Я являюсь постоянным подписчиком и давним читателем издания «Моделист-конструктор». в течении практически сорока лет не только знакомился с механизмами и машинами конструкторов-любителей, но и создавал собственные. Исходя из этого могу и себя причислить к когорте «самоделкиных» со стажем.
Строил же по большей части землеобрабатывающую и транспортную технику (от мотоблоков до джипов). Что-то из созданного ранее разобрал либо переделал, какие-то реализовал, а отдельные эксплуатирую до сих пор, к примеру, мини-трактор (а правильнее — самоходное шасси), конструкцию которого и воображаю на суд читателей.
Шасси предназначено для перевозки разных грузов для приусадебного хозяйства (как в собственном кузове, так и в буксируемом прицепе), а зимний период — еще и для уборки снега посредством навешиваемого спереди бульдозерного отвала.
Описание конструкции начну с рамы. Она сварена преимущественно из металлических водопроводных труб круглого сечения. В плане (вид сверху) рама имеет форму вытянутой трапеции с громадным основанием в первых рядах.
Базу рамы составляют два прямых параллельных лонжерона, выполненных из трубы наружным диаметром 42 мм и толщиной стены 3 мм. Из такой же трубы изготовлена и пара передних поперечин: первая — целая, а вторая — из трех частей. Позади лонжероны соединены тремя маленькими поперечинами.
Остальные подробности рамы выполнены из более узкой трубы — наружным диаметром 32 мм и толщиной стены 2,5 мм. Вспомогательные же элементы (стойки, распорки, подкосы и другое) — из круглых труб 22×2 мм. Разные кронштейны для узлов и монтажа агрегатов изготовлены из подходящего сортового проката.
В большинстве собственном они приваривались к раме «по месту» на протяжении механизмов конструкции и компоновки агрегатов, а потому на чертеже рамы не продемонстрированы.
Компоновка узлов и агрегатов мотошасси:
1—переднее ведущее колесо (от автомобиля УАЗ с доработанными под «шашечку» шинами, 2 шт.); 2—ступица колеса (от автомобиля УАЗ ); 3—обшивка кузова (металлической лист s1); 4—белый световозвращатель (2 шт.); 5—желтый световозвращатель (2 шт.); 6—каркас кузова (уголок № 2,5 и № 3); 7—приборная панель; 8—фара (от трактора); 9—руль; 10—промежуточный цепной редуктор; 11—кожух промежуточного вала цепной передачи (металлической лист s1); 12—воздушный фильтр; 13—инструментальный ящик; 14—сиденье; 15—катушка зажигания; 16—карбюратор; 17—спинка сиденья; 18—бензобак; 19—двигатель (от мотоцикла «Иж-Планета-3»); 20—глушитель (от снегохода «Буран»); 21—крыло заднего колеса (металлической лист s1, 2 шт.); 22—заднее управляемое колесо (от мотоколяски СЗД, 2 шт.); 23—продольная рулевая тяга; 24—цепи; 25—рулевой механизм (от мотоколяски СЗД); 26—рама; 27—брызговик переднего колеса (резина s5, 2 шт.); 28—основная передача—реверсредуктор (от грузового мотороллера «Муравей»); 29—полуось (карданные шарниры от мотоколяски, 2 шт.); 30—красный световозвращатель (2 шт.); 31 — передний подкрылок (металлической лист s1, 2 шт.); 32—задний фонарь (покупное изделие); 33—задний мост; 34—стойки поворотных кулаков (швеллер № 5, 2 шт.); 35—поперечные рулевые тяги; 36—кронштейн крепления двигателя—моторама (2 шт.); 37—совокупность принудительного воздушного охлаждения двигателя.
Шасси мини-трактора — со снятыми кузовом и отвалом.
Между передними поперечинами на финишах приварено по два кронштейна, выполненных из П-образного профиля 50x25x50 мм. К ним крепятся болтами ступицы передних ведущих колес. К лонжеронам приварены ребра (из ящика 25и25) уголка-каркаса для установки редуктора основной передачи.
К задним поперечинам приварены кронштейны П-образного профиля дляподвески заднего моста, а к замыкающей кронштейны, разрешающие посредством поперечине позади — еще два ушка, образующих форкоп.
Сверху на раме (приблизительно в середине ее длины) закреплена сваркой рулевая стойка с кронштейном для фары, а в задней части — ножки и его спинки и рамки сиденья. Верхняя (горизонтальная) часть рулевой стойки — перемычка выполнена из широкого швеллера — она помогает приборной панелью.
Еще снизу в передней части приварены висячие отвальные стойки с проушинами (подкрепленные подкосами), к каким подвешивается бульдозерный отвал.
Рама (материал подробностей — сталь):
1 —лонжерон (труба 42×3,2шт.); 2 — продольная балка (труба 32×2,5, 2 шт.); 3—поперечный подкос стойки крепления отвала (труба 32×2,5, 2 шт.); 4—вторая передняя поперечина (труба 42×3); 5—кронштейн крепления ступицы (П-образный профиль 50x25x50, 2 пары); 6—первая передняя поперечина (труба 42×3); 7—втулка подвески кузова (труба 22×2, 2 шт.); 8—ушки установки ролика троса подъема кузова (лист s5); 9—ящик-каркас реверс-редуктора (уголок 25×25, 2 шт.); 10—рулевая стойка (труба 32×2,5); 11 —перемычка стойки—приборная панель (гнутый швеллер № 10); 12—ножки сиденья (труба 32×2,5, 4 шт.); 13—рамка сиденья (труба 22×2, 2 шт.); 14—рамка спинки сиденья (труба 22×2, 2 шт.); 15—задняя поперечина (труба 42×3, 3 шт.); 16—прицепное устройство—форкоп; 17—консоль установки заднего фонаря; 18—ушко крепления подмоторной рамы (лист s5, 4 шт.); 19—консоль-петля для установки фары; 20—висячая отвальная стойка (труба 42×3); 21—проушина подвески отвала (П-образный профиль 40x50x40, 2 шт.); 22—продольный подкос висячей отвальной стойки (труба 32×2,5, 2 шт.); 23—кронштейны подвески балки заднего моста (П-образный профиль 40x50x40,2 шт.); 24—кронштейн подвески укосин заднего моста (П-образный профиль 40x50x40).
Задний мост (материал подробностей — сталь):
1—балка (труба 42×3); 2—укосина (труба 32×2,5, 2 шт.); 3—втулка подвески укосин (труба 22×2); 4—втулка подвески балки (труба 22×2); 5—корпус подшипников Г-образного рычага рулевых тяг (от комбайна); 6—укосина стойки поворотного кулака (труба 20×20, 4 шт.); 7—стойка поворотного кулака (швеллер № 6, 2 шт.); 8—рамка заднего крыла-брызговика (труба 20×20, 2 шт.).
Позднее к рулевой стойке приварены по «месту» кронштейны рукоятки тросовой лебедки подъема (опускания) отвала, механизма переключения исключения и рычагов реверса опрокидывания (стопорения) кузова.
Сам механизм является рычагомс пазом, заходящим за выступающую полку уголка каркаса кузова, и фиксирующей кнопкой. Обращаю особенное внимание на нужную надежность всего узла — самопроизвольное опрокидывание кузова на ходу угрожает громадными проблемами, в особенности при перемещении под уклон. Под стойкой между лонжеронами на двух кронштейнах закрепляется рулевой механизм от мотоколяски СЗД.
Отвал (материал подробностей, не считая очень отмеченных — сталь):
1—скребок (полоса резины s10); 2—щит (АМЦ s3,5); 3—стойка (труба 25×25, 4 шт.); 4—подкос стойки (труба 25×25, 2 шт.); 5—дополнительная поперечина (труба 50x25x2, L = 1210); 6 — главная поперечина (уголок 45x45x3, L = 1210); 7—подвесной упор (труба 50x25x2, 2 шт.); 8—втулка подвески отвала (труба 30×8, 2 шт.); 9—подкос дополнительной поперечины (труба 25×1, 2 шт.); 10—поперечина подвижных упоров (труба 30x25x1,5,2 шт.); 11 —ушко крепления троса.
В качестве силового агрегата шасси использован двигатель от мотоцикла «Иж-Планета-3» мощностью 18 л.с.
Его цилиндр оборудовал самодельным устройством принудительного воздушного охлаждения с 8-лопастным вентилятором в кожухе. Во вращение вентилятор приводится от удлиненного коленвала двигателя через клиноременную передачу (от стиральной машины). Размещен двигатель под сиденьем, а к раме крепится через особые сварные кронштейны, разрешающие посредством винта перемещать его для натяжения цепей трансмиссии.
Промежуточный редуктор двухступенчатой цепной передачи:
1—цепь первой ступени (t = 19,05); 2—громадная звездочка (Z = 53, от комбайна); 3 —тормозной барабан (от мотоколяски СЗД); 4—тормозной щит с колодками; 5—корпус подшипников (от комбайна); 6—натяжное устройство; 7—малая звездочка (Z = 15, от мотоцикла «Иж»); 8—промежуточный вал; 9—цепь второй ступени (t = 19,05); на этом фото прекрасно видны рычаг стопорения кузова (поз. 10) и манетка «газа» (поз. 11).
Привод передних ведущих колес:
1—отрезок шлицевой муфты (2 шт.); 2, 4—шарниры Гука (4 шт.); 3 — отрезок шлицевого вала (2 шт.); 5 — приводная звездочка основной передачи — ведомая звездочка второй ступени цепной передачи (Z = 21); 6—цепь второй ступени цепной передачи (t = 19,05); 7—основная передача — реверс-редуктор; 8—ступица (от трактора ДТ-75, 2 шт.); 9—ведущее колесо.
У двигателя поменяна штатная совокупность зажигания.
Вместо «одноискровой» катушки поставлены «двухискровая» от мотоцикла К-750 и вторая свеча на головку цилиндра.
Эксплуатация продемонстрировала, что декомпрессор сейчас двигателю не нужен, достаточно смотреть за исправностью и чистотой топливной карбюратора и системы. Отказы двигателя из-за отсутствия искры в запальной свече фактически провалились сквозь землю, что раньше было простым делом.
Поменяно кроме этого крепление платы прерывателя — сейчас она посажена на вал генератора по скользящей посадке и может поворачиваться на некий угол, тем самым регулируя зажигание. Плата прерывателя крепится к статору генератора посредством удлиненных винтов, каковые по окончании фиксируются посредством припаянных к ним скобок из проволоки.
Обладателям одноцилиндровых «ижей» прекрасно привычны обратные удары рычага кикстартера, что время от времени ведет к важной травме.
Эта переделка всецело исключает это неприятное явление. Перед запуском двигателя плата посредством рычажка, выведенного через кожух генератора, переводится на «позднее» зажигание, а по окончании прогрева двигателя возвращается на место. На рычажке, в месте выхода его из крышки генератора, имеется стопорный флажок, что своим выступом попадает в паз на крышке, тем самым снабжая устойчивое положение рычажка платы на нужном угле зажигания.
Для правильной настройки момента разрыва контактов прерывателя флажок сделан подвижным. По такому принципу переделаны все одноцилиндровые двигатели «ижей», мною используемые.
Глушитель использован от снегохода «Буран», он компактен и достаточно действен.
К штатным входным патрубкам глушителя приварены обрезки выхлопных труб с накидными гайками от «Иж-ПЗ».
Потому, что двигатель находится в задней части рамы шасси, а ведущие колеса — передние, то передачу вращающего момента от силового агрегата к основной передаче было нужно осуществить через двухступенчатую цепную передачу с промежуточным редуктором. Цепи уширенные, комбайновые. От комбайна и громадная (Z = 53 зуба) звездочка на одном финише промежуточного вала.
На втором финише вала установлена звездочка Z = 15 от заднего колеса мотоцикла «Иж». Также на промежуточном валу смонтирован тормозной барабан (приварен к мотоциклетной звездочке) от колеса мотороллера «Вятка».
Крышка тормоза самодельная, а колодки — штатные мотороллерные.
Щит к раме крепится через два кронштейна в виде лап. Наряду с этим предусмотрена возможность ориентировки (поворота щита и небольшого) перемещения с колодками относительно барабана.
Сам промежуточный редуктор также возможно перемещать на протяжении лонжеронов рамы для натяжения цепи, идущей к основной передаче.
(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(function() { Ya.Direct.insertInto(144860, yandex_ad2, { ad_format: direct, font_size: 0.9, type: horizontal, border_type: ad, limit: 2, title_font_size: 2, links_underline: false, site_bg_color: FFFFFF, header_bg_color: 000000, border_color: CCCCCC, title_color: FF0000, url_color: 000000, text_color: 000000, hover_color: CC0000, no_sitelinks: true }); }); t = d.getElementsByTagName(script)[0]; s = d.createElement(script); s.src = //an.yandex.ru/system/context.js; s.type = text/javascript; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(window, document, yandex_context_callbacks);
Основная передача (либо реверс-редуктор) использована от грузового мотороллера «Муравей». Она подвергнута модернизации: вместо штатных узких заднего хода и шестерён дифференциала установлены уширенные от инвалидной коляски СЗД.
Само собой разумеется, в случае если строго следить любой раз за массой груза и не злоупотреблять тяговыми упрочнениями силового агрегата (а он, кстати, способен и на громадные нагрузки), то этих переделок реверс-редуктора и не нужно. Приводная звездочка основной передачи (она же ведомая звездочка второй ступени цепной передачи) также забрана от инвалидной коляски.
В принципе, реверс-редуктор возможно применять и от коляски СЗД.
Но у него паразитная шестерня заднего хода установлена на валу на подшипнике скольжения (медной втулке). При интенсивном применении заднего хода’ (что при приусадебной эксплуатации трактора не такая уж уникальность) таковой подшипник скоро выходит из строя, и лучше сходу произвести замену втулки на подшипник качения.
Передача вращения от основной передачи на ведущие колеса осуществляется через несколько достаточно мудреных полуосей, состоящих любая из двух штатных упругих карданных шарниров с маленьким шлицевым валом между ними, с приваренным ко второму шарниру (ближнему к колесу) отрезком шлицевой муфты, соединяемой с валом ступицы. Последние подробности (шлицевая муфта, ступица и вал) использованы от пускача трактора ДТ-75. К концу вала ступицы приварен фланец со шпильками для крепления ведущего колеса.
Само собой разумеется, полуось достаточно сложна, и в случае если, к примеру, изготовить удлиненную ступицу, то второй шарнир и не потребуется. Но я исходил из того, что имелось в наличии.
Передние ведущие колеса использованы от автомобиля УАЗ. Но шины у них доработаны в глубокую «шашечку» для лучшего сцепления с грунтом на пашне, распутье и в распутицу.
Наряду с этим шины стали еще и существенно легче. Считаю, что такие шины весьма подходят для вездеходной техники. Разработка их изготовления обрисована в № 9’2008 г. «Моделиста-конструктора».
Задний мост шасси имеет форму равнобедренного треугольника, по причине того, что к балке (труба 42×3 мм) приварены две однообразные укосины из трубы 32×2,5 мм с втулкой в точке схода.
Совершенно верно такая же втулка еще и на середине балки сверху. При помощи этих втулок задний мост подвешивается на кронштейнах рамы посредством зашплинтованных шкворней. Такая подвеска разрешает задним (да и передним) колесам прекрасно копировать профиль пути, не крутя раму, и не допускает зависания какого-либо из них над углублениями.
На финишах балки заднего моста смонтированы стойки из швеллера, к которымкрепятся поворотные кулаки, а сверху к стойкам привариваются кронштейны из уголков для устройства тут задних крыльев-брызговиков.
Совокупность принудительного воздушного охлаждения цилиндра (кожух снят).
Тяги и Г-образный рычаг рулевого управления.
Рычажок трансформации угла замкнутого состояния контактов.
Прекрасно виден кронштейн крепления двигателя к раме с натяжным винтом.
Органы управления мотошасси:
1 —педаль сцепления; 2—тумблер включения зажигания; 3—лебедка подъема-опускания кузова; 4—рычаг управления реверсом; 5—руль; 6—тумблер заднего фонаря и включения фары; 7—контрольная лампа работы генератора; 8—контрольная лампа нейтрали; 9—место размещения манетки воздушного корректора; 10—рычаг стопорения кузова; 11—педаль «газа»; 12—педаль тормоза.
Задние поворотные кулаки и управляемые колёса (как, но, и рулевой рулевые и механизм тяги) использованы от мотоколяски СЗД. Из этих узлов за ненадобностью демонтированы тормозные механизмы. Само собой разумеется, колеса от коляски значительно меньше уазовских по диаметру, что снижает проходимость, но с ними выше маневренность, а это для приусадебной автомобили значительно серьёзнее.
К балке заднего моста, правее середины, приварен стакан, в котором на подшипниках смонтирован Г-образный рычаг, один финиш которого приводится в воздействие продольной тягой от рейки рулевого механизма, а второй финиш двигает две поперечные рулевые тяги соответствующих колес. Ввиду громадного хода балки при перемещении трактора по сложным участкам пути, диаметр задних колес не может быть увеличен без повышения ширины заднего моста из-за упора брызговиков в двигатель при крайних положениях.
Задний мост.
Кузов трактора — сварной. Его каркас выполнен из разных уголков и обшит листовой сталью толщиной 1,5 мм. Все углы по верху кузова закруглены для исключения травмирования.
Приблизительно на 1/3 длины кузова от переднего борта снизу к поперечному уголку каркаса приварены две втулки, благодаря которым через шкворни он подвешивается к проушинам, приваренным к первой поперечине рамы трактора. Крылья передних ведущих колес приварены конкретно к кузову, имеют пара функций — расширяют погрузочную площадь, являются защитой от брызг и увеличивают жесткость самого кузова, поскольку на тракторе время от времени приходится перевозить большие по массе грузы.
Для транспортировки сыпучих материалов солидную часть количества размещаю на передней части кузова, что разрешает его легко опрокидывать вперед практически вертикально без дополнительных устройств. Наклонный передний борт и установленные с наклоном вовнутрь крылья содействуют разгрузке материалов практически без остатка, в особенности в случае если дать трактору задний движение.
Электрооборудование штатное шестивольтовое. Штатные кроме этого и карбюратор, и воздухоочиститель.
Тумблер включения зажигания в один момент подключает и аккумулятор. Тут же на щитке расположен тумблер заднего фонаря и включения фары. На нем же установлены и работы генератора «и» контрольные лампы нейтрали.
Кроме этого повышают светоотражатели и безопасность, установленные на кузове.
Органы управления включают в себя педали: «газа», сцепления и тормоза. направляться подчернуть, что педаль «газа» дополнительно подпружинена: это нужно для более правильного управления оборотами двигателя в условиях загрязнения и при перемещении по распутью.
На щитке перед рулевым колесом установлен рычаг управления реверсом. Через две твёрдые тяги и промежуточный Г-образный рычаг, установленный над рулевым механизмом, производится переключение реверс-редуктора. Сам рычаг на реверсе подпружинен для лучшей фиксации его в крайних положениях в условиях тряски.
опускания отвала и Ручная лебёдка подъёма является валикомс маленьким барабаном со щеками, мешающими сходу троса.
Валик вращается в стакане с подшипниками, стакан приварен к «фарному» кронштейну. Ручка управления лебедки прижимается пластинчатой пружиной к зубчатому колесу, приваренному к стакану-ступице валика, и помогает для стопорения ручки посредством зуба, входящего во впадины зубчатки (сама зубчатка — от детского велосипеда).
Трос наматывается на барабан лебедки через ролик, установленный внизу у края кузова и потом через такой же ролик, пребывающий на первой поперечине рамы трактора, тянет за поперечину рамы отвала. Отвал подвешивается к раме трактора в двух кронштейнах-ушках висячих стоек. Для этого на финишах подвесных упоров отвала имеются втулки, каковые вставляются в проушины кронштейнов и крепятся тут шкворнями со шплинтовкой.
Сам отвал несложен, желаю лишь подчернуть, что повышение его массы нежелательно — это ведет к повышению упрочнений на ручке его подъема.
По данной причине подвесные упоры с поперечинами, составляющие рамку отвала, выполнены из тонкостенных труб за исключением нижнего уголка главной поперечины, а щит изготовлен из дюралюминия. По низу отвала крепятся съемные резиновые полосы, они имеют выпуск снизу на 30 — 40 мм для смягчения ударов о кочки.
В верхнем положении отвал прижимается к кузову и не раскачивается при перемещении трактора. Само собой разумеется, при установленном отвале кузов уже неимеетвозможности опрокидываться, но зимний период перевозка сыпучих грузов очень редка, а при потребности снять отвал возможно за пять мин.. Для лучшего сцепления колес при расчистке снега в кузов укладывают балласт (20 — 30 кирпичей).
Возможно кроме этого применить цепи противоскольжения.
Как упоминалось, сиденье водителя откидывается, открывая доступ к свечам зажигания, бобине и инструментальному ящику, и облегчая подход к карбюратору. В том месте же, в рамы сиденья закреплены штатное реле-клеммная колодка и регулятор. За сиденьем на пластинчатом кронштейне, приваренном к раме сиденья, закреплен посредством хомутов топливный бак на 6 литров.
Подача горючего — самотеком, через обычный краник.
Рычаг кикстартера от «Иж-Юпитер», он может складываться, не мешая водителю включать передачи удлиненным рычагом. Манетка топливного корректора крепится на вертикальной трубе рулевой стойки, привод от корректора к дроссельной заслонке карбюратора — боуденовскими тросами. Педаль сцепления связана тягой с Г-образным рычагом, рычаг вторым своим финишем тянет трос выжима сцепления.
Тормоза приводятся в воздействие от педали через две тяги с промежуточной кулисой. Обе тяги имеют регулировку по длине. Для замены колодок крышка тормоза может перемещаться по трубе второй тяги.
Напоследок — об изюминках управления шасси.
Не нужно быстро тормозить, что ведет к пиковым нагрузкам в трансмиссии. «Шипастые» покрышки летом имеют высокое сцепление (особенно у груженого трактора), а тормозной барабан легко блокируется. Страшно маневрировать на заднем ходу с громадной скоростью: при заднеуправляемых колесах исчезает «чувство руля». направляться учитывать, что задний движение заметно стремительнее переднего, а следовательно, и меньше тяга.
На сыпучих грунтах незагруженный трактор может зарываться на подъемах. В таких случаях направляться двигаться задним ходом либо положить в кузов балласт.
манёвренность и Габариты трактора разрешает ему «втиснуться» практически в любую «щель», а разгрузка вперед опрокидыванием кузова и предстоящий отход назад весьма эргономичны на личном подворье, где, как в большинстве случаев, вся площадь максимально употребляется.
Маленькая высота кузова от уровня почвы эргономична при погрузке-разгрузке, а низкое размещение центра тяжести содействует устойчивости трактора на уклонах.
Мини-трактор способен буксировать еще и прицеп грузоподъемностью до 500 кг. Передний и задний борта прицепа откидные, исходя из этого его возможно применять и как роспуск для транспортировки длинномерных грузов.
Прицеп для мотошасси.
Пробовал навешивать на шасси плуг и пахать. Получалось хорошо. Но у меня для этих целей имеется еще и мотолебедка.
А. КОКШАРОВ, п. Лоухи, Карелия
Рандомные статьи:
#Мультики про #Машинки. #Летающий #Молния #Маккуин.
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
В издании «Моделист-конструктор» уже неоднократно рассказывалось о мотолебедках — увлекательнейших почвообрабатывающих механизмах, завоевывающих сейчас…
-
Все работы на приусадебном либо дачном участке — это сочетание строительных, транспортных и чисто сельскохозяйственных работ. И в случае если для…
-
Переделать в грузовик старенький мотоцикл типа ИЖ я планировал в далеком прошлом. Сначала хотелось сделать что-то наподобие мотороллера «Муравей» (о…
-
В первую очередь, благодарю редакцию «Моделиста-конструктора» за пропаганду смекалки, таланта и ума несложного народа, за предоставленную возможность…