Белеет парус…

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом…

Эти строки из красивого стихотворения великого русского поэта постоянно навевают острое желание и мечтательную грусть отправиться в неизвестные дали… Остается немногое: выстроить собственными руками сказочный парусник. Но как? Создание настоящей крейсерской яхты — дело сложное и дорогое. А мечта остается мечтой. Она кличет умельцев искать удешевления упрощения технологии и пути конструкции постройки судна, приходного для плавания под парусами по внутренним водоёмам и рекам нашей страны.

Такая конструкция создана и проверена в эксплуатации участниками ОКБ отечественного издания. И вот какое место занимает она в «табели о рангах» парусного флота.

Громаднейшее распространение поручили на данный момент спортивные и туристские парусные яхты. Они делятся на группы, типы и классы в соответствии с интернациональными и национальными правилами. Главные среди них (по конструктивным показателям) — килевые яхты, компромиссы и «швертботы».

Чем они отличаются друг от друга!

Корпуса первых яхт имеют глубоко опущенный в воду тяжелый киль (рис. 1), благодаря которому яхта неимеетвозможности опрокинуться. Кроме того самый сильный порыв ветра не страшен этому необычному «ваньке-встаньке». Килевые яхты предназначены для применения их на крупных водохранилищах и морях. Но глубоко загружённый киль не разрешает таким судам плавать по мелким озёрам и рекам. Тут их заменяют так именуемые швертботы (рис.

2) — парусники с выдвижным килем-швертом в виде металлической пластины, которая размещается в особом колодце в яхты и может опускайся в воду на глубинах и подниматься на мелководье. Швертботы весьма эргономичны в эксплуатации, но остойчивость их неудовлетворительна, в особенности в случае если шверт поднят. Исходя из этого конструкторы яхт в отыскивании выхода создали еще один тип яхты, соединивший в себе преимущества двух прошлых: его так и назвали «компромисс» (рис.

3). Корпуса этих яхт похожи на швертботные, но имеют прикрепленный к дну балласт. Не увеличивая какое количество-нибудь существенно осадку яхты, данный груз придает ей хорошую остойчивость. Яхта «компромисс» может иметь и шверт, и балласт; это разрешает ей плавать как по мелководным водоемам, так и на море.

Рис. 1. Килевая яхта с парусным оружием типа «бермудский шлюп». Имеет два паруса — стаксель и грот; рангоут складывается из гика и мачты.

Рис. 2. Швертбот с парусным оружием типа «кэт».

Имеет один парус — грот, поднимаемый посредством гафеля (так называемый «гуара»); рангоут складывается из мачты, гафеля и гика.

Рис. 3. «Компромисс» с парусным оружием типа «шлюп».

Имеет два паруса — грот «гуари» и стаксель; рангоут складывается из мачты, гафеля и гика.

на данный момент поведаем о несложных типах парусов, используемых в спортивной, туристской и хозяйственной практике. Так называемый «бермудский» парус (рис. 1), пришедший к нам от обитателей Бермудских островов, при всей собственной кажущейся простоте владеет высокими аэродинамическими качествами.

По форме он напоминает крыло птицы. Единственный недочёт бермудского паруса (эксплуатационный) в том, что он требует весьма долгой и прочной мачты, которую в любительских условиях изготовить непросто. Исходя из этого довольно часто предпочтение отдают оружию типа «гуари» (рис.

2), кроме этого заимствованному у обитателей Океании. Оно весьма похоже на бермудское, но мачта возможно практически в два раза меньше, а парус поднимается посредством дополнительного древка, именуемого гафелем. Гафель имеет приблизительно ту же длину, что и мачта, и при транспортировке парус преобразовывается в маленький пакет, не выходящий за габариты корпуса швертбота.

Не считая перечисленных, имеется очень много совокупностей, применяющих сипу ветра: твёрдые паруса, подобные самолетным крыльям, вращающиеся («виндроторы») и т. д.

Предлагаемый вниманию читателей несложной швертбот «Салют» длиной 4,5 м и шириной 1,5 м — парусник с оружием «гуари». Его конструкция по бессчётным просьбам читателей запланирована на применение самых легкодоступных материалов.

Это разрешает сохранять надежду, что швертботы типа «Салют» возьмут широкое распространение и дадут толчок предстоящему формированию любительского строительства парусных судов у нас.

Для обшивки швертбота «Салют» необходимо заблаговременно заготовить 15 хороших сосновых либо еловых досок длиной 5 м при ширине не меньше 200 мм и толщиной 10 мм, а для каркаса — сосновые бруски.

Целый материал должен быть прекрасно просушен и выстроган с четырех сторон (нужно не вручную, а на рейсмусовке).

При отборе древесины необходимо следить, дабы она не имела сучков, гнили, синевы либо червоточины: направляться отдавать предпочтение северным (мелкослойным, плотным) сортам сосны (ели), особенно для таких важных элементов корпуса, как киль, скуловые и привальные брусья. В случае если имеется возможность, обшивку нужно выполнить из фанеры толщиной 5— 6 мм, это разрешит ускорить работу и взять отличных показателей.

Для паруса пригодится около десяти метров2 особой парусной ткани — дакрона либо каландрированного лавсана. Но потому, что эти ткани не везде возможно приобрести, упомянем вероятные заменители: плотная болонья, плащ-палаточная ткань, женские трусики, подушечный тик. Количество ткани определяется, исходя из ширины, с прибавкой не меньше 15% на усадку и швы при декатировании перед сшиванием. Так, в случае если ткань имеет ширину 90 см, ее потребуется 12 погонных метров.

Необходимы кроме этого крепкие нитки (нужно синтетические) и 30 м шнура толщиной 8—10 мм для совокупности управления яхтой (изготовление фалов и шкотов).

Для пера и шверта руля подойдет листовая сталь толщиной 8 мм (шверт) и 6 мм (перо руля); размеры продемонстрированы на чертежах. Маленькое количество фанеры потребуется для того чтобы при сборке шпангоутных рамок и опалубке передней части корпуса яхты.

Мачта фиксируется на корпусе посредством трех растяжек из металлического троса толщиной 5 мм; передняя из этих растяжек именуется штагом, боковые — вантами. Ванты натягиваются винтовыми стяжками (талрепами), каковые возможно купить готовыми либо сделать самостоятельно в соответствии с рисунком 1А.

ПОСТРОЙКА КОРПУСА.

Чертеж швертбота продемонстрирован на рисунке 2, размеры шпангоутов — на рисунке 3 По ним изготовляются шпангоутные рамки ивсе подробности комплекта. Корпус планирует килем вниз на несложном стапеле в таковой последовательности: сперва на стапеле крепится (либо, как говорят судостроители, выставляется) киль с транцевой доской и форштевнем. На кипе должны быть размечены места крепления шпангоутных рамок, в которых заблаговременно прорезаются пазы для пазовых реек и киля («нащельников»).

Рамки устанавливаются на клею и фиксируются подкосами и временными шпильками Положение рамок выверяется большим угольником и ватерпасом, имеющим главный угол равным 90°. По окончании затвердевания клея возможно приступить к установке продольных элементов комплекта. Сперва подгоните привальные (бортовые) брусья, после этого скуловые.

Дабы не сдвинуть с мест шпангоутные рамки, подгонку привальных брусьев нужно делать вдвоем, в один момент изгибая левый и правый бруски и прикрепляя их к рамкам крепким шпагатом. Начинают от транцевой доски, привернув к ней финиши брусков шурупами и для страховки связав крепким шнуром. Брусья крепят шурупами на клею либо на густо-тертой масляной краске.

Выступающие ребра шпангоутов на носовых и кормовых рамках предварительно сострагивают (малкуют).

Белеет парус...

Рис.

1. Швертбот «Салют» — общин детали и вид:

1 — корпус, 2 — палуба, 3 — стаксель шкот, 4 — передний парус — стаксель, 5 — мачта, 6 — усы гафеля, 7 —- гафель, 8 — главный парус — грот, 9 — латы, 10 — ванта, 11 — швертовый колодец, 12 — гика-шкот, 13 — румпель, 14 — головка руля, 15 — перо руля, 16 — шверт.

А — талреп (винтовая стяжка) штага: 1 — корпус с правой и левой резьбой, 2 — хвостовики; Б — шарнир, соединяющий гик с мачтой: 1 — шкворень, 2 — гик; В — «чулок» на передней шкаторине паруса: 1 — мачта, 2 — парус; Г — соединение гафеля с мачтой: 1 — бейфут (маленький линь), 2 — усы гафеля; Д — топ мачты: 1 — отверстие для шкива, 2 — шкив дирик-фала, 3 — клотик; Е — конструкция гафели: 1 — передняя шкаторина паруса, 2 — половники гафеля, соединяемые болтами М3; И — шов, соединяющий полотнища паруса между собою; К — наложение латкармана: 1 — латкарман, 2 — дергвянная лата (планка); Л — шов задней шкаторины паруса; М — «фальшивый шов» па половине ширины полотнища (для придания парусу верной формы); Н — конструкция гика: 1 — нижняя шка горина паруса 2 — половники гика, соединяемые болтами М5; О — блок гика-шкота: 1 — обойма, 2 — шкив, 3 — нижнее ушко.

Рис.

2. Конструктивный чертеж корпуса: проекции «полуширота» и «бок»

Рис. 3. Конструктивный чертеж шпангоутов.

Подобно устанавливаются на собственные места скуловые бруски. Для большей прочности каркаса привальные брусья скрепляются в носовой части брештуком (рис. 2), а в кормовой — двумя дубовыми кницами крепятся к транцевой доске.

Затем возможно приступать к обшивке бортов. При работе с фанерой громадных затруднений не встретится: работа выполняется от кормы к носу, фанера крепится на гвоздях и шурупах со сплющенной головкой. Перед накладыванием страницы обшивки каркас смазывается клеем. Запрессовку направляться вести от середины площади страницы к его краям.

Стыки страниц фанеры (при длине страницы, равной 1525 мм, их будет два) оптимальнееделать «на ус», сострагивая фаски шириной около 50 мм.

Обшивка досками существенно сложнее и, помимо этого, имеет собственную специфику. Идеально было бы обшить любой борт одной весьма широкой доской.

Но фактически постоянно приходится иметь дело с несколькими досками, каковые в судостроительной практике именуются поясьями. Корпус «Салюта» возможно обшить двумя поясьями: при ширине досок около 300 мм наряду с этим окажется один продольный шов. Сперва пришивают нижние поясья, после этого верхние. Стык между поясьями полезно закрыть изнутри пазовой рейкой (нащельником), что придаст борту водонепроницаемость и большую жёсткость.

По окончании зашивки бортов каркас корпуса возможно снять со стапеля и перевернуть для обшивки дна. Последовательность такова: убедившись, что все шпангоуты смалкованы верно (это проверяется накладыванием от-фугованной планки), делают разметку для врезки паровых реек. Расстояние между ними зависит от ширины досок, приготовленных для зашивки дна. При ширине их порядка 150 мм пазовых реек должно быть шесть (по три справа и слева от киля), как продемонстрировано на конструктивном чертеже (см. рис.

2). Пазовые рейки врезаются заподлицо с флортимберсами шпангоутных рамок и скуловым бруском, вставляются на места с клеем и запрессовываются шурупами 50X3 мм. По окончании затвердевания клея поверхность взятой обрешетки еще раз проверяется, зачищается и на пазовые рейки наносятся продольные осевые линии, по которым будут накладываться доски обшивки.

Они должны иметь весьма шепетильно отфугованные кромки и быть параллельными на всей протяженности. Первыми укладываются доски на килевую планку, и обшивка ведется от киля к бортам поочередно справа и слева. Последние (ближайшие к борту) доски донной обшивки должны быть весьма совершенно верно причерчены и шепетильно прикреплены шурупами к скуловым брускам. Днищевую обшивку рекомендуется ставить на эпоксидной смоле либо густотертой масляной краске, а не на казеине.

Наконец корпус переворачивают килем вниз и делают все работы по внутреннему оборудованию и опалубке. Корпус два раза пропитывается в тёплой натуральной олифой и покрывается хорошей масляной краской на олифе. Цвет предпочтительно выбирать немаркий, к примеру светло-серый либо светло-коричневый.

перо и Шверт руля изготовляются из листовой стали. оптимальнеепоручить умелому сварщику вырезать их по контуру либо шаблону, а после этого обработать кромки на строгальном станке либо наждачном точиле, придав им заостренную форму. Просверлив в соответствии с чертежом все отверстия в этих подробностях, нужно покрыть их каким-либо антикоррозийным грунтом и окрасить свинцовым суриком на натуральной олифе.

Значительно лучше сделать гальваническое антикоррозийное покрытие (цинковку либо кадмирование). Для установки шверта в колодец изготовляется трапеция из листовой либо полосовой стали, как продемонстрировано на рисунке. Перо руля соединяется с баллером посредством болта O 8 мм.

Железные подробности парусного оружия нужно изготавливать особенно шепетильно: от них зависит надежность управления парусом.

В случае если имеется возможность выбора, для того чтобы изготовить штаг и ванты нужно забрать нержавеющий трос O 5 мм и талрепы сделать кроме этого из нержавеющей, стали.

Верхний ролик, служащий для поднятия паруса, вытачивается из легкого алюминиевого сплава либо латуни равно как и ролики блоков гика-шкота. Щечки блоков — из нержавеющей стали либо латуни.

Для вант и крепления штага к бортам необходимы пластинки из нержавеющей стали толщиной 4—5 мм, так именуемые вантпутенсы (см. рис.

1). Один из них крепится на форштевне, два вторых — по бортам у шпангоута № 3 шурупами либо болтами с гайками.

Крепление передней шкаторины паруса к мачте осуществляется «чулком» из узкого брезента либо плащ-палаточной ткани.

(Окончание направляться)

Г.

МАЛИНОВСКИЙ

Рандомные статьи:

Андрей Миронов Белеет мой парус


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • На одной доске с парусом

    Непременно, парусную доску кое-кто в состоянии приобрести и в магазине. Но практически всем это не по карману. Такие точно захотят сделать ее…

  • Ветер парус и… колёса

    Историки утверждают, что парус показался на суше около четырёх тысячелетий назад! Фантастика? Нет — тому имеется документальные подтверждения. В первой…

  • Под парусом — круглый год

    Пожалуй, эта конструкция не покинет равнодушным ни одного поклонника виндсерфинга. Еще бы, разве не заманчиво самостоятельно сделать парусную доску,…

  • Парус встает на коньки

    Стоит броскому весеннему солнцу согнать снег с ледяного панциря, заковавшего реки, озера и водохранилища, как на естественных ледовых автострадах тут же…