Отечественная лаборатория автоконструирования Дома юных техников выносит на суд читателей издания «М-К» конструкцию собственного очередного микроавтомобиля. На этот раз это «РУТА» — разъездной учебно-тренировочный автомобиль.
Нужно подчернуть, что, приступая к постройке, мы уже заблаговременно знали его назначение, дизайн и конструкцию. Последняя определялась нами как несложная, с большим применением имеющихся в распоряжении агрегатов и узлов.
В следствии оказался микроавтомобиль открытого типа, с двигателем ТГ-200, расположенным на рычаге подвески, и приводом на одно заднее правое колесо.
Размер резины 4,5Х10 (от мотороллера), диски от мотоколяски.
На возражения, которые связаны с выбором для того чтобы привода, отвечаем, что это диктуется минимальными размерами и весом микроавтомобиля, и связано с отсутствием дифференциала, купить что (а тем более изготовить самостоятельно) не так легко. К тому же, руководя таким автомобилем, постоянно знаешь, какое колесо «ведет», что принципиально важно при езде по нехорошей дороге.
Само собой разумеется, автомобиль не лишен недочётов.
Размещение двигателя на рычаге подвески и нахождение его в задней части салона не придает комфорта. Вследствие этого первое сиденье было нужно выдвинуть вперед (относительно левого) на 150—200 мм, что, со своей стороны, повлекло за собой некий неудобство для пассажира.
В целом же по удобству в посадке и управлении водителя второго для того чтобы микроавтомобиля у нас нет.
Переходим к описанию конструкции в том порядке, как мы ее изготовляли.
Подвеска микроавтомобиля свободная, на продольных рычагах, причем ось качания рычагов передней подвески находится за осью колеса, в рычагов задней — перед осью.
Передние рычаги изготовлены из труб O 28 и O 32 мм.
Шкворневые скобы изготовлялись раздельно и имеют цилиндрическую направляющую, которая вставляется в финиш трубы подвески. Именно поэтому скоба может поворачиваться; следовательно, изменяется и величина продольного угла шкворня, совсем устанавливаемая лишь по окончании сборки ходовой части; после этого скоба приваривается к трубе подвески. На шкворневую скобу кроме этого привариваются упор головки и крепление амортизаторов шкворня.
Сами передние полуоси забраны от передней подвески мотоколяски СЗД. Амортизаторы передней подвески — пружинно-гидравлические (от мотоцикла «Минск»).
Рычаги задней подвески пара сложнее. Их продольные элементы — квадратные трубы сечением 20Х40 мм.
С одной стороны они соединяются с трубой O 34 мм, а с другой — с отрезком трубы O 58 мм. Данный участок улучшается двумя пластинами. К трубе O 58 мм приварен фланец крепления опорного диска тормозных колодок и подробность крепления нижнего финиша заднего амортизатора. Последний использован от мотороллера ВП-150М «Вятка-Электрон».
Ступица выточена из дюралюминиевой трубы и запрессована во втулку.
Для страховки она дополнительно закреплена болтом М8.
Полуось задних колес также от ВП-150М. Доработка содержится в приварке к ней тормозного барабана от мотоколяски СЗД.
По конструкции рычаги задней подвески фактически однообразны; главное отличие в том, что правый рычаг имеет дополнительные элементы для натяжки цепи и крепления двигателя.
Для обеспечения качания осей и параллельности колеса рычаги нужно собирать (сваривать) в кондукторе.
Все они оснащены сайлент-блоками от мотоцикла «Восход», запрессованными с двух сторон через распорную втулку.
Рама изготовлена с применением металлических труб O 33Х2 мм и O 16Х2 мм. Прежде всего сваривается основание рамы, ее средняя несущая часть. Это четырехугольник размерами 920Х660 мм.
Рис. 1. Микроавтомобиль «РУТА».
Рис.
2. Рама:
1 — кронштейн рулевой колонки (труба O 33X2 мм, сталь), 2 — кронштейн крепления картера рулевого механизма (сталь, толщина 3 мм), 3 — пластина крепления передней части кузова (сталь, толщина 3 мм, 2 шт.), 4 — кронштейн крепления амортизаторов (сталь, толщина 2,5 мм, 2 шт.), 5 — стойка крепления оси педалей (сталь, труба O 21X2,5 мм), 6, 7 — пластины крепления механизма стеклоочистителя (сталь, толщина 2,5 мм), 8 — рамка лобового стекла (сталь, уголок 15X20 мм), 9 — пластина крепления зеркала заднего обзора (сталь, толщина 2 мм), 10 — задняя рамка (сталь, труба O 16X2 мм), 11 — поперечина крепления задних амортизаторов (сталь, O 30Х3 мм), 12 — кронштейн крепления амортизаторов (сталь, труба O 34X2 мм, 2 шт.), 13— пластина крепления решётки отбойника и топливного бака (сталь, толщина 3 мм, 3 шт.), 14 — рама установки аккумулятора (сталь, уголок 15X20 мм), 15 — пластина крепления боковин кузова (сталь, толщина 3 мм, 2 шт.), 16 — кронштейн рычага переключення передач (сталь, толщина 2,5 мм), 17 — кронштейны крепления рычагов подвески (сталь, толщина 2,5 мм, 8 шт.), 18 — кронштейн крепления главного тормозного цилиндра (сталь, толщина 3 мм), 19 — пластина крепления топливного бака (сталь, толщина 3 мм), 20 — дуга верхняя (сталь, труба O 34X2 мм, 2 шт.), 21 — пластина боковины крышки кузова и стыковки капота (сталь, толщина 3 мм, 2 шт.).
На виде сверху рамка лобового стекла, дуги и задняя рамка, их соединяющие, условно не продемонстрированы.
Рис. 3. Сборка рычага передней подвески:
1 — сайлент-блок (2 шт.), 2 — труба O 32Х2,5 мм, 3 — распорная труба O 16Х2 мм, 4 — ось (сталь, O 12 мм), 5 — трубы O 28X 2,5 мм.
Рис. 4. Шкворневая скоба:
1 — скоба (сталь, толщина 8 мм), 2 — стержень регулировки продольного наклона шкворня (сталь, O 22 мм), 3 — пластина (сталь, толщина 2,5 мм), 4 — упор головки шкворня. А — место установки кронштейнов крепления амортизаторов.
Рис.
5. Сборка рычага задней подвески:
1 — труба O 34Х2 мм, 2 — фланец крепления опорного диска тормозного механизма (сталь, толщина 5 мм), 3 — втулка (сталь, труба O 58Х3 мм), 4 — кронштейн крепления амортизаторов (сталь, толщина 3 мм), 5 — шпилька М10, 6 — усиливающая пластина (сталь, толщина 2,5 мм), 7 — трубы прямоугольные 20X40 мм, 8 — пластина крепления тормозного шланга (сталь, толщина 2,5 мм), 9 — втулка подшипникового узла (Д16, O 52 мм).
Рис.
6. Сборка полуоси:
1 — тормозной барабан (от мотоколяски СЗД), 2 — полуось заднего колеса (от мотороллера ВП-150М «Вятка-Электрон».
Рис. 7. Сборка рулевой колонки:
1 — втулка (латунь, труба O 52 мм, 2 шт.), 2 — труба колонки (Д16, O 52X3 мм), 3 — вал рулевой (сталь, труба O 22 мм), 4 — фланец рулевого колеса (сталь, толщина 2,5 мм).
Рис. 8. Рычаг задней подвески с кронштейнами крепления двигателя:
1 — передний кронштейн (сталь, толщина 3 мм), 2 — нижний кронштейн (сталь, толщина 2…3 мм), 3 — пластина стойки двигателя (сталь, толщина 2,5 мм), 4 — кронштейн крепление натяжного ролика (сталь, толщина 2,5 мм).
Рис. 9. Схема электрооборудования:
1 — блок передних осветительных устройств, 2 — щиток контрольных переключателей и приборов, 3 — блок династартера, аккумулятора и реле-регулятора, 4 — блок задних осветительных устройств, 5 — блок предохранителей и соединительная панель, 6 — штекерные разъемы, 7 — блок звукового сигнала и стеклоочистителя; ПЛ — лампы указателя поворота левые, ПП — лампы указателя поворота правые, Г — лампы габаритных огней, Ф — лампы фар, НЗ — лампы подсветки номерного символа, С-С — лампы стоп-сигнала, КЛА — контрольная лампа зарядки аккумулятора, КС — контрольная лампа стоп-сигнала, КП — контрольная лампа указателей поворота, КФ — контрольная лампа фар, РП — реле поворота, ЗЗ — замок зажигания, Г — клавишный тумблер габаритных огней, Ф — тумблер фар, ОЧ — тумблер стеклоочистителя, АС — тумблер аварийной сигнализации, ПУП — тумблер указателя поворотов, КЗС — кнопка звукового сигнала; П, Б, ЯШ (Р-Р) — клеммы подключения реле-регулятора, ПР — клеммы подключения дополнительных устройств (противотуманные фары, искатель и т. п.), ОЧ — клеммы подключения стеклоочистителя, С — клеммы подключения звукового сигнала.
Рис.
10. Развертка передней панели блока устройств (Д16, толщина 1,5 мм).
Финиши поперечных труб не обрезаются и должны выступать на 250 мм с каждой стороны. После этого основание устанавливается на ровную поверхность на высоте 230….250 мм. К ней присоединяются (проволокой, струбцинами и т. п.) задние рычаги и передние подвески в сборе с креплениями и колёсами. Поворачивая подробности крепления рычагов подвески относительно друг друга (около трубы), получают нужного положения рычагов.
Передние колеса устанавливаются с развалом 1,5…2,5°, задние — строго вертикально.
Окончательную сварку возможно вести, лишь убедившись в верной и симметричной установке рычагов.
Для закреплений верхних финишей задних амортизаторов нужно изготовить кронштейны и приварить их к раме посредством двух продольных отрезков трубы.
Тут же приваривается рамка для установки аккумуляторная батарей и реле-регулятора, ушки для закрепления топливного бака, задняя крепления рамка и элементы кузова, изготовленная из трубы O 16Х2 мм.
Перевернутая П-образная передняя поперечина помогает для установки ушек крепления верхних финишей передних амортизаторов.
Снизу к ней приварены крепления картера рулевого управления, а сверху — упоры оболочки акселератора механизмов и привода сцепления, крепление главного тормозного цилиндра, механизме стеклоочистителя и, наконец, рамка лобового стекла. Последняя изготовлена из металлического уголка сечением 15X10 мм; снизу к ней приварены две подробности для установки механизма стеклоочистителя, асверху — пластины для монтажа противосолнечных зеркала и козырьков заднего вида.
Рамка лобового стекла и задняя рамка соединены между собой двумя дугами, изготовленными из труб O 34Х2 мм. Лобовое стекло забрано от мотоколяски; нас не устраивала его высота — мы дополнили его элементом из оргстекла толщиной 4 мм. Место стыка закрывается с обеих сторон дюралюминиевой полосой шириной 10 мм на винтах М3.
Передняя поперечина кроме этого помогает для приварки скоб и пластин крепления кузова.
Для обеспечения нужной жесткости рамы в ее конструкцию введены две боковые продольные трубы, связывающие переднюю поперечину, основание рамы (среднюю часть) и заднюю поперечину.
Рулевая колонка помогает для закрепления и направления рулевого вала, и переключателей и щитка приборов. Она изготовлена из алюминиевой трубы O 32 мм, заглушенной с обеих сторон медными втулками, каковые делают роль подшипников скольжения рулевого вала.
Как указывалось выше, одна из задач микроавтомобиля «РУТА» — обучение новичков езде. Исходя из этого в комплект нужных педалей управления введена дополнительная (четвертая) педаль инструктора. Ее ось (жестко связанная) — это труба O 16X2 мм длиной 380…390 мм. Остальные педали вольно качаются на данной оси.
Исходя из этого посредством болта М6 возможно заблокировать любую педаль с инструкторской (чаще в данной роли выступает педаль тормоза).
Но возвратимся к конструкции рамы. Тут осталось заявить, что нужно кроме этого изготовить и приварить пластины крепления ремней безопасности и их закрывающих механизмов. У нас использованы поясные ремни (такие используются в тракторах).
Совокупность электрооборудования выполнена по блочной схеме. Отдельные блоки соединяются между собой на панели, имеющей 15 мест подключения. Тут же размещен и блок предохранителей. Не будем детально останавливаться на всех блоках, поскольку они имеют стандартную схему. Разглядим лишь один — щиток переключателей и приборов. Это сердце совокупности электрооборудования. Тут осуществляется контроль и управление за работой всех блоков.
Изготовление его начинается с корпуса.
На рисунке приведена развертка, которая возможно вырезана из листового дюралюминия толщиной 1,5…2 мм. Поясним назначение отверстий. Верхняя часть щитка — это совокупность контроля.
Прямоугольные отверстия размером 20X30 мм являются «глазками» контрольных ламп (слева направо, сверху вниз): зарядки аккумулятора (красный цвет), стоп-сигнала (красный цвет), указателей поворота (зеленый цвет), ближнего света фар (желтый цвет). Отверстия O 65 мм помогают для размещения спидометра, в блоке со счетчиком пройденного пути (мотоциклетного типа).
В нижней части щитка — тумблеры.
В прямоугольных отверстиях размером 41X28 мм находятся клавишные тумблеры автомобильного типа: включатели габаритов, ближнего света фар, аварийной сигнализации и механизма стеклоочистителя.
В отверстия O 24 мм врезается замок зажигания (использован от ТГ-200 «Муравей»); O 12 мм — тумблер сигналов поворота; O 14 мм — кнопка звукового сигнала (от СЗД); O 58 мм помогает для выхода рулевой колонки.
Четыре отверстия O 5,1 мм, необходимы для фиксации щитка к ушкам хомута, расположенного на рулевой колонке.
Возможно, может появиться вопрос, из-за чего «РУТА» не снабжена дальним светом фар? Мы задумывали (да так оно и имеется в действительности) микроавтомобиль для города, а по существующим правилам дорожного перемещения пользоваться дальним светом в городе не разрещаеться.
В то время, когда корпус блока изготовлен, согнут и собран, возможно приступать к кожуху.
Он вырезается из википласта, целлулоида либо любого другого полимерного листового материала. Согнуть его возможно на нагретой нихромовой проволоке. Через отверстие O 20 мм выводится эластичный вал привода спидометра.
Кузов микроавтомобиля «РУТА» сборный и складывается из капота, боковин и задней части. Место стыка капота с боковинами проходит вертикально, по оси переднего колеса.
Стыки боковин, в кроме этого элементов задней части выбираются произвольно, исходя из количества и размеров имеющихся в распоряжении материалов.
Капот выклеен как одно целое с нижним спойлером из стеклоткани на эпоксидной смоле. Для изготовления формы нужно вырезать из пенопласте пара панелей: верхнюю крышку, две боковины, переднюю спойлер и стенку. По окончании склейки форму необходимо в укрепить ребрами жесткости (кроме этого из пенопласта).
После этого на готовый дурак (предварительно обработанный) укладывается нужное количество слоев пропитанной смолой стеклоткани с таким расчетом, дабы неспециализированная толщина готовой корки оказалась в пределах 1,5…2 мм. Затем форма опускается в прекрасно запаянный полиэтиленовый пакет, имеющий пара громадную длину, чем сам дурак. Открытая стороне пакета планирует и хорошо приматывается к входящему вовнутрь мешка резиновому шлангу, что присоединяется к штуцеру вакуумного насоса.
В ходе откачки воздуха полиэтилен на форме нужно всегда разглаживать. Работа насоса длится 8…10 часов до частичной полимеризации смолы. Такая разработка выклейки, на отечественный взор, очень идеальна, нетрудоемка и дает возможность приобрести выклеенное изделие практически под покраску.
Очевидно, форму возможно изготовить и из вторых материалов. Единственное условие — нужная прочность.
Что касается остальных панелей, и пола, то все они плоские либо практически плоские. Изготовлены из ДВП, оклеены с двух сторон стеклотканью в один слой и соединяются посредством разных пластинок и уголков винтами М4 (с потайными головками).
Для понижения трудоемкости вышкуривания оклеивать их лучше до сборки и под грузом.
По окончании сборки кузова все стыки, предварительно разделанные под 45°, нужно зашпаклевать и вышкурить. После этого кузов окрашивается нитроэмалью в 2—3 слоя.
Кресла микроавтомобиля выклеены кроме этого из стеклоткани, в виде корытцев. Вовнутрь сиденья и спинки укладываются подушки из автомобильного поролона, обтянутого кожзаменителем либо гобеленом. Прикручиваются сиденья конкретно к полу; регулировку по длине не имеют.
Краткие характеристики микролитражного учебно-тренировочного автомобиля «РУТА»:
Число мест: 2
База, мм: 1740
Колея, мм: 1100
Клиренс, мм: 170
Протяженность, мм: 2560
Ширина, мм: 1250
Высота, мм: 1400
Масса сухая, кг: 270
Большая скорость с полной нагрузкой, км/час: 75
Двигатель: ТГ-200
Карбюратор: К-62
Подача горючего: диафрагменным насосом
Совокупность зажигания: магнето М 124 Б1
Совокупность запуска двигателя: династартером
Свеча зажигания: А 17 В
Реле-регулятор: РР 121
Передача: цепная, тип ПР-12,7
Тормоз: гидравлический, колодочный, на задние колеса
Емкость топливного бака, л: 12
А. КРЫЛОВ, г. Вологда
Рандомные статьи:
Vídeos instructivos: Calefacción y calentador de agua — Boiler Truma
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Задумывая конструкцию мопеда, я ставил перед собой цель сделать ее эргономичной в эксплуатации для водителя любого возраста. Таким мопед у меня и…
-
Автороллер — двухколестный автомобиль
Возможно не будет громадным преувеличением высказать предположение, что, по крайней мере, добрая половина постоянных читателей «Моделиста-конструктора»…
-
От души сохраняем надежду, что это транспортное средство ни при каких обстоятельствах не потребуется вам. Но это вовсе не означает, что оно не требуется…
-
Зимняя рыбалка — занятие для самых стойких. Попытайтесь-ка на морозе просидеть весь день у лунки — тут не спасет ни тулуп, ни палатка, ни…