыре части, хранится в гараже и вывозится за город к месту старта любым транспортом, а также на прицепе за «Жигулями».
Помимо этого, шасси «Птенца» может комплектоваться поплавками либо лыжами. Предусмотрена кроме этого системы и установка радиостанции спутниковой навигации GPS.
Первая особенность компоновки «Птенца» содержится в том, что его силовая установка оснащена толкающим воздушным винтом. Обстоятельств для того чтобы выбора две. Во-первых, у пилота должны быть большими комфорт и обзор.
Во-вторых, трубчатые хвостовая балка и подкосы киля окружают винт, образуя необычное ограждение, в особенности нужное вне аэропорта — зеваки в том месте постоянно найдутся.
Вторая особенность в том, что микросамолет, как уже было сообщено, разбирается на четыре агрегата: аэромодуль, две половины крыла и хвост — достаточно отвинтить по три болта у каждой половины крыла и у хвоста. По замерам времени два человека на эту работу тратят не более получаса.
Тут намеренно не употребляется термин «фюзеляж» и заменяется «аэромодулем» не только вследствие того что эта часть конструкции микросамолета есть единицей хранения в разобранном виде. Дело в том, что аэромодуль имеет и независимую функцию: без крыла и хвоста «Птенец» может употребляться как аэромобиль, аэросани либо аэроглиссер в зависимости от того, во что он «обут» — колеса, лыжи либо поплавки.
Третья особенность — в компоновке кабины. Как проектировщики располагают кресла в двухместной кабине? По-различному: тандемом (одно за вторым) либо «дуэтом» (рядом, по-автомобильному). У каждого из вариантов минусы и свои плюсы.
К примеру, время обучения новичка при посадке «дуэтом» вдвое меньше, чем гандемом, —доказано всемирный практикой. Но мидель фюзеляжа на ультралайтах не определяется габаритами двигателя и нет потребности делать его широким. Того же — уменьшения ширины для понижения лобового сопротивления— требует аэродинамика; в этом отношении узкая в миделе кабина-тандем более выигрышна. Но она долгая, что ограничивает обзор второму пилоту.
К тому же требуется еще один набор устройств. Словом, конструкторы постоянно стоят перед задачей: тандем либо «дуэт»?
Для «Птенца» же выбрана пока не весьма распространенная компоновка кресел со смещением, либо «бок о бок». Такую возможно встретить разве что на современных французских «миражах» либо отечественной учебной «сушке». На ультралайтах, наподобие, пока нигде подобное не видится.
Итак, при компоновке кресел «бок о бок» и достаточно свободном размещении двух человек ширина кабины «Птенца» чуть меньше одного метра и мидель ее образовывает 1 м2. Компоновка «дуэтом» настойчиво попросила бы 1,2 м2, другими словами на двадцать процентов больше. На столько же увеличилось бы и лобовое сопротивление.
И еще одна особенность воображаемого СЛА— боковая ручка управления, разрешающая вести машину и пилоту, и — с правого кресла — навигатору либо ученику.
Нелишне, думается, поведать и о совокупности управления микросамолетом в целом.
Она — прямого действия, другими словами все ее педали и — командные органы ручки, которыми оперирует пилот, — напрямую (без компенсирующих и демпфирующих механизмов) связаны с аккуратными органами: рулевым передним колесом, тормозами боковых колес шасси и аэродинамическими рулями направления и высоты. Проводка управления смешанная: частично она твёрдая, с применением трубчатых тяг (к рулевому колесу, флаперонам и рулям высоты); частично мягкая, с применением тросов (к двигателю, тормозам боковых колес и рулю направления).
Рамка кабины:
1 — накладка (Д16Т, пластина s2, 12 шт.); 2,6 — дуги (Д16Т, труба 35×2, L1650); 3 — опора спинки сиденья пассажира (Д16Т, труба 35×1,5, L830); 4 — спинки сиденья сиденья и опора пассажира пилота (Д16Т, труба 35×1,5, L870); 5 — опора сиденья пилота (Д16Т, труба 35×2,L940); 7 — радиусная бочка (Д16Т, 2 шт.); 8 — болт М6х95; 9 — болт М6х48 (6 шт.); 10,11 —пистоны (нержавеющая сталь, труба 6×1, 12 шт. L45 и 2 шт. L40); 12 — наконечник (Д16Т, 2 шт.); 13 — профилированные шайбы; 14 — болт М8х100
Моторная рама:
1 — передняя траверса (30ХГСА, труба 25×1,5); 2 — ложемент (30ХГСА, труба 32×2, 2 шт.); 3 — серьга (30ХГСА,.полоса s3, 2 шт.); 4 — подкос (30ХГСА, труба 14×1, 2 шт.); 5 — втулка (30ХГСА, труба 10×1,4 шт.); 6 — лонжерон (30ХГСА, труба 20×1,5,2 шт.); 7— передняя траверса (30ХГСА, труба 20×1,5)
Каркас корневой части крыла:
1 — корневая нервюра; 2,18 — маленькие усилители (Д16Т, труба 52×1,5, L150); 3,17 — средние усилители (Д16Т, труба 55×1,5,L170), 4,16 — передний и задний лонжероны (Д16Т, труба 58×1,5, L2830 и L2800); 5,7,9 — подкосы (Д16Т, труба 30×1, L1255, L1295, L850); 6,14 — вставки (Д16Т, труба 55×1,5, L1100, L1900); 8,13 — долгие усилители (Д16Т, труба 52×1, L250); 10,25,29 — скобы (ДІ6Т, лист s1,5); 11,19— кронштейны с осями навески секций флаперона (по месту); 12—болты М6х70; 15 — пистон (нержавеющая сталь, труба 8×1, L67, 2 шт.); 20 — буж (Д16Т, труба 28×2, L40, 6 шт.); 21,24,30 — болты М6х40 (6 шт.); 22 — косынка (Д16Т, лист s2, 2 шт.); 23 — накладка (Д16Т, лист s2, 4 шт.); 26 — профилированная шайба (2 шт.); 27 — болт М6х20 (5 шт.); 28 — ушко (Д16Т, лист s2, 2 шт.); 31 — упор (Д16Т, лист s1,5, 6 шт.); 32 — отрывная заклепка O3,5 (12 шт.); 33,40 — болты М6х80; 34,41 —профилированные дуги (Д16Т, неотёсанна 14×1); 35 — зашивка (Д16Т, лист s1,4 шт.); 36 — растяжка (металлической трос O2,5, 2 шт.); 37 — болт М4х28; 38 — расчалка (Д16Т, труба 8×1, 4 шт.); 39 — болт М3х25 (4 шт.). Продемонстрирована правая добрая половина каркаса.
Левая добрая половина — зеркальное отражение
Каркас концевой части крыла:
1,10 — передний и задний лонжероны (Д16Т, труба 55×1,5,L2200, L2450); 2—упоры (Д16Т, лист s1,5, 6 шт.); 3,12 — скобы (Д16Т, лист s1,5); 4,7 — усилители (Д16Т, труба 52×1,5,L300); 5 — законцовка (Д16Т, труба 25×1,5, L1180); 6 — раскос (Д16Т, труба 30×1, L855); 8— растяжки (металлические тросы O2,7); 9— тройник (нержавеющая сталь, лист s3); 11 — ось навески секции флаперона (стержень O6 с гайкой и резьбой М6 на финише); 13,23 — отрывные заклепки O3,5; 14—буж (Д16Т, труба 28×2, 1,35); 15 — болт М6х42 (2 шт.); 16 — болт М6х70 (2 шт.); 17 — лепесток (нержавеющая сталь, лист s2, 2 шт.); 18— коуш (4 шт.); 19 — заделка троса (нержавеющая сталь, лист s1,5, 8 шт.); 20 — болтМ5х40; 21 — заклепка O2,5; 22 — анкерная гайка М5; 24 — перемычка (нержавеющая сталь, лист s2); 25 — штырь; 26 — пружина; 27 — фиксатор.
Продемонстрирована правая добрая половина каркаса. Левая добрая половина— зеркальное отражение
Что касается компоновки аэромодуля, то она хорошая.
Спереди, в носовой части, расположены приемник полного воздушного давления (датчик статического давления выведен на левый борт кабины), вентиляционное (от автомобиля «Жигули») и отопительное оборудование (теплый воздушное пространство отбирается от радиатора двигателя и по перепускному каналу направляется на лобовое стекло), и приборная доска; в середине — пассажира и кресла пилота, грузовое отделение; позади, за звуко- и теплоизолирующей перегородкой, — моторный отсек с топливным баком и силовой установкой. Сверху, над кабиной, размещен контейнер выстреливаемой парашютной совокупности спасения MVEN с пиропатроном.
С минимальной высоты 40 м она выручает экипаж и самолёт (неспециализированной массой до 400 кг) при большой скорости 150 км/ч.
Приборная боковая «панель-2» и доска Птенца управления (слева от кресла пилота) содержат всё нужное для полноценного и надёжного пилотирования, в частности: комплекс указателей и приборов для воздушной навигации, контроля параметров силовой топливной системы и установки, оборудование для в кабине комфортной среды, и органы управления двигателем и бортовой электросетью.
Помимо этого, имеется связное оборудование — японская УКВ-радиостанция lcom-22 с авиационным диапазоном частот для связи по маршруту с диспетчерами воздушного перемещения.
Конструктивно аэромодуль выполнен по схеме: силовой каркас плюс легкая обтекаемая оболочка.
Оболочка «Птенца-2» сделана не несущей и делает лишь две задачи: огораживает пространство кабины и снабжает ее аэродинамику. (Несущая оболочка очень усложнила и утяжелила бы конструкцию.) Композиционные материалы, из которых сделана кабина, не хорошо принимают точечные нагрузки от силовых элементов крыла, хвоста и шасси. Будь конструкция без железного каркаса, ее было нужно бы усиливать, тут и в том месте подкладывая и подклеивая стеклоткань.
Атак оболочка аэромодуля весит только 22 кг!
Оболочка имеет несколько частей, каковые выполнены или из армированного пенопластом стеклопластика толщиной 1—2 мм на базе ткани (хвостовой обтекатели и носовой, крыша, капот и днище), или из органического стекла толщиной 2 мм (лобовое и боковые стекла), или из комбинации этих материалов (двери).
Носовой обтекатель имеет два вклеенных пенопластовых «шпангоута» с поперечным сечением 36×4 мм и вырезы для фары, воздухозаборника вентиляции кабины и стойки шасси.
Днище армировано пятью, а крыша — четырьмя пенопластовыми «шпангоутами». Помимо этого, крыша снабжена осевым «стрингером» того же сечения — 36×4 мм, дюралюминиевыми уголками 12x12x2 мм для стыковки с капотом и окантованными резиной отверстиями для укосин труб и выхода мачты.
В хвостовом обтекателе имеются окантованные резиной отверстия и вырезы для пружинных амортизаторов, глушителя, воздушного фильтра и карбюратора, быстросъемный люк для доступа к топливному баку и кикстартеру ручного запуска двигателя, и поднутрения под подкосы боковых стоек шасси.
хвостовой обтекатели и Носовой, крыша, лобовое стекло и днище одинарной кривизны, вклеенное в дюралюминиевый переплет, соединены между собой болтами с анкерными гайками.
Передний срез капота окантован дюралюминиевой трубкой диаметром 10×1 мм, а вырезы под глушитель, воздушный фильтр и карбюратор — резиной. Изнутри капот оклеен листовым пенополиэтиленом, в местах стыка с хвостовым обтекателем усилен дюралюминиевыми уголками 30x10x2 мм и оборудован быстросъемными замками.
Рама каждой двери склеена в стапеле из дюралюминиевой трубы диаметром 16×1 мм и дюралюминиевого уголка 14x14x1 мм—окантовки бокового стекла.
После этого в окантовку втиснуто и вклеено предварительно упруго деформированное стекло для того, чтобы оно в дальнейшем оставалось мало выпуклым. Передняя трубка двери усилена приклепанным к ней дюралюминиевым уголком 18x18x1,5 мм для соединения с двумя петлями-гребенками на переплете лобового стекла. В закрытом положении двери аэромодуля фиксируются дверными замками от автомобиля «Жигули».
Кресло пилота имеет каркас из хромансилевых труб диаметром 20×1 мм и вычислено на 15-кратную перегрузку в направлении вперед и 10-кратную — назад. пассажира и Кресла пилота снабжены автомобильными ремнями безопасности.
Шасси аэромодуля хорошее — с передним колесом и пирамидальными боковыми стойками с телескопическими пружинными амортизаторами.
Носовая стойка, управляемая педалями совместно с рулем поворота, имеет летный пневматик размерами 300×125 мм и полиуретановый амортизатор (дополнительный движение стойке информирует консоль балки каркаса кабины за счет собственной упругости). Боковые колеса диаметром 400 мм —от мокика, оборудованные дисковыми тормозами.
Топливный бак сварен из сплава АМц и размещен за звуко- и теплоизолирующей перегородкой.
Праймер-шприц, применяемый для начального впрыска горючего при запуске холодного двигателя, находится в кабине на перегородке (сзади пилота).
Базой силовой установки микросамолета помогает двухтактный 2-цилиндровый двигатель Rotax-582 мощностью 64 л.с. с двойным зажиганием (от четырех свечей). Горючее — бензин Аи-95 в смеси с маслом в пропорции 1:50.
Двигатель установлен в хвостового обтекателя на раме из металлических (30ХГСА) труб, прикрепленной к пилону каркаса кабины. Радиатор совокупности охлаждения (от автомобиля «Ока») вынесен в промежуток между крылом и кабиной в набегающий поток воздуха. радиатор и Двигатель прикрыты капотом.
Воздушный винт диаметром 1660 мм — трехлопастный фиксированного шага. Лопасти изготовлены по налаженной в клубе разработки из стеклопластика с серповидной законцовкой и оковкой по передней кромке из нержавеющей стали. Посадочное место на дюралюминиевой ступице стандартное: дюймовое центровочное отверстие и шесть болтов М8 на диаметре 75 мм.
Таковой винт запланирован на скорости полета до 180 км/ч с двигателями мощностью от 30 до 60 л.с. и частотой вращения от 2200 до 2900 об/мин.
Гарантийный ресурс винта — 300 ч.
Силовой каркас аэромодуля сделан по принятой в клубе и прекрасно отработанной на тележках многих дельталетов ферменнобалочной конструкции, часть труб которой трудится на растяжение-сжатие, а часть — на изгиб.
Крыло микросамолета — высокоплан-парасоль, отделенное от фюзеляжа и не имеющее с ним вредной интерференции. Такая модульная компоновка дает технологический выигрыш: раздельно делается кабина (аэромодуль), раздельно — крыло. Действительно, не обходится и без проигрыша — в лобовом сопротивлении.
Но на маленьких крейсерских скоростях полета повышенное лобовое сопротивление не через чур заметно.
Крыло микросамолета спроектировано по подкосно-расчалочной схеме. В сочетании с V-образными трубчатыми подкосами и предварительно напряженными тросовыми растяжками, отчего на стоянке крыло выглядит изогнутым книзу, оно имеет жёсткость и повышенную прочность. В болтанку такое крыло не крутит.
А это — дополнительные безопасность и комфорт полета!
Конструктивно крыло складывается из двух половин, каркас которых, со своей стороны, делится на корневую и концевую части. Эти части соединяются телескопически с применением внутренних тросовых подпружиненных штырей и растяжек-фиксаторов.
Профиль крыла — выпукло-вогнутый G584 (по атласу профилей — Gottingen-584).
Выбран вследствие того что, во-первых, среди себе аналогичных он владеет большими коэффициентом подъемной силы и лучшими аэродинамическими качествами; во-вторых, нижняя поверхность мягкой обшивки в полете прогибается вовнутрь крыла и так принимает положение, самоё близкое к теоретическому. И еще: в данный профиль прекрасно вписываются трубчатые лонжероны.
Нужно подчернуть, что в полете верхняя поверхность обшивки крыла не соответствует профилю, и момент его, в большинстве случаев, получается громадным. Исходя из этого угол между стабилизатором Птенца и «крылом» образовывает не хорошие 2—3°, а 4—5°.
Обшивка крыла выкроена из ткани на базе лавсановых материалов (капроновые не годятся из-за утраты в два раза собственной жесткости во мокром состоянии).
На «Птенце» по большей части использован германский дакрон марки Profill-LL (типа «майлар» с пленочным покрытием), не смотря на то, что возможно дать совет и более недорогую кемеровскую ткань «яхта».
«Птенцы» над окрестностями Кумертау
С поплавками «Птенец-2» делается гидросамолетом.
В кабине — пилот Ю.Бушуев
Обшивка продольно надевается на каркас крыла, словно бы мешок, и натягивается. В ней на всей протяженности передней кромки сшит карман шириной около 25 процентов от средней аэродинамической хорды. В этом кармане находится особая вставка из композитного материала толщиной 0,4 мм, которая придает лобику крыла жесткость, нужную для выдерживания скоростного напора воздуха.
Позже вставляются латы, выполненные по классической дельта-планерной технологии — из дюралюминиевых труб диаметром 10×1 и 12×1 мм. Сперва вручную в предназначенные для них карманы вводятся нижние 12 лат (при необходимости их возможно легко выдернуть за шнурки). После этого особенным приспособлением и с большим упрочнением — верхние профилированные латы. Совсем обшивка натягивается шнуровкой недалеко от корневой нервюры.
Пространство между половинами крыла, где находится контейнер парашютной совокупности спасения, закрывается сверху страницей композитного материала, составленного из стеклоткани и угольного волокна марки СВМ.
Флапероны крыла двухсекционные. Поворачиваются подшипниками на штырях, встроенных в каркас крыла.
В воздействие приводятся трубчатыми тягами, идущими от механизма фиксации угла установки флаперонов в моторном отсеке. Угол установки задается из кабины особым рычагом, сектор которого фиксируется в четырех положениях: +5°, 0°, минус 8° и минус 22°. Так, флапероны от собственного нейтрального положения смогут отклоняться вверх и вниз соответственно на углы максимум 17° и 10°.
Хвостовое оперение было решено: не профилировать.
Пускай профиль остается плоским, как у многих самолетов. Так несложнее в технологии и эргономичнее в эксплуатации. И никаких расчалок с подкосами. Свободнонесущее и аэродинамически чистое оперение!
килевая балка и Каркас киля соединяются телескопически трубчатым бужем и фиксируются болтами подкосов киля. Каркас стабилизатора, складывающийся из двух частей, стыкуется с килем в двух точках: спереди (двумя болтами, пронизывающими передний лонжерон киля) и позади (обоймой, вклепанной в килевую балку).
Обшивка стабилизатора и киля сшита из дакрона (возможно из ткани «полиант» либо «майлар»), Вторая ткань, к примеру, капрон, неприемлема, поскольку опасается воды, а пуще всего — масляных брызг от моторного выброса. От масла он несмываемо грязнится, провисает а также разлагается. А с «майлара» — как с гуся вода!
На рулях поворота и высоты использована ткань «майлар». Совсем обшивка на элементах хвостового оперения натягивается вручную посредством шнуровки.
Такова кратко конструкция «Птенца-2», на котором шеф-пилот клуба мастер спорта интернационального класса Ю.Бушуев добился превосходных результатов, сделав и микросамолет, и клуб СЛА «Ротор» известными на всю землю.
А.
ТИМЧЕНКО, В. ХРИБКОВ
Летные эти СЛА «Птенец-2»
Скорость, км/ч:
максимально допустимая……………………………………….170
большая………………………………………………………..150
крейсерская…………………………………………………………..120
посадочная без закрылка…………………………………………65
с закрылком……………………………………………………………60
Скорость подъема, м/с…………………………………………….3,2
Скорость понижения, м/с…………………………………………..2,6
Протяженность разбега, м……………………………………………………..70
Дальность большая, км ………………………………….450
Высота полета большая, м……………………………..4500
Диапазон перегрузок, n………………………………………….-2…+4
Массовые эти СЛА «Птенец-2»
Взлетная масса, кг……………………………………………………420
Масса конструкции, кг……………………………………………….230
А также: кабины………………………………………………….. 83
силовой установки……………………………………………………..64
крыла…………………………………………………………………………56
хвостового оперения………………………………………………….17
совокупности спасения ……………………………………………………..10
Масса (количество) горючего, кг (л)………………………………..40 (50)
Силовая установка СЛА «Птеиец-2»
Тип двигателя………………………………………………….Rotax-582
Мощность, л.с…………………………………………………………….64
Диаметр воздушного винта, мм…………………………………1660
Геометрические эти СЛА «Птенец-2»
Протяженность, мм………………………………………………………………6450
Высота, м……………………………………………………………….2300
Размах крыла, мм…………………………………………………10 200
Средняя аэродинамическая хорда крыла, мм……………1250
База шасси, мм……………………………………………………….1860
Колея шасси, мм……………………………………………………..1600
Площадь, м2:
крыла……………………………………………………………………12,7
горизонтального оперения…………………………………….1,90
вертикального оперения……………………………………….1,20
флаперона…………………………………………………………….1,24
Плечо, мм:
горизонтального оперения……………………………………3850
вертикального оперения………………………………………3900
Угол, град.:
поперечного V…………………………………………………………..1
стабилизатора довольно крыла…………………………3,5
Высота кабины, мм………………………………………………..1200
Ширина кабины, мм…………………………………………………980
Успехи МИКРОСАМОЛЕТА «ПТЕНЕЦ-2»
Первое место на чемпионате России (пилот Ю.Бушуев), июль 1995 г. Первое место на VIII чемпионатеСНГ и России по дельталетному спорту (моторные СЛА) (в классе микросамолетов, пилот Ю.Бушуев), июль 1996 г.
Первое место в авиаралли СЛА-97 по маршруту Москва—Майкоп (пилоты Ю.Бушуев и И.Чумаченко), июль 1997 г.
Второе место на Кубке России по дельталетному спорту (пилоты Ю.Бушуев и И.Чумаченко), июль 1997 г.
Третье бронзовая медаль и место на Кубке мира в Венгрии (пилот Ю.Бушуев), июль 1998 г.
Третье бронзовая медаль и место мирового чемпионата в Венгрии (пилот Ю.Бушуев), август 1999 г.
Участник Международного авиакосмического салона МАКС-99 в Подмосковье и участник Фестиваля сверхлегкой авиации, август 1999 г. Первое место в розыгрыше Кубка России по СЛА—авиаралли СЛА, посвященного 55-летию Победы (в классе одноместные СЛА, пилот Ю.Бушуев), май 2000 г.
ОТ РЕДАКЦИИ:
Высказываем признательность начальникам клуба СЛА «Ротор» за предоставленные чертежи микросамолета «Птенец-2» и сожалеем о неосуществимости опубликовать их все — на это не хватит кроме того двух номеров издания. Исходя из этого информируем заинтересованным читателям, что недостающие чертежи возможно взять в клубе.
Рандомные статьи:
Сборная России -бронзовый призер чемпионата мира по хоккею
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Воздушный винт как движитель давно привлекал моё внимание. Когда в Моделисте-конструкторе появились публикации об аэромобилях, это…
-
Чемпионат мира league of legends: пресс-конференция
Мировой чемпионат League of Legends: пресс-конференция За сутки до чемпионата самые главные персоны Riot Games собрали пресс-конференцию, на которой…
-
Парусная доска завоевала сейчас огромную популярность. Все больше водоемов летом «расцветают» ее броскими треугольниками. Но в безветрие их паруса и…
-
Двухместные аэросани «ШКВАЛ-3». С возникновением мотопарапланов и мотодельтапланов культура проектирования силовых установок с воздушными винтами…