Прочтя в «М-К» статью В. Седова «Прицеп для «Юпитера», я поразмыслил, что обмен опытом, техническими решениями и идеями стимулирует и существенно облегчает работу самодеятельных конструкторов. Быть может, и мои мысли и проработки заинтересуют читателей, натолкнут их на новые увлекательные ответы либо хотя бы как-то окажут помощь в техническом творчестве.
Во всей видящейся мне литературе, фактически везде, используется классическое ответ компоновки прицепа как для автомобиля, так и для мотоцикла: с симметричным размещением узла сцепки довольно продольной оси прицепа. Конструкция же мотоцикла с коляской очевидно асимметрична, и кузов коляски не разрешает разместить сцепку симметрично относительно колеи, не вынося ее далеко за габарит коляски.
Мотолюбители поступают легко — они смещают сцепку в сторону мотоцикла, что сокращает упрочнение, разворачивающее транспортное средство в сторону коляски, и облегчает условия работы тягача. Но наряду с этим его колея не сходится с колеей прицепа. Иными словами — каждое колесо прокладывает собственную, что формирует повышенное сопротивление перемещению и усложняет езду по грунтовым дорогам.
Эксплуатируя таковой прицеп, что изображен на рисунке, убедился, что объезжать препятствия, ездить по грунтовой дороге, грейдеру и особенно в грязь с ним очень сложно. Помимо этого, смещение прицепа влево формирует субъективное чувство, что он ратует за габарит мотоцикла; это постоянно настораживает при разъезде со встречным транспортом на поворотах и узких дорогах вправо.
К тому же для обычной эксплуатации нужно все же иметь прицеп с мягкой подвеской и минимально вероятной массой при большой грузоподъемности.
Все это послужило обстоятельством для изготовления и разработки второго варианта прицепа, о котором хотелось бы поведать подробнее.
В случае если совместить колею одноосного прицепа с колеей мотоцикла, а сцепку наряду с этим приблизить к мотоциклу (сместить влево), то на ходу появятся силы, разворачивающие прицеп вправо.
Все это увеличивает сопротивление перемещению благодаря тому, что прицеп начинает «юзить», и неуправляемо «кидаться» из стороны в сторону в зависимости от сцепления колес с дорогой.
1. Так размещается симметричный прицеп относительно мотоцикла с коляской, у которого буксирное устройство находится несимметрично относительно колеи.
2. Смещение точки сцепки на прицепе ведет к перемещению последнего юзом.
3.
Таковой прицеп движется строго по колее буксировщика.
Дабы снизить действие разворачивающей силы, правое колесо прицепа я перенес вперед. Величина выноса находится чисто геометрически: перпендикуляр, совершённый из узла сцепки на линию, соединяющую точки касания колес с поверхностью дороги, обязан дробить эту линию пополам.
Данный способ в достаточной мере эмпиричен, но точные расчеты с целью нахождения уравновешивания моментов, разворачивающих прицеп за счет смещения колеса, дают практически те же результаты, что и предлагаемый метод.
Асимметричный прицеп дли мотоцикла «Юпитер»:
1 — кузов-рама прицепа, 2 — грязевой щиток, 3 — страховочный трос в трубке ПХВ, 4 — кабель с вилкой разъема, 5 — тормозные тросы колес прицепа, 6 — колесо, 7 — амортизатор, 8 — балансиры колес.
Прицеп несимметричной схемы был сделан мною в клубе самодеятельного технического творчества «Квар» и уже эксплуатировался. Он продемонстрировал красивые ходовые характеристики. За счет широкой колеи устойчив как с грузом, так и без него.
Конструкция сцепного узла:
1 — дышло мотоцикла, 2 — замок, 3 — дышло прицепа, 4 — масленка, 5 — шаровой шарнир, 6 — штырь-фиксатор.
Особенно радует «послушность» прицепа, и то, что он совершенно верно направляться след в след за мотоциклом. Прицеп оборудован тормозами, но использовать их приходится редко.
Это нужно, к примеру, при перевозке тяжелых грузов — в этом случае тормоза прицепа подключаются тросами к педали ножного тормоза мотоцикла.
Прицеп соединяется с мотоциклом-тягачом примерно равно как и автоприцеп с автомобилем . В гараже он хранится вертикально — устанавливается на дуги, закрепленные на боковых бортах, и занимает наряду с этим площадь около 1 м2. На бортах к каркасу приварены втулки (отрезки труб), в каковые вставляются дуги тента.
Прицеп имеет свободную подвеску. Колеса — от мотоцикла «Восход»; больший их меньшая масса и диаметр если сравнивать с мотороллерными, примененными в первом варианте, облегчили прицеп и повысили его проходимость.
От «Восхода» я позаимствовал переднюю и заднюю оси с гайками, каковые имеют правую и левую резьбу; два основания тормозных колодок переднего колеса и тормозные колодки, тросы привода тормозов, задние амортизаторы, скобы и грязевые щитки их крепления.
Кузов прицепа несущий, металлодеревянный. Его борта и днище сделаны из многослойной фанеры толщиной 10 мм.
Подробности и узлы сварного железного каркаса крепятся к кузову шурупами и винтами. Все элементы каркаса изготовлены преимущественно из металлических профилей, согнутых из страницы толщиной 1,5 мм.
Балансиры колес сварены из тонкостенных металлических труб диаметром 3/4. Втулки под сайлент-блоки выточены из трубы 1.
В каждую втулку устанавливаются два сайлент-блока от «Москвича». Балансиры с одной стороны опираются через сайлент-блоки на раму-кузов, иначе —на один либо два амортизатора (в зависимости от требуемой грузоподъёмности и жёсткости). Помимо этого, на стойках каркаса предусмотрено место для установки отбойного резинового буфера.
прицеп и Сцепка тягача — шаровая. Ее конструкция пара отличается от общеупотребительной, не смотря на то, что она не меньше надёжна.
Я попыталсяизбавить от грязи и атмосферных воздействий шаровую опору. Все, что для этого потребовалось,— поменять место разъема сцепки.
Монтаж буксировочного устройства на мотоцикле:
1 — рама бокового прицепа (коляски) мотоцикла, 2 —буксировочное устройство.
Монтаж сцепного устройства не требует переделки рамы мотоцикла либо коляски. Дело в том, что каждые трансформации в этих узлах смогут нарушить их надёжность и прочность, а это не одобряется ни ГИБДД, ни заводом — изготовителем.
Тяговое устройство сделано из металлической трубы квадратного сечения 40х40х2 мм.
Крепится оно между стяжными болтами регулировки коляски колес и схождения мотоцикла. Крепление складывается из двух разрезных накладок из бука и металлических пластин, стянутых шпильками М8.
Прицеп оборудован световыми устройствами, подключаемыми через разъём и кабель; ответная часть разъема устанавливается на трубе тягового устройства.
Пологаю, что прицеп данный заинтересует и дачников, и сельских обитателей.
А. ТАТАРНИКОВ, член КСТТ «Квар», г. Усть-Каменогорск
Рандомные статьи:
Послушный Газ 66. едет без водителя!
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Обладатели мотоцикла с коляской довольно часто задаются вопросомо том, как расширить его грузоподъемность? Уникальное ответ этого вопроса внес…
-
Сейчас все тяжелее отыскать неисхоженное место, кроме того в северной русском глубинке, для сбора ягод, грибов и, само собой разумеется, охоты. самые…
-
На простом двухколесном велосипеде большое количество груза не повезешь, даже если он оборудован багажником. В это же время, такая необходимость у…
-
Многим застройщикамбудущим домовладельцам либо дачникамприходится решать вопросы перевозки на маленькие расстояния местных стройматериалов, таких как…