Уже стало делом привычным появление очередных статей по электромобильной тематике. Неудивительно: в Соединенных Штатах производство электромобилей образовывает 1/5 часть от общего объема выпуска легкового автотранспорта. А в Швейцарии каждому желающему купить электромобиль выделяется кредит в 5000 швейцарских марок.
Автомобиль, о котором отправится обращение ниже, относится также к классу электромобилей. Спроектирован он и изготовлен маленькой серией в конце 80-х — начале 90-х годов.
Заложенная конструктивная изюминка позвопяет применять его как с простым приводом, другими словами с двигателем внутреннего сгорания (ДВС), так и с любым вторым. В базе проекта лежит способ открытой архитектуры, модульности кузова, отдельных систем и двигателя. Это разрешает в течение всей эксплуатации автомобиля создавать типа кузова и модернизацию формы, двигательной установки и других его элементов.
Учитывая многообразие форм комплектующих, эту машину возможно отнести к разряду «конструктора для взрослых».
Исходя из этого, дабы не быть многословными, остановимся на варианте автомобиля Ф2 с кузовом «Улан». История его создания пара необыкновенна. Главная концепция автомобили была заложена на одном из автодромов Прибалтики в первой половине 80-ых годов XX века.
Тогда же появипись и первые разработки, каковые во второй половине 80-ых годов двадцатого века под влиянием ульяновского конструктора И.Линусв купили настоящие очертания. И наконец, в начале 1986 года под «нажимом» вездесущих самодельщи-ков мы приступили к реализации проекта.
Рис.
1. Модульный электромобиль «Улан».
Нужно заявить, что автомобилей мы заложили сходу три, так было легче. Но по окончании некоего времени количество желающих стало расти, причем никакие уговоры в трудоёмкости «и отношении сложности» не принимались в расчет.
Всем хотелось иметь вездепроходимую «лошадку» ценой в 1500 руб. (отечественные оценки). Показалась кроме того возможность собирать конструкции в одном из цехов завода. Это, по всей видимости, нас очень сильно «испугало», потому как автомобиль никак не предназначался для громадной серии и по собственной сути являлсявсего только экспериментальной моделью.
Исходя из этого мы быстренько создали упрощенный вариант на базе деталей и узлов от мотоколяски СЗД называющиеся «Тай», но при неспециализированном одобрении никто его строить не стал. Но, у автора этих строчков позже было желание поменять собственный «Улан» на конструкцию «Тай». Потом мы стали бороться с избыточной «массовостью» и старались конструкции собирать «скрытно» (к примеру, в помещении размером 3x3x4 м были собраны две автомобили карусельным методом.
Другие помещения также очень не «баловали» размерами. Самое превосходное, что автомобиль возможно было выносить через обычные двери. Комфортно было и складирование — в разобранном состоянии на площади в 2,5 кв.м размешалось два автомобиля!).
Кузов автомобиля представлен тремя модулями: несущим, передним и задним.
Несущий модуль — база всей конструкции и по аналогии с микропроцессорной техникой есть «материнской платой» для всех агрегатов. В нем расположены силовые элементы, подвеска, вспомогательные системы и двигатель, что, по существу, превращает его в независимую транспортную единицу — грузовую платформу.
Два вторых элемента играются больше декоративную роль, придавая машине форму либо удобство при размещении грузов.
Подвеска вынесена наружу.
Это не противоречит правилам безопасности, не смотря на то, что накладывает некую специфику при эксплуатации. Иначе, отсутствие надколесных ниш дает возможность приобрести «чистые» формы кузова и применять колесные шины любого диаметра.
Рис.
2. Компоновка электромобиля:
1 — амортизатор, 2 — защитный щиток,
3 — несущий модуль, 4 — модульная силовая установка (МСУ), 5 — грузовой модуль, 6 — дуга безопасности, 7 — передний модуль, 8 — электродвигатель, 9 — рычаги передней подвески.
Рис. 3. Каркас кузова:
1 — узел крепления передней подвески (Ст.направляться толщиной 3,5 мм), 2 — ребра (Ст.З, труба 60x30x3 мм), 3 — узел крепления задней подвески, 4 — узел навески грузового модуля, 5 — ролики, 6 — защитный лист, 7 — уголок опорный переднего модуля (Ст.З, угольник 32x32x3 мм), 8 — направляющие грузового модуля (Ст.45, 36x27x2,0 мм), 9 — несущая балка (Ст.З, труба 60x30x3 мм), 10 — боковой раскос (Ст.З, труба 14×1,5 мм), 11 — задняя поперечная балка (Ст.З, труба 40x28x2 мм), 12 —каркасы съемных модулей (титан, трубы 14×1,5 и 22×2,5 мм, лист толщиной 4 мм).
Рис. 4. Рычаги передней подвески:
А — верхний рычаг (Ст.З, 50x25x3 мм), В — нижний рычаг (Ст.З, 50x25x3 мм).
Рис. 5. Рычаг задней подвески.
Рис. 6. Схема модульной силовой установки:
1 — стартер-генератор СТГ-21,2 — электромагнитная муфта, 3 — ДВС (488 куб.см) «Вихрь-30», 4 — насос, 5 — бак с горючим, 6 — электрофильтр, 7 — блок управления, 8 — аккумуляторные батареи (две по 100 А/ч), 9 — тиристорный блок управления, 10 — электропривод СТГ-3.
Рис. 7. Волоконно-оптическая совокупность:
1 — отражатель лампы, 2 — галогенная лампа, 3 — электронная лампа, 4 — концентратор, 5 — диафрагма, 6 — волоконный жгут, 7 — отражатель фары, 8 — вспомогательный отражатель.
Рис. 8. Панель устройств:
1 — тумблер света фар, 2 — тумблер сигналов поворота, 3 — жидкокристаллический индикатор (120×64 мм), 4 — тумблер омывателя стекол, 5 — клавиши включения дополнительных фар, аварийной сигнализации и обогревателя стёкол, 6 — рукоятка управления отоплением-вентиляцией, 7 — радиоотсек, 8 — электронные часы, 9 — перчаточный ящик, 10 — жалюзи вентиляционной совокупности, 11 — табло волоконно-оптической совокупности.
Передняя часть автомобиля напоминает панель багажника «восьмерки».
Тут употребляются передние боковые стекла от данной же модели, каковые в соответствии с требованиям у нас сдвигаются (действительно, всего на 18 см, но этого вполне достаточно для вентиляции либо обмена мнениями с инспектором; но, для любителей «подлокотной» езды стекло возможно переместить совсем). Вся эта конструкция весом в 48 кг крепится быстросъемным замком и возможно снята одним человеком за 5—6 секунд.
Из оборудования в модупе находятся датчики контроля, главная светотехническая совокупность, газовые пружины и электропривод. Доступ в салон автомобиля осуществляется подъемом или сдвигом модуля довольно несущей рамы.
Грузовой модуль — быстросъемная декоративная конструкция весом всего в 38 кг. Расположен он на Н-образных направляющих главного несущего модуля.
Изготовлен из композитных материалов. Стекла из органики. Из оборудования комплектуется лишь запасными светоуказателями.
Доступ в салон осуществляется сдвигом модуля назад относительно передней части.
Передний и грузовой модули являются каркасомиз титановых труб диаметром 14—22 мм (каковые с успехом возможно заменить на металлические), обшитый сверху алюминиевым (1,5 мм) страницей. пустоты и Неровности заполнены пенопластом. Наружная и внутренняя поверхности покрыты 5 слоями стеклоуглепластика.
Несущий модуль представляет собой пространственную конструкцию, складывающуюся из металлических труб прямоугольного сечения (40x29x2,5 мм). Стыки элементов рамы укреплены металлическими косынками из страницы толщиной 2,5 мм. В передней части рамы вварены втулки под переднюю подвеску.
Снизу конструкцию защищает 1,5-мм пист из нержавеющей стали. Сверху силовую конструкцию ограничивает съемная дуга безопасности, а с бортов — Н-образные направляющие, к каким крепятся декоративные модули корпуса. Пространственные промежутки заполнены пенопластом, а наружный пол покрыт 2-мм пластиком.
задняя подвески и Передняя ничем особым не отличаются. Они хорошие, маятникового типа, на продольных рычагах (подробное описание возможно отыскать в номерах издания за 1982—1985 гг.).
Рулевое управление — автомобильного типа.
В зависимости от дорожных условий машина комплектуется колесами разного диаметра (возможно кроме того поставить пневматики громадного диаметра при применении автомобиля на целине), но в большинстве случаев используются расширенные в ободе покрышки от мотоколяски СЗД.
Силовая установка, как и у любого другого электромобиля, складывается из двух источника энергии — и основных частей электропривода.
Изготовление прогрессивного привода — двигатель — колесо — проблематично в кустарных условиях. Несложнее выяснилось подобрать подходящий привод от списанной техники в ближайшем аэропорту. Подойдет в первую очередь стартер-генератор СТГ-3 либо подобный; их потребуется 4 либо, в крайнем случае, 2 (для заднепривод-ного варианта). Передача крутящего момента от двигателя к колесу — через кардан, но возможно и цепью по аналогии с приводом, используемым в мотоциклах.
Сейчас остается самое основное — источник питания. Существует пара вариантов ответа данной неприятности:
а) купить побольше наборов аккумуляторная батарей и гарантированно проезжать собственные 60 км в сутки,
б) подождать до лучших времен, в то время, когда покажутся обещанные супераккумуляторы,
в) изготовить сверхсложный комплекс «ДВС-генератор».
Мы выбрали третий вариант и не совершили ошибку.
В состав модульной двигательной установки у нас входят: ДВС (488 куб.см) «Вихрь-30» с электронным регулированием режима работы, электрогенератор (доработанный СТГ-21), аккумуляторный блок (2 аккумулятора 100 А/ч), многоканальный тиристорный блок управления (Т-200), и другие вспомогательные совокупности.
Опыт продемонстрировал, что вместо прожорливого двигателя «Вихрь» лучше применять малогабаритный дизельный; но генератор нужно покупать лишь летный, типа СТГ-21, СТГ-18 либо подобный : они снабжены обгонными муфтами, и у вас не будет многих неприятностей при запуске.
Вес для того чтобы комплекса может быть около 100 кг (у нас — 92 кг), при отдаваемой мощности в 10—20 кВт, что вполне достаточно для данного класса автомобиля.
В набор электронного оборудования входит волоконно-оптическая совокупность, кое-какие элементы которой возможно изготовить самостоятельно. Это относится к совокупности пассивного контроля функционирования светотехнических устройств — поворотников, дальнего света и фар ближнего, стоп-сигнала и некоторых других систем.
Трудится такая совокупность несложнее несложного — нужно только один финиш световода подставить к лампе (к примеру, к поворот-нику), а второй вывести на панель устройств. В качестве световодов в полной мере подойдут полимерные нити от популярного волоконного светильника. Нужная протяженность достигается методом последовательной склейки эпоксидным компаундом торцевых финишей световодов.
Для улучшения восприятия на панели возможно установить фоконы (расширители светового пучка) либо применять маленькие линзы.
Подобная система охватывает всю конструкцию автомобиля Ф2 «Улан». Увлекательнее, вместе с тем и сложнее представлена активная волоконно-оптическая совокупность. Принцип работы ее достаточно несложен и содержится в прерывании светового потока от источника к приемнику.
По разности между эталонным значением и настоящим определяются нужные параметры (к примеру, уровень горючего либо скорость вращения колеса). В качестве управляющей употребляется микросистема на базе КМ18ЮВМ88 процессора (аналог 8088), которая последовательно опрашивает каждое устройство по единственному светоканалу, выводя нужную информацию на жидкокристаллическую матрицу панели устройств.
В соответствии с требованиям запрещается изменять параметры светотехнических устройств. Иначе, в отношении запасных светосистем — ограничений нет. Исходя из этого возможно произвести модернизацию дополнительных фар стоп-сиг-нала, поворотников. Чтобы получить нужный световой поток, потребуется соединить параллельно пара световодов (10 — 20 шт.).
В качестве источника света нужно применять замечательные галогенные лампы (у нас30У400 Вт). Методом перекрытия светового потока электронными шторками достигается функционирование нужного светоуказателя.
Для получения чистых и прочных покрытий при работе с углепластиками мы применили ультразвуковой смеситель. Помимо этого, для лучшей пропитки слоя стеклоуг-леткани воспользовались валиками для выжимания белья от стиральной машины.
И, наконец, понадобился бытовой ультрафиолетовый прожектор: закрепили его на расстоянии 1…1.5 метра от объекта и оставляли его включенным на все время отверждения смолы.
Пенопласт возможно применять любых марок, но лучше купить двухкомпо-нентный раствор, что применяют при производстве холодильников.
Сборку каркаса либо рамы целесообразно создавать на стапеле (на ровном столе), в крайнем случае — на полу.
Все сварочные работы — в среде защитного газа (углекислый газ, аргон). Проваренные места нужно очистить и покрыть лаком либо защитной краской.
Автомобиль получается весьма красивым, достаточно легким (снаряженный вес — 550 кг) и развивает скорость до 90 км/ч.
Р.СИНГАТУЛИН, г. Саратов
Рандомные статьи:
Финансирование православных школ
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
В большинстве случаев в поговорке упоминают пятое колесо. Но кое-какие автоконструкторы пользуются формулой, отыскавшей собственное отражение в заглавии…
-
Багги — спортивный кроссовый автомобиль
Студенческое конструкторское бюро Карийского политехнического университета имени А. М. Горького известно не только в родкых краях, но и далеко за…
-
В случае если «Аттези-ТХ» смогла очаровать вас совершенно верно так же, как в свое время и меня, то я, думается, в полной мере смогу оказать помощь вам…
-
«Мотокар» — городская автоколяска
Поиски оптимального варианта конструкции автомобиля для города — веление времени. Ответом данной неприятности занимаются и замечательные конструкторские…