Четвёртое — лишнее

В большинстве случаев в поговорке упоминают пятое колесо. Но кое-какие автоконструкторы пользуются формулой, отыскавшей собственное отражение в заглавии отечественного материала. Они вправду вычисляют четвёртое колесо в автомобиле лишним. Судите сами: в отличие от четырёхногой табуретки трёхногая кроме того на неровном основании не качается (вспомните школьное: через три точки возможно совершить плоскость, и притом лишь одну).

Следовательно, рама «трёхколёски» будет более твёрдой, а сама машина окажется более лёгкой и прочной (соответственно, и более недорогой).

Само собой разумеется, «трёхколёски» имеют меньшую устойчивость на поворотах если сравнивать с классическими четырёхколёсными машинами, но это вряд ли может служить причиной отказа от таковой компоновки. Тогда, следуя этому принципу, необходимо было бы в далеком прошлом отказаться от трёхколёсного мотоцикла с коляской.

Но эти автомобили пользуются популярностью во всех государствах мира и не отличаются большей аварийностью если сравнивать с «четырёхколёсками».

Стоит ли сказать, что преимущества трициклов завлекали конструкторов со времени зарождения автостроения. Так как первый педальный экипаж Кулибина, первая паровая повозка Кюнью и первый бензиновый автомобиль Бенца были трёхколёсными.

Тремя колёсами оснащали собственные автомобили конструкторы таких широко известных компаний, как БМВ, «Мессершмитт», «Цундапп», «Хейнкель» и многих вторых. В городах Европы возможно встретить много лёгких трёхколёсных грузовиков, а в городах Азии — кроме того трёхколёсные такси. В наши дни всерьёз подошла к созданию трициклов известная компания «Мерседес», создавшая и выстроившая необыкновенный автомобильчик называющиеся Mercedes F300 Life-Jet.

Трёхколёсный «Мерседес» так необыкновенен, что, возможно, имеет суть подробнее поведать об данной машине. Основное в ней то, что конструкция её, владеющая повышенной устойчивостью на виражах, может стать заманчивым примером при разработке самодельных трициклов.

Четвёртое — лишнее

Компоновка трицикла:

1 — бензобак (алюминиевая канистра ёмкостью 10 л); 2 — колесо рулевое с реечным рулевым механизмом (от С3Д); 3, 5 — тяги управления коробкой передач; 4 — рычаг двуплечий; 6 — рама трицикла трубчатая; 7 — амортизатор подвески заднего колеса; 8 — маятник подвески заднего колеса; 9 — глушитель с выхлопным патрубком; 10 — двигатель ИЖ-Ю-5 с рубахой жидкостного охлаждения; 11 — зажим устройства регулировки положения кресла; 12 — кресло; 13 — рукоятка переключения передач; 14 — блок педалей управления трициклом (сцепление-тормоз-«газ»); 15-передний мост (от С3Д)

Шасси трицикла (на виде сверху амортизаторы условно не продемонстрированы):

1 — кронштейн вала блока педалей (металлическая полоса 40×3,4 шт.); 2 — узлы переднего моста и стыковки рамы; 3 — передний мост (от С3Д); 4 — подкос рамы (металлическая труба 30×2,5); 5 — лонжерон рамы (металлическая труба 36×2,5, 2 шт.); 6 — ложемент сидень (швеллер 25x10x2,5, 4 шт.); 7 — опора сидений (металлическая труба 20×2,5, 2 шт.); 8 — поперечина (металлическая труба 36×2,5); 9 — верх рамы (металлическая труба 30×2,5); 10 — маятник задней подвески; 11 — амортизатор задней подвески (от мотоцикла ИЖ-Ю-5, 2 шт.); 12 — ухо крепления амортизатора (металлическая полоса 40×3); 14 — узлы крепления двигателя, передние (металлическая полоса 30×10); 15 — кронштейн вала рычага механизма переключения передач (металлическая полоса 40×3, 4 шт.); 16 — кронштейн вала рукоятки переключения передач(металлическая полоса 40×3, 4 шт.)

Главная мысль данной автомобили — дать человеку наслаждения и чувство свободы перемещением, что и при управлении мотоциклом.

И одновременно с этим обеспечить безопасности и уровень комфорта, характерный автомобилю. Представители компании «Даймлер-Бенц» утверждают, что решающим причиной для организации серийного производства трицикла станет реакция публики: в случае если Life-Jet понравится ей, то развернуть выпуск автомобили возможно будет за год-второй.

Но, возвратимся к более несложным трициклам, к тем, что создавались у нас самодеятельными автоконструкторами.

Среди них — харьковчанин В. Тарануха, житель Киева Э. Рудык, москвичи Г. Малиновский и Э. Молчанов и многие другие. Нужно заявить, что и конструкторы, и испытатели трициклов давали самые благоприятные отзывы о таких автомобилях. Очевидно, управление трёхколёсками отличалось от управления классическими машинами (но, не в основном, чем вождение мотоцикла с коляской).

Воображаем ещё один трёхколёсный автомобиль, названный «Триада-350». Это двухместный двухдверный трицикл повышенной комфортности с двухцилиндровым двигателем ИЖ-Ю-5 жидкостного охлаждения с рабочим количеством 350 см3 и мощностью около 23 л.с.

Задняя часть шасси автомобиля сделана наподобие мотоцикла ИЖ-Ю-5 — с качающейся вилкой, штатными «ижевскими» пружинно-цепной передачей и гидравлическими амортизаторами от двигателя на заднее колесо.

Передний мост — от мотоколяски СЗД с торсионной подвеской, колёсами и гидравлическими амортизаторами. От них же и реечный рулевой механизм с рулевыми валом и колесом.

Вид передней части кузова в значительной мере определяется формой лобового стекла. В «Триаде» использовано заднее стекло ВАЗ-2108 (возможно «Таврии» либо М-2141) вместе с частью задней двери.

Боковые и заднее окно вырезаны из оргстекла толщиной 4 мм. При бережном к ним регулярной обработке и отношении средствами автокосметики оргстекло продолжительно сохраняет прозрачность.

Сварка рамы автомобиля производилась на стапеле -окрашенном белой водоэмульсионной краской странице ДСП подходящего размера.

На нём была вычерчена плановая проекция рамы и прибиты древесные бруски для фиксации трубчатых элементов рамы. Помимо этого, употреблялись шурупы и простейшие хомуты, и мягкая вязальная проволока.

Подготовленные к сборке трубчатые элементы рамы взаимно подгонялись и временно стыковались, для чего в них были просверлены технологические отверстия, в каковые пропущена вязальная проволока.

Подготовленные так трубы соединялись двумя-тремя сварочными точками; по окончании тщательной проверки на симметричность стыки сваривались совсем. Причём симметричные элементы рамы варились маленькими участками попеременно — это разрешало избежать трудноустранимых тепловых поводок конструкции.

В самодельном автомобиле, кроме того самом мелком, самая сложная часть — кузов, в особенности — несущий.

Существует большое количество вариантов конструкции этого сложного пространственного узла: кузов из стеклоткани, клееный на дураке либо в матрице, из листового металла, фанеры либо оргалита, собираемый на древесном либо железном каркасе, и из фрагментов кузова серийных автомобилей с применением самодельных железных подробностей.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Direct.insertInto(144860, yandex_ad2, { ad_format: direct, font_size: 0.9, type: horizontal, border_type: ad, limit: 2, title_font_size: 2, links_underline: false, site_bg_color: FFFFFF, header_bg_color: 000000, border_color: CCCCCC, title_color: FF0000, url_color: 000000, text_color: 000000, hover_color: CC0000, no_sitelinks: true }); }); t = d.getElementsByTagName(script)[0]; s = d.createElement(script); s.src = //an.yandex.ru/system/context.js; s.type = text/javascript; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(window, document, yandex_context_callbacks);
Однако кузов «Триады» выпадает из этого перечня — у него лёгкий трубчатый каркас с закреплёнными рамами окон. Рекомендован таковой был не столько для прочности конструкции, сколько для формообразования.

Оболочка формировалась посредством монтируемых на каркасе лёгких фанерных шпангоутов, пространство между которыми заполнялось секциями из строительного пенопласта. Потом поверхность пенопласта доводилась до толщины 20 мм, выравнивалась и оклеивалась двумя-тремя слоями стеклоткани на эпоксидном связующем снаружи и одним слоем изнутри. Салон обивался неестественной кожей. В следствии трубчатый каркас как бы потонул в толще обивки и пенопласта. Оказался лёгкий и прочный кузов.

направляться подчернуть, что двери, любая из которых имеет личный трубчатый каркас, формировались зацело с кузовом и отделялись лишь по окончании оклейки его поверхности стеклотканью. Остекление дверей — из оргстекла, форточка — сдвижная, секторная.

Пол кузова выполнен из фанеры толщиной 10 мм, покрытой несколькими слоями тёплой олифы и окрашенной суриком.

Кузов «Триады» имеет грузовое отделение за спиной водителя, над задним колесом.

Кузов закреплён на передней части рамы шарнирно, а в задней опирается грузовой перегородкой на раму и фиксируется парой барашковых гаек. Таковой метод крепления даёт эргономичный доступ к двигателю при его обслуживании -необходимо лишь немного поднять заднюю часть кузова и подпереть откидной стойкой.

Педали управления автомобилем смонтированы в салоне, на оси, закреплённой в лонжеронах рамы.

Привод дроссельной заслонки и механизма сцепления карбюратора — тросовый. Привод тормозов — гидравлический. С тормозными механизмами передних колёс никаких трудностей не появилось — они базируются на штатных узлах тормозной совокупности мотоколяски С3Д.

Привод же тормозных колодок заднего колеса переделан из механического в гидравлический с применением рабочих тормозных цилиндров от мотоколяски.

Рукоятка переключения коробки передач установлена справа от водительского кресла на центральном подкосе рамы. С рычагом на валу переключения передач она соединена двумя твёрдыми трубчатыми тягами через промежуточный двуплечий рычаг.

Первая передача включается перемещением рычага от нейтрали вперёд, вторая, третья и четвёртая — последовательным перемещением рычага от нейтрали назад.

Узел переднего моста и стыковки рамы:

1 — перегородка (сталь, лист s4); 2 — лонжерон (подкос); 3 — щека (сталь, лист s3); 4 — болт М10

Кузов трицикла

Дверь (А — форточка открыта, Б — закрыта):

1 — каркас (металлическая труба 12×2 либо 16×2); 2 — стекло неподвижное (оргстекло s4); 3 — шарнир форточки; 4 — форточка сдвижная (оргстекло s4); 5 — заполнение (пенопласт)

Формообразование кузова трицикла (на примере изготовления крыши):

1 — каркас (металлическая труба 12×2 либо 16×2); 2 — шпангоуты (фанера s10 либо s 12); 3 — заполнение (пенопласт); 4 — покрытие (стеклоткань на эпоксидном связующем); 5 — проволока (удаляется по окончании вклейки пенопластового заполнения)

Двигатель «Триады» запускается посредством рукоятки, смонтированной под приборным щитком справа от водителя и связанной капроновым канатом с барабаном, установленным на пусковом валу двигателя вместо пускового рычага. Для этого на барабан намотаны три витка каната.

Рулевое управление ничем не отличается от того, что трудится на С3Д.

Единственная новинка — устаревшее штатное рулевое колесо заменено на так называемый спортивный руль уменьшенного диаметра.

Как уже упоминалось, у «Триады» — мотоциклетный двигатель с жидкостным охлаждением. В своё время появление таких моторов вдохнуло новую струю в самодеятельное автостроение, дав самодельщикам не только замечательный и надёжный, но и стабильный в работе силовой агрегат.

Радиатор совокупности охлаждения двигателя «Триады» установлен в передней части автомобили в тоннеле, склёпанном из листового алюминия. В том месте же расположены электрический вентилятор (от «жигулёвского» отопителя) и створка-дефлектор, разрешающая направлять поток воздуха как в салон, так и наружу, под пол кабины.

Топливный бак трицикла сделан из 10-литровой алюминиевой канистры, в которую врезан обычный мотоциклетный топливный кран-отстойник.

Бак закреплён в передней части автомобили. Подача горючего из бака — самотёком.

Вождение трёхколёсной автомобили особенных трудностей не вызывает. Единственное, что направляться для себя раз и окончательно выяснить, так это величину оптимальной скорости при прохождении поворотов. Сделать это возможно на свободной асфальтированной площадке.

Поворачивая, нужно постараться довести машину до отрыва переднего колеса а также проехать на двух — одном переднем и заднем -колёсах (так, кстати, обучают вождению на мотоциклах с коляской). Принципиально важно зафиксировать в сознании чувство поднятого колеса — это окажет помощь определять скорость при прохождении конкретного виража. В остальном вождение трёхколёсной автомобили ничем не отличается от четырёхколёсной.

Характеристики трицикла «Триада-350»

База, мм……………………………….2000
Колея, мм……………………………..1114
Дорожный просвет, мм………….180
Габаритные размеры, мм:
протяженность……………………………………2780
ширина…………………………………1400
высота………………………………….1400
Число мест……………………………2

Двигатель, тип………………………ИЖ-Ю-5
Мощность двигателя, л.с……….23
Расход горючего, л/100 км………7,5
Ёмкость бака, л…………………….10

Большая скорость, км/ч..90

И. ЕВСТРАТОВ, инженер

Рандомные статьи:

Помешанные на чистоте 5серия 4


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Полевая машина

    Мечта-идея сделать автомобиль, кроме того простой, типа багги, показалась ещё в юношеские годытогда, в то время, когда автомобили были в громадном…

  • Моторная тележка

    В приусадебном либо дачном хозяйстве, кроме того маленьком, любое механизированное грузовое транспортное средствобольшое подспорье. Оно и время оказывает…

  • «Яуза» — легковушка для города

    «Я собирается выстроить автомобиль для широкого потребления. Он хватит велик, дабы в нем поместилась целая семья, но и мал, дабы один человек имел…

  • Современный из… старых

    Машина, о которой отправится обращение, создавалась как грузовое транспортное средство, помогающее выжить в отечественное тяжёлое время. Автомобиль…