Прекрасно узнаваемые отечественным ребятам управляемые санки «Чук и Гек» именуются снегокатом, по причине того, что предназначены для применения только на склонах снежных горок. Быстро — лишь ветер свистит! — мчится снегокат вниз на собственных трех лыжах. Передняя, управляемая, разрешает изменять направление, объезжать препятствия.
Но когда склон кончится — санки, проскользив еще мало по инерции, остановятся: по ровному месту на них не уедешь. Дальше по ветхой пословице: обожаешь кататься — обожай и саночки возить! За веревочку — и в горку. Но что это? Далеко показался «Чук и Гек», что, скатившись вниз, с той же скоростью мчитсяпо ровному снежному полю.
Вот сидящий на нем ребёнок сильно разворачивает снегокат, и на удивление окружающим за его спиной раскрываются навешенные на раму гусеница и моторчик. Это уже снегоход. А выстроил его москвич Ю. Терещенко.
Мотонарты с двигателем Д-6 способны перевозить кроме того взрослого человека по ровному снежному насту со скоростью порядка 15 км/ч, они легко преодолевают подъемы до 30°. Предусмотрена и возможность буксировки за ними лыжника.
Снегоход оборудован электрофарой, задними фонарями, служащими в один момент указателями поворота. Бензобак, расположенный за полумягкой спинкой сиденья, вмещает запас горючего на 4 ч работы двигателя.
Конструктивно установка складывается из кожуха двигателя с подмоторной рамой и гусеничной приставки — движителя.
Первый узел крепится к заднему обрезу корпуса санок.
Он является базой не только двигателю, но и промежуточному и ведущему валикам трансмиссии, связанным шестернями, припаянными к фланцам валиков. Промежуточный валик нужен для трансформации направления вращения.
Валики несут на себе и звездочки цепной передачи первого и второго звеньев трансмиссии. Первое звено — от ведущей звездочки двигателя к звездочке промежуточного валика; передача осуществляется укороченной велосипедной цепью.
Второе — от звездочки ведущего валика на звездочку заднего барабана гусеницы; тут кроме этого применена укороченная цепь от велосипеда.
Мотонарты «Чук к Гек» — уникальная модернизация промышленного снегоката.
Сам движитель складывается из двух барабанов с проточенными под клиновидные ремни канавками. Один из них установлен на задней оси, второй — на передней.
Последняя, будучи валом передней подвески, натяжная. Переброшенные через барабаны клиновидные ремни образуют «ленту»-движитель.
Оба барабана с осями установлены на поворотных рычагах и вместе с опорными катками заключены в П-образный кожух.
В его передней части находятся ушки для установки натяжных болтов и прорезь под ось переднего барабана.
П-образный кожух с барабанами посредством рычага подъема может перемещаться вверх, фиксируясь между лыжами снегоката — для обеспечения свободного скольжения на лыжах при спуске с уклонов.
Рычаг подъема расположен на передней подвеске, соединен пальцем с рычагом правой стороны подвески и имеет прорезь-фиксатор.
Движитель-гусеница самый слоенный и трудоемкий узел. Ее база барабаны с канавками и ремни. Для последних использованы семь клиновых ремней размером 12X12X1120 — 1160 мм. Возможно поставить и другие, скажем — 16X11X1120 мм (ГОСТ 775813—76), используемые на двигателях автобусов.
Но наряду с этим придется соответственно поменять конфигурацию канавок на обоих барабанах. Ремни должны быть строго однообразными по длине, поскольку излишнее их натяжение при выравнивании гусеницы формирует ненужные напряжения в корпусе — раме движителя и затрудняет вращение барабанов, что неизбежно отражается и на скорости перемещения.
Для изготовления барабанов потребуется выточить две алюминиевые либо силуминовые заготовки диаметром не меньше 115 мм и длиной 140 мм любая.
Потому, что барабаны — самая дорогостоящая и трудоемкая часть конструкции, к их обработке направляться приступать по окончании подбора клиноремней. Из этих же мыслей не следует заблаговременно изготавливать раму движителя. направляться заблаговременно оговорить, что ремни, протяженность которых по внутреннему контуру менее 1120 мм, не подойдут, поскольку размеры корпуса и заводская конструкция снегоката «Чук и Гек» не разрешат осуществить предлагаемую в отечественном варианте подвеску движителя.
Четыре рычага подвески гусеницы выпиливаются из алюминиевых брусков (мы воспользовались электротехнической шиной).
Три опорных катка движителя изготовлены из оцинкованной водопроводной трубы O 24 мм. Шесть шарикоподшипников к ним — с наружным O 16 мм, внутренним 5 и толщиной 5 мм — забраны из шарниров ветхого чертежного кульмана.
Возможно установить и другие маленькие подшипники, согласовав габариты подробностей.
Движитель мотонарт:
1 — задний барабан, 2 — гусеница из ремней, 3 — корпус, 4 — каток, 5 — передний барабан, 6 — узел натяжения гусеницы.
Кинематическая схема:
1 — двигатель, 2 — ведущая звездочка вала двигателя, 3 — цепная передача, 4 — промежуточный валик, 5 —« звездочка промежуточного валика, 6 — ведущий вал задней подвески, 7 — рычаг задней подвески, 8 — шестерня промежуточного валика, 9 — шестерня ведущего вала, 10 — звездочка ведущего вала, 11 — гусеница, 12 — рычаг подъема движителя, 13 — рычаг передней подвески, 14 — ось подъемного устройства, 15 — передний барабан, 16 — ось переднего барабана, 17 — ось заднего барабана, 18 — звездочка заднего барабана, 19 — задний барабан.
Корпус движителя.
Кожух двигателя с подмоторной рамой:
1 — щека, 2 — кронштейн, 3 — подмоторная рама (труба), 4 — окно цепной передачи.
Рычаги подвески:
А — передней (2 шт.), Б — задней (2 шт.), В — втулки подвески.
На токарном станке изготавливаются шесть торцевых шайб — корпусов подшипников опорных катков; алюминиевые обоймы для крепления шарикоподшипников трансмиссии и подвески; протачиваются все валики под имеющиеся в наличии подшипники. Остальные подробности движителя — из листового дюралюминия толщиной 2 мм и уголков 20X20 мм.
Для цепной трансмиссии забраны две звездочки по 16 зубьев — от детского трехколесного велосипеда (лучше от трансформируемого в двухколесный, со съемной задней осью — она понадобится для вытачивания валиков трансмиссии).
Звездочка с восемью отверстиями для спиц, рассверленными до O 4 мм, крепится на ведущий барабан гусеницы, а звездочка с долгой втулкой (которая сокращается до длины 10 мм) надевается на ведущий вал трансмиссии.
На промежуточный валик сажается звездочка с десятью зубьями — совершенно верно такая же, как ведущая у цепной передачи на двигателе.
В заводской схеме снегоката «Чук и Гек» предусмотрено подрессоривание лишь передней рулевой лыжи, две задние крепятся жестко. Мы поставили задние полозья на несложных шарнирах наподобие дверных петель. Это повысило надежность конструкции: лыжи сейчас «огибают» рельеф дороги, уменьшилась тряска, исключен отрыв гусеницы от наста.
Барабан гусеницы в сборе:
1 — ось, 2 — звездочка (лишь для заднего), 3 — шкив.
Опорный каток (3 шт.):
1 — ось, 2 — корпус, 3 — шайба — корпус подшипника, 4 — втулка.
Передняя подвеска:
1 — рычаг подъемного устройства, 2 — рычаг подвески, 3 — ось рычагов.
Узел передачи:
А — ведущий вал:1 — рычаг задней подвески, 2 — вал, 3 — шестерня, 4 — звездочка, 5 — кожух двигателя;
Б — промежуточный валик: 1 — звездочка, 2 — шестерня.
В нартах использованы и готовые подробности, продающиеся в магазинах запчастей для мотоциклов и мопедов: 12 шариковых подшипников № 201, две шестерни от коробки перемены передач мотоцикла «Ковровец» (на 53 зуба), фара переднего света с дросселем, краник и пробка для бензобака, и два тросика управления двигателем: сердцевина одного употребляется для того чтобы «изготовить», а второй, разрезанный пополам, помогает для наращивания комплектных тросиков сцепления и газа.
Наращивание выполняется так: в отрезок бронзовой трубки от стержня шариковой ручки длиной 30 мм впаивается с двух финишей узкий внутренний трос, а эластичная наружная оплетка бережно (дабы не припаялся внутренний трос) впаивается в отрезок бронзовой трубки O 6 мм и длиной 100 мм.
Двигатель Д-6 на мини-мотонартах возможно запущен и «накатом». Но лучше пользоваться шнуром, наматываемым на барабан, что насажен на вал двигателя и зафиксирован винтом.
Для установки заводного барабана нужно в крышке громадной шестерни двигателя вырезать (наоборот малой шестерни) отверстие O 30 мм. Придется кроме этого выточить новый винт крепления малой шестерни: по размерам, повторяющим заводской, но дольше на 10 мм. Барабан диаметром не меньше 60 мм послужит продолжительнее, в случае если выточить его из стали либо латуни: мягкий алюминий скоро сотрется заводным тросиком, бортики деформируются и начнут задевать за раму для крепления двигателя.
Для «мигалок» указателей поворота целесообразно применить электронную схему, собранную из дешёвых подробностей. Попытка применять стандартное устройство для мигалок типа РС-421 от мотоциклов не имела успеха: рассчитанное на громадный ток для нагревательного элемента, оно не подходит для маломощной цепи питания фары двигателя Д-6. Размеры узлов и деталей приведены на чертежах.
Ю.
ТЕРЕЩЕНКО, инженер
Рандомные статьи:
Чук и Гек 1953 Полная версия
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
В случае если современная деревня немыслима без сотен и десятков мотоциклов, велосипедов и мопедов, то в северных отечественных краях, где зима…
-
Машина вспоминала как грузопассажирское транспортное средство, на котором возможно было перевозить хотя бы маленькие партии грузов для домашнего…
-
При проектировании этого вездехода, конструктор-любитель Л. Антохов из г. Кириши Рязанской области стремился сделать всесезонную, надёжную и…
-
Эта машина спроектирована и выстроена юными умельцами и ДЮТ Горьковского авиазавода им. С. Орджоникидзе под управлением педагога Л. Н. Писаревского….