«Настойчивый» просится в полёт

Так именуют собственный самолёт кружковцы-их руководитель и авиамоделисты — Вадим Борисович Румянцев из города Приволжск Ивановской области, чьими руками на местной станции юных техников (СЮТ) он и был создан. Говорят, что любительская авиация — хобби дорогое, и с этим тяжело не дать согласие.

Но вот, ознакомившись подробнее с конструкцией этого самолёта, делается ясно, что материалы, использованные при его изготовлении, и силовая установка, которой он укомплектован, недефицитны и не столь уж дороги. Думается, подобный самолёт смогут выстроить кроме того те, у кого денежные ресурсы, что именуется, ниже среднего. Само собой разумеется, одних финансов и любви к авиации для независимой постройки самолёта не хватает.

Необходимы особые знания, умения, а к ним ещё — завидное упорство в достижении поставленной перед собой задачи. Вот исходя из этого их наставник и ребята дали самолёту имя — «Настойчивый». Сейчас Е.Б.Румянцев говорит о собственном самолёте читателям издания.

Весьма рад возможности представить отечественный самолёт на страницах «Моделиста-конструктора» — так как как раз с этого издания у меня, тогда еще мальчишки, и началась непроходящая любовь к авиации. В одном из его номеров моё внимание привлёк материал о самодельном самолёте «Кроха», что запал мне в душу. Вот бы выстроить такой же и на нём полететь!

Но тогда воплотить собственный страстный порыв в конструкцию просто не мог: не имел для того ни инструментов, ни материалов, а основное — не было опыта и достаточных знаний. Но мечта росла совместно со мной, и я всерьёз увлёкся моделизмом, получал необходимые знания и опыт. Взяв специальность и образование техника-электромеханика, пришёл трудиться на станцию юных техников. Тут трудились творчески мыслящие учители и занимались увлечённые парни.

Сперва мы строили «земные» конструкции: мотоблоки, тракторы, машины. Позже «полуавиационные»: аэросани, аэроглиссеры. А после этого стали конструировать и летательные аппараты.

Кое-какие из них (сначала) так и не смогли встать в атмосферу, но большая часть однако летали, и нужно сообщить, хорошо. Об успешных хочется поведать.

За 20-летний период работы начальником кружка «Сверхлёгкие летательные аппараты» с ребятами различных поколений выстроили балансировочный планер (1981 год); «Антис» — одноместный самолёт по схеме «утка» с двигателем МП-800 (1985 год); одноместный самолёт с двигателем от снегохода «Буран» (1994 год); самолёт «Арго» также с бурановским двигателем (2000 год). Заглавия самолётов «Антис» и «Арго» прямо показывают на прототипы, по которым они выстроены.

В 2000 году, в учебной мастерской площадью 30 м2 начали строить, а через два года закончили достаточно успешный, и наряду с этим недорогой по материальным затратам самолёт. За прототип забрали ещё довоенный самолёт АИР-3 известного авиаконструктора А.С.Яковлева, не смотря на то, что применяли конструктивные ответы и других известных и несложных самолётов, таких, как «Пайпер Каб», «Питенпол».

Отечественный лёгкий самолёт — это одномоторный двухместный моноплан-парасоль хорошей схемы с хвостовым управляемым колесом. Рекомендован для учебно-тренировочных полётов.

Крыло самолёта имеет профиль ЦАГИ РII относительной толщиной 14%. Технологически крыло делится на консоли и центроплан. Центроплан крепится к фюзеляжу четырьмя стойками (пара передних — с подкосами). Стойки выполнены из трубы (сталь 20) диаметром 36×1 мм, подкосы — из такой же трубы, лишь диаметром 25×1 мм. Консоли соединяются с центропланом и посредством подкосов — с фюзеляжем.

Подкосы крыла — круглого профиля и сечением 100×40 мм склеены из четырёх сосновых пластин с различным направлением поперечных волокон (переклей).

«Настойчивый» просится в полёт

Двухместный самолёт моноплан-парасоль «Настойчивый»:

1 — воздушный винт;

2 — редуктор;

3 — капот двигателя;

4 — стойки крыла;

5 — козырёк (2 шт.);

6 —кабины (2 шт.);

7 — гаргрот;

8 — фюзеляж;

9 — киль;

10 — руль направления;

11 — хвостовое колесо;

12 —хвостовая опора с колесом;

13 — главная опора шасси;

14 — колесо главной опоры шасси (от мотороллера, 2 шт.);

15 — глушитель (от мотоцикла «Минск);

16 — консоль крыла (2 шт. );

17 — накладка(дюралюминий, странице 1,2шт.);

18 — центроплан крыла;

19 — подкос консоли крыла (2 шт.);

20 — распорка (дюралюминиевая труба O20, 4 шт.);

21 — закрылок (2 шт.);

22 — элерон (2 шт.);

23 — стабилизатор;

24 —руль высоты.

Консоль крыла:

1 — лонжерон (дюралюминиевая труба Д16Т O110x2);

2 — корневая нервюра (сосновая рейка 12×6);

3 — обшивка корневой части (фанера s1);

4 — обычная нервюра (сосновая рейка 6×6);

5 — полудуга (фанера sЗ);

6 — раскос (труба Д16Т, O45, 2 шт.);

7 — распорка с кницей (сосновая рейка 6×6, фанера s1, 2 шт.);

8 —передний (средний) стрингер (сосновая рейка треугольного сечения, а = 10);

9 — нижний и верхний стрингеры (сосновая рейка s12x8);

10 — стойка лонжерона (фанера sЗ);

11— задняя стена (сосновые рейки 15×15 и 25×25, фанера s1);

12 — обшивка носка (фанера s1);

13 — концевая нервюра (сосновая рейка 12×6);

14 — заполнитель (пенопласт,);

15 — законцовка;

16 — подкос закрылка и нервюры элерона (8 шт.);

17 — узел подвески элерона к консоли;

18 — носок элерона (фанера s1);

19 — лонжерон элерона (сосновая рейка 10 х 10, фанера s1);

20 — нервюра элерона (липовая пластина s1);

21 — задняя кромка элерона;

22 — поперечная тяга управления элероном (дюралюминиевая труба O8);

23 — качалка;

24 —продольная тяга управления элероном (дюралюминиевая труба O10);

25 — верхняя дужка (сосновая рейка 6×6);

26 — нижняя дужка нервюры (сосновая рейка 6×6);

27 — междужечные подкосы (сосновая рейка 6×6);

28 — кница (фанера s1);

29 —буж лонжерона (дюралюминиевая труба O113x1,5);

30 —уголковый кронштейн;

31 — кронштейн крепления подкоса;

32 — ушко вилки (передний узел) крепления консоли к центроплану (сталь, лист s2, 2 шт.);

33 —лонжерон центроплана (металлическая труба O40х 1,5), ситуация;

34 — распорка задней стены (сосновая рейка 15х 15, по количеству нервюр);

35 — распорка лонжерона элерона либо закрылка (сосновая рейка 10×10, по количеству нервюр);

36 — кронштейн (задний узел) крепления консоли к центроплану;

37 — кронштейн быстроразъёмного соединения закрылка с рычагом его управления.

Горизонтальное оперение:

1 — лонжерон стабилизатора (сосновый брусок-переклей 40×35);

2 —нервюра стабилизатора (липовая пластина s6);

3 — задняя стена стабилизатора (сосновый брусок 30×10);

4 — носок руля высоты (фанера s 1);

5 — лонжерон руля высоты (сосновый брусок-переклей 40×30);

6 —нервюра руля (липовая пластина s 6);

7 — задняя кромка руля высоты (сосновый брусок 30×10);

8 — кница (фанера s 1);

9 — кабанчик управления рулем высоты (сталь 20, лист s 2);

10 — расчалки крепления и кронштейны подкоса (сталь 20, лист s 2);

11 — узел подвески руля высоты к стабилизатору (2 шт.);

12 — хвостовая часть фюзеляжа самолёта.

Шасси:

А — главные опоры;

Б — хвостовая опора

Моторама и узлы крепления её к фюзеляжу:

1 — моторама (металлическая труба O20);

2 — сайлентблок (от автомобиля «Жигули», 4 шт.);

3 — кронштейн (сталь, лист s4, 4 шт.);

4 — фюзеляж

Самолёту «Антис» (1985 г.), выполненному по схеме «утка», предшествовал балансировочный планер, ставший родоначальником цілого семейства летательных аппаратов Приволожской СЮТ.

Двухместный самолёт (1990 г.)

Узлы крепления:

А — консоли крыла к центроплану;

Б — стабилизатора к хвостовой части фюзеляжа и навеска руля высоты на стабилизатор;

В — рычаг управления закрылками;

Г — колеса и руля направления хвостовой опоры.

Самолёт с двигателем от снегохода «Буран» (1994 г.) и предпоследняя разработка — «Арго» (2000 г.)

Лопасть воздушного винта

Схемы управления:

А — элеронами. Начальный вариант: смешанная — из жёстких тяг и тросовой проводки;

Б —закрылками;

В — рулём высоты;

Г —хвостовым колесом и рулём направления.

Оборудование кабины — органы управления и приборная доска:

1 — рычаг управления двигателем (РУД);

2 —ручка управления самолётом (РУС);

3 — тумблер включения зажигания;

4 — электронный тахометр;

5 — комплексный прибор контроля параметров работы двигателя;

6 — индикатор отказа работы генератора;

7 — скольжения и указатель поворота;

8 — высотометр;

9 — указатель скорости;

10 —вариометр;

11 — часы;

12 — кнопка запуска двигателя;

13 — рычаг педали (2 шт.);

14 — карман для переносной радиостанции;

15 —сиденье;

16 — пристежные ремни

Шасси:

А — главная стойка;

Б — хвостовая опора.

Неспециализированные характеристики:

Взлётная масса, кг……………………………………………………..600

Масса безлюдного, кг……………………………………………………….435

Запас горючего, л…………………………………………………………..70

Скорость, км/ч:

отрыва………………………………………………………………………60

посадочная………………………………………………………………..40

крейсерская…………………………………………………………….100

большая………………………………………………………….140

сваливания………………………………………………………………..40

Скороподъёмность, м/с………………………………………………….3

Разбег/пробег, м…………………………………………………….70/100

Крыло

Размах, м…………………………………………………………………10,75

Площадь, м2…………………………………………………………………15

Хорда, м……………………………………………………………………..1,4

Профиль…………………………………………………………….Р-П-14%

Угол установки, град……………………………………………………..3

Угол поперечного V град. ……………………………………………1,5

Угол стреловидности по передней кромке, град………………2

Размах элерона, м………………………………………………………….2

Хорда элерона, м……………………………………………………….0,35

Углы отклонения элерона, град………………………………+30/-2

Размах закрылка, м……………………………………………………..2.5

Хорда закрылка, м……………………………………………………..0,35

Угол отклонения закрылков, град…………………………………15

Шасси

База, м………………………………………………………………………4,05

Колея, м…………………………………………………………………….1,85

Размер главных колёс, мм…………………………………440×100

Размер хвостового колеса, мм……………………………….185×45

Горизонтальное оперение

Размах стабилизатора, м……………………………………………..3,1

Корневая хорда стаблизатора, м…………………………………1,08

Площадь стабилизатора, м2……………………………………….2,85

Угол установки стабилизатора, град………………………………-1

Хорда руля высоты, м………………………………………………….0,5

Площадь руля высоты, м2…………………………………………..1,45

Углы отклонения рулей высоты, град……………………+30/-25

Вертикальное оперение

Высота киля, м………………………………………………………….1,36

Площадь киля, м2………………………………………………………1,38

Площадь руля направления, м2…………………………………..0,88

Углы отклонения руля направления, град……………..+30/-30

Силовая установка

Двигатель……………………………………………………….BA3-21083

Тип………………………………………………………….карбюраторный

Макс. число оборотов в мин……………………………………..5500

Макс. мощность, л.с……………………………………………………..70

Режимы работы (мощность/об.в мин.):

Взлётный (время работы—до 5 мин)…………………56/4700

номинальный…………………………………………………….49/4100

крейсерский………………………………………………………43/3600

небольшой «газ»………………………………………………………24/2000

Марка горючего……………………………………………АИ-92, АИ-93

У консоли лонжерон из дюралюминиевой трубы диаметром 110 мм и толщиной стены 2 мм (от поливальной установки), а у центроплана — из металлической трубы диаметром 40 мм и толщиной стены 1,5 мм. В местах крепления подкосов крыла лонжероны консолей усилены бужами — втулками длиной 700 мм и наружным диаметром, соответствующим внутреннему диаметру трубы лонжерона. В финишах бужей в течении около 200 мм вырезаны клинья для более равномерного распределения нагрузки.

Потом для обеспечения требуемого запаса продольной устойчивости центровку самолёта сместили вперёд довольно средней аэродинамической хорды, придав консолям крыла угол стреловидности. Для этого к корневому финишу лонжерона консоли было нужно приклепать металлические ушки вилки с накладками. Крепёж центроплана к стойкам, а стоек — к фюзеляжу, и составных частей крыла между собой осуществлён болтами М8.

Нервюры — древесные. Собраны преимущественно из липовых реек сечением 6×6 мм (верхняя и нижняя дужки, подкосы). Дужка носка крыла выполнена из такой же гнутой рейки переменного сечения.

Кницы — из 1-мм фанеры, а стойка лонжерона — из 3-мм фанеры. Любая нервюра нанизывается на трубу лонжерона через отверстие в стойке и крепится к нему посредством четырёх дюралюминиевых уголковых кронштейнов заклёпками. В местах же крепления подкосов крыла к лонжерону, и стойки корневых и концевых нервюр приклёпаны в восьми точках. Тут же отмечу, что корневые нервюры — усиленные, их дужки и подкосы собраны из реек сечением 12×6 мм.

В носовой части, на протяжении всей консоли, нервюры связаны тремя стрингерами; нижним, передним (средним) и верхним. Между нервюрами, от переднего стрингера до верхнего, установлены дополнительные полудуги из 3-мм фанеры.

Задняя стена консоли крыла швеллерообразная, древесная, складывается из двух полок (бруски сечением 15×15 мм) и стены (1-мм фанера), служащей для закрылков и навески элеронов.

Носок крыла от нижнего стрингера до верхнего для обеспечения жёсткости профиля обшит 1-мм фанерой, а другая часть несущей поверхности обтянута бязевым полотном, пришитым к силовым и формообразующим элементам консолей крыла нитками. Полотно пропитано самодельным эмалитом — раствором целлулоида в ацетоне.

В местах крепления к крылу подкосов, в консолях между задней стенкой и лонжероном установлены распорки, сделанные по подобию последней: стена из 3-мм фанеры, а полка — из реек сечением 15×10 мм.

Нервюры элеронов и закрылки изготовлены из липовых пластин с вырезами для облегчения, а лонжероны — из сосновых полок 12×12 мм и стенок из 1-мм фанеры. Носки закрылков и элеронов до лонжеронов обшиты 1-мм фанерой.

Сборка подробностей нервюр всего крыла и фюзеляжа производилась на эпоксидном клее — многократно проверенным на практике связующем. Обшивка крыла — полотняная (бязевая), с пропиткой эмалитом.

Фюзеляж древесный, ферменной конструкции, прямоугольного сечения. Базой его силового комплекта являются четыре сосновых лонжерона сечением в средней частях и передней 20×20 мм и переходящих в сечение 16×16 мм — в хвостовой части. Лонжероны соединены между собой в ферму при помощи стоек и поперечин для того чтобы же сечения. Носовая и хвостовая части фюзеляжаобшиты 3-мм фанерой.

Средняя часть дополнена раскосами и обтянута бязевым полотном.

Хвостовое оперение — древесное с расчалками. Стабилизатор складывается из задней стенки и лонжерона с нервюрами между ними и обшит пропитанным эмалитом полотном. На заднюю стенку навешивается руль высоты, складывающийся из двух половин.

Носовая часть руля до лонжерона зашита 1-мм фанерой (как у крыла), которая принимает нагрузки на кручение, а другая поверхность обтянута пропитанным полотном.

Вертикальное оперение: руль и киль поворота сделаны подобно горизонтальному оперению. Управление рулём направления — тросовое, а рулём высоты — смешанное.

Шасси — пирамидальное с главными колёсами от мотороллера «Тула». Главные стойки шасси — из труб диаметром 36×1,5 мм, они соединены шарнирно с нижними лонжеронами фюзеляжа через четыре уголковых кронштейна. Амортизаторы — пружинные.

Хвостовая опора — управляемая, с резиновым колесом и пластинчатым амортизатором размерами 200×80 мм.

Моторная рама сварена из труб (сталь 20) сечением 20×2 мм и скреплена с лонжеронами фюзеляжа через четыре кронштейна-накладки. Двигатель стыкуется с ней в четырёх точках через сайлентблоки.

В качестве силового агрегата в винтомоторной установке использован двига-

тель от автомобиля ВАЗ-21083, причём без переделок, лишь к его выпускному коллектору приспособлен глушитель от мотоцикла «Минск». Крутящий момент от двигателя на воздушный винт передаётся через самодельный шестерёнчатый редуктор с передаточным отношением 2,6. Ведущая шестерня (27 зубьев) — от мотоцикла «Иж-Планета-Спорт», ведомая (70 зубьев) — самодельная, их валы выточены из вала коробки перемены передач грузовика ГАЗ-51.

Картер редуктора сварен из металлического 3-мм страницы и обработан посредством несложных приспособлений на школьных токарном и фрезерном станках. Топливный бак ёмкостью 50 л находится в носовой части фюзеляжа.

Воздушный винт диаметром 1,6 м — тянущий, моноблочный двухлопастный, древесный (переклей из сосновых брусков), покрыт двумя слоями стеклоткани на эпоксидном связующем, с окантовками из латунного страницы. Потом его заменили подобным, но диаметром 2 м. Наряду с этим было нужно расширить высоту размещения оси винта, чего добились

сужением колеи шасси. Винт развивает тягу на 150 кгс на взлётном режиме.

приборы и Управление смонтированы в обеих кабинах. Управление самолётом (элеронами и рулём высоты) — от любой из двух ручек, соединённых тягой и расположенных перед сиденьями в каждой из кабин. поворот руля и Отклонение направления хвостового колеса производятся в один момент от педалей при помощи тросовой проводки. Управление двигателем — от рычага, закреплённого слева от пилота.

Управление закрылками осуществляется от рукоятки-рычага с фиксатором с места пилота из задней кабины.

Самолёт оборудован устройствами, осуществляющими контроль работу двигателя и снабжающими полёт в несложных метеорологических условиях. Все они расположены на приборных досках в обеих кабинах.

Сиденья — самодельные, снабжены пристежными ремнями — автомобильными ремнями безопасности.

Самолёт прошел техкомиссию и зарегистрирован в ФЛА в 2002 году. На сегодня его налёт превысил 500 часов (2412 посадок). По окончании 500 часов налёта была произведена ревизия двигателя.

Износа трущихся подробностей пока не найдено.

На протяжении эксплуатации в конструкцию самолёта вносились трансформации, не смотря на то, что и не кардинальные. Так, со временем тросовое управление элеронами заменили твёрдым. У кабин вместо бортов для пассажира и удобства пилота сделали с одной стороны откидные дверки.

Поменяли конструкцию хвостовой опоры и размещение педалей. Колёса главных опор оборудовали механическими тормозами с приводом от рычага на рукоятке через

трос в боуденовской оплётке. Перед кабинами установили пр9зрачные козырьки из 5-мм оргстекла, заголовник у пилота, а за спинкой сиденья в задней кабине организовали маленькой багажник. Усилили крепление стабилизатора передним подкосом.

Поменяли покраску самолёта.

В последних числахМая 2008 года отечественный коллектив с самолётом «Настойчивый» в очередной раз принимал участие в Общероссийском слёте любителей авиации в г.Владимире. Ежегодные перелёты на слёт и обратно продемонстрировали, что самолёт способен преодолевать расстояния и в пара сотен километров без посадок.

Рекомендую авиаконструкторам-любителям: храбрее стройте простые самолёты. Они дешёвы всем. Лишь будьте настойчивы и уверены в себе, и тогда у вас всё окажется!

Удач!

В. РУМЯНЦЕВ, г. Приволжск, Ивановская обл.

Рандомные статьи:

Новогодняя -Верка Сердючка


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • Полет на высоте сантиметров

    В советских и зарубежных научно-популярных изданиях много раз оказались сообщения о низколетающих аппаратах-экранолетах, а также о советском…

  • Биплан черникова

    Летом прошлого года начальник авиакружка Внуковского дома культуры (г.Москвы) пилот-любитель Андрей Черников демонстрировал на сконструированном и…

  • Fun-fly wizard 3d

    Вступление Параметры модели Крыло Оперение Фюзеляж Обтяжка Инсталляция пилотирование и Настройка Перечень материалов Заключение Вступление Статья…

  • Самолёт ф-3

    В отечественном городе Кингисепп был планерный клуб РОСТО, в котором я с 1996 г. трудился пилотом-инструктором. Из авиатехники в клубе имелись: два…