В большинстве случаев, конструкции веломобилей, изготавливаемых самодельщиками, соответствуют области их применения. Другими словами в случае если веломобиль рекомендован для спортивных, скоростных заездов, то все его конструктивные изюминки соответствуют этому, и вряд ли такую машину сможет эксплуатировать пожилой человек для ежедневных поездок. И, напротив, совсем исключено участие в спортивных мероприятиях бытового велогрузовика-трудяги.
Такое разграничение ясно, потому, что для веломобилей разных типов совсем хороши правила проектирования, расчетные нагрузки и как следствие — конструкция деталей и узлов, дизайн. Но, как выяснилось, «запрячь в одну трепетную лань и телегу коня» все-таки возможно. Подтверждение этому — сделанный мною веломобиль «Групасс».
Разрабатывался он по большей части для деловых визитов в городской черте. Особенное внимание было уделено большому применению готовых, покупных подробностей, и облегчению всей конструкции. Хорошие ходовые качества достигаются за счет применения колес громадного диаметра, долгой втулки и упругой рамы от спортивного велосипеда с многоступенчатой коробкой передач.
На шасси веломобиля в передней части устанавливается платформа-ящик длиной до 1200 мм, разрешающая транспортировать достаточно габаритные и массивные грузы, либо диванчик для перевозки детей. Но такое чисто бытовое применение веломобиля не ограничивает его спортивных возможностей, потому, что в конструкции заложена «гоночная» модификация. Для этого шофер находится лежа на диванчике-сиденье, а управление осуществляется дублирующим передним рулем.
Как раз такое, двойное, применение автомобили посоветовало ее наименование: «Групасс» — это «грузопассажирский скоростной» веломобиль.
Рис.
1. Веломобиль «Групасс» (спортивный вариант).
По собственной компоновке «Групасс» выполнен по трехколесной схеме с одним ведущим задним колесом. База конструкции — рама. Она имеет Т-образную форму; собрана из дюралюминиевых труб O 35 мм с толщиной стены 1,5 мм и задней части рамы спортивного велосипеда. Соединение труб выполнено посредством усиливающих сварки и вставок. На раме закреплены кронштейны сиденья-лежака.
Само сиденье выполнено из поролоновой подушки, обшитой сверху чехлом из плотной ткани. Чехол пришит толстыми капроновыми нитками к каркасу из труб от раскладушки, прикрепленному к фанерному основанию. Для экономии веса фанеру возможно заменить сеткой.
Р и с. 2. Конструкция веломобиля «Групасс» (грузовой вариант):
1 — рама (дюралюминиевые трубы O 35х1,5 мм; задняя вилка и кареточный узел от спортивного велосипеда), 2 — кузов (фанера толщиной 3 мм, рейки 20х20 мм), 3 — кронштейн-подрамник (дюралюминиевый уголок 3х25х25 мм), 4 — рулевая колонка, 5 — велосипедное седло, 6 — болт М8, 7 — рулевая сошка, 8 — продольная рулевая тяга (лыжная палка O 15 мм), 9 — рычаг (металлическая пластина толщиной 1,5 мм), 10 — поперечная рулевая тяга (лыжная палка O 15 мм), 11 — гайка М8 (2 шт.), 12 — поворотный узел (левый, правый — зеркальное отображение), 13 — болт М8 крепления поворотного узла к рулевой тяге (2 шт.), 14 — полуось переднего колеса (2 шт.).
Рис. 3. Поворотный узел (левый):
1 — поперечина рамы веломобиля, 2 — болт М6, 3 — болт М10, 4 — сухарь (сталь), 5 — поворотный кулак (сталь толщиной 1,5 мм), 6 — ручка руля, 7 — гайка корончатая М10, 8 — шплинт контровочный.
Рис. 4.Полуось передняя (сталь).
Как уже отмечалось, веломобиль имеет двойную совокупность управления: для грузового и спортивного вариантов.
В первом случае, в то время, когда шофер находится на сиденье велосипедного типа, управление осуществляется простым велосипедным рулем, установленным в задней части автомобили. В качестве заготовок для рулевых тяг употребляются лыжные палки. В спортивном варианте (с положением гонщика лежа) веломобиль управляется «раздельным» рулем, ручки которого приварены конкретно к поворотным узлам передних колес.
Эти узлы, правый и левый, имеют зеркальную конструкцию и складываются из металлического поворотного кулака и фигурного шкворня. Кулак имеет коробчатую форму и для облегчения веса выполнен из металлической листовой заготовки толщиной 1,5 мм. Стыки провариваются постоянными швами.
Трансмиссия всецело заимствована от серийного спортивного велосипеда. Тормоз клещевого типа установлен на заднем колесе.
Колеса — стандартные, велосипедные; действительно, для грузового варианта нужно применять их от дорожной модели либо с удвоенным числом спиц. Заднее колесо закрыто с одной стороны аэродинамическим конусом.
При необходимости езды по улицам города машину несложно оборудовать типовой совокупностью велоэлектроники с фарами, стоп сигналом и указателями-поворотов.
Считаю, что таковой веломобиль из-за его простоты (он бывает сделан за пара вечеров) и универсальности применения возможно смело советовать и жителям, и сельским обитателям, и всем обладателям загородных садовых участков.
Техническиехарактеристики веломобиля «Групасс»
Протяженность, мм: 2320
Ширина, мм: 1020
Высота (спортивный вариант), мм: 900
Грузоподъемность, кг:150
Масса, кг: 13
Скорость (спортивный вариант), км/ч: до 80
Скорость транспортная, км/ч: 18—30
А. МУРАВЛЕВ, г. Коломна
Рандомные статьи:
LJBL Erudīcijas konkurss 2017
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Дорожный — не хуже спортивного
К недочётам дорожных велосипедов прежде всего направляться, пожалуй, отнести их маленькую по сравнению со спортивными скорость. А ведь прекрасно бы иметь…
-
С течением времени интерес к веломобилям — этому экологически чистому и нужному для здоровья виду транспорта — то затухает, то разгорается с новой силой,…
-
Багги-350 — спортивный автомобиль шестнадцатилетних
Клуб «Романтик» из города Красноярска отечественные читатели знают по недавней публикации («М-К», 1979 г., №4). Редакция взяла большое количество писем с…
-
Придумали и выстроили непривычную для отечественных глаз машину студенты Столичного автомобильно-дорожного университета Н. Белов, Н. Дубинин, Ю….