Рубанок для планеты

КАК ПРОВАЛИЛАСЬ сквозь землю ПРОФЕССИЯ.Дело происходило в летние месяцы 1903 года. Шло строительство Амурской магистрали.

До начала русско-японской войны оставалось еще полгода, но в воздухе, как говорят, пахло порохом. Люди, от безземелья и нужды прибывшие на Дальний Восток из глубины России, трудились с раннего утра до позднего вечера: рубили тайгу, корчевали пни, копали и возили в тачках почву, насыпая полотно. Но стройка подвигалась медлительно. Кроме того самый крепкий и умелый землекоп неимеетвозможности за восьмичасовой рабочий сутки вынуть и перекидать лопатой больше 4—8 кубов грунта.

Почва плотна и тяжела, работа с ней испокон столетий считалась одной из самых тяжёлых.

И вот в один раз строители заметили трех лошадей, запряженных в необычный экипаж: телега не телега, бочка не бочка, ковш не ковш. Вернее, как раз ковш, но каких размеров!

Чуть меньше телеги! Он двигался на двух колесах, а спереди опирался на поперечную рейку, соединяющую оглобли. Но вот лошади остановились, рабочие рычагом подняли переднюю стенку. Лошади поднатужились, напряглись. Ковш уперся в почву и начал врезаться в нее зубьями на передней кромке, медлительно наполняясь.

А в то время, когда ковш наполнился, стенку поставили на место, и лошади потянули тяжелый груз к строимой насыпи. В том месте ковш опрокинули; из него высыпалось столько почвы, сколько имели возможность бы привезти пара грабарей. Так именовали людей, торопящихся с одноколесными тачками — грабарками, доверху заполненными почвой. Данный эпизод ознаменовал появление в Российской Федерации первого скрепера.

на данный момент, кстати говоря, слова «грабарка» и «грабарь» начисто забыты, что лишний раз говорит о коренном трансформации условий труда. А в годы первых пятилеток ни одна громадная стройка без множества таких рабочих не обходилась. Но уже на постройке Туркестано-Сибирской магистрали — Турксиба — использовалось большое количество конных скреперов, и никто им не удивлялся.

Скоро же бурное развитие землеройной техники всецело вытеснило профессию грабарей.

МАШИНА-УНИВЕРСАЛ

Каждая стройка начинается с земляных работ и ими же кончается. Для фундамента любого строения — жилого ли, промышленного — нужен котлован. Для коммуникаций — силовых и телефонных кабелей, водопроводных, канализационных, газовых труб — траншеи.

Рельсы железных дорог кладутся на шпалы и бетон, а те, со своей стороны,— на земляную насыпь.

Дабы выстроить аэропорт, необходимо спланировать громадный надел земли — срыть бугры и засыпать ямы.

А что сказать о таких грандиозных сооружениях, как плотины и гигантские водохранилища? Тут приходится вынимать и перемещать миллионы кубов грунта.

Экскаваторы на стройках делают громадный количество земляных работ. Но транспортировать грунт они не смогут. Это обязан делать самосвал. Запрещено ли совместить функции обеих автомобилей в одной? Таким вопросом задались в свое время конструкторы, и на свет показался бульдозер — машина, которая сама копает и сама перемещает почву. Действительно, неподалеку.

А вдруг необходимо подальше? Разумеется, в данной цепочке — между бульдозером, с одной стороны, и экскаватором с самосвалом — с другой — должно было показаться промежуточное звено: скрепер — машина, которая и копает, и отвозит почву на достаточное расстояние.

Этот критерий — дальность отвоза почвы — и определяет выбор для стройки той либо другой автомобили.

В случае если необходимо выкопанный грунт отвезти на расстояние, не превышающее ста метров, экономичнее всего применять бульдозер.

Рубанок для планеты

Рис. 1. Самоходный скрепер Д-567 с одноосным тягачом МоАЗ-546.

Более чем 100 и до 800—1500 м — такое расстояние требует применения скреперов, прицепленных к трактору,— другими словами несамоходных.

А вот в случае если необходимо транспортировать груз на расстояние до 3000 м, оптимальнееупотребить самоходный скрепер.

И чем быстроходнее он, чем больше емкость его ковша, тем лучше.

Ну, а на дальних перевозках скрепер экономически невыгоден. Нужен самосвал.

Конструктивных схем скреперов множество. В первую очередь, имеется скреперы прицепные, а имеется самоходные. Первые не имеют независимого двигателя, и их тянет трактор. Подобные автомобили используют в том месте, где количество земляных работ относительно мал.

А вот самоходные скреперы и больше, и замечательнее: так как любая из этих автомобилей оснащена собственным двигателем.

Имеется различия и в методах выгрузки почвы из ковша. Ковш мож опрокидываться вперед, может — назад. Не редкость, что вперед движется его задняя стена, выталкивая почву.

Ковш скрепера, оснащенный ножами, вонзается в почву от упрочнения, развиваемого тягачом А вдруг грунт через чур тяжел и этого упрочнения оказывается не хватает?

Тогда позади устанавливается еще один трактор, уже не тянущий, а толкающий. Получается что-то подобное огромному рубанку либо составу с двумя локомотивами.

Металлическая КОЛОННА

Говоря о прицепных скреперах, нужно подчернуть, что эти конструкции не в полной мере независимы. Разглядим исходя из этого только самоходные скреперы.

Гамму автомобилей для того чтобы рода открывает скрепер Д-357П. Машина складывается из одноосного тягача МоАЗ-529, оснащенного двигателем мощностью 180 л. с., и ковша емкостью 8 м3 (мельчайший для отечественных самоходных скреперов).

тягач и Ковш соединены между собой поворотно-сцепным устройством, разрешающим поворачиваться вправо и влево на 90°. Такая необыкновенная маневренность заложена в конструкцию чтобы машина имела возможность нормально разворачиваться на узких пространствах стройплощадок.

В конструкции обширно употребляется гидравлика, дабы опустить и поднять ковш, развернуть машину. Все это, очевидно, облегчает труд скрепериста. Содействует облегчению его труда кроме этого да и то, что одноместная кабина закрыта со всех сторон, что скрепер снабжен рессорной подвеской.

А для увеличения производительности почву нагребает в ковш бульдозерное устройство, оборудованное на тракторе Т-100М.

Д-567 — скрепер, пара более замечательный, чем прошлый Д-357П, и обязан со временем его заменить. Д-567 (рис.

1) имеет ковш количеством 10 м3. Мощность двигателя тягача МоАЗ-546 — 240 л. С. Грунт из ковша, как и в прошлой конструкции, выталкивает задняя стена.

Рис. 2. Скрепер Д-392.

А вот скрепер Д-392 (рис. 2) резко отличается от двух прошлых. Во-первых, тягачом его есть машина не Могилевского, а Белорусского автомобильного завода — замечательный БелАЗ-531 с двигателем в 360 л. с. Во-вторых, подвеска ведущего моста — пневмогидравлическая, другими словами самая современная, снабжающая громаднейшую плавность.

Это значит, что скрепер может ездить с повышенной скоростью, следовательно, трудиться более производительно. И тут также оказывает помощь наполнять ковш замечательный бульдозер на базе гусеничного трактора Т-180 либо Т-250, и также активно используется гидравлика. Посредством телескопических гидроцилиндров выдвигается задняя стена; управление рабочими органами скрепера — гидравлическое,

САМЫЙ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ

Самым замечательным отечественным скрепером есть ДЗ-67 (рис. 3).

Емкость ковша данной огромной автомобили — 25 м3 почвы. Под таким громадным ковшом может нормально пройти автомобиль . За одну рабочую смену ДЗ-67 может выбрать до 850 м3 почвы, отвезти ее на расстояние от 500 до 5000 м и высыпать ее в том месте слоем до 650 мм.

Над проектом автомобили трудились инженеры и учёные Всесоюзного НИИ строительного и дорожного машиностроения (ВНИИстройдормаш), Челябинского ордена Ленина завода дорожных автомобилей имени Колющенко, Минского СКВ мелиоративных автомобилей и других организаций.

ДЗ-67 сильно отличается по конструкции от вторых скреперов. И основной изюминкой данной автомобили есть то, что она снабжена мотор-колесами.

Другими словами тут осуществлен тот же конструктивный принцип, что и в замечательных самосвалах Белорусского автомобильного завода. Дизельный двигатель приводит в воздействие генератор электрического тока, ток идет в моторы, укрепленные на колесах задней оси, валы моторов вращаются, а вместе с ними — и колеса.

Так сделано в самосвалах вследствие того что чисто механическая передача мощности от двигателя к колесам — коробка передач, карданный вал, задний мост — настойчиво попросила бы через чур громадных веса и габаритов всех этих агрегатов в столь огромной машине. Электрическая трансмиссия компактнее, она позволяет трудиться бесступенчато. А это принципиально важно, по причине того, что в произвольных условиях машина может трудиться в удачнейшем режиме.

Рис. 3. Самоходный скрепер-гигант ДЗ-67 с мотор-колесами.

Как это осуществлено в ДЗ-67? Двенадцатицилиндровый четырехтактный Y-образный дизель М-301 мощностью 850 л. с. с газотурбонаддувом приводит в воздействие электрогенератор, а тот подает ток на 4 ведущих мотор-колеса. Весьма интересно отметить кое-какие конструктивные изюминки всей данной совокупности.

Двигатель снабжен не одним, как в большинстве случаев, а сходу тремя воздухоочистителями: так как в том месте, где перевозка и копка почвы, в том месте и пыль. И генератор, и моторы управляются особыми совокупностями автоматического регулирования.

В то время, когда какое-либо из колес буксует, мощность генератора распределяется между всеми мотор-колесами равномерно.

Именно поэтому скрепер развивает максимальное тяговое упрочнение в произвольных условиях. Механическая трансмиссия снабжает такое не всегда.

В схеме трансмиссии большое количество защитных устройств. Электромагнитное реле защищает генератор от токов маленьких замыканий. Тепловое реле — двигатели мотор-колес от перегрузок. Особые реле срабатывают при повреждении изоляции, и, так, предотвращается возможность аварийного случая.

Мотор-колесо складывается из колеса, тягового электродвигателя, тормоза и редуктора. Электродвигатель расположен конкретно в колеса, и, что особенно весьма интересно, корпус его является осью всего агрегата. Другими словами тут также происходит совмещение функций, чем достигается минимальный вес и компактность агрегата. А вот редуктор — трехступенчатый, с первой планетарной ступенью — тот, напротив, вынесен наружу, за габариты колеса. И этим достигается лучшее его охлаждение.

Тормоз мотор-колеса не колодочный, а дисковый. Также недавно показавшаяся конструктивная разновидность. Потому, что плоскость прижима диска больше, чем у колодок, то и тормозное упрочнение большое. Включается дисковый тормоз давлением сжатого воздуха, что идет от компрессора по пневмосистеме. Но это узнаваемый метод.

А вот что вправду ново — вентиляционная совокупность, отводящая от колес пыль. Новинка создана в НИИ сантехники. Вентилятор-пылеотводитель за 60 секунд отгоняет около сорока метров3 пыли.

Очевидно, направляться сообщить и о некоторых вторых конструктивных изюминках неповторимой автомобили.

турбокомпрессор и Двигатель охлаждаются водой, которую гонит насос, установленный на верхнем картере двигателя.

Машина оснащена сложной гидравлической совокупностью.

Посредством гидропривода скрепер поворачивается; гидравлическая совокупность поднимает, опускает ковш, углубляет его в почву, двигает заднюю стенку, выталкивающую грунт, поднимает и опускает заслонку ковша. И вот еще одно характерное новшество данной конструкции: рабочих рулевого органов и гидросистемы управления, в других автомобилях раздельные, тут объединены в одну.

Это разрешает применять для обеих совокупностей неспециализированные агрегаты: бак, насосы, фильтры, трубопроводы, совершает в итоге совокупность более компактной.

Диапазон бесступенчатого тягового скорости усилия и регулирования движения — 1:15. Скорость при копании без помощи толкача — 2—4 км/ч, А на грунтовой дороге с полным ковшом скрепер может развить 25 км/ч.

Шины скрепера огромны: диаметр — 2,5 м, ширина — 950 мм.

Большое рабочее давление в гидросистеме — 140 кг/см2. Это очень большая величина.

Скрепер владеет повышенной проходимостью и может опускаться и подниматься по уклонам, доходящим до 12°.

Двухместная кабина водителя снабжена тепло- и звукоизоляцией. А о человеке, что в ней находится, необходимо поболтать очень.

ЗА РУЛЕМ — ОПЕРАТОР

Кто руководит столь огромной и сверхмощной машиной? Шофер? Скреперист? Нет, оператор. Мы привыкли к тому, что под этим словом подразумевается человек в белом халате среди усеянных устройствами пультов.

Но так как оператор сейчас рабочая профессия, область применения которой все более расширяется, Операторы руководят работой сталелитейных и прокатных цехов, химических фирм, цехов нефтехимических фабрик и многих вторых. Отчего же человека, трудящегося на таковой сложной и идеальной машине, в конструкции которой нашли использование электротехника, электроника, гидравлика, механика и другие, не назвать оператором? Работа его не требует громадных физических упрочнений.

Перед ним щиток со шкалами электрических устройств, показаниями которых он руководствуется, и все управление также выстроено на электрических совокупностях. Вернее сообщить, рабочие органы управляются отдельными электрогидравлическими агрегатами. И так, в машине сочетаются электрическая электрогидравлическая система и тяговая трансмиссия управления рабочими органами.

Это, во-первых, формирует благоприятные предпосылки чтобы целый рабочий процесс скрепера мог быть всецело автоматизированным, а во-вторых, ставит труд человека, управляющего машиной, на более большой уровень.

Ясно, что столь замечательные и идеальные автомобили, воображающие венец достижений инженерной и научной мысли в данной области, должны выполняться с учетом новейших тенденций в развитии техники.

Нынешняя же техника характеризуется таким положением, в то время, когда громадный объем работ нужно сочетать с высокой точностью выполнения. Но все же, в случае если вдуматься и представить себе настоящую картину работы скрепера, то начнет казаться, что самые-то новинки тут применять нереально, да и не требуется. Так как земляные работы не только самые тяжелые, но и самые «тёмные» — нечистые, пыльные, не требующие особенной точности.

Для чего же землеройным и землевозным автомобилям новейшие очень сложные, дорогие совокупности?

В том-то и дело, что скреперу подчас приходится делать такие работы, каковые образно возможно назвать «строганием» почвы. Спланировать — другими словами выровнять поверхность для постройки дороги, насыпи, аэропорта, подготовить поля для посева культур, заливаемых водой, дабы она стояла ровно и не »стекала, — необходимо очень шепетильно.

Рис. 4. Автоматизированный скрепер Д-498А.

Для таких работ Челябинский ордена Ленина завод дорожных автомобилей имени Колющенко изготовил и испытал опытный образец скрепера Д-498А (рис. 4) на базе трактора Т-130 с совокупностью «Стабилоплан-1» — для автоматической стабилизации положений ковша на протяжении работы. Совокупность «Стабилоплан-1», созданная ВНИИстройдормашем для скреперов с гидравлическим управлением, разрешает машинально выдерживать заданный угол продольного профиля планируемой поверхности.

Тем самым рабочие качества скрепера быстро увеличиваются.

Скрепер Д-498А движется за трактором. И конечно же, на неспециализированном виде не заметен датчик углового положения, по причине того, что он установлен на кронштейне вблизи оси задних колес. Это вольно подвешенный маятник, соединенный с подвижным контактом потенциометра, включенного в мостовую схему. Величина электрического сигнала датчика пропорциональна его угловому отклонению от заданного положения.

Сигналы датчика через усилители идут к блоку управления, а оттуда команда поступает на электромагниты реверсивного гидрозолотника. Данный агрегат установлен на бампере в передней части трактора и руководит по команде с блока гидроприводом перемещения ковша. Все это дает, очевидно, самое общее, приблизительное представление о работе таковой схемы.

Но опробования продемонстрировали, что машина с емкостью ковша в 7 м3 разравнивает почву со средним отклонением неровностей от линии профиля, не превышающим 4 см.

Заберите в руки лопату. С максимально дешёвой вам тщательностью попытайтесь разровнять почву.

И вы заметите, что это такое — 4 см при земляных работах.

Р. ЯРОВ

Рандомные статьи:

Сделай и себе этот необычный КЛЮЧ !!!


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Запуск gog.com для русскоязычных пользователей

    Запуск GOG.com для русскоязычных пользователей В последних числах Марта CD Project пригласили к себе представителей русском игровой прессы. Целью визита…

  • Ижевская «планета»

    Ижевск широко известен в Российской Федерации как один из центров мастеров по «железу» и оружейников. И, не обращая внимания на «перестройку», город…

  • Тандем для двоих, троих, четверых

    За базу мы забрали дорожный велосипед (с «женской» рамой), установили на него продольную балку из двух алюминиевых профилей-уголков и закрепили на балке…

  • Автомобиль «для души»

    Я весьма давешний подписчик издания — еще с «ЮМК», номера которого искал когда-то по киоскам. Подшивки «М-К» и сейчас дают толчок к творчеству, являются…