Город данный находится в Пермской области. Именуется — Чайковский. Летом живет простой трудовой размеренной судьбой. С наступлением же зимы начинает звучать в нем особенная музыка.
Появляется она не сходу: характерные звуки рождаются то в одном районе города, то в другом. Как будто бы музыканты пробуют собственные инструменты. Но вот приходит сутки — и грянул оркестр, и сбегаются на необыкновенный концерт окрестные обитатели.
Необычный оркестр — это команда энтузиастов аэросанной техники, люди, для которых треск моторов — лучшая в мире музыка.
Раз в год планируют они со собственными автомобилями на ставшие уже классическими соревнования — и это вправду праздник. Фестиваль технического поиска, карнавал самых различных конструкций, первый бал новых автомобилей.
Читатель не забывает: в свое время мы говорили об аэросанной столице — Кинеле под Куйбышевом. После этого — о любителях моторных саней из заполярного города Инта.
Сейчас рады появлению еще одного для того чтобы центра — города Чайковского.
на данный момент, возможно, уже и непросто установить, кто тут первым выстроил аэросани: их много, и с каждой зимний период число автомобилей возрастает.
Но- вот но человека, что сконструировал снегоходов больше всех, и, пожалуй, не только в этом городе, — назвать возможно с уверенностью: Михаил Игнатьевич Псарев, создатель целой серии винтомоторных саней, которым кроме того было нужно присваивать собственные индексы: ПМ-1, ПМ-2, ПМ-3 и без того потом; на соревнованиях этого года Михаил Игнатьевич выступал на собственной последней модели — ПМ-6. Но, слово «последняя» в этом случае никак не подходит: на очереди у М. И. Псарева — сани-амфибия.
Казалось бы, для чего одному человеку столько автомобилей? Оказалась, трудится — и достаточно! Но в том-то и дело, что для настоящего энтузиаста технического творчества машина занимательна не сама по себе, а как следствие ответа конкретной конструкторской задачи.
ПМ-5: легкие аэросани М. И. Псарева
Появляется идея — и прощай, ветхая конструкция: ее подробности необходимы для очередной работы.
Любая из автомобилей серии ПМ — определенный этап на пути технического поиска, что вот уже много лет с неослабевающим увлечением ведет М. И. Псарев.
Аэросани с несущим корпусом и рамной конструкции, закрытые и открытые, одно- и двухместные, с винтом на валу и с клиноременной передачей, с лыжами древесными и железными, с подачей горючего самотеком и с бензонасосом, без редуктора и с редуктором… Задумал — сделал» задумался — также сделал. Постройка, опробования, новые и анализ недостатков планы, и новый вариант.
Особенное направление творчества М. И. Псарева — двигатели: для аэросаней нужен собственный, но каким он должен быть? И через руки конструктора проходят большинство имеющихся и дешёвых: веломотор Д-5 и лодочные, тракторный пускач ПД-10 и целое семейство мотоциклетных — «Планета-3», Иж-49, М-72, «Юпитер-4». II еще неизвестно, что больше отнимает времени и сил — постройка саней либо создание двигателя для них.
Убрать кое-какие шестерни из коробки передач, отлить картер, выточить вал под винт, поменять цилиндры, сконструировать редуктор, подобрать коленвал, проточить, отфрезеровать, запрессовать…
Похоже, что начинается новая серия марок ПМ, лишь сейчас моторная: Михаил Игнатьевич отправил в редакцию описание выстроенного им многоцелевого двигателя ПМ-7. И тут он остался верен собственному принципу все проверить на практике. Для опробования двигателя он сооружает… стенд? Нет, аэросани.
К тому же какие конкретно! В письме он только упоминает о них в связи с двигателем. По взглянуть на их рисунок и схему — разве похоже это па запасного конструкцию? Законченное, уникальное ответ, в полной мере заслуживающее собственной марки — ПМ-5.
И в первую очередь рама, база баз конструкции любой автомобили, в случае если ее корпус не несущий.
Потому, что аэросани вспоминали все-таки как испытательные для мотора, схема должна была быть максимально простой. Из этого трехлыжный вариант, никакого кузова — только маленький передок-обтекатель из фанеры и ветровое стекло над ним. За открытость и эту лёгкость всей конструкции создатель и назвал ее аэронартами.
Но раз нет кузова, должна быть рама.
В большинстве случаев в этих обстоятельствах из железных профилей, труб либо древесных брусков монтируют прямоугольное либо треугольное основание, на которое крепится все другое.
М. И. Писарев — пожалуй, в первый раз для аэросаней, — применил хребтовую раму. Для нее использована дюралюминиевая труба громадного диаметра — 125X2,5 мм, давшая в один момент выигрыш в весе и прочность и необходимую жёсткость всей конструкции.
Навеска узлов и деталей на такую раму применена кроме этого предельно несложная, но и надежная, — посредством хомутов из широкой полосы, к которой при необходимости приваривались вспомогательные элементы крепления: втулки, поперечины, ушки под болтовые соединения. Примечательно, что при всех других выигрышах рама-труба имеет и еще одно, дополнительное функциональное преимущество, которое не реализовано автором конструкции, но заложено в схеме: будучи герметизированной по торцам, ока может служить вместительнейшим бензобаком на случай дальних поездок.
Для этого спереди через обтекатель и колпак фары встраивается заливная горловина, а позади — бензопровод к мотору.
Аэронарты:
1 — рулевая лыжа, 2 — вилка, 3 — колпак фары, 4 — передний хомут, 5 — обтекатель, 6 — мотоциклетный руль, 7 — сиденье-багажник, 8 — полножка, 9 — резиновые амортизаторы, 10 — магнето, 11 — ограждение винта, 12 — шкив для запуска двигателя, — глушитель (на виде сбоку не продемонстрирован).
Пунктиром продемонстрированы: спереди — заливная горловина для варианта «труба — бак»; позади — бензопровод.
Все три лыжи имеют амортизацию из двухполосных рессор. Долгая практика продемонстрировала, что в полной мере подходящим материалом для лыж есть березовая доска толщиной 20—25 мм; для улучшения скольжения подошва оклеивается полиэтиленом, а для увеличения управляемости на каждой лыже снизу устанавливаются подрезы из уголка.
Передняя лыжа поворотная; она крепится на вилку от переднего колеса велосипеда, забранную вместе с рулевой втулкой, привариваемой к заглушке переднего хомута. Поперечная балка из металлической трубы, на которую крепятся задние лыжи, в один момент есть опорой подмоторной рамы. На последнюю, со своей стороны, крепится кронштейн ограждения винта. Целый данный узел посредством двух хомутов соединен с хребтовой рамой.
Двигатель мощностью 25 л. с. — собственной конструкции, изготовлен из узлов и деталей мотоциклетного мотора «Юпитер-4» и лодочного — «Привет», с карбюратором К-36Ж и двухискровым магнето КАТЭК М135. На валу двигателя установлен шкив для запуска и винт O 1060 мм с шагом 540 мм.
Носовой обтекатель из листового материала на уголковом каркасе с усиливающими косынками по углам укреплен на переднем и первом среднем хомутах.
Снизу выходит рулевая колонка, соединенная тягой с поворотным рычагом вилки. Сверху установлен на заклепках ветрозащитный козырек со стеклом на резиновых уплотнителях.
Сиденье водителя — ящичного типа, из фанеры толщиной 6 мм, скрепленной дюралюминиевыми уголками; сверху — мягкая подушка. Снизу коробки крепятся две древесные подножки из доски толщиной 20 мм.
В передней и задней стенках ящик имеет отверстия O 125 мм, благодаря которым он надевается на трубу-раму и подножками крепится к поперечинам, приваренным к средним хомутам. Верхняя крышка сиденья вместе с подушкой поднимается, и ящик может попутно являться небольшим багажником.
Благодаря простоте и взаимной завязке крепежных узлов кроме этого взят выигрыш в весе.
Аэронарты оказались эстетически приятными на вид, практичными, легкими — всего 75 кг. На соревнованиях они развили скорость до 70 км/ч, уступив только аэросаням с двигателями от «мотоцикла» и Волги «Урал».
Б.
РЕВСКИЙ
Рандомные статьи:
КВН 2010 — Высшая лига — 1/4 финала — Якутск — Свитер
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
«Победа» на лыжах и с пропеллером
Бесконечны российские просторы, но зимой их заснеженная необъятность становилась непроезжей фактически для всех транспортных средств. Как раз исходя из…
-
Воздушный винт, либо, как говорили на заре авиации, пропеллер переживает сейчас собственный второе рождение. Обстоятельство тому— появление дельталетов и…
-
Интерес к аэросаням как личному средству передвижения по спортивному типу и зимнему бездорожью моторной техники проявлялся в далеком прошлом. Но столь…
-
С юных лет увлекался техникой и, как большая часть мальчишек, грезил быть летчиком. Но, как и многие, по многим причинам им не стал, а купил…