Летом мотоцикл Минск служил мне правдой и верой, как сказочный конек-горбунок. В осеннюю пору же и зимний период, по обстоятельству распутья, он простаивал, не смотря на то, что надобность в передвижении на большие расстояния и сейчас у меня была не меньшей. Вот тогда я и решил сделать из него мотовездеход, но что при необходимости возможно было бы снова трансформировать в мотоцикл.
Полистав подшивку издания Моделист-конструктор за хороший дюжина лет, отыскал пара публикаций на эту тему, каковые помогли определиться со конструкцией и схемой вездехода главных узлов. Понадобился и прошлый опыт независимого технического творчества. Нужные оборудование и инструмент, какие конкретно имеются у большинства самодельщиков, у меня были: и сварочный -аппарат, а также маленький токарный станок с приспособлением, которое разрешало делать на нем кроме того фрезерные операции.
Создание всесезонного вездехода с универсальным движителем из простого мотоцикла напоминало ответ задачи вечного двигателя. И тогда оставался один метод: обеспечить проходимость машине в определенное время года посредством модульных, скоро заменяемых движителей. Таковыми, не считая простых колес в летний период, представлялись пневматикив межсезонье и гусеницадля зимы.
Конструктивной базой послужил маленькой старенький двухколесный мотоцикл Минск, изрядно подлатанный и модернизированный. Вместо штатного мотора на него установлен двигатель К-125 количеством 125 см3.
Потому, что мощность двигателя составляла всего 10 л.с., то актуальной была и задача обеспечения маленькой массы всех узлов и дополнительных механизмов будущего вездехода.
Задний мостнаиболее сложный узел мотопневмохода. Он, как и передняя вилка, выполнен модульным, другими словами монтируется вместо заднего колеса и маятниковой вилки без каких-либо переделок мотоцикла.
Базисный мотоцикл
Задний мост вместе с промежуточным валом собран на собственной раме-вилке, сваренной из квадратной трубы 40x40x3 мм. В передней части к раме приварена поперечная втулка, выполненная по размерам втулки маятниковой вилки заднего колеса мотоцикла. Ширина другой части рамы сделана таковой, дабы между ее перьями умещался дифференциал заднего моста.
Нижние подкосы-поперечины, крепящие мост к раме, выполнены из уголка 25×25 мм, верхняяиз полудюймовой трубы, фланцыиз металлического страницы толщиной 2 мм с вертикальной отбортовкой.
Сам мост, правильнее его детали и внутренние узлы, без кожуха, от автомобиля УАЗ. Его полуоси укорочены и сварены, а вместо венца на планетарной конической шестерне смонтирована 45-зубая звездочка от мотоцикла Иж. На финишах полуосей сделаны шпоночные пазы (по пазам в ступицах пневматиков), а в торцахрезьбовые отверстия М10 под винты крепления ступиц колес.
Вращение на звездочку заднего моста от двигателя передается двумя цепными передачами через промежуточный вал. Первая цепная передачаот выходного вала двигателя мотоцикла на громадную 41-зубую звездочку с шагом 12,7 мм промежуточного вала. Вторая передачаот малой 17-зубой звездочки, установленной на втором финише промежуточного вала, на 45-зубую с шагом 15,875 мм дифференциала заднего моста.
Задний мост:
1втулка (металлическая труба 3/4); 2рама-вилка (металлическая труба 40×40); 3тормозной барабан со звездочкой (z=41, t = 12,7, от минского мотоцикла); 4ось промежуточного вала (ось от минского мотоцикла); 5промежуточный вал (ступица заднего колеса минского мотоцикла с подшипником 203); 6,17нижние подкосы (уголок 25×25,4 шт.); 7верхний подкос (труба 1/2); 8хомуты-стремянки М8 (пруток 08, 4 шт.); 9дифференциал (от автомобиля УАЗ-469); 10задняя цепь (t = 15,875); 11корпус с подшипником 80209 (2 шт.); 12пыльник; 13корпус с подшипником 206; 14полуось (укороченная от УАЗ-469,2 шт.); 15винт М10 с шайбой крепления ступицы колеса (2 шт.); 16натяжное устройство задней цепи (2 шт.); 18фланец установки заднего моста (сталь, лист s2,2 шт.); 19проушины крепления правого дополнительного амортизатора (СтЗ, лист s2); 20ведомая звездочка заднего моста (z = 45, t = 15,875, от мотоцикла Иж); 21проушина крепления штатного амортизатора базисного мотоцикла (СтЗ, лист s2,2 шт.); 22малая звездочка промежуточного вала (z= 17, t= 15,875); 23 громадная звездочка промежуточного вала (z= 41, t= 12,7, от мотоцикла Иж); 24рычаг тормоза (от минского мотоцикла); 25тормозная тяга (пруток 05); 26натяжное устройство передней цепи (2 шт.); 27подшипник скольжения маятниковой рамывилки (латунь); 28передняя цепь (t= 12,7)
На промежуточном валу смонтировано тормозное устройство (вместе с 41 -зубой звездочкой забрано от мотоцикла Иж). В воздействие тормозной механизм приводится через самодельную тягу от педали на мотоцикле до рычага на барабане. У промежуточного вала собственное натяжное устройство.
Его особенность пребывает в том, что с одной стороны (справа) натяжение производится назад, а с другой сторонывперед, другими словами в противоположные стороны от ближайших к ним цепных передач. У заднего моста собственный натяжное устройство. Оно, в неспециализированном-то, простое для самодельной техники.
В середине рамы-вилки к обоим перьям сверху приварены проушины для крепления нижних финишей штатных амортизаторов. Еще две проушины приварены сверху к корпусам подшипников полуосей. К ним крепятся нижние финиши дополнительных амортизаторов.
Колеса на пневматиках. Диски колес облегчены и сделаны решетчатыми. Ободья (два кольца наружным диаметром 590 мм из полудюймовых тонкостенных труб) соединены между собой ложементами, изогнутыми по поперечному радиусу легко накачанной камеры.
Расстояние между ободьями 360 мм. Прогиб ложемента50 мм.
Ложементы изготовлены из 2-мм металлической полосы шириной 40 мм с отбортовкой. Отбортовка нужна по двум обстоятельствам: она делает колеса более твёрдыми, а продольные ребра колес не трут камеры пневматиков.
Из полосы такой же толщины, лишь поуже, сделаны и спицы, соединяющие ободья со ступицей колеса. На фотографиях видно, что часть спиц в колесахиз арматурной проволоки. Это еще один вариант.
Пневматик и колесо:
1покрышка (от колеса тракторной тележки со срезанными бортами и протектором); 2обтяжка (ветхая камера от колеса тракторной тележки); 3камера (от колеса тракторной тележки); 4ремень (8 шт.); 5обод (труба 1/2, 2 шт.); 6ступица (сталь 30ХГСА); 7спица (сталь, полоса б2, 16 шт.); 8болт М6 крепления ремня (32 шт.); 9ложемент (сталь, полоса s2, 8 шт.); 10стопорный винт М8; 11втулка ступицы с пазом; 12стопорная втулка; 13кронштейн-крючок крепления ремня (сталь, полоса s2, 8 шт.)
Ступица представляет собой сварную катушку, другими словами втулку с фланцами из листовой легированной стали 30ХГСА толщиной 6 мм. Внутренний диаметр втулки соответствует наружному диаметру финиша полуоси. В задних колесах, дабы расширить колею при недлинных полуосях, ступица смещена вовнутрь так, что один ее фланец доходит практически до обода.
В срединной части ступицы сделан маленький продольный паз, а на катушку посажена неширокая толстостенная стопорная втулка, в бобышке которой выполнено резьбовое отверстие М8. По окончании установки колеса на полуоси паз ступицы совмещается с пазом на финише полуоси и в них из втулки вворачивается стопорный винт М8, делающий роль шпонки. Крепится ступица колеса на полуоси винтом М10 с громадной шайбой через соответствующее резьбовое отверстие в торце полуоси.
Пневматики являются трехслойный сандвич. Внутринакачанная камера от колеса тракторной тележки. Она обтянута второй такой же ветхой камерой, разрезанной снаружи на протяжении.
Сверху на камеры надета покрышка (шина) со срезанными бортами и протектором, забранная от для того чтобы же ветхого колеса тракторной тележки.
Протектор с шины удалил следующим образом. Сперва сверху сделал поперечный надрез и, не доходя до бре-кера, подрезал на пара сантиметров протектор снизу, сделав маленький лепесток. После этого зажал лепесток струбциной и зацепил за нее трос прикрепленной к стенке ручной лебедки. Покрышку закрепил на месте. Подрезая понемногу протектор снизу, натягивал трос и поворачивал шину.
И без того делал, пока не снял целый протектор. Кроме того при таковой механизации на один пневматик уходил весь день.
Пневматики прикреплены к ободу ремнями с крючками.
Увижу, что передний пневматик, при том же посадочном диаметре, что и у задних, меньше их, его ступица расположена посередине колеса и в ней имеются два подшипника 204 под ось длиной 20 и диаметром 180 мм.
Колесно-лыжный снегоход
Чтобы установить пневматики на мотоцикл, перепрофилируя его в вездеход, было нужно изготовить другую переднюю вилку и задний мост.
Передняя вилкаот ветхого минского мотоцикла М-106, переделанная. Переделка заключалась в удлинении и существенном расширении вилки, дабы между ее перьями вольно умещался пневматик.
Удлинение вилки обеспечил монтажом пары кронштейнов на нижних финишах каждого пера. Перья вилки наряду с этим остались без трансформаций. Кронштейны сварил из отрезков прямоугольной трубы 40x25x3 мм и прикрепил любой из них к перу хомутом-болтом и стремянкой через отверстие в проушине для штатной оси мотоциклетного колеса. Дабы стены труб кронштейна не сминались, в тех местах, где находятся отверстия, под болты и под ось пневматика вварил распорные втулки. Болт особый, самодельный.
Толщина его стержня равна диаметру оси колеса (16 мм), а на финише сделана проточка под резьбу М12. Хомуты согнул из металлического прутка диаметром 8 мм и на финишах нарезал резьбу. Соединительная упорная планкаотрезок уголка 25×25 мм.
Передняя вилка:
1удлинительный кронштейн (труба 40x25x3,2 шт.); 2ступенчатый болт М12 (d16, 2 шт.); Зхомут-стремянка (металлической пруток d8, уголок 25×25,2 шт.); 4нижняя труба пера вилки (2 шт.); 5резиновый чехол (2 шт.); 6хомут-клемма нижнего мостика; 7нижний мостик (металлической лист s5); 8верхняя труба пера вилки (2 шт.); 9верхний мостик (металлической лист s5); 10срединная часть штатного верхнего мостика; 11ось руля; 12срединная часть штатного нижнего мостика; подробности 4,5,6,8,10,12от мотоцикла М-106
Вилку расширил, установив на место штатных мостиков самодельные, более долгие, наряду с этим всецело применяв и штатные. Оба новых мостика, как верхний, так и нижний, сделаны из 5-мм металлического страницы, а к их финишам снизу приварены отрезанные от штатных втулки-кпеммы так, дабы их возможно было стягивать винтом. Центральные же части мотоциклетных мостиков приварены к серединам самодельных.
Переделанная так вилка смонтирована на рулевой колонке мотоцикла, которая никакой переделке не подвергалась. В верхнем мостике еще просверлены отверстия под кронштейны крепления штатного руля.
Я считал, что при таковой длине мостики будут прогибаться, и в будущем предполагал сделать на них отбортовку либо приварить подкосы. Но в то время, когда установил кронштейны для крепления фар, выполненные из металлического страницы толщиной всего 2 мм, то оказалось, что мостики прогибаются очень мало и упругобез остаточной деформации.
Чтобы ось переднего колеса не проворачивалась, я приварил к ней стопорную пластину, которую болтом соединил с кронштейном вилки.
Рулевая лыжа. Ее использую при переоборудовании мотоцикла в снегоход как с ведущими задними пневматиками, так и с гусеничным движителем. Лыжа выполнена из страницы дюралюминия толщиной 6 мм и обшита снизу листовым 4-мм полиэтиленом (разрезанные на протяжении и выпрямленные в нагретом состоянии отрезки канализационных труб). Соединение деталеймногочисленными алюминиевыми заклепками, головки которых в странице полиэтилена запрятаны впотай.
Такими же заклепками присоединен к подошве лыжи и подрез из уголка 20×20 мм, вертикальная полка которого сходится с плоскостью продольной симметрии лыжи. Финиши лыжи загнуты: спереди побольше, позади мельче. Ее габаритные размеры (протяженность х ширина)730×310 мм, причем ширина такая же, как и у гусеницы.
При езде по рыхлому снегу лыжа его приминает, и гусеница по следу идет увереннее.
Рулевая лыжа:
1лыжа (дюралюминий, лист s6); 2подошва (полиэтилен, лист s4); 3болт М6 крепления дужки (2 шт., второй болт расклепан); 4 дужка (металлическая труба 18×1); 5кронштейн крепления шарнира к лыже (дюралюминий, уголок 50×50); 6верхний кронштейн крепления штанги к передней вилке мотоцикла (сталь, уголок 36×36); 7хомут-стремянка (Ст3, пруток d10, 3 шт.); 8штанга (перо от передней вилки ветхого мотоцикла Минск); 9втулка для оси переднего колеса мотоцикла (труба 1/2”); 10средний мобильный кронштейн-пластина крепления штанги к передней внлке мотоцикла (Ст3, лист s6); 11нижний кронштейн-скоба крепления штанги к шарниру (Ст3, лист s6); 12ограничитель поворота шарнира (Ст3, пруток d6, 2 шт.); 13ось верхней втулки шарнира (болт Ml2); 14подрез (дюралюминиевый уголок 20×20); 15ось нижней втулки шарнира (болт Ml2); 16нижняя втулка шарнира (труба 1/2); 17подшипник скольжения (фторопласт, 4 шт.)
Управляется лыжа при помощи шарнирно укрепленной поверх нее штанги, выполненной из металлической трубы с наружным диаметром 33 мм (перо от передней вилки ветхого минского мотоцикла). Раньше штанги и соединение лыжи было твёрдым и руководить машиной в колее либо на косогоре, в то время, когда подрез зависал в воздухе, было весьма сложно. Сейчас данный недочёт устранен.
Шарнир представляет собой перекрещивающиеся под прямым углом и приваренные друг к другу в собственных срединных частях две металлические втулки. Обе втулкипродольная маленькая и поперечная длиннаяизготовлены из полудюймовой трубы с внутренним диаметром 16 мм. Долгая втулка установлена на оси в уголках-кронштейнах, прикрепленных заклепками к верхней плоскости лыжи, а короткаяв нижнем кронштейне штанги.
Последний выгнут в форме буквы П из 6-мм металлической полосы и приварен к торцу штанги. Перед приваркой финиш трубы был нагрет, дабы сталь штанги в месте стыка не стала хрупкой. Осиболты М12 соответствующей длины, смонтированы во втулках на фторопластовых подшипниках скольжения.
Верхний кронштейн рулевой лыжи выполнен из металлического уголка 36×36 мм и приварен к верхнему финишу штанги собственной срединной частью. По обеим сторонам от штанги симметрично в вертикальных полках кронштейна выполнены по два отверстия под хомуты-стремянки. Размер между центрами отверстий в каждой паре (43 мм) соответствует диаметру трубы пера вилки (33 мм) плюс толщина стержня хомута (10 мм).
Расстояние от межцентра одной пары отверстий до другого соответствует размеру между осями перьев передней вилки мотоцикла. У меня он равен 155 мм.
На штанге посредством еще одного хомута-стремянки крепится подвижный кронштейн-пластина. К пластине приварен отрезок полудюймовой трубы с внутренним диаметром 16 мм (по оси переднего колеса мотоцикла). Протяженность отрезка 130 мм соответствует расстоянию (в свету) между концевыми ушками перьев вилки.
Дужка в передней части лыжи выполнена из металлической трубы с наружным диаметром 18 мм и прикреплена расплющенными финишами к лыже болтами М6.
И еще. Дабы лыжа в колее либо на косогоре не поднималась на ребро, к верхней втулке шарнира по бокам приварены стержни-ограничители.
Гусеничный блок. Данный движитель использую для передвижения по снегу. Устанавливается он на мотоцикл в маятниковую вилку вместо заднего колеса.
Гусеничный блок собран на собственной раме. Его рама, не смотря на то, что и пространственная, но весьма несложная: салазки и П-образная стойка, сваренные из металлического уголка 25×25 мм, в первых рядах салазки загнуты вверх под углом около 65. Стойка закреплена дополнительно двумя подкосами (из полудюймовой трубы) с каждой стороны. Вверху расплющенные и подзагнутые финиши труб приварены к стойкам, а внизу к салазкам, вместе с двумя поперечинами привернуты болтами М8.
Поперечины, как и салазки, также выполнены из уголка 25×25 мм.
Гусеничный блок (на виде сверху гусеница условно не продемонстрирована):
1ремень гусеницы (клиновой ремень, профиль Б, 2 шт.); 2планка гусеницы 300x28x10 (полиэтилен); 3натяжной обрезиненный каток d140 (2 шт.); 4салазки рамы (металлической уголок 25×25); 5стойка рамы (металлической уголок 25×25); 6корпус втулки (металлическая труба 3/4); 7втулка (латунь); 8кронштейн (металлическая труба 25×25); 9подкос (металлическая труба 17×2,4 шт.); 10звездочка привода гусеницы (z = 10, от снегохода Буран, 2 шт.); 11приводная цепь (t = 12,7); 12стойка промежуточного вала (металлическая труба 3/4); 13кронштейн (сталь, лист s4, 2 шт.); 14натяжной механизм гусеницы; 15корпус подшипника 204 (2 шт.); 16ось подвески лыжи (болт М8, 4 шт.); 17подошва опорной лыжи (полиэтилен, лист s4); 18лыжа (дюралюминий, лист s4); 19кронштейн крепления опорной лыжи (дюралюминий, уголок 32×32); 20стойка опорной лыжи (металлическая труба 1/2); 21поперечина (сталь, уголок 25×25); 22подкос (металлическая труба 18×2, 2 шт.); 23площадка (сталь, лист s2); 24звездочка промежуточного вала (z = 15,2 шт.); 25корпус подшипников 205 промежуточного вала (2 шт.); 26промежуточный вал; 27приводной вал гусеницы (от снегохода Буран); 28приводная звездочка вала гусеницы (z = 17); 29поперечины стоек опорной лыжи (сталь, уголок 25×25)
Сверху к перекладине стойки на кронштейнах приварен отрезок металлической трубы 3/4. В него вольно засунута медная втулка, через которую и проходит ось заднего колеса. Протяженность втулокпо ступице заднего колеса.
Внутренние поверхности втулок близко смазаны Литолом.
— К каждой поперечине снизу приварены по две ножки с втулками на нижних финишах (обе подробности из полудюймовой трубы). Через кронштейны посредством осей (болтов М8) и резиновых втулок на них крепится опорная лыжа. Она сделана из цельного дюралюминиевого страницы толщиной 4 мм в форме короба (для жесткости): в первых рядах делана выводы (проходит между звездочек) и загнута по радиусу приводной звездочки, а по бокам и сзадиотбортована.
Нижняя поверхность ее обшита полиэтиленом толщиной 4 мм. Страницы соединены алюминиевыми заклепками с потайными головками.
Приводной вал закреплен на раме посредством пластин подвески мало выше ее, а натяжнойчуть ниже. Натяжные дискиобрезиненные.
Крутящий момент на ведущий его звёздочки и вал передается от двигателя через промежуточный вал посредством цепных передач (наружнаязакрыта кожухом) с шагом 12,7 мм. Моторная звездочкасамодельная 12-зубая, остальныеот мотоцикла Восходвсе три 17-зубые.
Промежуточный вал смонтирован в самодельном кожухе в двух подшипниках 205 и установлен в передней части рамы над гусеницей на собственной стойке-трубе.
Гусеннчно-лыжный снегоход
Тут же в первых рядах к поперечине загиба рамы приварены два кронштейна из металлического страницы толщиной 4 мм с маленькой площадкой-упором между ними и отдельной пластиной по размерам площадки с соединительным болтом. Данный узел помогает для фиксации рамы гусеницы на задней маятниковой вилке мотоцикла.
И, наконец, гусеница. Она изготовлена из клиновых ремней (с профилем Б) и полиэтиленовых планок из толстостенных (10 мм) труб длиной 300 мм. Трудность пребывала в том, что при проектировании гусеницы нужно было увязать пара размеров: длину ремней, ширину планок и расстояние между ними с модулем звездочек приводного вала (данный узел в сбореот снегохода Буран, звездочка 10-зубая, пластмассовая).
Что касается расстояния и размера планок между нимиэти параметры нужно было выдержать и при изготовлении гусеницы. В итоге, и эти задачи были решены.
Е.СЕВОСТЬЯНОВ, п. И з о п л и т, Тверская обл.
Рандомные статьи:
Ч 2.Мотоцикл из запчастей.Двигатель с разборки Днепр-12 (К-750 ,М-72 ,МВ-750)
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Старый мотоцикл — новый мотоблок
При разработке конструкции воображаемого мотоблока старались сразу решить три задачи. Во-первых, в большой степени применять для его изготовления стоящий…
-
В издании «Моделист-конструктор» № 11’1991 г. я встретил описание мотонарт — гусеничного снегохода, сконструированного братьями Матвейчук из г….
-
Представленная конструкция — мотоцикл на полугусеничном ходу с рулевым передним колесом с шиной низкого давления и приводной гусеницей рекомендован для…
-
Вниманию читателей издания «Моделист-конструктор» предлагается несложной колесно-лыжный снегоход, предназначенный для передвижения по занесенным снегом…