Полный «квадр»

Воображаем квадроцикл отечественного постоянного автора С. Плетнёва из города Очёр Пермского края. Очередная выстроенная им машина говорит о возросших профессиональных навыках и конструкторском уровне её создателя. Но, судите сами…

Минул год с той поры, в то время, когда выехав из гаража, опробовал собственный первый квадроцикл с задними ведущими колёсами (см. «М-К» № 6 за 2010 г.). И вот пришла идея: а не сделать ли сейчас полноприводной АТV (от англ. All Terrain Vehicle — вездеход; такое интернациональное обозначение взяли подобные автомобили).

К счастью, сейчас подвернулся клиент на багги (см. «М-К» № 1 за2010 г.), и вырученные деньги пошли на реализацию нового проекта.

Год труда по 3 — 4 часа по окончании работы и в выходные — и новая машина готовьсяк опробованиям, остались только маленькие (и я бы сказалприятные) доработки: подключение светового оборудования, установка замка зажигания, зеркал заднего прочие мелочи и вида.

Силовым агрегатом для моего квадроцикла стал мотор от автомобиля«Ока» — 32-сильный, двухцилиндровый, четырёхтактный, жидкостного охлаждения. И в случае если для автомобиля его мощности довольно часто появилось мало, то для квадроцикпа должно было хватить с лихвой.

Рама автомобили — пространственная, сварная. Главные её элементы (две пары лонжеронов: верхняя и нижняя) выполнены из круглых труб типа ВГП-25 (водогазопроводных диаметром 25 мм с толщиной стены 3,2 мм), вспомогательные (подкосы, поперечины и пр.) — из ВГТ-20. Лонжероны — гнутые: нижние в горизонтальной плоскости, верхние — в вертикальной.

Изгибал трубы на трубогибе, «на холодную». Проушины (пары ушек) для амортизаторов подвески и крепления рычагов приваривал к раме сходу, а разные кронштейны — по мере агрегатов и монтажа узлов (по «месту»).

Полный «квадр»

Квадроцикл-вездеход:

1 — переднее колесо (от автомобиля «Шевроле-Нива», 2 шт.);

2 -— двигатель (от автомобиля «Ока»);

3 — трансмиссия привода передних колёс;

4 — коробка перемены передач (от автомобиля «Ока»);

5 — трансмиссия привода задних колёс;

6 — рама;

7 — заднее колесо (от автомобиля «Шевроле-Нива»,2 шт.);

8 — топливный бак (20-литровая канистра);

9 — задний багажник;

10 —глушитель;

11 —спинной упор пассажира (подголовник от автомобиля «Ока»);

12 — седло;

13 — корзина сцепления (от автомобиля «Ока»);

14 — рычаг фиксации передач;

15 — обвес (стеклопластик);

16 — руль (от мотоцикла «Урал»);

17 — щиток устройств (от автомобиля «Ока»);

18 — передний багажник


Трансмиссия вездехода — необычная. Не смотря на то, что машина полноприводная, но раздаточной коробки в ней нет. Как мы знаем, в «Оке» двигатель расположен поперёк, а на квадроцикле он установлен на протяжении. Это разрешило направить выходные валы из коробки перемены передач (КПП) не на правое и левое колесо (как в автомобиле), а на передний и задний мосты.

Вот лишь сам силовой агрегат, сблокированный с «корзиной» сцепления и КПП, было нужно переместить довольно продольнойплоскости симметрии мало влево, дабы уменьшить горизонтальный угол продольных шарнирных валов трансмиссии. Ну а их вертикальные углы были наряду с этим малыми.


Скомпонована трансмиссия из агрегатов разных отечественных машин, по большей части «вазовских» моделей. Но и готовые промышленные агрегаты также было нужно дорабатывать. К примеру, из КПП (от «Оки») для обеспечения оптимальной (уменьшенной) повышения и скорости крутящего момента удалил основную зубчатую несколько и заменил её на цепную передачу.

Шток переключения передач также сделал второй — удлинённый, с выпусками на обе стороны КПП. Шток может фиксироваться в трёх положениях: для включения 1-й и 2-й передач, 3-й и 4-й и задней. Рычаг выбора этих положений находится с правой стороны, а рычаг переключения скоростей — с левой.

Межколёсные редукторы — от задних мостов вазовской «классики», лишь их полуоси вместе с «чулками» удалены и заменены на валы со ШРУСами от переднеприводных моделей. ШРУСы в качестве шарниров использованы и в остальных промежуточных валах трасмиссии.

Кинематическая схема трансмиссии квадро-цикла-вездехода:

1 — мотор (от автомобиля «Ока»);

2 — сцепление (от автомобиля «Ока»);

3 — коробка перемены передач;

4 — ШРУС (от автомобиля ВАЗ-2108, 12 шт);

5 — редуктор основной передачи с дифференциалом (от ВАЗ-2105, 2 шт.);

6 — вал (от автомобиля ВАЗ-2108, 6 шт.);

7 — колесо (от автомобиля «Шевроле-Нива»)


блокировки дифференциалов и Пониженных передач нет.

Рулевое управление — мотоциклетного типа (вал и рычаг) вверху и автомобильного типа (с рулевыми тягами) — внизу, лишь упрощённое, без рулевого механизма, с одной сошкой. Руль сперва применял от мотоцикла «Минск», с диаметром трубы 22 мм, но он был мало тонковат. Позднее отыскал и поставил от мотоцикла «Урал». Рулевой вал — из трубы диаметром 20 мм и толщиной стены 2,8 мм. На нижнем финише он имеет ограничитель хода.

Внизу вал опирается на упорный подшипник, а в срединной части поворачивается в разъёмном капроновом кронштейне-втулке.

Сошка изготовлена из металлического страницы толщиной 8 мм по форме, напоминающей букву «Т». У края «стойки» выполнено отверстие диаметром 20 мм — в него засунут и приварен рулевой вал, а в ушках — конические отверстия под шаровые наконечники рулевых тяг. Эти отверстия усилены подходящими приваренными шайбами.

Ушки сошки мало загнуты вниз, дабы они были практически параллельны тягам.

Колёса — 15-дюймовые, от автомобиля «Шевроле-Нива». Шины с соответствующим посадочным диаметром размерами 205/70 (ширина/ высота в процентах от ширины) с внедорожным рисунком протектора. Диаметр обкатки колеса — около 660 мм.

Рама квадрцикла:

1 — нижний лонжерон (труба d25x3,2,2 шт.);

2 — верхний лонжерон (труба d25x3,2,2 шт.);

3 — стойка (труба d25x3,2, 2 шт.);

4 — опора заднего верхнего рычага подвески (труба d25x3,2,2 шт.);

5 — задний подкос (труба d20x2,8, 2 шт.);

6 — опора переднего верхнего рычага подвески (труба d25x3,2, 2 шт.);

7 — передний подкос (труба d20x2,8, 2 шт.);

8 — верхняя опора переднего амортизатора (уголок 35×35);

9 — стойка верхней опоры переднего амортизатора (лист s5, 2 шт.);

10 — передняя опорная стойка крепления двигателя (лист s3, 2 шт.);

11 — задняя опорная стойка крепления двигателя (лист s3,2 шт.);

12 — амортизаторов крепления подвесок и проушины рычагов (лист s5, 18 пар);

13 — кронштейн крепления седла (лист s3, 2 шт.);

14 — верхняя поперечная сообщение (труба d20x2,8);

15 — нижняя поперечная сообщение (труба d20x2,8,2 шт.);

16 — опора радиатора (труба d25x3,2 разрезанная на протяжении пополам, 2 шт.);

17 — передняя консоль подножек (труба d20x2);

18 — задняя консоль подножек (труба d20x2);

19 — сообщение задней консолей и передней подножек (труба d20x2);

20 — поперечина подножки (лист s5, 4 шт.);

21 — ушко крепления стеклопластикового обвеса (лист s5, набор)


Подвески колёс — свободные, на двух треугольных поперечных рычагах каждое (верхнем и нижнем) с амортизаторами от автомобиля «Ока» (передними). Рычаги сварены из круглых труб типа ВГП-20. Упругие элементы (пружины) и амортизаторы — от автомобиля «Ока» (задние).

В колёсные финиши передних рычагов вварены ступицы колёс и поворотные кулаки — от автомобиля ВАЗ-2109. И те и другие было нужно доработать. В ступицах установил шпильки под колёса от «Нивы», а в передних кулаках — самодельные поворотные рычаги.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Direct.insertInto(144860, yandex_ad2, { ad_format: direct, font_size: 0.9, type: horizontal, border_type: ad, limit: 2, title_font_size: 2, links_underline: false, site_bg_color: FFFFFF, header_bg_color: 000000, border_color: CCCCCC, title_color: FF0000, url_color: 000000, text_color: 000000, hover_color: CC0000, no_sitelinks: true }); }); t = d.getElementsByTagName(script)[0]; s = d.createElement(script); s.src = //an.yandex.ru/system/context.js; s.type = text/javascript; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(window, document, yandex_context_callbacks);

Глушитель — самодельный, двухсекционный. Для защиты от температурного коробления обвеса прикрыл его дистанционной крышкой, а входной патрубок изолировал асбестом.


Обвес квадроцикла — стеклопластиковый. Выклеивал его в первый раз, а потому сперва изучил советы по исполнению соответствующих работ. Но как выяснилось — процесс данный кропотливый, не смотря на то, что итог того стоит.

Рычаги подвески колёс

(а — верхний рычаг передней подвески; б — нижний рычаг передней подвески; в — нижний рычаг задней подвески; г — верхний рычаг задней подвески; все подробности, не считая отмеченных очень, выполнены из трубы ВГТ-20):

1 — луч (2 шт.);

2 — поперечина;

3 — втулка (труба d37x32, 2 шт.);

4 — проушина крепления амортизатора (сталь, лист s3);

5 — шаровой шарнир (от рулевой тяги автомобиля «Жигули»)

Сперва изготовил из металлической квадратной трубы сечением 10x10x1 мм требуемые контуры обвеса. Благо эта труба легко гнётся кроме того руками через колено. Контур приварил к раме посредством перемычек из данной же трубы, в местах, где позже (по окончании выклейки обвеса), возможно было бы легко «прихватки» спилить. После этого изогнул из оргалита (древесно-волокнистой плиты) «крылья» и зафиксировал их саморезами к перемычкам и контуру.

В том месте, где изгиб получался крутой, крепил отдельные полосы из того же оргалита. Передок выводил пе-нополистиролом, купленным в хозяйственном магазине. Возможно было применять пенопласт либо ту же монтажную пену, но пенополистирол был более подходящим материалом — прекрасно режется острым узким ножом.

Отдельные элементы из него клеил в неспециализированную конструкцию на монтажной пене.

Рулевая колонка в сборе:

1 — рулевой вал (труба d20x2,8);

2 — пластина подсоединения руля (сталь, лист s6);

3 — подкос пластины (сталь, лист s6, 2 шт.);

4 — разъёмный кронштейн-втулка рулевого вала (капрон, лист s18);

5 — опорная шайба (сталь, лист s6, 2 шт.);

6 — сошка (сталь, страницы 18);

7 — ограничитель хода руля (сталь, лист s6);

8 — корпус подшипника;

9 — упорный наконечник (сталь, круг 15);

10 — упорный подшипник


Фальшбак — сложной формы. Выгнуть его из оргалита не представлялось вероятным. Исходя из этого, замотав двигатель полиэтиленовой пленкой, начал заполнять слоями монтажной пены предназначенное для него место. По окончании каждого слоя — необходимая сушка, в противном случае толстый количество пены может не просохнуть в.

Заполнял , пока слои не вышли за пределы контура. Наконец по окончании полного подсыхания пены стал ножом выводить нужную форму. Грани заглаживал крупнозернистой наждачной бумагой.

Под приборный щиток отправилась в движение часть приборной панели «Оки». Закреплял её на болванке также посредством монтажной пены. Посколькупена крупнопористая, поры заполнял гипсом и после этого обрабатывал. В то время, когда форма болванки начала отвечать задуманному дизайну и её поверхность стала более-менее ровной, покрыл заготовку краской ПФ-115.

Потому, что я не планировал изготавливать по дураку матрицу для выклейки обвеса, а сходу выклеивал по нему обвес с последующей доводкой поверхности до совершенного состояния, то шпаклевание покраской и гипсом дурака возможно было бы пренебречь.

Итак, дурак готов и дабы выклеить качественное изделие, потребовалось: 10 кг эпоксидной смолы, 1 кг пластификатора к ней и 1 кг отверди-теля, 15 погонных метров нетолстой стеклоткани, 5 м стекломата, кисти, перчатки. Весьма нужно трудиться в средствах, защищающих дыхание. И чем они дороже, тем надёжнее.

А вот опыт, как известо, не приобретёшь, исходя из этого набирался его в ходе работы.

В качестве разделительного слоя между изделием и болваном применял прозрачный скотч. Шепетильно, без пропусков, обклеил его полосами целый дурак. Ушло всего 1,5 рулона широкого скотча.

Разводил смолу по 200 — 300 граммов с пластификатором и отвердителем. Использовал шприцы и мерные стаканчики, что не очень-то комфортно. Перед этим нарезал полосы стеклоткани такими размерами, дабы на ровных поверхностях ложились громадные полотна, а на неровностях отрезки ткани смогли их повторить, не сделав складок.

К слову, стеклоткань в меру тянется по диагонали переплетений, «обтекая» нужную форму.

Сперва намазывал близко эпоксидной смолой один участок дурака, накладывал на него стеклоткань и сверху пропитывал опять смолой. Соседний кусок ткани клеил по той же технологии с перехлёстом 3 — 5 см. Трудиться было нужно споро — смола схватывается достаточно скоро, и чем выше её температура, тем стремительнее.

Да, ещё смолу чуть-чуть подогревал около замечательной лампы освещения для лучшей текучести.

По окончании обкпейки дурака стеклотканью в один слой, начал обклеивать его стекломатом. Стекломат достался мне достаточно толстый, и им выяснилось прекрасно набирать толщину изделия. Но он не облегает неровности, исходя из этого применял его лишь на ровных (либо с некрутым прогибом) поверхностях и без перехлёста. Пропитка смолой осуществлялась равно как и при работе со стеклотканью. Лишь направляться учесть, что смолы для пропитки стекпомата уходит довольно много, исходя из этого разводить её необходимо побольше.

Неровные поверхности по окончании наклейки стекпомата проклеивал в пара слоёв тканью. Любой последующий слой накладывал по окончании того, как мало схватится прошлый, дабы не утекала смола. А потому, что процесс выклейки обвеса занял несколько сутки, приходилось по окончании дней перерыва «шершавить» поверхность большой наждачной бумагой и обезжиривать — так как смола за это время отверждается всецело.

Последние слои поверх мата снова покрывал стеклотканью, а также не одним слоем.

Багажники:

а — передний; б — задний

Так как поверхность мне нужна была, как говорится, чем ровнее, тем лучше, а опыта было мало, то ямки и провалы однако оставались — заливал их где одной смолой, а где и с наложением кусочков стеклоткани. Смолы мало не хватило. Докупал уже в хозмаге, в коробочках.

Трудиться с ней понравилось мне больше, потому, что уже расфасована, и оставалось только смешать компоненты. И сохла она поскорее, чем купленная на компании.

По окончании полного подсыхания выклеенного обвеса сделал в нём пропилы, поделив изделие на три части: задок и задние крылья, фальшбак с подсиденьем, передние передок и крылья. С опаской, легко поддев и оттягивая руками с подковыриванием, отделил изделие по частям без особенных упрочнений от дурака.

Сейчас, сняв части, начал обрабатывать их по отдельности, доводя до нужного результата. В общем, обычные подготовительные и покрасочные работы по «всей» технологии: сперва неотёсанная шлифовка со снятием громадных стеклоткани и выпуклостей смолы; после этого кропотливое заделывание шпаклевкой со стекловолокном углублений; потом шлифовка наружной поверхности и грунтовка с пластификатором. В заключении — покраска «металликом» и покрытие лаком с пластификатором.

Дурак также бережно срезал и положил в дальний угол — на всякий случай. Обвес прикрепил к намерено сделанным и приваренным «по месту» креплениям на раме.

В завершение сварил из тонкостенных металлических труб наружным диаметром 20 мм передний и задний багажники, а в дополнение к ним — и «кенгурятники», заменяющие бамперы.

Главные эти квадроцикла:

Масса, кг…………………………………………430

Протяженность, мм………………………………………2300

Ширина, мм

(по наружным боковинам шин)………1250

Высота, мм:

по рулю……………………………………….1250

по седлу………………………………………..900

Дорожный просвет, мм…………………….300

База, мм…………………………………………1430

Колея, мм………………………………………1045

Большая скорость, км/ч…………….65


С. ПЛЕТНЁВ, г. Очёр, Пермский край

Рандомные статьи:

Квадроцикл из оки.Полный привод.


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Трактор с комфортом автомобиля

    Я давешний поклонник издания «Моделист-конструктор». Еще в собственные школьные годы занимался авиа- и ракетомоделизмом, изготавливал воздушные змеи….

  • И «малыш» борозды не портит

    Я давешний почитатель издания Моделист-конструктор. В статьях о самодельной технике нахожу большое количество нужного для себя, а главноеповышается…

  • Полевая машина

    Мечта-идея сделать автомобиль, кроме того простой, типа багги, показалась ещё в юношеские годытогда, в то время, когда автомобили были в громадном…

  • Мотоцикл о четырёх колёсах

    Задумка выстроить квадроцикл (четырёхколёсный мотоцикл) появилась в далеком прошлом — нужна была техника, благодаря которой возможно было бы тележку с…