Вниманию читателей издания «Моделист-конструктор» предлагается несложной колесно-лыжный снегоход, предназначенный для передвижения по занесенным снегом проселочным дорогам а также целине. Снегоход — трехопорный, с двумя задними ведущими пневматиками и одной управляемой лыжей спереди. Конструкция снегохода по сравнению с другими автомобилями аналогичного типа предельно несложна, что разрешает сделать его кроме того в условиях домашней мастерской.
Простота же изготовления обеспечивается в первую очередь тем, что в качестве базы конструкции использован мотоцикл «Минск». Наряду с этим силовой агрегат (двигатель с КПП), рама, топливный бак, сиденье фактически не подвергались переделкам. Другие узлы, как, к примеру, руль либо задняя вилка, только модернизировались и подгонялись к новой конструкции.
Всецело самодельные — это опорно-колеса и управляющая лыжа опорноведущих пневматиков. колёс и Описания лыжи неоднократно приводились на страницах издания «Моделист-конструктор», причем в разных вариантах. Читателям издания, решившим изготовить подобный снегоход, имеется из чего выбрать. Исходя из этого подробное описание как конструкции, так и изготовления приводить не буду — это ясно из приведенных чертежей.
Задний мост также самодельный, но каких-то особых конструктивныхрешений в нем нет, если не считать того, что он упрощен до предела. У него цельный (сварной) приводной вал (а не две полуоси, как в большинстве случаев) и оба колеса ведущие (без дифференциала). Такая конструкция на скользкой заснеженнойдороге заменит блокировку дифференциала, повышая проходимость.
Действительно, ухудшается маневренность (затруднено управление при поворотах), но для лучшего сцепления с дорогой, а правильнее со снежным покровом, на управляющей лыже сделаны два боковых подреза из дюралюминиевого уголка 35×35 мм. Ведомая (громадная) звездочка цепной передачи приварена к втулке-ступице, посаженной на вал и закрепленной на нем посредством штифта-болта.
Наряду с этим нужно, дабы положение данной звездочки совпало с плоскостью вращения ведущей звездочки на выходном валу силового агрегата. На ведомой звездочке закреплен и тормозной барабан.
Снегоход на пневматиках:
1 — опорно-рулевая лыжа, 2 — нижнее перо амортизирующей телескопической рулевой стойки; 3 — соединительный механизм перьев рулевой стойки; 4 — верхнее перо рулевой стойки, 5 — рулевой мостик, 6 — топливный бак, 7 — сиденье, 8 — приводное колесо (пневматик, 2шт.), 9 — задняя вилка, 10 — двигатель, 11 — рама, 12 —педаль тормоза, 13 — подножка, 14 — рычаг выключения сцепления, 15 — рукоятка «газа», 16 — задний мост, 17 — узел приводной тормозного устройства и звёздочки; 18 — удлинитель вилки, 19 — глушитель, 20 — удлинитель нижнею пера стойки со втулкой
Натяжение цепи производится перемещениями вала и закреплением корпусов его подшипников на уголковых удлинителях перьев задней вилки.
Кстати, вместо амортизаторов (за неимением) на данной вилке приварил трубчатые подкосы, а амортизацию хорошо реализовывают и пневматики низкого давления.
Пневматики представляют собой камеры от колес тракторной тележки, надетые на каркасные диски и «обутые» в бандажи из транспортерных лент.
Поперечный и продольный бандажи скреплены болтами, высокие выступающие стержни которых являются грунтозацепами.
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Direct.insertInto(144860, yandex_ad2, { ad_format: direct, font_size: 0.9, type: horizontal, border_type: ad, limit: 2, title_font_size: 2, links_underline: false, site_bg_color: FFFFFF, header_bg_color: 000000, border_color: CCCCCC, title_color: FF0000, url_color: 000000, text_color: 000000, hover_color: CC0000, no_sitelinks: true }); }); t = d.getElementsByTagName(script)[0]; s = d.createElement(script); s.src = //an.yandex.ru/system/context.js; s.type = text/javascript; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(window, document, yandex_context_callbacks);
Передача крутящего момента от силового агрегата к движителю — цепная с передаточным отношением 3,5 (ведущая звездочка на выходном валу силового агрегата имеет 8 зубьев, а ведомая — на заднем валу — 28 зубьев). Цепь мотоциклетная с шагом 15,875 мм.
Такой же ход зубьев и у звездочек.
А вот рулевая стойка, думаю, достаточно уникальной конструкции, по крайней мере, мне подобные не виделись. Изготовлена стойка из передней амортизирующей вилки мотоцикла «Минск».
Наряду с этим у вилки покинуто лишь одно перо и без кожуха, а у нижнего и верхнего соединительных мостиков отрезаны за ненадобностью те части, к каким крепилось второе перо. К нижнему финишу оставшегося пера приварен удлинитель из такой же трубы, а к удлинителю — поперечная втулка для подсоединения управляемой лыжи.
Задний ведущий мост с тормозным механизмом:
1 — каркас колеса пневматика, 2 — наконечник приводного вала (2 шт.), 3 — подшипниковый узел (2 шт.), 4 — штифт втулки приводной звездочки (болт М8); 5 —втулка, 6 — приводная звездочка; 7 — тормозное устройство (от грузового мотороллера «Муравей»), 8 — кронштейн крепления тормозного устройства (металлическая пластина); 9 — приводной вал; 10 — штифт втулки колеса (болт М8, 2 шт ); 11 — вилка (от мотоцикла «Минск»), 12 — удлинитель вилки (уголок 50×50, 2 шт.); 13 — подкос (труба O15, 2 шт.); 14 — приводная цепь (от мотоцикла «Минск», t = 15,875); 15 — тяга привода тормоза; 16 — корпус подшипника (2 шт.), 17 — подшипник 80206 (2 шг.); 18 — основание корпуса подшипника
Бандаж ведущего пневматика:
1 — поперечный бандаж (транспортерная лента, полоса 50×6, 8 шт); 2 — продольный бандаж (транспортерная лента, полоса 160×6); 3 — крючок (металлическая полоса 50×3,16 шт.); 4 — болт М8 с двумя широкими шайбами (16 компл.); 5 — заклепка с подкладной широкой шайбой (сталь, 32 компл.)
Поворотный узел амортизирующей рулевой стойки:
1 — верхнее перо стойки (от мотоцикла «Минск»), 2 — ушко верхнего пера (сталь, лист s4, 2 шт.); 3 — верхний рычаг (сталь); 4 — ось (болт М8, 3 шт), 5 — нижний рычаг (сталь), 6 — ушко нижнего пера (сталь, лист s4, 2 шт.); 7 — нижнее перо стойки (от мотоцикла «Минск»), 8 — втулка (капрон, 3 шт.)
Как было сообщено — передняя стойка амортизирующая, а потому ее несущая (верхняя) труба не только скользит в нижней, но и может свободно поворачиваться а также вращаться в любую сторону.
При таком положении руководить лыжей от руля, конечно же, нереально. А дабы это было осуществимо, было нужно изготовить переходной мостик Мостик представляет собой несложный механизм, складывающийся из двух, шарнирно соединенных между собой рычагов. Вольный финиш одного рычага через приваренную проушину соединен с несущей верхней трубой, а вольный финиш другого рычага — таким же образом скреплен со скользящей нижней трубой.
Мостик разрешает свободно трудиться амортизатору, но исключает поворот труб стойки относительно друг друга при трансформации направления перемещения.
Большая скорость снегохода не превышает и 50 км/ч. Но большей ему, пожалуй, и не нужно. Куда ответственнее для него большой крутящий момент (тяговое упрочнение) на ведущих колесах, что и было обеспечено.
Потому, что снегоход довольно легкий, мощности двигателя (10 л.с.) хватает для преодоления достаточно крутых подъемов, и наносов на зимней дороге и снежной целины. К тому же снегоход способен буксировать лыжника либо легкие нарты с грузом до 100 кг.
А.
МАТВЕЙЧУК, г. Заводоуковск, Тюменская обл.
Рандомные статьи:
Мотоцикл для девушек и невысоких людей
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Летом мотоцикл Минск служил мне правдой и верой, как сказочный конек-горбунок. В осеннюю пору же и зимний период, по обстоятельству распутья, он…
-
В издании «Моделист-конструктор» № 11’1991 г. я встретил описание мотонарт — гусеничного снегохода, сконструированного братьями Матвейчук из г….
-
Задумка выстроить квадроцикл (четырёхколёсный мотоцикл) появилась в далеком прошлом — нужна была техника, благодаря которой возможно было бы тележку с…
-
Старый мотоцикл — новый мотоблок
При разработке конструкции воображаемого мотоблока старались сразу решить три задачи. Во-первых, в большой степени применять для его изготовления стоящий…