Неоднократно я уже пробовал собрать несложный эргономичный и малогабаритный микромотоцикл. Но по окончании испытаний и постройки нескольких таких автомобилей с двигателем Д6 выяснились недочёты, стереотипно повторяющиеся на всех них: неудобная поза (особенно для высоких седоков), отсутствие вспомогательного педального привода, необходимость пуска, как говорят, «с толчка», мелкий багажник… Само собой разумеется, все это как-то компенсировалось малым и небольшими габаритами весом автомобилей.
По окончании приобретения складного велосипеда ММВЗ «Минск» показалась идея — установить на него двигатель Д6. Это сулило последовательность преимуществ. В первую очередь у для того чтобы велосипеда достаточно эргономичная посадка; возможность в широких пределах регулировать положение руля и седла (как в расчете на ребенка, так и на взрослого).
А обычный педальный привод и оптимально подобранное передаточное число передачи от двигателя к ведущему колесу разрешали гармонично сочетать мускульную силу и маленькую мощность Д6, приобретая хорошую динамику разгона и высокую большую скорость (до 50 км/ч), нужную для перемещения в потоке автомобилей. Велосипед к тому же имеет хорошей багажник, на котором возможно перевозить самые разные грузы.
Очевидно, главной задачей была такая установка двигателя, которая ни за что не мешала бы складыванию велосипеда. Отмечу, что в сложенном состоянии мопед имеет габаритные размеры, пожалуй, кроме того меньше, чем узнаваемые микромотоциклы.
Установка двигателя Д6 на складном велосипеде «Минск»:
1, 2 — верхний узел крепления мотоустановки, 3, 4 — средний узел крепления мотоустановки (удлиненная хомут и резьбовая шпилька), 5 — основание двигателя, 6 — прокладка (резина), 7 — нижний узел крепления мотоустановки, 8 — пластина-переходник крепления глушителя.
Я перепробовал различные методы крепления двигателя: на багажнике, на передней вилке.
Но в итоге выбрал хорошую компоновку: с двигателем под седлом. Никаких сварочных работ на раме создавать не потребовалось, было нужно сделать всего лишь пара подробностей, включая три несложных хомута. Отмечу, что в любую секунду двигатель возможно легко снять.
Двигатель закреплен на основании, а оно, со своей стороны, — на раме. Основание сварено из листовой стали; в него входят стена и два ребра жесткости, составляющие базу узла, и хомуты для крепления основания к раме и бобышка-фиксатор для обеспечения верной установки мотора на основании. Бобышка представляет собой распиленный на протяжении отрезок трубы подходящего диаметра. ребра и Стенка жесткости вырезаны из металлического страницы толщиной 3,5…4 мм.
Стена сперва сгибается по пунктирным линиям развертки, по окончании чего углы, указанные на чертеже, корректируются по месту — по раме и мотору.
Основание под двигатель Д6 для установки его на велосипед «Минск»:
1 — ушки верхнего узла крепления мотоустановки, 2 — ребра жесткости, 3 — хомут нижнего узла крепления мотоустановки, 4 — бобышка-фиксатор, 5 — стена.
Хомуты крепления двигателя.
В основании делается прорезь для пропуска левой задней шпильки крепления Д6, которая заменяется на более долгую — 50 мм (из-за громадного диаметра подседельной трубы велосипеда).
По данной же причине штатная задняя правая шпилька крепления двигателя переносится на 15 мм вправо (для чего в картере сверлится отверстие и нарезается резьба М6).
Переходник крепится к раме хомутом с резиновой прокладкой (полоса резины от автокамеры), что стягивается болтом М8. Сверху основание крепится кроме этого хомутом и двумя болтами М8. И на шпильки двигателя надевается хомут, фиксируемый гайками М6.
Глушитель штатный. Нужно лишь мало разогнуть выхлопной патрубок (нагрев его в пламени паяльной лампы) с подгонкой по месту.
Нижний финиш глушителя крепится за ушко ограждения цепи (на каретке) через маленькую пластину, размеры которой подбираются по месту.
Ведомая звездочка (Z=22) — от спортивного велосипеда «Спутник». С таковой зубчаткой велосипед устойчиво движется со скоростью от 15 до 50 км/ч, но при трогании с места и разгоне седоку нужно поработать и педалями.
Крепление звездочки общепринятое: полукольцами к втулке заднего колеса велосипеда.
Для предотвращения соскакивания и защиты спиц цепи между спицами и звёздочкой засунут диск из двухмиллиметрового металлического страницы. Наружный диаметр его 140 мм, внутренний — по диаметру втулки.
При монтаже цепной передачи может появиться необходимость пара изогнуть наклонную трубу задней вилки.
Для этого снимается колесо, велосипед кладется на подставки (древесные бруски) и двумя-тремя ударами через древесную проставку обеспечивается маленькой изгиб трубки, благодаря чему цепь не задевает за нее.
Органы управления штатные, без переделок, расположены на руле. Топливный бак — типа «капелька»; но возможно применять и другую подходящую емкость.
Подвешен бак на подседельной трубе.
Для увеличения безопасности езды велосипед оборудован дублированным ручным тормозом, действующим на переднее колесо. К штатному добавлен дополнительный, крепящийся с обратной стороны передней вилки удлиненной шпилькой. Оба тормоза управляются рычагом, расположенным на руле справа.
Ходовая часть велосипеда не дорабатывалась, никаких усилений его конструкции не делалось.
За 8 лет эксплуатации суммарный пробег составил более 10 тыс. км по асфальтовым и грунтовым дорогам, причем неспециализированная «нагрузка» достигала 140 км. сварных элементов швов и Разрушений рамы наряду с этим не наблюдалось.
Трансформации коснулись только шин. Поверх штатной покрышки была надета «авоська», вырезанная из ветхой покрышки: так, на заднем колесе показался протектор с глубоким рисунком, что полезно при перемещении по грунту.
В то время, когда износ покрышек стал громадным, на переднее и заднее колеса были надеты по две покрышки: вниз ветхая, сверху новая. Наряду с этим улучшилась амортизация на неровностях.
Напоследок остается добавить, что велосипед употреблялся и в дальних поездках между городами, и в повседневной езде. Конструкция оказалась весьма «живучая» и надежная.
Вот таковой складной мопед я и предлагаю вниманию читателей.
Уверен, он будет нужен многим, в особенности начинающим, в первую очередь из-за надёжности и своей простоты. (Кстати, моя машина несложнее, чем у Панкова, что обрисовал ее в «М-К» № 3 за 1985 год.)
В. КОРОБОВСКИЙ, инженер, г. Красноярск
Рандомные статьи:
Электро-скутер складной на литиевых батареяхНовинка 2015 года
Похожие статьи, которые вам понравятся:
-
Задумывая конструкцию мопеда, я ставил перед собой цель сделать ее эргономичной в эксплуатации для водителя любого возраста. Таким мопед у меня и…
-
Велосипед «Турист» в полной мере оправдывает собственный наименование. Он нетяжел, достаточно прочен, легок на ходу, имеет хорошие эргономические…
-
Сконструированный мною малогабаритный мопед в отличие от серийных вольно размещается в пассажирском лифте. Это, пожалуй, одно из его главных преимуществ,…
-
На X Всесоюзной семь дней науки, производства и техники для юношества и детей, проводившейся в январе 1983 года в столице Узбекистана, было собрано много…