На гребной лодке — под парусом!

Дабы обзавестись парусником—пускай кроме того самым несложным!—одного жажды мало. Приходится идти на затраты, иногда совсем разорительные для домашнего бюджета. Да и времени на постройку для того чтобы суденышка уходит много. Но имеется выход—в полной мере дешёвый и недорогой.

Он содержится в установке на забранную напрокат прогулочную гребную лодку (к примеру, типа «Кефаль» либо «Форель») несложного самодельного парусного оружия.Не следует, само собой разумеется, ожидать от таковой «яхты» высоких скоростных и лавировочных качеств. Это вероятно лишь при радикальном трансформации конструкции самой лодки и более совершенном ее оснащении, а также выдвижным швертом либо же шверцами.
на данный момент, но, обращение отправится о парусном оружии несложнее.

Главная его часть — 4,5-метровая мачта, которая устанавливается в особой опоре (степсе) на расстоянии 1200—1400 мм от носа лодки и раскрепляется штагом и вантами.

Парусное оружие лодки складывается из стакселя и грота. Грот — типа «Стриж», он фиксируется посредством мачтового кармана, поднимается грота-фалом, переброшенным через скобу в верхней части мачты, и растягивается гиком. Управляется парус гика-шкотом.
В набор входит еще один парус — стаксель.

Характерно, что к штагу он не крепится — это существенно активизирует его уборку и постановку. Поднимается данный парус стаксель-фалом, пропущенным через блок в верхней части мачты, и управляется стаксель-шкотами, пропущенными по обеим сторонам мачты через кипы. По окончании подъема парусов все свободные финиши фиксируются на утках.

Рулевой узел парусника — быстросъемный. Навешивается он на кронштейн, закрепленный на транце лодки.

Мачта лодки — -трехколенная, собранная из тонкостенных дюралюминиевых труб. В верхнем и нижнем колене закрепляются скобы: сверху т- осью флюгарки, сделанной из’ велосипедной спицы, снизу — шплинтами-«булавками».

На нижнем колене мачты винтами М5 закрепляются кроме этого утки.

На картинках изображена мачта минимальных размеров, но ее возможно и удлинить посредством древесной вставки (I- = 250…300 мм) в колено мачты на глубину 150 мм.

Гик собран из двух дюралюминиевых труб, в передней его части закрепляются так именуемые «усы», охватывающие мачту и разрешающие фиксировать на ней гик. В случае если отыскать две трубы не удастся, заднюю часть гика в полной мере возможно сделать древесной — к примеру, из ели.

На ноке гика (заднем его финише) установлены два кольца: через первое и через кольцо шкотового угла грота пропускаются витки грота-шкота, образуя собственного рода мягкий талреп, благодаря которому возможно регулировать «пузо» грота, увеличивая его на полных направлениях и уменьшая на острых, и при усилении ветра. Осуществляется это перемещением стопора вверх либо вниз по грота-шкоту.

Через в три раза кольцо в задней части гика пропускается гика-шкот и закрепляется на кольцв, ноторое может вольно перемещаться по погону — металлическому тросику, растянутому от борта до борта в кормовой части лодки.

штаг и Ванты устроены фактически одинаково и являются капроновые верёвки с огонами (петлями) на финишах.

На мачте ванты фиксируются на серьге, закрепленной на мачте гайкой и болтом, а штаг — на верхней скобе.

штаг и Ванты набиваются мягкими талрепами: любой из них образован несколькими витками капронового каната, пропущенными через серьгу и нижний огон, согнутую из металлической проволоки диаметром 3…4 мм. Серьги, со своей стороны, закрепляются в трех путен-сах, привернутых к бортам и форштввню лодки, и фиксируются снизу чекой. Дабы последняя не утерялась, любая из них привязывается капроновым штертиком.

Такое крепление штага и вант разрешает за считанные секунды «разоружать» лодну: достаточно потянуть ванту либо штаг вниз и выдернуть чвку — и мачту возможно демонтировать.

На гребной лодке - под парусом!

Оснащение гребной лодки парусным оружием:
1 — мачта, 2 — нижняя скоба (пруток диаметром 8…

10 мм либо труба диаметром 12 мм), 3 — узел крепления вант, 4 — стаксель-шкоты (капроновый канат диаметром 6…8 мм), 5 — кипы стак-сель-шкотов (металлическое кольцо диаметром 40…50 мм), 6 — гик,
7 — гика-шкот (капроновый канаг диаметром 10—12 мм), 8 — рулевой узел, 9 — грот, 10 — верхняя скоба (пруток диаметром 8…

10 мм либо труба диаметром 12 мм), 11 — флюгарка, 12 — грота-фал (капроновый канат диаметром 6…8 мм), 13 — блок стаксель-фала, 14 — стаксель-фал (капроновый канат диаметром 6…8 мм), 15 — штаг, 16 — стаксель, 17 — стропа (капроновый канат диаметром 3…4 мм), 18 — утка (железная полоса сечением 2×12 мм), 19 — степс, 20 — болт М8 с барашковой гайкой и шайбой, 21 — серьга (листовой дюралюминий толщиной 2 мм), 22 — быстросъемный шплинт-булавка (металлическая проволока диаметром 1 мм), 23 — стропа (капроновый канат диаметром 3…4 мм), 24 — грота-шкот (капроновый канат диаметром 4…6 мм), 25 — уголковый стопор (дюралюминиевый «уголок» 2x25x25мм), 26 — скоба (листовой дюралюминий толщиной 2 мм), 27 — кольцо грота-шкота (металлическая проволока диаметром 3…4 мм), 28 — кольцо нока гика, 29 — погон гика-шкота (металлической трос диаметром 2—2,5 мм).

Мачта:

1 — нижнее колено мачты (дюралюминиевая труба диаметром 40×2 мм), 2 — опорный штырь (металлическая проволока диаметром 5 мм), 3 — среднее колено мачты (дюралюминиевая труба диаметром 45×2 мм), 4 — верхнее колено мачты (дюралюминиевая труба диаметром 40×2 мм).

Узел крепления ванты:

1 — ванта (металлической трос либо рояльная проволока диаметром 2…2,5 мм), 2 — коуш (бронзовая либо алюминиевая трубка), 3 — мягкий талреп (капроновый канат диаметром 4—6 мм), 4 — серьга вант-путенса (металлическая проволока диаметром 3…4 мм), 5 — страховочный штертик (капроновый канат диаметром 3—4 мм), 6 — вант-путенс (дюралюминиевый «уголок» 2,5x40x40 мм), 7 — чека (металлическая проволока диаметром О 3—4 мм).

Паруса — грот (А) и стаксель (Б):

1 — полотнище паруса (лавсановая либо капроновая ткань), 2 — упрочняющая лента (лавсановая либо капроновая тесьма шириной 15…20 мм), 3 — мачтовый карман грота, 4, 6 — швы типа «зигзаг», 5 — упрочняющая лента (капроновая либо лавсановая тесьма шириной 8…12 мм), 7 — карман стакселя (капроновая либо лавсановая лента шириной 50…60 мм), 8 — ликтрос, 9 — петля (капроновая тесьма шириной 15…20 мм), 10 — стропа (капроновый канат диаметром 3…4 мм), II —нижний огон ликтроса, 12, 13 — боуты (лавсановая либо капроновая ткань).

Гик:

1 — заднее колено гика (дюралюминиевая труба диаметром 28х1,5 мм), 2 — опорный штырь (металлическая проволока диаметром 3,5х5 мм), 3 — переднее колено гика (дюралюминиевая труба диаметром 32×1,5 мм), 4 — винты М5, 5 — накладка (дюралюминиевая полоса 4x40x110 мм).

Рулевое устройство:

1 — перо руля (листовой дюралюминий толщиной 4…6 мм), 2 —баллерная коробка (листовой дюралюминий толщиной 3…4 мм), 3 — ось пера (металлической болт Мб с шайбами и гайкой), 4 — сорлинь (капроновый канат диаметром 4…5 мм), 5 — вкладыш (листовой дюралюминий толщиной 4…6 мм), 6 — стойка (сосна), 7 — кипа сорлиня (дюралюминиевая полоса 2×12 мм), 8 — болт М5 с шайбами и гайкой, 9 — румпель (дюралюминиевая труба диаметром 18×2 мм), 10 — страховочный штертик (капроновый канат диаметром 3…4 мм), 11 — штырь (металлическая проволока диаметром 5…6 мм), 12 — кронштейн (металлическая полоса толщиной 3 мм), 13 — заклепка.

Флюгарка:

1 — полотно (капроновая ткань либо цветная полимерная Пленка), 2 — рамка (проволока ОВС диаметром 0,6… 1 мм), 3 — ось флюгарки (велосипедная спица), 4 — шайба (полиэтилен, полистирол), 5 — шайба (резина).

Схема установки такелажа.

Кипы стаксель-шкотов сделаны в виде колец, привязанных к бортам.

Рулевой узел складывается из дюралюминиевого пера, закрепленного на оси в баллер-ной коробке, согнутой из листового алюминия. К коробке приклепан вкладыш, к которому тремя винтами крепится древесная стойка с установленным на ней румпелем. Длину рычага румпеля возможно регулировать: на нем просверлено пара отверстий для крепления румпеля к стойке.

Румпель оснащен удлинителем, соединенным с рычагом эластичным шарниром. Применение удлинителя существенно облегчает управление лодкой. Для подъема рулевого пера употребляется сорлинь, вольный финиш которого задается за утку.

Паруса — это, пожалуй, самая ответственная и сложная часть оружия. Для них нужно подобрать узкую, прочную и непродуваемую ткань.

Более всего подходит лавсан массой 110…130 г/кв.м. Несколько хуже —калрон (150…180 г/кв.м). И, наконец, хуже всего хлопчатобумажная ткань массой 150…200 г/кв.м — она продувается и не держит форму при намокании.

При раскрое полотнища ткани направляться располагать параллельно нижней шкато-рине паруса. Сострачиваются они на швейной машине швом «зигзаг» с применением капроновых (№ 60/3) либо хлопчатобумажных армированных (№ 45) ниток. К передним шкаторинам парусов пристрачиваются карманы. Торцы кармана грота подгибаются и обшиваются — любой двумя отрезками тесьмы, нак это продемонстрировано на одном из картинок паруса.

Такой же тесьмой обшивается и вырез на гротв под пятку гина.

Немного выше выреза, к стыку паруса и кармана, пришивается петля из тесьмы: в ней фиксируется пятка гика, которому она не разрешает сползать вниз. Возможно закрепить гик и оттяжкой — узким капроновым шнуром с огоном на одном его финише, пропущенным в мачтового кармана до петли крепления грота-фала.

Задние и нижние шкаторины усиливаются тесьмой, углы — упрочняющими на-нладнами-боутами из той же ткани.

К шкотовым углам паруса посредством прочной тесьмы пришиваются металлические кольца.

Иарман стакселя образован полосой ткани шириной около 60 мм, в кармана пропускается ликтрос, на котором предварительно заделывается нижний огон. Верхний огон заделывается по окончании протяжки ликтроса через карман и крепится толстой капроновой нитью к боуту фалового (верхнего) угла стакселя.

Галсовый (передний нижний) его угол за вшитую в том месте петлю соединяется мягким талрепом с нижним огоном, что при постановке стакселя крепится такелажной скобой либо карабином к серьге путенса штага. Величину «пуза» стакселя возможно регулировать посредством мягкого талрепа.

Напоследок направляться подчернуть, что гребная лодка в парусном варианте ведет себя на воде кроме того лучше, чем в штатном: движется мягко и нормально, легко взбирается на волну, не забрызгивает экипаж.

Однако новичкам рекомендуется осваивать хождение под парусом вблизи

берега, на не через чур глубоком месте и при умеренном ветре. При резком его усилении направляться развернуть лодку носом к ветру (стать в левентин) и убрать паруса, начиная со стакселя.

В случае если прогулка под парусом предполагается долгой, позаботьтесь об оснащении экипажа спасательными жилетами, герметичными упаковками и непромокаемыми костюмами для продуктов и вещей, тентами для палаток и тому подобным снаряжением, применяемым любителями водного туризма.

Юрий КУЖЕЛЬ

Рандомные статьи:

Надувная лодка под парусом (версия 2)


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • На лыжах за парусом

    Желание прокатиться на лыжах «с ветерком» заставляет иногда изобретательных спортсменов выдумывать новые виды спорта: гонки на лыжах на буксире за…

  • Колеса под парусом

    В последнее десятилетие особенной популярностью у самодеятельных конструкторов пользуются моторные вездеходы на лёгких колёсах с камерами-пневматиками….

  • Парус встает на коньки

    Стоит броскому весеннему солнцу согнать снег с ледяного панциря, заковавшего реки, озера и водохранилища, как на естественных ледовых автострадах тут же…

  • На одной доске с парусом

    Непременно, парусную доску кое-кто в состоянии приобрести и в магазине. Но практически всем это не по карману. Такие точно захотят сделать ее…

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.