Мотобуер

Эту на первый взгляд необычную машину Джауль Ибрагимович Хусаинов из Уфы назвал мотобуером. Но в случае если простой буер движется по льду либо уплотненному снегу, данный легко идет и по целине.

С описаниями автомобили аналогичного класса мы уже знакомили отечественных читателей (см. статьи «Вятка» на лыжах», № 2 за 1972 г., «.Ледоход «Калур», № 1 за 1973 г.).

Их возможно назвать колесно-лыжными вездеходами. Жизнь продемонстрировала, что такие автомобили находят все более широкое использование. И это в полной мере закономерно: интенсивное освоение бескрайних просторов нашей страны, поисковые работы в Сибири и на Крайнем Севере требуют принципиально новых технических средств и не в последнюю очередь — вездеходных транспортных автомобилей.

Аэросани, мотонарты, вездеходы амфибийного типа, экранолеты и колесно-лыжные вездеходы — это незаменимые ассистенты. Энтузиасты технического творчества вносят посильную лепту в их разработку. Мотобуер Д. И. Хусайнова — пример целеустремленности поиска самодеятельных конструкторов. Вот что говорит создатель.

Мне в далеком прошлом хотелось сделать быстроходную машину с повышенной проходимостью для зимних условий.

И вот на базе рамы от карта был выстроен снегоход на трех лыжах с колесным движителем.

Машина хорошо шла по уплотненному снегу, но на рыхлом глубоком покрове колесо начинало буксовать по причине того, что главная нагрузка от веса вездехода приходилась не на колесо, а на лыжи. Было и еще одно упущение: высоко расположенное сиденье водителя, практически над двигателем, повышало центр тяжести и лишало мотобуер устойчивости на поворотах.

Дабы устранить недочёты, нам с сыном было нужно переделать машину.

В новой конструкции сиденье водителя опущено вниз, спереди размещены две управляемые лыжи (для перемещения по уплотненному снегу их возможно заменить особыми коньками наподобие буерных). Мотор К-175, спортивный. Передача от двигателя на колесо, как и на мотоцикле, — цепная. Ведущее колесо расположено позади на маятниковой вилке.

Оно несет главную нагрузку от веса водителя и веса машины, что снабжает хорошее сцепление с настом и предотвращает пробуксовку на снегу.

Мотобуер

схема и Общий вид в трех проекциях:

1 — ведущее колесо с шипами винтового крепления; 2 — натяжка цепи; 3 — ведущая цепь; 4 — пружинно-гидравлический амортизатор маятниковой вилки; 5 — щиток ведущего колеса; 6 — ушко крепления амортизатора; 7 — рама подвески колеса; 8 — дуга подвески; 9 — задняя точка крепления бензобака; 10 — бензобак; 11 — двигатель К-175; 12 — передняя точка крепления бензобака; 13 — спинка сиденья водителя; 14 — рычаг сцепления; 15 — хомуты крепления руля к рулевому валу; 16 — рукоятка управления дросселем; 17 — рулевой вал; 18 — подшипник рулевого вала; 19 — рычаг рулевых тяг; 20 — передняя дуга рамы ходовой части; 21 — поперечная рулевая тяга; 22 — поворотный рычаг стойки лыжи; 23 — муфта; 24 — стойка лыжи; 25 — щечки; 26 — ребро жесткости лыжи; 27 — раскос; 28 — дуга каркаса; 29 — сиденье водителя; 30 — ремень безопасности; 31 — подкос сиденья; 32 — продольная труба ходовой части; 33 — выхлопная труба; 34 — воздухоочиститель карбюратора с сеткой из капронового чулка; 35 — ось маятниковой вилки; 36 — маятниковая вилка. Справа внизу продемонстрирована сборка лыжи из фанерных заготовок на особом лекале.

Весьма показателен следующий случай: я решил опробовать собственный мотобуер на мотоциклетной автостраде, где сейчас проходили тренировочные занятия на кроссовых мотоциклах. Получив разрешение пройти по автостраде на мотобуере, я стартовал в один момент с мотоциклистом, машина которого имела такой же двигатель. До старта было большое количество споров среди гонщиков, кто кого обгонит. Над моей конструкцией смеялись, не веря в ее пригодность.

Но вот дан старт. Взревели моторы, мотоциклист вырвался вперед. Через 150—200 м начался глубочайший снег. Толщина его местами доходила приблизительно до 25 см. Шедший до этого в первых рядах мотоцикл заюлил, быстро сбавил скорость.

Здесь-то машина и продемонстрировала собственные ходовые качества. Она шла устойчиво и со намного большей скоростью, не обращая внимания на обилие на автостраде крутых поворотов и подъёмов. Каково же было удивление спортсменов, в то время, когда мотобуер прошел расстояние намного стремительнее кроссового мотоцикла.

Совершённые потом опробования дали такие результаты: скорость на плотном снегу — 95, на рыхлом в среднем — 50 км/ч.

Что же представляет собой мотобуер?

Его рама (см. рис.) сварена из металлических тонкостенных труб O 2—5 см. В передней части она расширяется, и в нее ввариваются направляющие втулки, в каковые входят поворотные стойки подвески лыж либо коньков. Ширина колеи лыж 110 см. Втулки соединены поперечной трубой, играющей роль бампера автомобили.

В задней части рама существенно уже и заканчивается поперечной осевой трубой, на которую навешивается маятниковая вилка заднего колеса.

Между колесом, закрытым грязевым щитком, и сиденьем на раме установлен двигатель, а над ним навешен простой мотоциклетный бензиновый бак.

Сиденье размещено в средней части рамы, на уровне дна мотобуера.

Два трубчатых кронштейна над дном поддерживают наклонный рулевой вал, на котором закреплен мотоциклетный руль.

От качалки на рулевом валу упрочнение передается трубчатыми рулевыми тягами на кабанчики поворотных осей лыж, с резьбовыми наконечниками для регулировки длины. Спереди на дополнительной поперечной трубе корпуса размещена ножная педаль тормоза.

Моторный буер весьма устойчив на ходу и имеет хорошую маневренность.

Рандомные статьи:

Мотобур (бензобур) Iron Mole E43


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Снегоход «моржонок»

    Эта машина спроектирована и выстроена юными умельцами и ДЮТ Горьковского авиазавода им. С. Орджоникидзе под управлением педагога Л. Н. Писаревского….

  • И по болоту, и по снегу

    Вездеходы на пневматиках сверхнизкого давления становятся все удобнее. В случае если дюжина лет назад энтузиасты вездеходной техники создавали в основном…

  • Бтр? нет, автомобиль

    Человек я не столь состоятельный, дабы позволить себе иметь пара автомобилей различного назначения (кроме того и самодельных). Исходя из этого…

  • Начнем с «нуля»

    Каждое воскресенье раскрываются ворота спортивной секции «Багги-ЭРМЗ». На заводской двор с характерным для мотоциклетных двигателей треском выезжают…

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.