Серебряный муравей

Каков же он, мини-трактор «Муравей»? Что прячется за радующими глаз успешными его формами?
Вправду, кинематика тут идеально соответствует дизайнерскому плану. Двигатель — одноцилиндровый, двухтактный, с принудительным воздушным охлаждением, мощностью 14 л с. Забран от мотороллера «Тула-200». Сцепление многодисковое, в масляной ванне.

На тракторе установлены две механические коробки передач. Задний мост — блокируемый, с демультипликатором.

Кинематическая схема — с большим применением промышленных узлов и деталей. К примеру, звездочка Z2=38 — от мотороллера «Турист» (задняя), как и цепь ПР-12,7. Звездочки Z1, Z3—Z6 и цепь ПР-19,05 забраны от списанной сельхозтехники. Причем Z6 на валу отбора мощности — съемная. При необходимости вместо нее может устанавливаться токарный патрон привода и т. п. Z7 также забрана от списанной сельхозтехники и приварена вместо фланца на раздаточной коробке ГАЗ-69.

Появление в конструкции «Муравья» раздаточной коробки ГАЗ-69 не просто так. Так как она допускает блокировку колес, имеет понижающую передачу. А самое основное — в том месте имеется тормозной барабан с колодками заводского изготовления, талантливыми обеспечить мини-трактор надежным торможением как на ходу, так и на стоянке.

От раздаточной коробки вращение передается на полуоси ведущих колес, изготовленные из карданных валов ГАЗ-69. Любая из полуосей крепится снизу на коробчатой части конструкции рамы, усиленной уголком 75X75 мм посредством двух расположенных совместно (между карданным шарниром и устанавливаемым на финише оси фланцем) самоцентрирующихся подшипников № 1680206С17.

Такие же подшипники, забранные от списанного соломотряса комбайна «Нива», использованы и для крепления вала отбора мощности (сверху на лонжеронах, у коробчатой части конструкции рамы).

Серебряный муравей
Рис.

1. Компоновка мини-трактора «Муравей»:
1 — указатель поворотов, 2 — передняя фара, 3 — капот, 4 — двигатель, 5 — воздушный фильтр, 6 — педаль сцепления, 7 — рычаг переключения передач, 8 — рулевая колонка, 9 — рычаг ускоренной передачи, 10 — заднее крыло, 11 — сиденье, 12 — рычаг привода подвески, 13 — задняя фара, 14 — подвеска, 15 — заднее колесо, 16 — рулевое колесо, 17 — светоотражатель, 18 — декоративная решетка, 19 — бампер, 20 — рулевая тяга, 21 — переднее колесо, 22 — буксирная серьга, 23 — переднее крыло, 24 — брызговик, 25 — педаль тормоза, 26 — полик, 27 — педаль газа, 28 — рычаг реверса, 29 — рычаг демультипликатора, 30 — рычаг блокировки задних колес, 31 — стоп-указатели и сигнал поворотов, 32 — кожух вала отбора мощности, 33 — глушитель.

Рис. 2. Кинематическая схема трансмиссии с указанием межосевых расстояний валов:
1 — управляемые (передние) колеса, 2 — двигатель «Тула-200», 3 — коробка перемены передач ГАЗ-21, 4 — звездочка отбора мощности (съемная) на промежуточном валу, 5 — раздаточная коробка ГАЗ-69 с узлом блокировки и тормозным барабаном колес, 6 — ведущие (задние) колеса.

Рис. 3. Узел крепления ведущего колеса (вид снизу):

1 — полуось ведущего колеса (укороченный до 350 мм карданный вал ГАЗ-69), 2 — верх коробчатой части рамы, 3 — самоустанавливающиеся подшипники с натяжными втулками (от соломотряса «Нивы») № 1680206С17, 4 — кронштейн (уголок 75X75 мм, приваренный к верху коробчатой части рамы), 5 — диск колеса, 6 — фланец со ступицей, приваренный к диску колеса, 7 — шайба, 8 — гайка М25, 9 — лыска, 10 — болт М10.

Рис. 4. Передний мост:

1 — втулка переднего моста, 2 — поперечная балка, усиленная ребрами жесткости, 3 — стойка оси переднего колеса, 4 — «стакан» для крепления кронштейна переднего крыла, 5 — винт М6, 6 — круглые гайки М27 (4 шт.), 7 — ось левого колеса, приваренная к валу стойки и рычагу поворотной цапфы, 8 — ось правого колеса, приваренная к валу стойки и рычагу рулевой трапеции.

Рис. 5. Рулевое управление:

1 — рулевое колесо. 2 — рулевой вал, 3 — крестовина, 4 — рулевой механизм, 5 — рычаг поворотной цапфы, 6 — сошка рулевого механизма, 7 — рулевая тяга, 8 — наконечник рулевой тяги ГАЗ-69 (ГАЗ-21), 9 — рычаг рулевой трапеции, 10 — стойка оси переднего колеса, 11 — управляемое (переднее) колесо.

В качестве ведущих применены (учитывая их доступность, что в наши дни — фактор важный) колеса 5,50-16 дюймов от сельхозмашин модели Л-182.

Для их крепежа целесообразно воспользоваться методом, прекрасно известным всем любителям мастерить автомототранспортные средства. Нужно сделать на валу «лыску» — плоскую площадку, чуть сточив финиш вала. В этом случае «лыску» нужно выполнить на участке от резьбы М25, где площадка будет достигать ширины 20 мм, и потом на 45 мм на протяжении вала со «сходом на нет».

Диск колеса приваривается по окружности к фланцу толщиной 15 мм, со ступицей 30 мм, на внутреннем диаметре которой расположен выступ, подобный «лыске» на валу. Колесо надевается на подготовленную так полуось и затягивается гайкой М25 с шайбой толщиной 10 мм.

Хороший мини-трактор должен иметь эргономичное в обращении, надежное в эксплуатации рулевое управление.

У «Муравья» балка переднего моста самодельная, изготовлена из толстостенной трубы, усиленной наваренными ребрами жесткости. А подробности рулевого механизма позаимствованы у автомобиля «Москвич-400». Стойки осей передних колес установлены на упорных шариковых подшипниках, что содействует легкому повороту колес. Сверху на каждой стойке — «стакан» с приваренным к нему кронштейном переднего крыла и крепежным отверстием, в котором нарезается резьба под винт М6.

Передние колеса «Муравья» забраны от мотороллера «Тула-200» (модель К-82: 4,00—10 дюймов). Рулевой вал (неспециализированная протяженность 1200 мм) — от ГАЗ-51.

Рама мини-трактора имеет трапецеидальную (переднюю) и коробчатую (для установки раздаточной коробки ГАЗ-69 и ведущих полуосей) части.

Конструкция ее сварная. Лонжероны, задняя поперечины и передняя, балка для навесных орудий выполнены из швеллера 100X80 мм, тогда как остальные элементы рамы — из уголка 75X75 мм. На переднюю поперечину наварены косынки из 10-мм металлического страницы. В них сделаны отверстия диаметром 18 мм под ось для надежного крепления переднего моста.

Рис.

6. Рама мини-трактора:
1 — лонжерон (швеллер 100Х80), 2 — передняя поперечина (швеллер 100X80), 3 — косынки (для крепления переднего моста), 4 — средние поперечины (уголок 75X75), 5 — коробчатая часть рамы, 6 — кронштейн для дополнительного подшипника (уголок 75X75), 7 — укосина, 8 — балка для навесных орудий, 9 — втулки с внутренним диаметром 24 мм, 10 — задняя поперечина (швеллер 100X80).

Рис. 7. Размещение деталей и узлов на раме (капот снят).

Рис.

8. Конструкция механического привода навески (со снятым фиксатором):
1 — звездочка Z=16, 2 — рычаг привода навески, 3 — втулка с подшипником скольжения, 4 — цепь с шагом 19,05 мм, 5 — тяга (шток диаметром 10 мм, протяженность от цепи до рычага 450 мм), 6 — основная ось привода навески, 7 — кулачок, 8 — ребро, 9 — укосина, 10 — балка для навесных орудий, 11 — рычаг, 12 — стойка (протяженность — 500 мм), 13 — кронштейн для крепления стойки к заднему борту.

Рис.

9. Приводы переключения скоростей:
1— звездочки Z=19 (от задней втулки спортивного велосипеда), 2 — звездочки Z=13 (от детского велосипеда), 3 — подшипники скольжения, 4 — рычаг пониженной (повышенной) передачи, 5 — рычаг заднего хода (реверса), 6 — коробка перемены передач ГАЗ-21.

Размещение деталей и узлов мини-трактора на раме светло из рисунка, где «Муравей» продемонстрирован с откинутым капотом.

в первых рядах — аккумулятор, над ним на Т-образном (спереди) и Г-образном кронштейнах прочно закреплен бензобак. Сам же двигатель установлен на стойках либо скобах.

Облицовка сделана из металлического страницы толщиной 1,5 мм и окрашена автомобильными эмалями.

Громадное внимание уделено электрооборудованию мини-трактора. Предусмотрены освещение в первых рядах и позади, указатели поворота, звуковой сигнал. На щитке устройств установлены контрольные лампочки нейтральной передачи, включения дальнего и ближнего света, зарядки аккумуляторная батарей, указатель работы тормозов.

Характеристика «Муравья»

Габаритные размеры, мм: 2610Х1080Х1350

База, мм: 1300

Колея, мм: 950

Дорожный просвет, мм: 280

Масса (без навесных орудий и прицепа), кг: 400

Двигатель: одноцилиндровый, двухтактный;«Тула-200»

Мощность двигателя, л. с.: 14

Скорость транспортная, большая, км/ч: 40

Скорость рабочая, минимальная, км/ч: 2,5

Н. КОЧЕТОВ, отечественный спец. корр.

Рандомные статьи:

ГТА 5 МОДЫ СЕРЕБРЯНЫЙ СЁРФЕР ПРИЛЕТЕЛ В ГОРОД! ОБЗОР МОДА В GTA 5 ИГРЫ ГТА МИР ВИДЕО GTA 5 МОДЫ


Похожие статьи, которые вам понравятся:

  • «Муравей» кузовом вперед

    В первую очередь, благодарю редакцию «Моделиста-конструктора» за пропаганду смекалки, таланта и ума несложного народа, за предоставленную возможность…

  • Пашет, возит и даже пилит

    Необходимость выстроить мини-трактор показалась у меня в один момент с покупкой в начале 80-х годов садово-огородного участка (получением, как говорили…

  • Всесезонный помощник

    Пятнадцать лет выписываю издание «Моделист-кон-структор» и в каждом номере нахожу для себя много увлекательных и нужных статей. Я по образованию…

  • Шестиколесная амфибия

    И участники, и гости Всесоюзного смотра-конкурса самодельных вездеходов в Архангельске с удивлением поняли, что в городе существует целая самодеятельная…