Грузовой тандем

Как и многие читатели «Моделиста-конструктора», в свободное время увлекаюсь изготовлением и проектированием самодельной техники — исходя из этого с особенным интересом просматриваю в издании материалы о механизмах и машинах, созданных умельцами.
Для вспашки, боронования, культивации почвы на приусадебном участке сделал электролебедку, к которой прицепляю либо плуг, либо культиватор, либо борону. Ее эксплуатирую уже лет десять.

Недавно выстроил самоходное грузовое транспортное средство — спарку из одноосного мототягача и также одноосной тележки, в кузове которой перевожу разные грузы (среди них и электролебедку) Конструкцию спарки предлагаю читателям издания для ознакомления А она — не совсем простая. Такие компоновочные схемы практически не используются в транспортной технике, но частенько употребляются в строительных автомобилях (скреперы, грейдер-элеваторы, пневмокатки и др.).

Скорость у этих автомобилей низкая, а вот «тяговитость» и маневренность кроме того с колесами громадного диаметра и при больших габаритах — завидные.

Мини-грузовичок с виду напоминает мотоблок с прицепной грузовой тележкой: у него также мотоциклетный двигатель, нет кабины.

Но в случае если подробнее разобраться в его схеме, то она схожа с схемой трактора Т-150 либо К-700 «Кировец».

У грузовичка такая же «ломающаяся» рама, а правильнее две сочлененные полурамы, сиденья на передней полураме (а не на прицепе, как у мотоблока), да и руль-«баранка» — как у колесного трактора (либо автомобиля), а не два рычага, как у мотоблока.

Сейчас о конструкции подробнее.

База мототягача — рама, складывающаяся из двух, шарнирно соединенных между собой полурам: передней (самого мотоблока) и задней (тележечной) На передней полураме смонтированы силовой агрегат, трансмиссия и два пассажира и сиденья водителя, а правильнее ассистента-грузчика.

Передняя полурама — пространственная, складывающаяся из двух частей: верхней и нижней.

Но она не сложная Верхняя часть — это дуплексный лонжерон, складывающийся из двух продольных элементов, выполненных из швеллера № 5 и объединенных между собой несколькими перемычками из металлического уголка 40×40 мм. Задние финиши дуплексного лонжерона приварены к верхней полуобойме, а передние финиши — к мотораме.

Нижняя часть передней полурамы сделана из круглой трубы диаметром 30 мм в виде дуги, огибающей нижнюю обойму подшипника поворотного шарнира, к которой она и приварена.

Передние финиши лучей дуги прикреплены винтами М10 к ушкам обойм подшипников полуосей.

Между задними финишами элементов лонжерона и сходящимися лучами дуги установлен шарнирный узел с двумя парами радиальных подшипников качения 80208. Данный узел подсмотрел в издании «Моделист-конструктор» (к сожалению, не помню, в каком как раз номере, да это и не имеет значения — все равно его модернизировал). Он владеет возможностью поворачиваться как довольно вертикальной оси, так и горизонтальной.

А это, со своей стороны, исключает зависание колес и сокращает кручение рамы. По окончании установки узла на место верхнюю и нижнюю части полурамы (лонжерон и дугу) передней полурамы скрепил двумя прикрученными болтами подкосами из металлических труб диаметром 20 мм со сплющенными финишами. На них же позднее смонтировал рукоятку переключения передач.

Задняя полурама — это в первую очередь межколесная балка тележки и приваренное к ее середине перпендикулярно дышло Обе подробности выполнены из трубы диаметром 60 мм, а их соединение усилено подкосами из металлического уголка 30×30 мм. В передний финиш дышла вварен палец, выточенный из металлического круга диаметром 60 мм. Палец вставляется в поворотный шарнир, соединяющий обе полурамы. Тут же сбоку к дышлу приварен поворотный рычаг (выполнен из уголка 40×40), подкрепленный таким же подкосом.

Мини-грузовик с ломающейся рамой — спарка мототягача и грузовой тележки:
1 — моторама (уголок № 4), 2 — двигатель УД-1, 3 — глушитель, 4 — бензобак; 5 — руль, 6 — сиденье (автобусное, 2 шт); 7 — короб кузова (металлической лист s1), 8 — борта кузова (доска, s20), 9 — колесо тележки (автомобильное, R13, 2 шт), 10 — подкос дышла; 11 — шарнир; 12 — дуга передней полурамы, 13 — лонжерон передней полурамы, 14 — дуги передней и подкос лонжерона полурамы (труба O 20, 2 шт); 15 — передний ведущий мост (от комбайна «Нива», доработанный), 16 — трансмиссия (клиноременная передача), 17 — коробка перемены передач в блоке со сцеплением; 18 — тормозной механизм, 19 — переднее ведущее колесо (автомобильное 205 R14, 2 шт), 20 — дышло, 21 — балка моста тележки; 22 — дно кузова (доска s20); 23 — бруски крепления кузова к балке (брус 60×40, 3 шт.), 24 — задний съемный борг, 25 — скоба крепления кузова к балке (сталь, полоса 30×5, 2 шт.); 26 — подкос бортов кузова (уголок 30×30, 2 шт.), 27 — крепление кузова к балке (болт М12, 4 шт.), 28 — дужка заднего борта (труба O 16); 29 — втулка для дужки (труба O 22×2, 2 шт.), 30 —фиксатор заднего борта (гвоздь, 2 шт.).

Схема шасси:
1 — передний ведущий мосте основной передачей, полуосями и дифференциалом, 2 — коробка перемены передач, 3 — корзина сцепления; 4 — шкив-маховик; 5 — переднее ведущее колесо (2 шт); 6 — рулевой механизм с сошкой, 7 — рулевая тяга (труба O 30), 8 — наконечник рулевой тяги (от автомобиля «Жигули»); 9 — поворотный рычаг (уголок 40×40); 10 — подкос поворотного рычага (уголок 40×40), 11 — балка заднего моста (труба O 60); 12 — заднее колесо (2 шт.), 13 — подкос дышла задней полурамы (уголок 30×30, 2 шт.), 14 — дышло задней полурамы, 15 — шарнирный узел, 16 — дышло — верхняя часть передней полурамы (швеллер № 5, 2 шт.), 17 — дуга — нижняя часть передней полурамы (труба O 30).

Компоновка мини-грузовика.


Шарнирный узел.

Грузовой тандем

Поверенный шарнир:
1 — палец (сталь, круг O 60), 2 — дышло задней полурамы (труба O 60), 3 — подшипник 80208 (4 шт.), 4 — корпус подшипников шарнира (сталь, круг O 100), 5 — лонжерон передней полурамы (швеллер № 5, 2 шт), 6 — верхняя полуобойма (сталь, круг 100), 7 — верхняя вертикальная ось шарнира (сталь, круг 50), 8 — предохранительная шайба (сталь, лист s3), 9 — гайка M28, 10 — шплинг, 11 — упорная шайба (сталь, лист s3), 12 — нижняя (вертикальная) ось (сталь, круг 50), 13 — нижняя полуобойма (сталь, круг 100), 14 — дуга передней полурамы (труба O 30), 15 — стяжка (металлическая полоса 15×3, 2 шт.).

Переделка ведущего (переднего) моста от комбайна:
1 — картер основной дифференциала и передачи; 2 — основная передача с дифференциалом, 3 — полуось (укороченная, 2 шт), 4 — чулок моста (укороченный, 2 шт); 5 — обойма подшипника (самодельная, 2 шт.); 6 — ступица колеса (отрезана, просверлена и насажена на полуось); 7 — шпонка (12 шт), 8 — подшипник полуоси (2 шт.), 9 — манжета (2 шт); 10 — стопорная шайба (2 шт); 11 — ушко для крепления луча дуги нижней части передней полурамы (сталь, лист s5, 2 шт).

Двигатель на мототягаче — УД-1, но возможно применить и второй, причем выбор достаточно широкий. Лишь вот силовой агрегат мощностью более шести-семи лошадиных сил применять вряд ли целесообразно. Кроме того четырехсильный УД-1 способен обеспечить перевозку около 500 кг груза со скоростью до тридцати километров/ч.

При большей же нагрузке при трогании с места происходит пробуксовка ведущих колес, а при более высокой скорости наблюдения — вибрации и сильная тряска из-за отсутствия амортизации Оборудование же тележки и тягача мягкой подвеской через чур бы усложнило конструкцию.

Двигатель оснащен совокупностью принудительного воздушного охлаждения Смонтирован он на мотораме прямо над передним ведущим мостом и имеет возможность при необходимости сдвигаться в продольном (по ходу тягача) направлении для натяжения ремня клиноременной передачи трансмиссии с отношением 1:3 на участке от шкива выходного вала двигателя до маховика коробки перемены передач (КПП).

Моторама же двигателя представляет собой две пары уголков № 4 Уголки первой пары длиной по 500 мм приварил к мосту продольно на расстоянии 400 мм друг от друга полками вверх, причем левый уголок — на подкосных стойках. Другую несколько уголков прикрепил конкретно к двигателю, но полками вниз и поперечно ходу тягача.

Поставив верхнюю несколько уголков вместе с двигателем на нижние уголки и совместив маховика вращения и плоскости шкива, в местах пересечений уголков просверлил сквозные отверстия диаметром 10,5 мм под крепежные болты. Затем в полках нижних уголков отверстия разделал под пазы длиной 50 мм. Вместо таковой передвижки мотора в полной мере вероятно и использование натяжного ролика приводного ремня.

Ведущий передний мост (с дифференциалом и главной передачей) в блоке с КПП применял от списанного комбайна У КПП была выработана шейка первичного вала в месте посадки маховика Ко мне я наклеил на эпоксидном связующем железную фольгу и напрессовал маховик в сборе со сцеплением, предварительно одев выжимную муфту.

КПП имеет три передачи для перемещения вперед и одну — заднего хода Рукоятка переключения передач с кулисой — самодельные Проводка от рукоятки до КПП — твёрдая рычагами и тягами.

Передачей заднего хода пользуюсь редко — сочлененная и ломающаяся конструкция рамы делает мототягач весьма маневренным и разрешает ему разворачиваться фактически на месте — около оси сцепного шарнира.

Маховик в моей конструкции использован от сенокосилки — он меньше по диаметру, чем штатный.

При неимении и для того чтобы маховик возможно сделать сборным из колесной ступицы отдельного шкива и подходящего диаметра В упрощенном же варианте возможно обойтись совсем без сцепления и маховика, посадив ведомый шкив жестко на первичный вал КПП, а сцепление осуществлять трансформацией натяжения приводного клинового ремня посредством вышеупомянутого ролика.

Ведущий мост также подвергся переделке Его заводская ширина составляла около трех метров Во-первых, удалил за ненадобностью колесные редукторы и укоротил чулки с полуосями В торцы обрезанных чулков запрессовал обоймы с сальниками и подшипником От полуосей отрезал фланцы и укоротил Фланцы же снова насадил на полуоси, соединив сейчас эти подробности шпонкой.

Кузов тележки ступенчатый либо, вернее сообщить, уступчатый Главный короб — нижний — расположен между задними колесами Он выполнен из металлического страницы толщиной 1 мм, а его дно — из доски-«тридцатки» А дополнительные борта (они древесные) устроены над колесами, а потому делают еще функцию крыльев, заодно увеличивая вместимость груза Соединения кузовных подробностей (древесных и из листовой стали) выполнены по большей части на гвоздях, а где нужно — с применением железных полос Дно опирается на заднюю полураму (балку, подкосы и дышло) и прикрепляется к балке шарнирно посредством двух скоб.

У кузова съемный задний борт, а сам кузов может саморазгружаться за счет смещения назад центра массы груза.

Погрузочная высота всего 350 мм.

Рулевое управление: «баранку», вал, червячный редуктор применял от автомобиля «Запорожец» ЗАЗ-966. Единственная рулевая тяга соединяет сошку редуктора с поворотным рычагом, приваренным к концу дышла (а правильнее — к подкосу) задней полурамы.

Сама тяга выполнена из водопроводной трубы диаметром 20 мм, а наконечники забраны от автомобиля «Жигули» Тормоз приводится в воздействие от рукоятки, а газ и «сцепление» — от педалей, как у машин Согласиться, переключения скоростей и проводки сцепления сверхсложные. Их упрощение — моя очередная задача, а потому не буду обрисовывать существующие.

Два помощника (и сиденья водителя), забранные из салона списанного автобуса, смонтированы на неспециализированном подрамнике на передней полураме Под ногами устроен древесный пол.

В. ПАСОВЕЦ, г. Пинск, Беларусь

Рандомные статьи:

Я КУПИЛ АВТОПОЕЗД КАМАЗ!!! Тест-драйв КАМАЗ 4308 с прицепом. #1.


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Грузовой мини-мокик

    Я давешний почитатель издания «Моделист-конструктор» и выписывал его много лет подряд. Позже в связи с денежными трудностями было нужно себе в этом…

  • Грузовой для легкового

    Потребность в грузовом прицепе появляется иногда, в то время, когда нужно перевезти не влезающий в салон автомобиля либо пачкающий груз на большие…

  • Тандем — велосипед для двоих

    Много лет я являюсь постоянным подписчиком «М-К» и нахожу в нем большое количество для себя занимательного и нужного. Надеюсь, что и мой опыт понадобится…

  • Тандем для двоих, троих, четверых

    За базу мы забрали дорожный велосипед (с «женской» рамой), установили на него продольную балку из двух алюминиевых профилей-уголков и закрепили на балке…

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.