Парящий над волнами

Катер на воздушной подушке.Постройке транспортного средства, которое разрешало бы передвигаться как по суше, так и по воде, предшествовало знакомство с историей создания и открытия уникальных амфибий—аппаратов на воздушной подушке (АВП), изучение принципиального их устройства, сравнение разных схем и конструкций. С целью этого я посетил много интернетовских создателей и сайтов энтузиастов АВП (среди них и зарубежных), познакомился с некоторыми из них очно.

В итоге за прототип задуманного катера забрал британский «Ховеркрафт» («парящее судно»—так в Англии именуют АВП), выстроенный ииспытанный тамошними энтузиастами. Отечественные самые интересные отечественные автомобили этого типа большей частью создавались для силовых ведомств, а сейчас — для коммерческих целей, имели громадные габариты, и потому мало доходили для любительского изготовления.

Мой аппарат на воздушной подушке (я его именую «Аэроджип»)—трехместный: пассажиры и пилот находятся по Т-образной схеме, как на трицикле: пилот в первых рядах посередине, а пассажиры сзади рядом, один около другого. Машина одномоторная, с разделяющимся воздушным потоком, для чего в его кольцевом канале мало ниже его центра установлена особая панель.

Катер-АВП складывается из трех главных частей: винтомоторной установки с трансмиссией, юбки и стеклопластикового «корпуса» — эластичного ограждения нижней части корпуса—так сообщить, «наволочки» воздушной подушки.

Корпус «Аэроджипа». Он двойной: стеклопластиковый, складывается из внутренней и наружной оболочек.

Наружная оболочка имеет достаточно несложную конфигурацию—это всего лишь наклонные (около 50° к горизонтали) борта без дна—плоские практически по всей ширине и легко выгнутые в верхней собственной части. Носовая часть—скругленная, а задняя имеет форму наклонного транца. В верхней части по периметру наружной оболочки вырезаны продолговатые отверстия-пазы, а внизу снаружи закреплен в рым-болтах охватывающий оболочку трос для крепления к нему нижних частей сегментов.

Парящий над волнами

«Аэроджип»:

1 — сегмент (плотная ткань); 2 — швартовная утка (3 шт.); 3 — ветровой козырек; 4 — бортовая планка крепления сегментов; 5 — ручка (2 шт.); 6 — ограждение воздушного винта; 7 — кольцевой канал; 8 —руль направления (2 шт.); 9 — рычаг управления рулями; 10 — лючок доступа к бензобаку иаккумулятору; 11 — сиденье пилота; 12 — пассажирский диван; 13 — кожух двигателя; 14 — двигатель; 15 — наружная оболочка; 16 — наполнитель (пенопласт); 17 — внутренняя оболочка; 18 — разделительная панель; 19 — воздушный винт; 20 — втулка воздушного винта; 21 — приводной зубчатый ремень; 22 — узел для крепления нижней части сегмента

Теоретический чертеж корпуса:

1 — внутренняя оболочка; 2 — наружная оболочка

Внутренняя оболочка по конфигурации посложнее, чем наружная, потому, что она имеет фактически все элементы маломерного судна (скажем, шлюпки либо лодки); борта, днище, выгнутые планшири, маленькую палубу в носу (нет лишь верхней части транца в корме),—наряду с этим выполненные, как одна подробность.

К тому же по середине кокпита на протяжении него к дну приклеен еще раздельно отформованный туннель с банкой под сиденье водителя, В нем размещаются аккумулятор и топливный бак, и проложен трос «газа» и трос управления рулями.

В кормовой части внутренней оболочки устроен необычный ют, немного поднятый и открытый спереди.

Он является основанием кольцевого канала для воздушною винта, а его палуба-перемычка—разделителем воздушного потока, часть которого (поддерживающий поток) направляется в отверстие шахты, а вторая часть—для пропульсивной силы тяги.

Все элементы корпуса: внутренняя и наружная оболочки, кольцевой канал и туннель—выклеивались по матрицам из стекломата толщиной около 2 мм на полиэфирной смоле.

Само собой разумеется, эти смолы уступают винилэфирным и эпоксидным по адгезии, уровню фильтрации, усадке, и выделению вредных веществ при высыхании, но имеют неоспоримое преимущество в цене—они существенно дешевле, что важно. Для тех, кто собирается применять такие смолы, напомню, что помещение, где проводятся работы, должно иметь температуру и хорошую вентиляцию не меньше 22°С.

Кормовая часть внутренней оболочки (в положении вверх дном)

Носовая часть наружной оболочки

Сборка внутренней и наружной оболочек (в положении вверх дном)

Монтаж двигателя в кормовой части кокпита.

Горизонтальная полка в кольцевом канале воздушного винта разделительная панель

Крепление сегментов к корпусу

Матрицы изготавливались заблаговременно по мастер-модели из таких же стекломатов на той же полиэфирной смоле, лишь толщина их стенок была побольше и составляла 7—8 мм (у оболочек корпуса—около 4 мм).

Перед выклей-кой элементов с рабочей поверхности матрицы были шепетильно убраны все шереховатости и задиры, и она трижды покрывалась разбавленным в скипидаре воском и полировалась. Затем на поверхность распылителем (либо валиком) был нанесен узкий слой (до 0,5 мм) гелькоута (цветного лака) выбранного желтого цвета.

По окончании его подсыхания начался процесс выклейки оболочки по следующей разработке.

Сначала посредством валика сторона и восковая поверхность матрицы стекломата с более небольшими порами промазываются смолой, и после этого мат укладывается на матрицу и прикатывается до полного удаления воздуха из-под слоя (при необходимости возможно сделать и маленькую прорезь в мате). Таким же образом укладываются и последующие слои стекломатов до требуемой толщины (4—5 мм), с установкой, где нужно, закладных подробностей (железных и древесных).

Излишние лоскуты по краям обрезаются при выклейке «по-мокрому».

Рекомендуется для того чтобы корпуса применять 2—3 слоя стекломата, а днища—до 4 слоев. Наряду с этим направляться проклеить дополнительно еще все углы, и места вворачивания крепежных подробностей.

По окончании отвердения смолы оболочка легко снимается с матрицы и обрабатывается: обтачиваются края, вырезаются пазы, сверлятся отверстия.

Для обеспечения непотопляемости «Аэроджипа» к внутренней оболочке приклеивают куски пенопласта (к примеру, мебельного), оставляя свободными только каналы для прохода воздуха по всему периметру. Куски пенопласта склеиваются между собой смолой, а к внутренней оболочке прикрепляются полосами стекломата, также смазанными смолой.

По окончании изготовления по отдельности наружной и внутренней оболочек они состыковываются, скрепляются струбцинами и саморезами, а после этого соединяются (склеиваются) по периметру полосами промазанного полиэфирной смолой того же стекломата шириной 40—50 мм, из которого были изготовлены сами оболочки.

Затем корпус оставляют до полной полимеризации смолы.

Через дни к верхнему стыку оболочек по периметру прикрепляют вытяжными заклепками дюралюминиевую полосу сечением 30×2 мм, установив ее вертикально (на ней фиксируются язычки сегментов). К нижней части дна приклеивают древесные полозья размерами 1500x90x20 мм (протяженность х ширина х высота) на расстоянии 160 мм от края. Сверху на полозья наклеивается один слой стекломата.

Совершенно верно так же, лишь изнутри оболочки, в кормовой части кокпита, устраивается основание из древесной плиты под двигатель.

Схема трансмиссии винтомоторной установки:

1 —выходной вал двигателя; 2—ведущий зубчатый шкив; 3 —зубчатый ремень; 4—ведомый зубчатый шкив; 5 —гайка; 6—дистанционные втулки; 7—подшипник; 8—ось; 9—ступица; 10—подшипник; 11—дистанционная втулка; 12—опора; 13—воздушный винт

Рулевая колонка:

1—рукоятка; 2—двуплечий рычаг; 3—стойка; 4—сошка (см. фото)

Схема рулевого управления:

1—рулевая колонка; 2—трос Боудена, 3—узел крепления оплетки к корпусу (2 шт.); 4—подшипник (5 шт.); 5—рулевая панель (2 шт.); 6—двуплечий рычаг-кронштейн (2 шт.); 7—соединительная тяга рулевых панелей (см. фото)

Руль — мотоциклетного типа. Внизу на стойке — сошка с боуденовским тросом. На левой рукоятке — рычаг газа

Левая панель руля направления

Сегмент эластичного ограждения:

1 — стены; 2 — крышка с язычком

Необходимо подчеркнуть, что по такой же технологии, по которой из

Рандомные статьи:

Кайтсерфинг. Вьетнам. Парящие над волнами


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • На волнах — «мотылек»

    Сверхлегкий швертбот интернационального класса «Moth» — «Мотылек» (рис. 1, 2) несложен по конструкции, технологичен в постройке и владеет всеми наиболее…

  • Амфибия на «подушке»

    Прототипом воображаемой амфибийной автомобили стал аппарат на воздушной подушке (АВП) называющиеся Аэроджип, статья о котором была в издании…

  • Полет на «подушке»

    В первой половине 70-ых годов XX века «Моделист-конструктор» опубликовал описание вездехода на воздушной подушке, созданного шведским…

  • Мотор для карлсона

    Глядя на данный необыкновенный аэродвижитель, нечайно думаешь, что именно он вдохновил известную шведскую писательницу Астрид Линдгрен на создание…

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.