Построил — и в путешествие

Мое техническое творчество началось с того времени, как я себя не забываю. Само собой разумеется, все пошло с моделей и разных нужных мелочей. Рождались мои нехитрые поделки в конце неспециализированного двора, в кладовке. Приходилось радоваться и такому помещению: другие так как по большому счету не имеют крыши над головой. По окончании знакомства в 1965 году с «М-К» показалась и моя первая важная работа — мотороллер с двигателем Д-4 и колесами от самоката. Похож он был на «Вятку» в миниатюре.

Позже были статье о «Муравье» Э. Молчанова, амфибии Чумичева, «Автомуле». Они-то и натолкнули меня на идея о постройке автомобиля собственной конструкции. Знаний было мало, сваркой не обладал, подробностей катастрофически не хватало, но все-таки начал…

На постройку автомобили потребовалось 7 лет, и во второй половине 70-ых годов XX века я взял техпаспорт и номерные символы на автомобиль САБС (компания Самодельные автоконструкции Большакова Сергея). Каркас был сварен из труб O 25 мм, рама из швеллера № 6, кузов обшит текстолитом толщиной 3 мм и брезентом. Ходовая часть собрана из агрегатов САЗ и ЗАЗ.

Тип кузова — «вагон». Это была, возможно, самая радостная машина города Ташкента. Все пешеходы и водители при встрече с ней радовались, что доставляло мне огромное наслаждение.

Автомобиль откатал более 35 тысяч километров, в следствии выявилось множество недостатков и просчётов, каковые весьма захотелось исправить. Исходя из этого ничего не оставалось делать, как приступить с учетом взятого опыта к созданию новой, более идеальной модели.

Построил - и в путешествие

Первый самодельный автомобиль Сергея Большакова. Снимок 1983 года.

САБС-2 был задуман как туристический автомобиль на пять человек, с двумя спальными местами на крыше в палатке и тремя в салоне. На его изготовление, как и первого, ушло семь лет. Они были весьма тяжелы, но если бы мне на данный момент внесли предложение начать все сперва, я бы, само собой разумеется, повторил их.

Но хотелось бы предотвратить начинающих самодельщиков, что браться за такую работу возможно, только имея полную ясность в следующих вопросах. Во-первых, для чего вы делаете автомобиль, а следовательно, какого именно он типа и где будет эксплуатироваться. Во-вторых, «из чего вы его делаете», а следовательно, какие конкретно используете материалы, агрегаты и узлы, и технологии.

В-третьих, что также очень принципиально важно, где вы делаете автомобиль, учитываете ли вы такие факторы, как соседи, погода, расстояние от дома, не забываете ли вы семью. Ну и последний вопрос — финансы: не обольщайтесь, что самоделка обойдется задарма — это не верно. Если вы желаете взять в итоге хорошую вещь, она потребует вкладывания солидных средств.

А сейчас более детально о конструкции (быть может, кому-то понадобится мой опыт, и он положит какие-то решения и идеи в базу собственного варианта).

На картинках неспециализированного вида отмечены главные сечения кузова. Конкретные значения размеров на них (и эскизе рамы) не проставлены, потому, что они зависят от имеющегося в распоряжении габаритных размеров и материала автомобиля. Больше всего в конструкции мне нравится заложенный и потом реализованный принцип: сложные конфигурации получаются составлением из несложных. Причем по мере необходимости объемные элементы смогут изготавливаться из материалов различной толщины.

Это дает выигрыш в общей массе конструкции. Соединяются элементы посредством газовой сварки, по большей части без присадки, оплавлением кромок. До сварки части планируют и фиксируются воедино струбцинами с шагом около 100 мм. Между струбцинами провариваются точки, а после этого по окончании удаления струбцин — целый шов полностью.

Время от времени при сборке получается, что соединяются два, три, четыре и более слоев (к примеру, сечения Р—Р, Е—Е, Н—Н); в этом случае «точки» ставятся оплавлением кромок, а швы провариваются с присадочной проволокой.

При изготовлении элементов конструкции употреблялся самодельный листогиб. Он был изготовлен из двух балок длиной по 1600 мм (швеллер № 12, сваренный в короб), соединенных по кромке петлями.

Одна из балок без движений закреплена на опорах, а на другой установлены две ручки O 30 мм и длиной по 700 мм. Обрабатываемая заготовка прижимается к неподвижной балке пластиной 16x120x1600 мм с фаской в 45°. Сама же пластина фиксируется четырьмя струбцинами, закрепленными на неподвижной балке болтами. Прямые гибы выполняются поворотом подвижной балки за ручки, а обратные — так же, лишь подробности (в зависимости от сечения) зажимаются через прокладки разной высоты.

В качестве последних употребляются древесные, металлические либо другие рейки требуемого длины и размера. Посредством для того чтобы приспособления я в одиночку гнул металлические страницы толщиной от 0,1 до 1,5 мм при длине до 1600 мм. Подробности получаются такими качественными, что не требуют дополнительной шпаклёвки и правки.

Все элементы обшивки, днища, крыши изготовлены из алюминиевых сплавов — это выгодно и по весу, и прекрасно с позиций коррозионной стойкости. Но имеется и недочёт — трудность покраски. Для получения качественной поверхности подробности предварительно нужно анодировать. Эту операцию мне выполнили на Ташкентском авиазаводе.

К металлическому каркасу обшивка крепилась разными по разработке методами — на заклепках, винтах, «саморезах». Дабы не появилось явления электрохимической коррозии из-за разнородности материалов, все каркаса стыковки и места кузова покрывались до сборки антикоррозионной мастикой.

В случае если у кого-то появятся сомнения по поводу крепления частей обшивки на винтах, желаю заблаговременно их рассеять — обшивка дверей, к примеру, всецело собрана на потайных винтах М3 с шагом 50…70 мм.

По окончании сборки внутренняя поверхность должна быть покрыта противошумной антикоррозионной мастикой; а потому, что резьбы винтов залиты данной мастикой, то они и не отвернутся от вибраций, и не проржавеют от жидкости. Места зенковки перед установкой винтов с потайной головкой подвергались грунтовке, а крепеж затягивался на «сырую» краску.

Рис.

1. Неспециализированный вид автомобиля САБС-2:
1 — каркас дверной рамки (Ст. 3), 2 — делитель стекла, 3 — буртик уплотнения дверного проема, 4 — стекло лобовое, 5 — уплотнение лобового стекла (от ВАЗ-2101), 6 — рамка заднего стекла, 7 — стойка, 8— заклепка, 9 — наружная обшивка (Д16АМ), 10 — усиливающий швеллер (1,2х15х30 мм), 11 — «саморез», 12 — рамка задней боковой двери, 13 — внутренняя обшивка (Д16АМ, крепится под уплотнения двери), 14 — буртик уплотнения заднего стекла, 15 — заднее стекло, 16 — средняя стойка, 17 — днище (Д16АТ), 18 — ребро жесткости дна (Д16АТ), 19 — резиновое уплотнение, 20 — молдинг (от ВАЗ-2101), 21 — клипса внутренней обшивки, 22 — каркас средней двери (Ст.

3), 23 — порог (Ст. 3, толщина 1,8…2 мм), 24 — наружная обшивка (Д16АТ), 25 — внутренняя обшивка (Д16АТ, толщина 0,8 мм), 26 — декоративная отделка (неестественная кожа, поролон), 27 — крыло (Д16АТ), 28 — подкрыльник (Д16АТ), 29 — обшивка люков (Д16АМ), 30 — обшивка люка (Д16АМ), 31 — обвязка проемов люка (Ст. 3), 32 — продольная панель обшивки крыши (Ст.

3), 33 — продольная обвязка (тонкостенная труба O 35 мм), 34 — накладка усиливающая, 35 — водосливной желобок, 36 — рамка стекла, 37 — боковая стойка, 38 — стойка передней двери, 39 — труба, 40 — обвязка двери, 41 —болт, 42 — обшивка двери, 43 — дверные петли (от ИЖ-«Комби»), 44 — обшивка боковин кузова, 45 — прокладка (резина губчатая), 46 — обвязка лобового стекла, 47 — обшивка крыши, 48 — пластина стыковочная (Д16АМ), 49 — передний щит (Д16АМ), 50 — панель стеклоочистителей, 51 — обшивка крыши, 52 — обвязка крыши, 53 — обвязка задней двери, 54 — уплотнение задней двери.

Р и с. 2. расположение трансмиссии и Схема автомобиля главных агрегатов и узлов:

1 — кузов, 2 — двигатель (от ГАЗ-24), 3 — коробка передач (от ГАЗ-24), 4 — раздаточная коробка (собственной конструкции), 5 — рычаги управления раздаточной коробкой, 6 — задний мост (от ГАЗ-24),7 — передний мост (от ГАЗ-24), 8 — радиатор (от ВАЗ-2121), 9 — электровентилятор радиатора (от ВАЗ-2106), 10 — карданный вал (от ГАЗ-21), 11 — компрессор, 12 — колесо (от ГАЗ-24), 13 — рычаг КПП, 14 — карданный вал привода компрессора, 15 — рулевой механизм (от ГАЗ-24), 16 -аккумулятор 6СТ60, 17 — бензобак (емкость 75 литров), 18 — ресивер, 19 — кресло переднего пассажира и водителя, 20 — лебедка, 21 — вал лебедки.

Р и с. 3. Эскиз рамы автомобиля с главными сечениями по лонжеронам.

Пронумерованные отверстия — для крепления кузова.

При проектировании автомобиля не забывалось и о будущих вероятных ремонтах, потому, что нет ничего вечного. К тому же, как показывает статистика, раз в 10—15 лет не ты, так тебя смогут «подровнять», исходя из этого я с уверенностью могу заявить, что самодельные конструкции должны быть крупномодульными. В моем варианте это четко прослеживается.

Машина имеет семь дверей: три из них рабочие, а четыре — съемные на болтах. Верхние болты задней двери являются петлями и разрешают ее открывать совместно с блоками задних сигнальных фонарей. Средняя, правая по ходу, дверь имеет одну петлю и корректирующий поводок, разрешающий открыть целый проем, «уведя» дверь параллельно кузову на расстояние в половину ширины двери: при стесненных условиях парковки таковой вариант очень эргономичен.

Передняя часть кузова, по линии осей петель передней двери, съемная и крепится шестью болтами М10. Задняя часть, ниже кромки задней двери, также съемная. Крылья кроме этого ремонтопригодны: они крепятся к каркасу через прокладки из пористой резины посредством «саморезов» с шагом 70…100 мм.

Сам кузов фиксируется на раме через резиновые подушки восемью шпильками O 16 мм с резьбой М12. Последние для облегчения сделаны пустотелыми.

В салоне находятся два последовательности сидений.

Первый — два одноместных кресла, второй — из одного двухместного и одного одноместного. Так как автомобиль рекомендован для дальних туристических поездок, количество посадочных мест вычислено на пятерых. В принципе же количество салона разрешает установить еще один последовательность пассажирских сидений. В моем случае второй последовательность сделан трансформирующимся — при складывании кресел получается грузовая площадка размерами 1730×2300 мм, которая в походе играет роль спального места.

В случае если же перевоплотить в спальное лишь одинарное заднее сиденье, то появляется возможность при наличии в поездке двух водителей обеспечить одному из них полноценный отдых, не переставая перемещения. А отдохнувший шофер, как мы знаем, залог безопасности.

Громадная трудность в машинах вагонной компоновки с передним размещением двигателя связана с демонтажем и монтажом силовой установки. В САБС-2 это учтено.

съём и Установку двигателя в сборе с коробкой передач и раздаткой я делаю в одиночку. Для этого в салоне предусмотрено съемное приспособление. Наоборот правой, по ходу, первой средней стойки кузова имеются места крепления поворотной кран-балки. При снятом переднем сиденье посредством лебедки, смонтированной на кран-балке, целый силовой агрегат в сборе выдвигается в среднюю дверь и опускается на землю.

Монтаж осуществляется в обратной последовательности. Удобства в обслуживании двигателя формирует и съемный пол салона, закрывающий его сверху; такое ответ разрешает как правило обойтись без смотровой ямы либо эстакады.

Раздаточная коробка помогает для пониженной передачи, и практически в машине не пять «скоростей», а десять. Кроме этого в раздатке имеется вал отбора мощности для лебёдки и привода компрессора, задействовать каковые возможно как настоянке, так и при перемещении.

Конструкция раздаточной коробки самодельная, по типу ГАЗ-51. Базой помогают два вала, один из которых стыкуется на шлицах со вторичным валом коробки передач и оканчивается шестерней (все применяемые шестерни — прямозубые). Второй вал соосен с первым и имеет плавающую по шлицам шестерню с наружным зацеплением. Модули шестерен однообразны.

Раздатка имеет рядное размещение валов по горизонтали, на протяжении силового агрегата.

Слева по ходу автомобиля находится неподвижный вал блока шестерен на игольчатых подшипниках, разрешающих блоку вращаться и перемещаться на протяжении вала при включении пониженного комплекта «главных» скоростей КПН. Справа установлен шлицевой вал с шестернями отбора мощности, что имеет возможность перемещаться по валу и пребывать в зацеплении на ходу либо стоянке.

Перемещение шестерен на валах осуществляется тремя независимыми вилками, укрепленными на трех скалках.

Последние расположены на протяжении валов и имеют возможность перемещаться в продольном направлении, выбирая нужное положение и стопорясь особыми фиксаторами.

Автомобиль САБС-2 в ходе постройки.Обратите внимание, как раскрывается боковая дверь.

Картер коробки собран из дюралюминиевых плит толщиной 16 мм. Герметичность обеспечивается стяжками из болтов М8. По окончании сборки в стенках совместно растачиваются отверстия под крепления подшипниковых опор валов.

Плиты должны быть заштифтованы до исполнения данной операции.

Большая часть узлов ходовой части (передняя подвеска, задний мост, рессоры) заимствовано с автомобиля ГАЗ-24. В тормозной совокупности использован гидроусилитель от ВАЗ-2106 в блоке с главным тормозным цилиндром ГАЗ-24, соединенными через переходник.

рулевой и Рулевые тяги механизм кроме этого забраны готовыми от двадцатьчетверки, с дополнением еще одной продольной тяги и маятниковым рычагом из отслужившего собственный срок рулевого механизма. От него покинут чулок, ось и сошка с коническими шлицами. На место ролика в расфрезерованное гнездо на болтах М12 с трех сторон закреплен рычаг, что оканчивается отверстием под продольную тягу. Сам рулевой механизм находится в передней части рамы на кронштейне с фиксацией двумя болтами М16.

Для обеспечения пассивной безопасности в автомобиле имеются ремни безопасности, энергопоглощающие бамперы с гидроприводами, мягкая обивка салона и выступающих подробностей интерьера, дуги безопасности. Последние образованы силовыми элементами и мощными стойками обвязки крыши.

Вентиляция салона осуществляется через окна и люки в крыше, снабженные электроприводом.

Для этого употребляются двойные червяки от редукторов стеклоочистителей. Для отопления салоне помогают два последовательно включенных водяных отопителя. Один расположен впереди салона под лобовым стеклом и имеет приток воздуха снаружи через заборник. Территория его переднего — сиденья пассажира и действия водителя, лобовое и передние боковые стекла.

Второй отопитель находится между передними сиденьями и прогоняет через себя лишь салонный воздушное пространство, снабжая тем самым комфортные условия задним пассажирам.

Планируя дальние путешествия по пустынной и гористой местности, предусмотрел в микроавтобусе дополнительные удобства — водяные баки для питьевой воды, и четыре фары, имеющие возможность поворачиваться, отслеживая посредством рычага положение рулевых колес.

При езде в простых условиях по городу фары зафиксированы в центральном положении. В нижней части кузова находятся противотуманные фары.

Вот по большей части и все, что я желал поведать о собственном автомобиле.

На мой взор, в количестве журнальной статьи вряд ли необходимо более детально давать описание таковой сложной конструкции: для тех, кто не разбирается в технике, не имеет жилки самодельщика, будь описание хоть самое подробное, до последнего винтика, пользы оно все равно не принесет. И напротив, творческому человеку в его отыскивании может оказать помощь кроме того вскользь упомянутое ответ. Пологаю, что настоящие самодельщики меня знают.

Автомобиль САБС-2.

И еще одно обращение к читателям, авторам и владельцам машин вычисленных, как и моя машина, для дальних поездок. Не пора ли нам собраться и организовать совместный пробег? Забрать и отправиться, к примеру, по государствам Европы?

Либо устроить на самоделках путешествие века по Шелковому пути, по маршруту Ташкент — Пекин?

Словом, в случае если у вас имеется мысли по этому поводу — пишите в редакцию либо мне, по адресу: 700060, Узбекистан, г. Ташкент , ул. Кл. Цеткин, д. 16, кв. 24, Большакову Сергею Константиновичу.

С. БОЛЬШАКОВ

Рандомные статьи:

Построил скейт из бревна. Путешествие к братанам в Гомель. Скейт движуха. Отдохнул как царь!


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Буер для путешествий

    Идея о том, дабы применять силу ветра для путешествий по ледяным пространствам зимнего Байкала, я вынашивал весьма в далеком прошлом. Пробовал кроме того…

  • Все о карте. как построить карт

    Материалы первых занятий отечественной заочной школы картингистов были уже в печати, в то время, когда в редакцию стали поступать письма читателей с…

  • Как построить замок из сахара

    Замок из сахарных кубиков Сахарные кубики возможно не только класть в чай, но и строить из них крепости и замки! Такая крепость из сахара может стать…

  • Внедорожник-пневмоход

    Ставший уже привычным сюжет на телевидении зимний период — снятие с оторвавшейся льдины любителей подледного лова. Чуть ли не каждый год нам показывают,…