Доктора технических наук доктора наук А. Г. Игнатова энтузиасты технического творчества знают как автора многих уникальных конструкций микроавтомобилей, показательных смотров-пробегов и участника конкурсов самодельной автотехники. Появление созданных им автомобилей всегда приводит к живейшему интересу. Нельзя сказать, что эти конструкции технически изысканы либо блистают внешним совершенством.
Отнюдь нет: доктор наук А. Г. Игнатов постоянно стремится применять самые дешёвые, подручные материалы, но взять наряду с этим максимально нужную отдачу. Вот его личная формулировка: «Мне необходимо неприхотливое механическое домашнее животное. Неприхотливое, как мул. Автомул. Пожалуй, лучше его не назовешь.
Не нужно красоты — нужна высокая работоспособность, выносливость и надёжность. Не нужно комфорта — нужна предельная простота и утилитарность управления. Не нужно отличной и дорогостоящей отделки — нужна хорошая сопротивляемость й стойкость покрытий, требующих расходов и минимального ухода по ремонту и содержанию».
Одна такая машина была продемонстрирована доктором наук Игнатовым на смотре-конкурсе в Москве еще во второй половине 60-ых годов двадцатого века. Кроме того взяла особый приз «За самый забавный автомобиль».
А забавного, кстати, не считая внешнего вида, ничего не было. Но было большое количество поучительного, нужного для всех «самодельщиков», особенно начинающих. Отечественный издание весьма детально поведал об данной машине и ее создателе (см. № 11 и 12 за 1967 год, статьи называющиеся «Мой четвероногий приятель»), А сейчас мы познакомим читателей с новой уникальной конструкцией А. Г. Игнатова — трехколесным микроавтомобилем, а правильнее, мотоколяской «Робот».
По исполнению и устройству он значительно отличается от ранее обрисованных нами трициклов, и знакомство с «Роботом» будет полезно каждому энтузиасту микроавтомобилестроении независимо от того, станет он эту машину повторять либо нет.
Трицикл «Робот» изготовлен дома под двигатель от мотороллера «Тула-200». Запланирован на одного человека и груз в 15—20 кг.
Рис. 1. Схема трицикла:
1 — скоба переднего багажника, 2 — спидометр, 3 — ветровое стекло, 4 — рычаг переключения передач, 5 — спинка сиденья, 6 — топливный бак, 7 — двигатель, 8 — козырек вентиляции мотоотсека, 9 — лючок мотоотсека, 10 — щиток заднего колеса, 11 — съемный щиток, 12 — задний багажник, 13 — указатель поворота, 14 — номерной символ, 15 — тормозной рычаг, 16 — реактивная тяга, 17 — кикстартер, 18 — поводок тумблера передач, 19 — тяга тумблера, 20 — глушитель, 21 — рулевая тяга, 22 — сошка, 23 — тормозная педаль, 24 — фара, 25 — звуковой сигнал.
Выстроен трицикл (рис.
1) а соответствии с техничесиими условиями ГИБДД. В частности, руль открытого типа принят на основании «Правил дорожного перемещения», введенных с января 1973 года, где сообщено, что трехколесные транспортные средства весом менее 400 кг приравниваются к мотоциклам.
Ходовая ЧАСТЬ и РАМА.
Несущим элементом конструкции помогает древесная рама (рис. 2), жесткость которой обеспечивается полом, двумя целыми поперечными переборками и одним рамным шпангоутом. Бруски из сосны, переборки и пол — из фанеры толщиной 7 мм. В собственной нижней части переборки подкреплены дюралюминиевыми угольниками 40X40X3 мм.
Сборка подробностей рамы — на клею и шурупах. Сьемные узлы крепятся болтами.
Конкретно к раме жестко прикреплены рессоры: передняя поперечная и задняя (две продольные) — четвертьэллиптические.
На финишах передней рессоры закреплены цапфы управляемых колес, на задних — ушки, через каковые проходит ось ведущего колеса.
Для изготовления рессор использованы страницы ветхой рессоры автомобиля «Победа» (сечение страницы 45X6,5 мм). Число страниц: в передней — пять (олыт продемонстрировал, что, в случае если экипаж не перегружен, достаточно четырех); а задних рессорах — по два страницы а каждой.
ПОВОРОТНЫЕ ЦАПФЫ (рис.
3) передних колес — собственной конструкции. Трущаяся пара в узле поворота цапф: стальная труба 7 и бронзовая втулка 3. Втулки стянуты шпилькой 4 и прекрасно контрятся гайками 5; лри этом шестигранная головка нижней втулки входит а шестигранное же отверстие поворотного рычага 19, благодаря чему обеспечивается скольжение как раз между скобой и втулками 2.
Рис. 2. Конструкция ходовой части.
Рис. 3. Поворотная цапфа:
1 — полуось, 2 — скоба, 3 — стойка (труба газовая 1/2), 4 — шкворень (шпилька М10), 5 — гайка, 6 — шайба толщиной 2 мм, 7, 20 — втулка (латунь), 8 — пресс-маслеика, 9 — косынка (сталь толщ. 3 мм), 10 — площадка (сталь толщ. 4 мм), 11 — болт М8, 12 — планка (сталь 20X5), 13 — коренной лист рессоры, 14 — второй коренной лист, 15 — подкоренной лист, 16 — планка (сталь (20X5), 17 — втулка, 18 — болт М8, 19 — поворотный рычаг, 21 — косынка (сталь толщ.
3 мм).
Рис. 4. Конструкция шпангоутов.
Заслуживает внимания крепление цапф к рессоре.
Болт 18 через втулку 17 прижимает главной коренной лист к площадке цапфы 10. Втулка 17 вольно входит в эллиптическое отверстие во втором коренном странице так, что лист может продольно перемещаться. Стяжные болты 11 серьги прекрасно законтрены и не сжимают рессорные страницы намертво, допуская продольные относительные перемещения как обоих коренных, так и подкоренного страниц.
КОЛЕСА: передние — от мотороллера, заднее — от мотоколяски серпуховского завода.
Заднее выбрано громадных размеров если сравнивать с передними для лучшей проходимости ло мягким грунтам.
КУЗОВ лодочной конструкции: древесные рейки-стрингеры прикреплены и поперечным переборкам рамы. Нижний стрингер — усиленный, опирается на раму по всей ее протяженность, и его задняя консоль перекрывает (по длине кузова) колесо.
Обшивка кузова — из листового железа (0,4 мм). Поверх обшивки пропущены дополнительные стрингеры: так, обшивка выясняется зажатой между ними. В обшивке кузова с правой стороны лредусмотрено закрытое лючком отверстие для доступа и прерывателю совокупности зажигания. С правой же стороны кузова помещена подножка, облегчающая посадку водителя.
Необходимо отметить: при проектировании обшивку кузова предполагалось делать не железную, а из пластика либо линолеума, дабы избежать шума, появляющегося при вибрациях. Но и при таком варианте в местах, не достаточно хорошо сжатых стрингерами, обшивка вибрировала. Потребовалось установить дополнительные болты для внутренних стрингеров и стяжки наружных.
Сиденье древесное, реечное, шириной 550 мм. Пространство под сиденьем ислользовано для хранения инструментов и установки аккумулятора.
Багажников два: спереди и позади. Последний сварен из газовой трубы 3/8.
На задней части кузова смонтирована откидная подставка (для помощи кузова при снятом заднем колесе) и ручка, служащая как для подъема кузова, так и для «заднего хода».
СИЛОВАЯ ЧАСТЬ. Двигатель «Тула-200» смонтирован в отгороженном отсеке на собранной из трех брусков съемной площадке. К главной раме 5 площадка крепится двумя болтами М-8.
Глушитель от «Тулы» расположен под кузовом. Соединительная выхлопная труба сделана заново.
Никаким переделкам двигатель не подвергался. Воздухозаборник помещен под кузовом. Выход охлаждающего воздуха — через люк в верхней части кузова.
Как показал опыт, охлаждение кроме того в жаркие дни в полной мере достаточное. Запуск двигателя — электростартером либо ручкой, за рычаг кикстартера. Рычаг кикстартера соответственно повернут на оси не 180°.
Рис.
5:
1 — поперечная рессора подвески передних шлее, 2 — левая рулевая тяга, 3 — рулевая сошка, 4 — педаль ножного тормоза, 5 — передний глухой шпангоут корпуса (транец), 6 — фара, 7 — звуковой сигнал, 8 — правое переднее колесо, 9 — кронштейн брызговика, 10 — брызговик, 11 — указатель габарита, 12 — П-образная скоба для крепления багажа, 13 — подпалубный стрингер, 14 — комбинированные подфарники, 15 — рулевой вал, 16 — рукоятка управления дросселем, 17 — ветровое стекло, 18 — центральная часть руля, 19 — рычаг переключения передач, 20 — рычаг сцепления, 21 — дуга главного шпангоута, 22 — бензобак, 23 — вентиляционный козырек моторного отсека, 24 — теплый воздушное пространство, выходящий из моторного отсека, 25 — щиток заднего колеса, 26 — заднее (ведущее) колесо, 27 — задний багажник, 28 — указатель поворота, 29 — задний транец, 30 — ось заднего колеса, 31 — рычаг тормоза, 32 — задняя продольная рессора, 33, 39 — тормозной трос, 34 — карбюратор, 35 — рычаг тумблера передач, 36 — тяга переключення передач, 37 — трос управления карбюратором, 38 — аккумулятор.
Количество бортовых стрингеров на рисунке уменьшено для наглядности.
Привод на заднее ведущее колесо — цепью, постоянное натяжение которой формирует вспомогательный ролик O 100 мм, поджимаемый вверх спиральной пружиной. Подобное устройство выяснилось нужным, поскольку из-за очень эластичной подвески колесе цепь либо излишне натягивалась, либо так ослабевала, что соскакивала с зубчаток.
ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ. Руль мотоциклетный, удлинен за счет вставки; его габаритная ширина образовывает 900 мм. Все рычаги управления, переключатель света и сигнальная кнопка использованы без трансформации.
Рулевая колонка заканчивается сошкой, к которой при помощи шаровых шарниров С3А присоединены финиши разрезной поперечной тяги, входящей в «трапецию Жанто». Поперечные тяги — кроме этого от мотоколяски С3А. Передаточное отношение «руль — колесо» близко к единице.
ТОРМОЗНАЯ СОВОКУПНОСТЬ. Главным есть тормоз на заднем колесе. Тормозная педаль связана металлическим тросом O 5 мм с рычагом эксцентрика колодочного тормоза.
Трос запрятан а трубке. колодки и Тормозной барабан самодельные: диаметр барабана 180 мм, ширина колодок 45 мм.
По окончании того как в «Правилах дорожного перемещения» был указан допускаемый большой тормозной путь для мотоциклов с коляской 8,2 м, на правое переднее колесо был дополнительно установлен ручной тормоз от мотороллера «Вятка». Данный тормоз был нужным и при стоянках на уклоне.
Включатель стоп-сигнала связан конкретно с тормозной педалью.
Переключение скоростей — ручное. Управление карбюратором и сцеплением — на руле. Кнопка обогащения смеси — недалеко от щитка устройств.
На щитке устройств установлены раздельные тумблеры и спидометр для громадного света, подфарников, указателей поворота, зажигания и кнопка стартера. Имеется неспециализированный выключатель, отключающий всю совокупность от аккумулятора. Реле-регулятор — от «Тулы».
К моменту опубликования статьи трицикл преодолел более 2500 км. Неполадок, за исключением соскакивания цепи, всецело устраненного по окончании установки натяжного ролика, не было.
Эксплуатационная скорость на шоссе 40— 45 км/ч. Большая — 63 км/ч. Машина мягка на ходу и прекрасно «держит» дорогу. Проходимость по нехорошей, нечистой дороге не хуже, чем у простого автомобиля , но при глубоких колеях езда затруднена.
Но малые удельные давления ка большая устойчивость и грунт разрешают с уверенностью обходить нехорошие участки по обочине. По засыпанной снегом дороге машина идет не хорошо.
Разумеется, по такому примеру возможно выстроен и двухместный трицикл; места в зависимости от длины и ширины смогут быть расположены либо приятель за втором (тандем), либо рядом (последнее размещение потребует весьма твёрдой рамы, талантливой воспринять крутящий момент при несимметричной нагрузке).
Пользуясь случаем, обращаюсь к читателям издания (независимо от их возраста). Дерзайте и стройте! Нет процесса занимательнее созидания!
Кроме того если он оканчивается лишь на бумаге.
Рандомные статьи:
Лодка плюс мотоцикл / Boat plus bike
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Багги-350 — спортивный автомобиль шестнадцатилетних
Клуб «Романтик» из города Красноярска отечественные читатели знают по недавней публикации («М-К», 1979 г., №4). Редакция взяла большое количество писем с…
-
В случае если «Аттези-ТХ» смогла очаровать вас совершенно верно так же, как в свое время и меня, то я, думается, в полной мере смогу оказать помощь вам…
-
Мотоцикл + автомобиль = мотомобиль
Их дороги разошлись еще на заре автомобилестроения, и с того времени линии развития идут не пересекаясь до этого времени… Речь заходит о мотоцикле и…
-
Задумка выстроить квадроцикл (четырёхколёсный мотоцикл) появилась в далеком прошлом — нужна была техника, благодаря которой возможно было бы тележку с…