«Южанка»: мотолодка под… парусом

Из года в год все больше водоемов делается «закрытыми» для моторных судов. Что же в этом случае делать любителям водномоторного туризма? Ставить собственные суда на прикол? Ни за что! Пора отыскать в памяти о парусе. Парусное оружие может стать настоящей альтернативой тарахтящему, чадящему, загрязняющему водоемы подвесному мотору.

Чувство, которое я испытал, поставив парусное оружие на собственную мотолодку «Южанка», не обрисуешь. Его нужно познать самому.

Вместо шума мотора меня внезапно окружила тишина, и нарушали ее только шуршание воды за бортов да посвист ветра в снастях.

В течение пяти лет эксплуатации парусное оружие прекрасно зарекомендовало себя. Вывод же очевиден — главным двигателем сейчас должен быть парус, а подвесной мотор возможно покинуть только как вспомогательное средство.

Первое, что нужно иметь на мотолодке, дабы ходить под парусами и с попутным ветром, и против ветра — в лавировку, — это поворотные кили, либо, как их еще именуют, — шверцы, каковые значительно уменьшают снос лодки — дрейф.

Шверцы сделаны из досок с габаритами 15Х400Х135 мм. Вверху они скреплены рейкой 15X25X400 мм, в середине — древесным бруском 40X40X400 мм — им шверцы упираются в борт лодки.

В низу каждого. поворотного киля шурупами закреплен груз — металлическая полоса 15Х80Х400 мм массой около пяти килограмм,.— он нужен чтобы шверц не всплывал. На верхней части закреплены две железные пластины толщиной 3 мм с отверстием O 21 мм, предназначенным для навески на поперечину.

Рис. 1.«Южанка»: мотолодка под... парусом Парусник на базе мотолодки «Южанка»:

1 — грот, 2 — лата, 3 — гик, 4 — рулевое устройство, 5 — гика-шкот, 6 — шверц-таль, 7 — ванта, 8 — мягкий талреп, 9 — мачта, 10 — стаксель, 11 — штаг, 12 — корпус парусника, 13 — шверц, 14 — перо руля, 15 — румпель, 10 — поперечина, 17 — скоба.

Рис. 2. Рулевое устройство:

1 — древесные вставки, 2 — блок, 3 — балерная коробка, 4 — перо руля, 5 — болт, 6 — заполнение (дерево), 7 — румпель.

Рис. 3. Балерная коробка: схема и развёртка обрезки.

Для подъема шверцов в каждом имеются отверстия, в каковые пропущены капроновые тросы. Их второй финиш закладывается в лодке за утку. Передней и задней кромкам придана обтекаемая форма.

Поперечина — это металлический прут O 20 мм и длиной 1360 мм. С обеих его сторон на участках 100 мм нарезана резьба. Шверцы насаживаются на поперечину, и любой зажимается между двумя гайками.

При сильном беспокойстве между поворотными килями появляются гидродинамические силы, исходя из этого пользоваться в один момент двумя шверцами не следует. Имеет суть опускать левый шверц, в случае если лодка идет левым галсом, и, напротив, правый, в случае если ветер дует справа.

Транец мотолодки нужно доработать.

По его диаметральной плоскости направляться просверлить отверстие O 6 мм под петли руля. Располагать их нужно так, дабы они не мешали навешиванию двигателя. Отверстия под ответные части петель на балерной коробке засверливаются «по месту», в соответствии с размещением отверстий на транце.

Мачта парусника древесная, склеенная из двух досок длиной 3050 мм. Ее поперечное сечение в основании — 70X70 мм, а диаметр у топа — 55 мм.

На расстоянии 50 мм от основания в мачте просверлено отверстие и засунута трубка с внутренним диаметром 10,5 мм — подшипник шарнира мачты. На топ мачты надевается бугель — оковка для закрепления на ней вант, блока и штага стакселя.

Балерная коробка выгибается из металлического оцинкованного страницы толщиной 0,9 мм. Габариты страницы — 400Х600 мм. Сперва размечаются и просверливаются отверстия под петли и вырубаются окна для румпеля и сорлиня.

Коробка обрезается по размерам, указанным на рисунке. Между ее щеками вставляются прокладки из текстолита и крепятся к ним винтами М5.

Перо руля, профилированное в поперечном сечении, вырезано из доски толщиной 10 мм.

Находится оно между щеками баларной коробки; его ось — болт 8. Позади на нем просверлено отверстие для закрепления сорлиня, потом он проходит через блок и в просвет между балерной пером и коробкой. На противоположном финише сорлиня имеется кольцо, которое, при поднятии пера руля закладывается в лодки.

Парусное оружие типа «гафельный шлюп».

Площадь главного паруса — грота — около десяти метров2. На него пошло около 18 погонных метров ткани. Советую купить узкий и прочный материал, владеющий достаточной воздухонепроницаемостью.

При выборе ткани воспользуйтесь достаточно несложным «тестом»: приложите лоскут хорошо к губам и очень сильно подуйте. Вам подойдет лишь такая ткань, которая фактически не продувается. Это Подушечный тик, репс, плащ-палатка. Пригодны кроме этого ткань и перкаль болонья. Перед раскроем паруса целый материал замачивается на пара часов в воде, а после этого высушивается и разглаживается. Посредине полотнища на всю его длину прострочите фальшов шириной 30 мм.

Для этого сложите полотнище в два раза и загладьте складку утюгом. Потом, отмерив от места сгиба 30 мм, нужно обметать место будущего шва, а после этого прострочить эту линию на швейной машине. После этого простроченная часть отгибается, и по ней «проходят» еще двумя строками.

Начинаем раскрой паруса. Длины первых двух кусков — 3 м. Они складываются кромками и сшиваются между собой, потом припуск на шов отгибается и делается еще один шов.

Рис. 4. Парусное оружие мотолодки «Южанка»:

А — стаксель, Б — грот, В — раскрой первых полотнищ.

Рис. 5. Шверц (правый):

1 — накладка, 2, 4 — планки, 3 — перо шверца, 5 — груз.

Сейчас расстелите полученное двойное полотнище на полу и мелом на первом куске нанесите диагональ (рис. 4).

После этого к ней со второго куска опускается перпендикуляр — он послужит осью передней шкаторины. На диагонали делается засечка на 1/3—1/4 ее длины от галсового угла, и перпендикулярно ей откладывается громаднейшая выпуклость нижней шкаторины — около мм. Выпуклость передней шкаторины — лекальная кривая.

Отрежьте лишний материал, и возможно приступать к пристыковке остальных полотнищ паруса.

Обрезая куски материала, имейте в виду, что перекрытие полотнищ должно составлять не меньше 50 мм. На высоте 1700 мм от переднего (галсового) угла делается вырез длиной 50 мм под гафель. Ось верхней шкаторины находится на расстоянии 450 мм от оси передней шкаторины.

Громаднейшая выпуклость передней шкаторины — около 100 мм.

По окончании сострачивания всех полотнищ расстелите будущий парус на ровной площадке, обрежьте по всем кромкам и обшейте полосой ткани шириной около 100 мм. Углы паруса усильте — нашейте на них косынки из плотного материала — боуты. К шкаторинам паруса пришивается капроновый трос.

Дабы парус лучше держал форму, на нем имеются латы — эластичные древесные пластины толщиной 3 мм, располагающиеся в латкарманах. Подобно гроту выкраивается н передний парус — стаксель.

Очевидно, «Южанка» с парусом не спортивная яхта, она имеет большое сопротивление и при экипаже в четыре человека тяжеловата.

Но однако ходит она в полной мере прилично, и я уверен, что если вы последуете моему примеру, то получите большое удовлетворение от паруса и, надеюсь, совсем забудете про мотор.

В. ЧУПИКОВ, г. Днепропетровск

Рандомные статьи:

Надувная лодка под парусом (версия 2)


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Парус-автомат

    в течении тысячелетий парус правдой и верой служил людям, помогая им преодолевать моря и океаны. Но под натиском электричества и пара ему было нужно…

  • Белеет парус…

    Белеет парус одинокий В тумане моря голубом… Эти строки из красивого стихотворения великого русского поэта постоянно навевают острое желание и…

  • По степи — под парусом

    Колесный буер, пляжный парусник, песчаная яхта, ветромобиль… Все эти термины относятся к одному и тому же тину транспортных средств, применяющих для…

  • Под парусом — круглый год

    Пожалуй, эта конструкция не покинет равнодушным ни одного поклонника виндсерфинга. Еще бы, разве не заманчиво самостоятельно сделать парусную доску,…