Люди и моторы. историческая зарисовка

  • Mel Anderson
  • Dick McCoy
  • Irvin Ohlsson
  • William (аккумуляторная) Brown
  • репликация и Восстановление модельных ДВС
  • Источники, использованные при подготовке статьи

Истории развития техники свойственно особенное очарование. В ней нет дворцовых интриг и кровавых войн, но сполна представлены энтузиазм одаренных одиночек и творческие озарения. Чьи-то имена актуальны и по сей день, а кто-то в далеком прошлом и несправедливо забыт.

В данной статье отправится обращение о некоторых фрагментах истории модельных двигателей внутреннего сгорания.

История модельных ДВС начинается в 1912-1914 годах. Всемирный рекорд длительности полета модели с бензиновым двигателем в 1914 году составил 51 секунду! И данный рекорд держался 18 лет, пока в первой половине 30-ых годов двадцатого века модель Боудена (да, его фамилия дала наименование эластичной трубке с тягой в) не продержалась в воздухе 71 секунду.

Прямо скажем, моторесурс тогда был мал… После этого, во время с 1932 по 1934 случился воистину взрывной рост качества модельных двигателей. В первой половине 30-ых годов XX века модель с двигателем Олсона продержалась в воздухе 1 час 6 мин.. Как раз в начале тридцатых годов прошлого века началась настоящая эра модельных ДВС.

Увы, через чур много исторической информации потеряно, в те времена мало кто задавался целью архивировать документы и сохранять образцы. Энтузиасты кропотливо коллекционируют первые модельные двигатели и реставрируют их. Для некоторых двигателей созданы наборы CAD-документации и репликация антикварных модельных ДВС есть независимым хобби.Люди и моторы. историческая зарисовка Об этом будет сообщено в конце статьи, а на данный момент – о пионерах первых двигателях и модельного моторостроения для авиамоделей.

Желаю сходу подчернуть, что биография Сигео Огавы (Shigeo Ogawa) и история двигателей O.S. Engines детально и много раз обрисованы в сети, к примеру:

  • http://www.craftsmanshipmuseum.com/Ogawa.htm (биография)
  • http://www.osengines.com/history.html (история двигателей)

Не вижу смысла в пересказе содержания этих ёмких ресурсов, желающие смогут ознакомиться с ними самостоятельно. В статье будет поведано о первых двигателях Мэла Андерсена, Дика Маккоя, Ирвина Олсона и Билли Брауна, и нам не удастся обойтись без рассказа о биографиях этих людей, по причине того, что история первых двигателей неразделима с судьбами их создателей. Из-за чего выбраны эти люди?

Во-первых, они были вправду первыми, в те годы чуть ли не единственными инженерами модельных мотоустановок. Исходя из этого им приходилось обучаться приятель у приятеля. Маккой строил самолет с двигателем Олсона и переделывал первые двигатели Андерсона. Андерсон заимствовал решения у Олсона. И все они ориентировались на двигатели Брауна – известные Brown Junior. Во-вторых, как раз их разработки выяснили развитие модельного моторостроения на многие годы вперед.

Сравните хотя бы внешний вид и глубину конструктивной проработки первых двигателей Андерсона и Огавы. Но, увы, жизнь сложилась так, что двигатели O.S. знает любой моделист, а двигатели Андерсона остались только на полках коллекционеров.

Mel Anderson

(1902-1973)

двигатели Baby Cyclone, Super Cyclone, Anderson Spitfire

Андерсон начал заниматься авиамоделизмом с 15 лет, и уже в 17-летнем возрасте создал личный модельный двигатель – двухцилиндровый, трудящийся на сжатом воздухе. Но это был, очевидно, далеко не хороший вариант силовой установки для авиамодели. Трудясь в ювелирной мастерской Лос-Анджелеса, Андерсон освоил навыки правильных токарных литья и работ из разных сплавов. В свободное от работы время он занимался доработкой и конструированием двухтактных мотоциклетных двигателей, и двигателя автомобиля Ford T.

В первой половине 30-ых годов двадцатого века Андерсон создал собственный первый бензиновый модельный ДВС (рис.1). Большинство подробностей была отлита из алюминиевого сплава в формы собственной разработки. Цилиндр из расточенной металлической отливки венчает свеча зажигания Bosh, которая легко огромна если сравнивать с двигателем (потом Андерсон изготавливал двигатели с диаметром гильзы цилиндра, меньшим, чем диаметр свечи). Поршень диаметром 1 дюйм отлит из алюминия и имеет три кольца., внутренний диаметр гильзы 1,125 дюйма.

Картер отлит из алюминия, и на нем нет характерных монтажных площадок под мотораму, двигатель крепился на модель при помощи болтов со стороны задней тарелки картера. Карбюратор имеет две впускных горловины и два канала, для холостого хода и рабочего. Автомобильные корни двигателя проглядывают в механизме подстройки фазы впуска и узле крепления пропеллера, что представляет собой уменьшенную копию узла крепления вентилятора двигателя Ford T. Двигатель весил 792 гр.

Очевидно, Мэл осознавал, что оказавшийся двигатель хоть и трудится хорошо, но чересчур тяжел для авиамодели и годится больше для опытов. Исходя из этого скоро Мэл создал двигатель с количеством .525 (рис.2 и рис.3) — первый узнаваемый модельный ДВС с фронтальным роторным и игольчатым клапаномкарбюратора. Он уже имел алюминиевую стальную гильзу и рубашку цилиндра. Диаметр гильзы 0,875 дюйма.

Помимо этого, в данной модели введена клиновидность гильзы, дающая сужение в районе верхней мертвой точки. Такое ответ, повышающее герметичность рабочей камеры, Мэл позаимствовал из конструкции двигателя мотоцикла Indian. Занимательная подробность: свеча AC украшена гравированным по телу гайки орнаментом в виде часовой цепочки.

Это было сделано для совместной рекламной кампании с ювелирной компанией, в которой Мэл трудился. на данный момент нам тяжело осознать, как возможно рекламировать ювелирную компанию при авиамоделей свечей и помощи зажигания, но факт остается фактом.

Рис.1 Первый модельный ДВС Мэла Андерсона, 1932г. Обладатель – Ted Enticknap, США

Рис.2 Двигатель Андерсона примера 1934г.

Рис.3 Второй пример двигателя Андерсона .525 Обладатель – Bill Simpson, США.

Во второй половине 30-ых годов двадцатого века Андерсон совместно с Биллом Атвудом создал двигатель Baby Cyclone, а в 1939 г. он создал двигатель Super Cyclone. На время Второй мировой производство модельных двигателей было приостановлено, поскольку правительство запретило расходовать стратегическое сырье на побочные потребности. По окончании войны Андерсон открыл собственную производственную компанию и начал производить двигатели Baby Spitfire (рис.4). Сперва они имели рабочий количество 0.60, но скоро количество был увеличен до 0.65.

Разные варианты этого двигателя производились кроме этого по лицензии компаниями American Junior, Wen-Mac и Royal. Цилиндр в сборе, включая головку и поршень, употреблялись в двигателях Cox Special для первых моделей гоночных машин. На этом двигателе еще возможно видеть топливный бак, прикрепляемый позади к картеру одним винтом.

Рис.4 Двигатель Anderson Baby Spitfire, 1949г.

Андерсон был гениальным инженером, но, как это довольно часто случается, не весьма хорошим предпринимателем. Нареканий на уровень качества двигателей не было, успешную конструкцию заимствовали другие производители, но в следствии коммерческих неточностей компаньонов компания Андерсона разорилась, остатки и оборудование товара были разрешены войти с молотка. Андерсон перешел на работу к Джилу Генри в компанию VECO и создал серию VECO100 с количествами .19, .29, .35.

Кстати, с компанией VECO сотрудничал кроме этого человек-легенда в мире модельного моторостроения Кларенс Ли, инженер-специалист и разработчик по тюнингу модельных двигателей. Он не реализовывал серийные двигатели под своим именем, трудясь по большей части по заказу компаний VECO и KB, но созданные и настроенные им двигатели разрешили стать чемпионами не одному десятку американских спортсменов, а теоретические и практические наработки (к примеру, методики правильной стендовых испытаний и доводки) актуальны и сейчас.

Dick McCoy

(9.06.1907 – 30.12.2005)

Двигатели McCoy, глушители и калильные свечи CH

Дик Маккой кроме этого есть пионером модельного моторостроения, но его увлечения постоянно лежали в области гоночных автомоделей, исходя из этого он начал с адаптации авиамодельных двигателей к своеобразным требованиям автомоделей. Оказалось отлично, оснащенные его двигателями модели установили несколько рекорд скорости. Двигатели стали популярны не только среди авто- но и авиамоделистов.

Вообще-то Маккой сперва попытался заниматься авиамоделизмом, но неудачно. Модель, оснащенная двигателем Ohlsonn .23 была сходу разбита. Затем Маккой сделал вывод, что отныне он будет заниматься только автомоделями и двигателями для них.

Оказалось очень хорошо: в первой половине 40-ых годов XX века его гоночные модели с двигателями собственной разработки победили фактически во всех заездах, установив попутно пара рекордов. Очевидно, затем на них обратили внимание многие моделисты, показался хороший спрос. Клиенты двигателей также начали занимать призовые места. Это был несомненный успех! Причем Маккою пришлось-таки создать и версии двигателей для авиамоделей.

Но он не стал сходу открывать собственную компанию, а заключил сделку на производство с компанией Duro-Matic, не смотря на то, что двигатели выпускались с торговой маркой McCoy на корпусе (рис.6), и кое-какие моделисты считаюм, что так постоянно называлась личная компания Дика. После этого Duro-Matic была включёна в состав компании Testors, в нее же и перешел Маккой. В общем итоге он сотрудничал с этими компаниями 35 лет и взял 16 патентов на конструкцию модельных двигателей.

Рис.5 Дик Маккой во второй половине 50-ых годов XX века, за рабочим столом в компании Testors.

Рис.6 Один из первых двигателей McCoy. Обладатель экземпляра Dave Gierke, США.

Рис.7 Двигатель McCoy Red Head, 1945г. Количество .607, искровое зажигание.

Рис.8 Компрессионный двигатель McCoy, 1954г., количество .099.

В первой половине 80-ых годов XX века Маккой реализовал бизнес по производству модельных двигателей и переключился на производство запасных аксессуаров и частей для двигателей, создав вместе с сыновьями компанию CarlHarold Products, известную на рынке под торговой маркой CH. Созданные Диком и его сыновьями калильные свечи постоянно считались одними из лучших. Сейчас CH есть одним из наибольших в мире производителей калильных свечей, глушителей и некоторых вторых аксессуаров. На упаковках свечей CH имеется примечательная надпись Real McCoy, как символ высокого качества.

Irvin Ohlsson

(1913 – 20.04.1996)

двигатели Ohlsson Engines, OR

Собственную первуюкордовую модель мелкий Ирвин выстроил в семь лет. Это был самолет из дощечек, что необходимо было вращать около себя на веревке, привязанной за крыло. Так началась биография одного из доводчиков и знаменитых разработчиков модельных двигателей.

К 18-летнему возрасту Ирвин выстроил множество моделей с резиномоторами и победил пара соревнований, поставив на одном из них дальности полёта и рекорд продолжительности.

На собственные первые авиамодели с ДВС Олсон ставил переделанные моторы Brown Junior, предназначавшиеся для моделей лодок. На одной из таких моделей он и установил в первой половине 30-ых годов XX века новый рекорд длительности полета. Первая независимая конструкция Олсона была достаточно забавной. Она представляла собой газовый двигатель, а источником газа являлся сгорающий в закрытом контейнере брикет жёсткого горючего.

Но неприятность заключалась в том, что контейнер сильно раскалялся и при посадке либо аварии это довольно часто приводило к пожару. От идеи было нужно отказаться.

Собственные первые модельные ДВС Ирвин изготовил при помощи друга, станочника Гэрри Райса. Они стоили 16,5 американских долларов, что равнялось тогда средней недельной заработной рабочего. Двигатель Ohlson Mini, узнаваемый кроме этого как Gold Seal имел количество .056, глухой и кованый шатун цилиндр (без съемной головки).

Олсон реализовывал кроме этого комплекты для сборки авиамоделей, и, что примечательно, оснащал их двигателями Brown Junior. Пускай это выглядит странновато, но разрешило получить деньги для развития собственного производства.

В первой половине 40-ых годов двадцатого века Олсон и Райс начали полноценное серийное производство двигателей OhlsonRice либо, сокращенно OR. Это были двигатели с количеством .19, .23 и .60. каковые стали очень популярными. Они имели шариковые опорные роликовые подшипники и подшипники коленвала шатуна. Крышка топливного бака, расположенного позади, объединена с впускным патрубком карбюратора.

Конструкция была через чур дорога в производстве, и по окончании войны была значительно упрощена. Никакие другие двигатели не могли сравниться с OR в надежности, долговечности и простоте ухода. Во второй половине 40-ых годов двадцатого века компания Олсона и Райса создавала тысячу двигателей в сутки.

Качественные калильные свечи пришли на рынок во второй половине 40-ых годов двадцатого века, и соответствующие двигатели тут же показались в товарной линии OR. Помимо этого, Олсон и Райс производили собственное горючее для искровых и калильных двигателей. Кульминационным моментом карьеры Олсона стала разработка во второй половине 40-ых годов XX века двигателя Redhead 33. Увы, стремительное расширение объёма и ассортимента производства стало причиной появлению и заметному снижению качества конструктивных недочётов.

Возросло количество возвратов бракованной продукции на фабрику. Попытка применить шатуны, отлитые из алюминиевого сплава, была неудачной. Они деформировались и рвались.

Было нужно возвращаться к металлическим шатунам. Но конструкция под них изначально вычислена не была, и при детонации горючего более твёрдый шатун передавал удар на не хватает прочный картер, отчего двигатель время от времени разваливался на части на протяжении полета.

Рис.9 Первый двигатель Олсона, 1934г.

Рис.10 Двигатель Ohlsson выпуска 1947г. Рабочий количество .23.

Рис.11 Двигатель OR выпуска 1940г. Рабочий количество .60.

Громадный количество брака и связанные с этим денежные неприятности стали причиной разрыву партнерских взаимоотношений Олсона и Райса. Но перед этим они успели реализовать в общем итоге более полумиллиона модельных двигателей.

Потом Олсон возвратился в модельный бизнес, приобрел у наследников Андерсона компанию аккумуляторная, включая завод по расфасовке горючего, и начал производство калильных топлива и свечей под своим именем, и для нескольких вторых модельных производителей, но под их торговой маркой.

William (Bill) Brown

(30.05.1911 – 8.01.2003)

двигатели Brown Junior

Да, это тот самый Билли Браун, что носил почетный титул Mr. Model Engine, создатель известных двигателей Brown Junior. Карьера моделиста началась у Брауна с семи лет, в то время, когда папа приобрел ему книгу Моргана Model Flying Machines издания 1913 года. В то время у его одноклассника уже была модель с резиномотором.

Первые испытания Билла были неудачными, и лишь в 12 лет он сделал модель, которая летала более-менее прекрасно. Прототипом данной модели был двухмоторный самолет Cecil Paoli. Биллу весьма хотелось, дабы у данной модели были настоящие мелкие моторчики, как у оригинала.

Изучение ДВС Билл начал с отцовского двухцилиндрового подвесного лодочного мотора, откуда он позаимствовал кое-какие конструктивные ответы для собственного будущего двигателя. молодость Билла пришлась на период Великой Депрессии, в то время, когда папа был уволен с работы, и перебивался случайными доходами. Но это не помешало Биллу приступить к постройке первого собственного модельного ДВС на протяжении учебы в старших классах технической школы (приблизительный аналог отечественного ПТУ).

Каждую свободную 60 секунд он проводил в мастерской отца на первом этаже дома. Самодельными были все детали двигателя. Кроме того миниатюрные свечи зажигания Браун сделал сам, на базе конструкции настоящих авиационных свечей. Изоляторы свечей он изготовил из слюды. Большое количество хлопот доставили толкатели тарельчатых клапанов – весьма важная подробность – но, наконец, удались и они.

Первый двигатель завелся, о чем Билл с восхищением сказал отцу. Но, увы, изнуренный жизненными неурядицами папа его не поддержал и дал совет кинуть эти глупости и заняться делом, чтобы оказать помощь прокормить семью. Это здорово сломало отношения с отцом.

Билл сложил первый двигатель в чемодан и отнес в школу, где продемонстрировал в действии преподавателю и студентам. Учитель, умелый инженер, был удивлен, в то время, когда Билл согласился, что сделал двигатель сам. Чуть позднее Билл подружился с Максвеллом Бассетом, гениальным разработчиком авиамоделей и известным потом моделистом. Они скоро поняли друг друга и выстроили первую модель самолета с двигателем Брауна.

Увы, она никак не желала взлетать выше, чем на четыре фута от почвы – не хватало мощности двигателя. Браун тут же начал поменять конструкцию и строить новый двигатель. Напомню, что Максвелл и Билл в то время были студентами технической школы!

В сутки 20-летия Билла филадельфийская газета Evening Bulletin опубликовала фотографию Билла с бензиномоторной моделью самолета в руках. В данной же газете были опубликованы рабочие статья и чертежи Как выстроить миниатюрный бензиновый мотор. Все желающие имели возможность купить заготовку цилиндра и картера.

И заказы по окончании публикации статьи вправду показались. Это убедило отца, что сын занят настоящим делом, и они совместно создали новый двигатель Brown Midget Motor с рабочим количеством .045. Изготовили три экземпляра, и ни один не завелся… Однако, на базе этого двигателя был создан первый серийный двигатель, производимый компанией Брауна Junior Motors Incorporated.

В начале тридцатых годов правила американской модельной ассоциации подразумевали лишь один неспециализированный класс модели с мотором. В то время, когда в первой половине 30-ых годов двадцатого века на соревнования пришли Браун и Максвелл с бензомоторной моделью, у соперников с двигателями на сжатом воздухе не осталось шансов. В то время соревнования моторных моделей проводились по несложным параметрам – высота и продолжительность либо дальность полета.

Новички победили пара чемпионатов подряд, по окончании чего было нужно вносить трансформации в правила и вводить новые категории. Лучший результат полета в первой половине 30-ых годов двадцатого века составило 28 мин. 18 секунд. Все газеты Америки и модельные журналы опубликовали восторженные статьи, кое-какие с нелепыми преувеличениями, но это подтолкнуло к появлению спроса на ДВС для моделей.

И вот так как парадокс: обрисованные события приходятся на конец и середину периода Великой Депрессии. Но тысячи людей хотели дать накопленные по центу деньги, дабы купить новый двигатель на модель!

Первый серийный двигатель под маркой Brown Junior стоил $21,50 – весьма значительная сумма для того времени. Но за первые два года компания Брауна реализовала 5000 экземпляров! Двигатель Brown D за период с 1938 по 1942г.г. был реализован числом 16600 штук. Модели с двигателем Брауна побеждали один чемпионат за вторым. Напомню, что первые успешные двигатели другого известного разработчика, Ирвина Олсона, представляли собой переделанные двигатели Брауна.

Браун-старший, сначала усомнившийся в нелепой выдумка, сейчас был почетным главой фирмы.

Рис.12. Реклама двигателя Брауна примера 1940г. в модельном каталоге.

Рис.13 Двигатель Brown D, 1938-1942г.

И мало о неожиданном. Выясняется, Браун еще и Господин СО2. Мысль применять сжатую углекислоту появилась еще в первой половине 90-ых годов XIX века, а в 1906 году взлетел первый полноразмерный самолет на сжатом CO2. Это был француз Traian Vuia.

А господин Браун, вскользь, занимаясь ДВС, создал уникальную конструкцию модельного двигателя на CO2. Самый известный вариант двигателя имеет размер не больше ногтя. Ветераны моделизма в различных государствах с умилением вспоминали, как этот двигатель Брауна разрешил им выстроить первую моторную модель.

Созданные его отцом и Биллом конструкции газовых двигателей защищены несколькими патентами США.

Последующая гонка за миниатюризацией двигателей стала причиной тому, что бензиновые и калильные двигатели Брауна не выдержали борьбе и их производство свернули. Но в области миниатюрных двигателей на CO2 Браун всегда был вне конкуренции и отыскал в данной области рыночную нишу, к тому же защищенную патентами. Двигатели на CO2 с торговой маркой Brown Junior выпускаются в Соединенных Штатах и сейчас.

Рис.14 Двигатель Брауна на сжатом CO2, 1969г.
репликация и Восстановление модельных ДВС

Вообще-то, восстановление и репликация антикварных ДВС, и модельных а также, в далеком прошлом стала независимым направлением хобби. В случае если читатели покажут к данной теме интерес, я поведаю о ней подробнее. А до тех пор пока кратко, кратко и лишь про модельные двигатели.

Частенько антикварные модельные ДВС, попавшие в руки коллекционера, сломаны либо им недостает некоторых подробностей. В случае если купить необходимые подробности не получается, их восстанавливают по имеющимся примерам либо чертежам, стараясь максимально соблюсти достоверность. Помимо этого, двигатели чистят, полируют, восстанавливают покрытие окрашенных, вороненых и анодированных подробностей. как следует восстановленный двигатель, в большинстве случаев, всецело работоспособен, как новый.

Восстановленные двигатели, которые содержат неоригинальные подробности, именуют винтажными примерами, их возможно купить через Интернет. Добросовестные продавцы показывают, какие конкретно подробности заменены. В большинстве случаев они же скупают детали и ненужные двигатели.

В то время, когда двигатель всецело изготавливают заново, это именуется репликацией либо копированием. При изготовлении употребляются как уникальные антикварные чертежи, так и неоригинальные, снятые по физическим примерам. Готовые копии либо комплекты для их изготовления (различной степени готовности) кроме этого возможно купить в сети.

Существуют как полностью правильные копии, в то время, когда во главу угла поставлена копийность, так и образцы, доработанные с учетом современных знаний. Снаружи они выглядят точно, но у них поменяны формы окон, фазы газораспределения, материалы поршня и гильзы и т.п. Это облегчает запуск и настройку копии.

Возможно купить комплект, складывающийся из копии уникальных комплекта и чертежей необработанных заготовок: отливки картера, поршня, шатуна, прутки и пружинную проволоку… В этом случае моделист самостоятельно, по чертежам, изготавливает подробности приблизительно так, как это делал бы его сотрудник много лет назад. Работоспособность будущего двигателя всецело зависит от умения и аккуратности моделиста. Но, какова радость, в то время, когда двигатель заведется!

Источники, использованные при подготовке статьи

В данной статье приведена только малая часть тех сведений, каковые смогут быть увлекательны любителю истории моделизма. Ниже приведен список источников, иллюстрации и исторические сведения из которых были использованы при подготовке статьи:

  1. http://www.collectair.com/ — настоятельно рекомендую посетить данный сайт! Огромное количество информации для моделистов и коллекционеров, очень много хороших иллюстраций. Имеется образцы на продажу.
  2. http://modelenginenews.org/rsch/index.html – комплекты литых подробностей для того чтобы модельных ДВС. С этого адреса возможно перейти на статью Как изготовить трудящийся двигатель и на основную страницу сайта, что также заслуживает самого внимательного изучения.
  3. http://www.craftsmanshipmuseum.com/enginemen.htm – страница Музея прикладного мастерства, посвященная создателям модельных ДВС.
  4. http://www.modelaircraft.org – сайт Ассоциации модельной аэронавтики США, основанной во второй половине 30-ых годов двадцатого века. Имеется особый раздел Музей, где возможно отыскать биографии многих инженеров и знаменитых моделистов.
  5. http://www.mh-aerotools.de/airfoils/index.htm – сайт Aerodinamics for model Aircraft, не считая множества другой нужной информации содержит раздел посвященный истории и коллекционированию двигателей Cox Engines. Хорошие фотографии, исторические справки.
  6. Книга Dave Gierke: Airplane Engine Guide – Air Age Media, 2005.

Рандомные статьи:

7 смертных грехов, которые правят миром! — (01.07.2017) — Засекреченные списки


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Перелет через ла-манш без мотора

    Летать как птица, силой собственных мышц, весьма заманчиво; об этом грезили многие предки. Уже в пятнадцатом веке, в то время, когда о полетах в…

  • Мотор для карлсона

    Глядя на данный необыкновенный аэродвижитель, нечайно думаешь, что именно он вдохновил известную шведскую писательницу Астрид Линдгрен на создание…

  • Кому нужны моторы?

    Часть первая, официально-нудная Что такое планер? Старт Полёт Классификация моделей планеров по FAI F3B — Multi-Task F3F — Slope Soaring Gliders F3H -…

  • Регуляторы хода для бесколлекторных моторов

    Вступление Главные характеристики контроллеров Особенности подключения Настройки Программирование Вероятные неприятности О выключателях Производители…