По противоположному склону оврага, оттуда, где высятся уходящие вверх золоченные под ярким зимним солнцем стволы сосен, спускается лыжник. Он скатывается по свежему, в ночь выпавшему и сейчас пушистому чистому снегу. Вот резко повернул поперек склона, подняв за собой снежный шлейф, притормозил на секунду. И снова вниз, снова в сторону. Крутые резкие повороты, нырки и остановки. На лыжах так не сделаешь, даже на горных, даже на твердом насте.
Да и стоит он как-то по-особенному — то спиной, то лицом к склону. Все у него получается легко и свободно, одним лишь неприметным наклоном корпуса, кажется, почти без усилий…
Спустился, поднял свой легонький снежный серфер — и снова наверх к соснам и солнцу.
Что только не придумывают для катания с гор: сани всевозможных конструкций, скибоб, мини-лыжи… обо всех о них регулярно рассказывает наш журнал. В последнее время многие стали увлекаться сухопутным серфером, который получил название «скейтингборд» — роликовая доска. Однако кататься на ней можно только на твердом покрытии: бетоне или асфальте. Для зимнего же времени года предназначен снежный серфер, который напоминает, особенно в управлении, скейтингборд.
Снежный серфер — короткая и широкая монолыжа, пластиковая или деревянная. Передняя часть ее, как и положено, круто вздымается вверх, несколько меньше загибается задник; начиная с середины, лыжа значительно расширяется. В поперечном сечении она представляет собой перевернутую трапецию: такая форма скользящей поверхности позволяет делать повороты или соскальзывать с горы на боковой грани, в то время как при спуске по склону используется вся площадь лыжи.
Внизу вдоль конструкции проходят восемь металлических кантов: шесть на внутренних и два на боковых лонжеронах, причем на расширяющейся части укреплены в два ряда. Врезаясь в снег, канты не дают лыже, например, при движении поперек склона соскальзывать; особенно действенно это на жестком — укатанном или льдистом склоне. Для повышения эффективности торможения канты заднего ряда расположены под углом к продольной оси: внутренние имеют угол пять градусов, внешние — десять.
Казалось бы, что канты, особенно задние, необходимо делать изогнутыми по дуге, соответствующей хотя бы минимальному радиусу поворота лыжи, однако, как показывает практика, вполне допустима установка прямого канта.
Монолыжа-серфер.
I — общий вид:
1 — верхняя полуоболочка, 2 — наполнитель-пенопласт, 3 —- рифленое покрытие, 4 — стальной кант, 5 — нижняя полуоболочка, 6 — проклеечная лента шва, 7 — лонжерон.
II — размещение кантов на скользящей поверхности.
Изготовление деревянной монолыжи.
А — подготовка носка лыжи для загиба, Б — формирование изгиба на болване, В — изготовление скользящей поверхности лыжи:
1 — корпус, 2 — кант, 3 — пластиковая прокладка, 4 — лист жести, 5 — крепежные винты.
Вдоль всей монолыжи — по середине скользящей поверхности проходит желобок, стабилизирующий ее положение при движении на прямых курсах.
Изготовить снежный серфер можно матричным способом с использованием стеклоткани и эпоксидной смолы: эта технология получила достаточное распространение и хорошо известна.
Канты из нержавеющей стали должны иметь Т- или Г-образный профиль. Эта особенность сказывается прежде всего на конструкции «болвана» и обусловливается наличием неглубоких пазов на местах их последующей склейки.
Чтобы канты прочно удерживались в корпусе лыжи, не расшатывались и не выпадали, надо обязательно засверлить в каждом из них по нескольку отверстий и продернуть пряди стекловолокна, которые затем заделываются в пазы.
Сначала выклеивают обе половины оболочки — толщина их должна быть около 5 мм — и плотно вклеивают в них на эпоксидной смоле куски пенопласта; выступающие части материала срезаются заподлицо нагретой струной.
Последующая операция — склейка обеих половин и проклейка шва лентой. Рекомендуется использовать стеклоткань толщиной 0,4—0,6 мм и укладывать ее в 10—12 слоев с перехлестом 3—4 мм, при этом можно брать куски любой длины.
Из дерева сделать монолыжу еще проще, но она получится несколько тяжелее.
Единственная сложность здесь — формирование переднего загиба. Можно просто «распустить» носок на несколько слоев с помощью пропилов и распарить их в воде, прокипятив 2—3 часа, а затем просушить на профильной болванке с заданным изгибом. После этого выполняется их склейка: обязательно водостойким клеем.
Заделка кантов в корпус:
А — кант, Б — срезание пенопласта струной, В — заделка прядей:
1 — нижняя полуоболочка, 2 — кант, 3 — пряди стекловолокна, 4 — слон стеклоткани.
Приемы управления монолыжей:
1 — ускорение движения, 2 — замедление движения, 3 — выполнение поворотов.
Нижняя, скользящая поверхность отделывается пластиком и обивается жестью или листовым алюминием. На опорные площадки сверху наклеивается рифленое (например, резиновое) покрытие.
Учиться управлять снежным серфером легче на пологом склоне. Встаньте на лыжу и для набора скорости слегка перенесите тяжесть тела вперед.
Ноги держите расслабленно, слегка согнув в коленях и стараясь амортизировать неровности склона. Чтобы затормозить, перенесите тяжесть тела назад, тогда расходящиеся веером канты создадут дополнительное сопротивление движению.
При повороте увеличивайте давление носками или пятками на ту сторону лыжи, куда хотите повернуть.
Стоять на монолыже помогает веревочная тяга с деревянной рукоятью, прикрепленная к носку и в центре — у опорных площадок. Держа эти «вожжи» внатяг, легче сохранять равновесие на «убегающем из-под ног» спортивном снаряде и проще его «объездить».
Ю.
ЗОТОВ, Н. ШЕРШАНОВ
Рандомные статьи:
Зимний виндсёрфинг в Самаре. http://snowsurfing.ru
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Павел Андреевич Дерябкин, энтузиаст снегоходной техники из города Иванова, создал уже не одни аэросани. Его первая конструкция, аэросани-амфибия (фото)….
-
В феврале 1974 года на заснеженных полях вблизи аэропорта «Домодедово» показалась необыкновенная машина, напоминающая то ли яйцо сказочной птицы Рух, то…
-
Вездеходная техника — мое давешнее и непреходящее увлечение. Вот уже более тридцати лет я в свободное время проектирую и строю различные вездеходные…
-
Вездеходы на пневматиках сверхнизкого давления становятся все удобнее. В случае если дюжина лет назад энтузиасты вездеходной техники создавали в основном…