История создания радиоуправляемых вертолетов

В первой половине 70-ых годов двадцатого века на известной Нюрнбергской ярмарке модельной технике была представлена серийная радиоуправляемая модель вертолета. Появлению данной модели предшествовала громадная работа её автора Дитера Шлютера.

Шлютер — германский инженер по образованию, моделист по призванию был одержим идеей постройки летающей радиоуправляемой модели вертолёта. Сложный путь к достижению поставленной цели начинался с попыток повторить на модели совокупность ротора громадных вертолётов. Но такая совокупность не давала определенных удач.

Модели, в лучшем случае, совершали маленькие подпрыгивания и были не хорошо управляемы.

С 1967 года энтузиастами вертолётных моделей при помощи компании Simprop были организованы регулярные встречи-соревнования в городе Харсенвинкель. На соревнованиях 1968г. Шлютер представил собственную первую модель и стал безотносительным победителем данной встречи. Его модель пребывала в воздухе пара секунд, но это был отличных показателей. Модель имела древесный полукопийный фюзеляж вертолета Sikorskiy S58.

Четырехлопастный ротор приводил в перемещение самый замечательный в то время двигатель Super Tiger 61.

Все узлы модели — центробежная муфта, совокупность охлаждения мотора, редуктор, ротор — были в первый раз созданы самим автором. Многие элементы конструкции и сейчас используют на моделях вертолетов. Шлютером была кроме этого предусмотрена совокупность стабилизации модели гироскопом.

Действительно, по обстоятельству низкого качества апппаратуры управления эта совокупность не была столь действенна.История создания радиоуправляемых вертолетов

Применяя собственный прошлый опыт, Шлютер добился громадного успеха. На новой модели Huey Cobra он применил совокупность двухлопастного ротора с циклическим трансформацией угла лопастей и стабилизирующими лопатками.

К таковой схеме головки главного ротора Шлютер пришёл по окончании пробных подлётов и ряда экспериментов. В базе трудящегося, прекрасно управляемого ротора лежала карданная головка с поперечной сквозной штангой на которой закреплены управляющие лопатки. Это была, так называемая, схема Beii-Hilier.

И сейчас спустя три десятилетия ни одна компания не привнесла ничего принципиально другого в конструкцию главного ротора — в базе кроме этого схема с поперечной сквозной штангой и стабилизирующими лопатками.

В апреле 1970г. модель вертолета Huey Cobra, управляемая Шлютером, выполнила полноценный полет по кругу и продержалась в воздухе 10 мин.. Это было настоящей сенсацией в мире моделизма. Потом последовал ряд других удач: официальный рекорд мира — 28 мин. и 11,5км — дальность полета по замкнутому кругу.

Воодушевлённый успехом, Шлютер начал производство первых 50 и потом 100 комплектов для сборки моделей Huey Cobra. Примечательно, что в поиске партнёра для производства и сбыта моделей Шлютер вел переговоры с компанией Graupner, которая не поддержала его и отнеслась к производству моделей вертолётов как к неперспективному делу. По договорённости со второй по размеру в Германии в то время компанией Schuco-Hegi было начато серийное производство модели вертолёта Huey Cobra.

Эта модель и была представлена на Нюрнбергской ярмарке.

Модель Huey-Cobra управлялась для вертикального подъёма лишь числом оборотов ротора, шайба перекоса оставалась на валу вертикально неподвижной. Для более чёткого управления моделью по вертикали нужно было изменять и неспециализированный ход основных лопастей. В 1975 году Дитер аккумуляторная (уже компания Schluter-Modellbau) демонстрирует ещё одну эпохальную модель.

Это кроха Heli-Baby и за ней Super Heli-Baby с двигателем 6,5 см.куб и коллективным управлением углом лопастей главного ротора. В конструкции данной модели он применил открытую несущую механику (две железных боковины) на которой крепился двигатель, одноступенчатый хвостовая балка и редуктор из дюралевой трубы, спереди на ней крепилась маленькая кабинка-обтекатель. Эта схема пилотажной модели (так называемый тренер) кроме этого осталась без трансформаций по сегодняшний сутки.

На вертолёте Super Heli-Baby шайба перекоса поднималась вертикально по главному валу и вместе с трансформацией оборотов двигателя возможно было изменять неспециализированный ход главного ротора. На таковой модели произошло исполнение фигур высшего пилотажа и перевёрнутый полёт.

Потом по лицензии такие модели производили в Японии ( сейчас компания KALT) и Америке (компания Miniature Airkraft). Вертолётный моделизм распространился в мире.

С 1986г. Шлютер реализовал собственное производство компании Robbe и стал консультантом по производству винтокрылых моделей. В соответствии с восьмилетним договором Шлютер не имел права создавать модели вертолетов и сотрудничать с другими модельными компаниями.

Самыми успешными и самые известными бестселлерами были модели Heli-Baby, HeliBoy и Champion. По эскизам Шлютера в Америке было начато производство вертолёта X-Cell компанией Miniature Airkraft.

Солидный вклад в развитие вертолётного моделизма внёс кроме этого германский инженер Эвальд Хайм. Им был создан компактный механический блок, что легко монтировался в корпус модели. Механика Хайма имеет двухступенчатый редуктор, где одна из шестерён для уменьшения габаритов имеет внутреннее зацепление.

Конструкция головки главного ротора была прекрасно продумана и имеет хорошие качества как в режиме висения, так и в прямом полёте. Для управления шайбой перекоса по шагу Хайм применил схему электронного смешения 120 градусов. На данной механике три рулевые машинки напрямую соединялись с шайбой перекоса тягами, а их синхронные перемещения управлялись компьютером передатчика.

Эта механика продаётся компанией Graupner называющиеся Original Graupner-Heim Mechanik и есть самой распространенной вертолётной механикой в Европе.

По механической схеме Хайма последовательность компаний начал производить вертолёты и свои механики. Это кроме этого германские компании Vario Helikopter, Mikado.

Так сложилось, что законодателем мод и основным центром вертолетного моделизма стала Германия. Тут проводится главная масса вертолетных соревнований, таких как Robbe-Schluter Cup, Graupner Cup, Vario Cup и т.д. В Англии трудится компания Morley Helikopter, которая создаёт отличающиеся собственной оригинальностью модели вертолётов.

В Японии вертолетный моделизм занимает одно из ведущих мест в модельном мире. Разумеется , одной из обстоятельств данной массовости есть недостаточность территорий, нужных для посадки и взлёта простых авиамоделей. Кстати, необходимо заявить, что на все японское население (около 70 млн. обитателей) трудится 200-300 магазинов, специализирующихся лишь на обслуживании и продаже моделей вертолётов.

В месяц продаётся около 5000 (пять тысяч!!!) таких моделей. Продукция японских компаний Kyosho, Hirobo, Kalt, TSK известна во всём мире.

В бывшем Советском Альянсе одним из первых производителей моделей вертолётов был творческий коллектив в городе Харькове. Это в своё время подтолкнуло к массовому формированию этого вида моделизма. Харьковчанин Олег Хвостов одним из первых освоил пилотирование модели вертолёта, делая фактически все фигуры высшего пилотажа.

За последнее десятилетие механическая часть моделей вертолетов стала весьма надежной, в конструкции многих используется современные материалы: углепластик, новые прочные пластмассы. Компьютерные передатчики оснащены сложными, более идеальными программами, а использование цифровых рулевых машинок и пьезогироскопов с функцией Heading Hold позволяют пилотам делать сложные фигуры пилотажа, не подвластные ни одной второй летающей модели.

Показался кроме этого новый стиль пилотирования 3-D, поражающий собственными невообразимыми фигурами. Всё это делает вертолетный моделизм весьма привлекательным и массовым во всем мире.

Использованые материалы:

  1. ROTOR Das Magazin fuer Modellhubschrauber
  2. D.какое количество Hubschrauber ferngesteuert

Рандомные статьи:

История вертолётов


Похожие статьи, которые вам понравятся: