Гусеничный… мотоцикл

Представленная конструкция — мотоцикл на полугусеничном ходу с рулевым передним колесом с шиной низкого давления и приводной гусеницей рекомендован для передвижения по распутью, в основном летом и в межсезонье, зимний период по снегу (толщина покрова до 25 см), и по насту и льду. Проходимость мотоцикла, в принципе, — «везде».

Исключение составляют лишь водные рубежи глубиной более чем 30 см (заливает совокупность зажигания) да топь, где человек увязает по колено На мотоцикле вероятна перевозка груза до тридцати килограмм, а на прицепе — до 80 кг. летом — на колесном (с широкопрофильными шинами), зимний период — на санях.
На страницах «Моделиста-конструктора» виделись описания похожих мотоциклов, но они по большей части рассчитывались на передвижение по снегу, имели большое количество катков малого диаметра и, как следствие, забивание и значительные потери мощности гусеничного движителя грязью и мхом при перемещении по болоту, а зимний период «кашей» при перемещении по наледям.

До этого у меня были разные самодельные мотоциклы на колесном ходу с камерными колесами громадного диаметра, с «уазовскими» облегченными шинами, с дополнительным приводом на боковой прицеп, но достигнуть высокой проходимости как-то не получалось — то было громадно удельное давление, то габариты С боковым же прицепом теряется возможность перемещения по любой тропинке либо напрямую через лес, да и масса его переваливает за 140 — 150 кг, что для мотоцикла неприемлемо (к сведению — воображаемый вариант имеет массу 110 кг).

К сожалению, отсутствие легкого двигателя заставило применить довольно тяжелый — от грузового мотороллера «Муравей», с воздушным охлаждением Двигатели от «Минска» либо «Восхода» владеют малым крутящим моментом, высокооборотны, не имеют принудительного охлаждения, а исходя из этого малоподходящи для работы с гусеничным движителем Силовой агрегат использован без трансформаций, лишь воздухозаборник вентилятора дополнительно закрыт перфорированной крышкой (от травы и попадания листьев) да установлено магнето, не смотря на то, что в будущем предусмотрена его замена бесконтактной совокупностью от мотороллера «Вятка».

Такая схема опробована на снегоходе и превосходно зарекомендовала себя Кроме безотказного запуска она существенно легче, не требует реле-регулятора и не торчит с боку, соответственно и не мешает при перемещении на распутье.

Мотоцикл с гусеничным движителем в управлении слабо отличается от простого дорожного, его большая скорость доходит до 60 км/ч, не смотря на то, что данный показатель при езде по проселкам либо лесным тропам не весьма и ответствен.

Гусеничный... мотоцикл

Гусеничный мотоцикл-вездеход:
1—двигатель (от грузового мотороллера «Муравей»); 2 — принудительное воздушное охлаждение двигателя (от грузового мотороллера «Муравей»), 3 — промежуточный цепной редуктор, 4—вторая ступень цепной передачи (t=15,785); 5 — ведущее колесо гусеничного движителя; 6 — приводная звездочка ведущего колеса; 7 — механизм натяжения цепи ведущего колеса гусеницы (4 шт), 8 — гусеница; 9 — рама; 10 — натяжное колесо гусеничного движителя, 11 — кожух (АМГ-2, лист s1,5); 12—сиденье, 13 — первая ступень цепной передачи (цепь t = 12,7), 14—карбюратор; 15—топливный бак V = 12 л (АМГ-2, лист s1), 16 — глушитель выброса двигателя (нержавеющая сталь, лист s1), 17—катушка зажигания (от мотороллера «Муравей»); 18—руль (от мотоцикла «Восход», уширенный), 19—ветровос стекло (плексиглас), 20 —ветровой щиток (АМГ-2, лист s1,5); 21—фара (покупное изделие), 22 — крыло (АМГ-2, лист s1,5), 23—передняя вилка, 24—переднее колесо.

Сейчас о конструкции мотоцикла-вездехода. Рама заимствована от мотоцикла «Восход» с адаптированными под «муравейный» мотор кронштейнами и удлиненной задней частью. Для облегчения монтажа двигателя передний кронштейн крепится к раме двумя болтами„ а не приварен, как два вторых.

подвески и Рама:

1 — дуга передней вилки, 2—передняя вилка, 3 — амортизатор передней подвески (от мотоцикла «Восход», 2 шт), 4—усилитель (подкос, стойка и поперечина) передней вилки, 5 — межмостиковая сообщение (2 шт.); 6 — верхняя и нижняя рулевые траверсы; 7 —рулевая колонка (2 шт.), 8—руль, 9 — трапеция рамы (от мотоцикла «Восход»), 10—кронштейн крепления бензобака (2 шт.), 11— передний кронштейн крепления силового агрегата, 12— нижний кронштейн крепления силового агрегата, 13 — задний кронштейн крепления силового агрегата, 14 — кронштейн крепления вала промежуточной цепной передачи (2 шт), 15 — лонжерон, 16—боковая скоба (2 шт.), 17— задняя скоба, 18 — решетка для подвески гусеничного движителя (2 компл.), 19—маятниковая вилка приводного (ведущего) колеса гусеничного движителя, 20 — амортизатор подвески приводною колеса, 21 — маятниковая вилка натяжного колеса гусеничного движителя, 22 — амортизатор подвески натяжного колеса, 23 — натяжное устройство (4 шт.); 24—лонжеронные поперечины (2 шт.), 25 — поперечина решеток подвески гусеничного движителя (3 шт.), 26 — проушина крепления вилки, 27 — сайлентблок подвески вилки, 28—заглушка.

Гусеница:

1—лента (резинокордовая полоса s4, 2 шт.), 2 — скоба (металлическая проволока O 8, по потребности), 3 — усилитель скобы (металлическая проволока O 8, по потребности); 4 — грунтозацеп (металлической лист s4—П-образный профиль 10x20x10, по потребности), 5 — крепеж (металлическая заклепка O 5 с уширенной головкой, по потребности).

Переднее колесо с облегченной шиной:

1 — втулка-ступица (корпус автомобильного ручною насоса для накачки шин), 2 — фланец ступицы (металлической лист s3, 2 шт.); 3 — спицы-подкосы (проволока Ф5, 4 пары); 4 — диск (АМГ-2, лист направляться3, 2 шт.), 5 —стяжка (шпилька М6, 8 шт.), 6 — заполнитель (пенопласт); 7 — камера, 8 — шина, 9 — крепление шины к диску (болт М6 с «усатой» шайбой, 16 шт.), 10 — крепление диска к фланцу (болт М6, 4 шт.), 11 — штуцер камеры (удлиненный).

Вилки изготовлены новые, от передней вилки «Восхода» употребляются лишь верхний и нижний мостики да рулевой вал с подшипниками.

К мостикам приварены отрезки прямоугольной тонкостенной трубы, каковые образуют верхнюю и нижнюю траверсы, а к ним уже приварены перья передней вилки с перемычками усилителями-и соответствующими подкосами На передних (нижних) финишах перьев имеются проушины для сайленблоков, через каковые подвешена качающаяся дуга переднего колеса, изготовленная из тонкостенной хромансилевой (сталь 30ХГСА) трубы. Направление работы дуги вилки выбрано «под себя» (как это принято, к примеру, в авиации).

Такая схема в сочетании с достаточно мягким широкопрофильным облегченным колесом — пневматиком (давление 0,2 — 0,3 атм) разрешает прекрасно гасить удары и легко преодолевать кроме того поваленные деревья на пути.

Колесо — самодельное.

Обод выполнен из 6-мм проволоки, диски — из АМГ-5 толщиной 3 мм, раскосы — из 5-мм проволоки, ступица — из трубчатого корпуса автомобильного ручного насоса, ось — также трубчатая, облегченная В одном диске вырезан лючок, в который выведен через удлинитель штуцер камеры. Сама покрышка бортами крепится к краям боковин диска болтами.

Примененные передние (как, но, и задние) амортизаторы от мопеда — само собой разумеется, «прошедший век», но на современные (от скутеров либо снегоходов) не достаточно финансов Вместе с осью и амортизаторами колеса вилка образует замкнутый каркас, прекрасно трудящийся на кручение и излом. По большому счету нужно подчернуть, что оптимальному сочетанию прочности и одновременно достаточной легкости уделялось громадное внимание так как в условиях распутья — нагрузка намного большая, нежели у дорожного мотоцикла, а при поломке из глухомани его доставить к себе затруднительно!

О задней вилке поведаю позднее, в то время, когда обращение отправится о гусеничном движителе.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Direct.insertInto(144860, yandex_ad2, { ad_format: direct, font_size: 0.9, type: horizontal, border_type: ad, limit: 2, title_font_size: 2, links_underline: false, site_bg_color: FFFFFF, header_bg_color: 000000, border_color: CCCCCC, title_color: FF0000, url_color: 000000, text_color: 000000, hover_color: CC0000, no_sitelinks: true }); }); t = d.getElementsByTagName(script)[0]; s = d.createElement(script); s.src = //an.yandex.ru/system/context.js; s.type = text/javascript; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(window, document, yandex_context_callbacks);
Необходимость обеспечения нужного клиренса, и получения оптимальных (низких) оборотов ведущего колеса-катка гусеницы заставила применить в трансмиссии промежуточную цепную передачу-редуктор, для которой на раме имеются соответствующие кронштейны с пазами, разрешающими натягивать цепь первой ступени (ход цепи — 12,7 мм). Передача вращения от редуктора на ведущее колесо-каток гусеничного движителя производится также цепью от сельхозмашин (ход — 15,785 мм) Эта цепь имеет более большой ресурс в условиях загрязнения, если сравнивать с мотоциклетной Как стало уже ясно, гусеничный движитель складывается из гусеницы и двух катков-колес ведущего и натяжного.

Раньше между колесами на обеих гусеничных лентах находились еще по два поддерживающих маленьких катка-ленивца (см фото заставки). Но эксплуатация продемонстрировала, что прекрасно натянутая гусеница при таком маленьком расстоянии между колесами и без ленивцев хорошо держит нагрузку.

Ведущее и натяжное колеса гусеничного движителя — однообразные, от мотороллера «Тулица» (либо им подобные), причем на покрышке ведущего нарезаны поперечные канавки (не задевая корда) для зацепления с грунтозацепами гусеницы. Оба колеса имеют свободные подвески Любой из них установлен в собственной маятниковой вилке, сочлененной с рамой через сайленблоки (от мотоцикла «Восход»).

На финишах маятниковых вилок предусмотрены пазы для движения колес с целью натяжения гусеницы, и опираются они на раму через несложные амортизаторы (труба в трубу, с пружинами от передней вилки «Восхода»), что обусловливает минимум массы. Раскачки не происходит из-за распределения нагрузки по колесам гусеничного движителя. Диски колес — штатные, но облегченные высверливанием.

Ступицы засунуты в центральные отверстия дисков и закреплены приваренными спицами-подкосами из 5-мм проволоки.

Для ступиц использован цилиндрический корпус от автомобильного ручного насоса, его внутренний диаметр именно подходит под 202-й подшипник, а дабы последние (их в ступице два) не проваливались, вовнутрь засунуты отрезки (кольца) подходящей трубы меньшего диаметра и через отверстия в ступице зафиксированы электрозаклепками.

Так как фланец ступицы плоский и тонкостенный, то для жесткости с обеих сторон он усилен подкосами из 5-мм проволоки, каковые распределяют нагрузку на края ступицы. Вал переднего (ведущего) колеса гусеницы и ось заднего (натяжного) выполнены из трубы диаметром 16×2,5 мм и средняя часть облегчена (обточена). Между подкосами забиваются грязь и снег, исходя из этого их лучше залить «Макрофлексом» и окрасить.

К слову, все пустоты и ниши, среди них и внутренняя полость переднего колеса (управляемого пневматика), кроме этого заполнены пенопластом.

Защита подшипников колес требует особенного внимания — они трудятся в условиях интенсивного загрязнения, исходя из этого их нужно прекрасно защищать крышками или использовать подшипники с защитными шайбами.

Ведущее колесо гусеницы имеет два подшипника со стороны звездочки для надежности, а у трубы ступицы сверху имеется дополнительные накладки для распределения нагрузки.

Гусеница собрана из 2-х полос капроновой кордоленты и грунтозацепов, сделанных из 8-мм катанки и усиленных в средней части еще одним куском такой же проволоки. Для соединения с полосами ленты грунтозацепов к последним приварены отрезки гнутых из 4-мм страницы швеллеров, к каким болтами и крепятся ленты гусеницы.

Гусеничный движитель: диски колес облегчены высверленными отверстиями; их крепление со ступицами усилено спицами; в шине ведущего колеса прорезаны канавки под скобы гусеницы.


Переднее колесо: шина облегчена — удален протектор; диски колес — целые, а пространство между ними заполнено строительным пенопластом; шины к дискам прикреплены болтами.

Обращаю внимание на форму грунтозацепа — он повторяет профиль покрышки. Финиши катанки должны иметь скос для свободного захода ведущего колеса, а сварные швы — шепетильно зачищены.

Само собой разумеется, круглая форма грунтозацепов имеет и «минусы» — пробуксовывание гусеницы на уплотненном снегу, и боковое скольжение на льду из-за круглой формы грунтозацепов, но данный недочёт малозначимый, ответственнее легкость управления мотоциклом на поворотах, для чего и сделана такая форма грунтозацепа. При прямом (плоском) грунтозацепе будет затруднено удержание равновесия, в особенности на поворотах (установлено!).

Ведущее и натяжное колеса гусеничного блока имеют заново изготовленные ступицы — ввиду большой массы штатных.

Сейчас о «второстепенных» узлах. Топливный бак на 12 литров сварен аргоновой сваркой из 1-мм алюминиевого страницы (АМГ-2), в имеет перегородки (в противном случае при малой высоте и большой длине бака происходит выброс горючего в дренаж).

Глушитель:
1—первичная камера (труба O 60×1); 2—штуцер входного патрубка; 3 — промежуточная камера; 4—соединительный патрубок первичной и вторичной камер (труба O 32×1) с отверстиями O 5; 5—вторичная камера (труба O 60×1); 6—выпускной патрубок (труба Ф25х1); 7—крепежное ушко с перемычкой (металлической лист s3).

Трансмиссия — двухступенчатая цепная передача с промежуточным валом:

1—силовой агрегат; 2—выходной вал силового агрегата; 3—звездочка выходного вала двигателя (z = 13); 4—цепь ПР-12,7 первой ступени; 5—опора промежуточного вала (подшипник качения 80204, 2 шт.); 6—ведущая звездочка промежуточного редуктора (z = 21), 7—промежуточный вал; 8—ведомая звездочка промежуточного редуктора (z = 18); 9—цепь ПР-15,875 второй ступени; 10—приводная звездочка ведущего колеса гусеницы (z = 21, t = 15,875); 11 —ступица ведущего колеса; 12—ведущее колесо гусеницы, 13—подшипник ступицы (2 шт.); 14—ось ведущего колеса.

Вся «облицовка» (боковины) и переднее крыло кроме этого выполнены из АМГ-2.

Фара пластмассовая, установлена для защиты между укосин передней вилки. Ветровой щиток — кроме этого из АМГ-2, съемный, крепится на четырех барашках.

Сиденье водителя съемное (его база — из АМГ-5 толщиной 2,5 мм), под ним находятся два отсека, стены которых кроме этого выполнены из страницы легкого сплава В первом расположен реле-регулятор, а во втором — инструмент.

В будущем при переходе на тиристорную совокупность зажигания отсек реле-регулятора предполагается применять как воздухоочиститель.

Глушитель на выпуске изготовлен предельно компактным из 1-мм стали, не разборный, уровень шума при работе двигателя сравним с выбросом дорожных мотоциклов. Приблизительно два раза в год его приходится прожигать от коксующегося в нем моторного масла.

Все электрооборудование (генератор, реле-регулятор) штатное, как и карбюратор К-36Г В будущем планируется установить блок клапанов (по данным «Моделиста-конструктора»). Подножки — трубчатые, убираются назад и вверх. Руль — от «Восхода», но расширен за счет вставки на 150 мм, органы управления на нем такие же, как и на дорожных мотоциклах.

Сзади сиденья водителя имеется грузовая площадка, с трех сторон к ней приварены ручки для вытаскивания мотоцикла из трясины (а такое время от времени не редкость!), они же являются зацепами для строповки груза.

Под багажником находится сцепное устройство. Оно было установлено позднее, и, нужно признать, не совсем удачно (исходя из этого и не продемонстрировал это устройство на чертеже).

Его нужно закрывать брызговиком, дабы не залеплялся грязью. Но поднимать высоко сцепное устройство не следует (нужно будет делать долгое дышло прицепа).

Цепная передача с промежуточным валом-редуктором: на переднем замысле над ведомой звездочкой промежуточного вала видны звездочка выходного вала двигателя и цепь ПР-12,7 первой ступени.


Под сиденьем водителя размешены маленький инструментальный ящик и отсек электрооборудования.


Гусеничный мотоцикл-вездеход с прицепом.

Как уже упоминалось, пустоты под сиденьем (за инструментальным отсеком) и багажником заполнены пенопластом, в сочетании с передним колесом они снабжают непотопляемость мотоцикла, что достаточно актуально в последние утепленные зимы. Согласитесь, что это все же лучше, чем добывать мотоцикл со дна водоема. Переднее колесо — с шиной низкого давления, изготовленной из облегченной покрышки УАЗа.

Метод изготовления обрисован в «Моделисте-конструкторе», но отмечу, что делать «шашку» не обязательно — сцепления в полной мере хватает, в случае если нарезать «болгаркой» поверхностную «елочку».

Все цепи трансмиссии закрыты кожухами из АМЦ-2, это сокращает их загрязнение и снабжает безопасность водителя. Кожух цепи ведущего колеса разборный, для ремонта снятия кожуха и облегчения колеса при поломке (не редкость при перемещении по бурелому).

Снизу кожух покинул открытым (дабы в нем не задерживались снег либо грязь), а провисающаяся на громадных скоростях цепь не задевала за дно.

Потому, что гусеничный мотоцикл — транспортное средство внедорожное, из-за усложнения конструкции оборудовать его тормозами не стал, да и особенной необходимости в них нет. Плановые остановки создаю постепенным понижением скорости за счет трения в трансмиссии (возможно притормозить и ногой — скорость-то мала).

Экстренные же торможения осуществляю двигателем — быстро сбрасываю газ либо выключаю зажигание (последний метод использовал лишь в качестве тренировки).

А. КОКШАРОВ, п. Лоухи, Карелия

Рандомные статьи:

Гусеничный мотоцикл Hyanide (Мото обзор)


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • «Болотный» мотоцикл

    «Болотный» мотоцикл («МБ») рекомендован для перевозки двух человек с грузом до 50 кг и 100 кг в прицепе в условиях полного распутья: болота, зимники,…

  • Мотоцикл широкого профиля

    Летом мотоцикл Минск служил мне правдой и верой, как сказочный конек-горбунок. В осеннюю пору же и зимний период, по обстоятельству распутья, он…

  • Снежный мотоцикл

    В издании «Моделист-конструктор» № 11’1991 г. я встретил описание мотонарт — гусеничного снегохода, сконструированного братьями Матвейчук из г….

  • Мотоцикл о четырёх колёсах

    Задумка выстроить квадроцикл (четырёхколёсный мотоцикл) появилась в далеком прошлом — нужна была техника, благодаря которой возможно было бы тележку с…